Кому верить? Русская цензура и голод. Спекуляция пшеницей по-американски

Jan 11, 2013 11:00

1911 год.
Конец ноября. По сообщению «Сине-фоно», «на днях вернулся в Москву оператор О-ва „Гомон“, ездивший в голодающие губернии России. Передать полную картину голода, конечно, кинематограф оказался не в состоянии, Но и те отдельные эпизоды, которые запечатлела лента, говорят достаточно. Вчера эти ленты впервые демонстрировались на экране… Деревенская улица с выпавшим первым снегом. Большинство домов без крыш, только торчат деревянные стропила. Солома ушла на корм скоту. На краю селения крестьянин снимает последнюю солому. Лошадь с опухшим от голода животом жадно пожирает клоки черной соломы. На задворках уныло бродит скот. Голодные, с опавшими боками коровы, давно не дающие молока, и лошади роют свежий снег, пытаясь из-под него достать засохшую траву - последний корм. Вот деревня, где уже скот продан. Жизнь в деревне замерла, только бегают полуголодные собачонки. Крыш нет и в помине. Крестьяне-старики впряглись в сани - возят на себе хворост из леса. Более молодые уже давно ушли „искать урожая“. Полная жизни картина: толпа крестьян у земских учреждений просит о помощи. О-во „Гомон“ уже объявило об отказе от прибыли от показов фильма в пользу голодающих. Показ фильм «Неурожайные губернии» был запрещен в Казани (полицеймейстером) и в других городах России. - «Сине-фоно», 1911, № 5, с. 6. - с сайта RuData, Рашит Марванович Янгиров - кинокритик, историк кино.
Вен.Вишневский. Документальные фильмы дореволюционной России. 1907-1916. - Москва, 1996. - с. 108.




«Неурожайный (1911) год в Самарской губернии» (300 м).
1) Общий вид «голодной» деревни; 2) забитые и покинутые крестьянами дома; 3) землянки; 4) заброшенная мельница; 5) пустые колодцы; 6) голодный скот; 7) отправка скота на продажу; 8) толпа голодающих у голодного крестьянина; 9) раздача соломы; 10) помощь земства; 11) раздача сухарей благотворителям; 12) медицинская помощь заболевающим цингой. - География России. Издание Научного Отдела Акц. О-ва «А.А.Ханжонков и Ко», Москва. 1918. (РГАЛИ, ф. 989, оп.1 , ед. хр. 10, лл. 54-80 об). - Выдержка из КАТАЛОГИ ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫХ ФИЛЬМОВ АО «А.ХАНЖОНКОВ И КО»: (Публикация и предисловие А.С.Дерябина).

А могла ли российская цензура допустить к прокату, если бы его кто-нибудь предложил, американский фильм "Спекуляция пшеницей", вышедший за два года до этого? К чему, собственно, он призывает?
Меня, конечно, не только и не столько пафосом (за некоторые решения в фильме "Рождение нации" критики обвинят Гриффита в расизме) восхищают фильмы Гриффита, настоятельно рекомендую посмотреть "Нетерпимость" и "Рождение нации". Два последних фильма я посмотрел в достаточно зрелом возрасте и был просто потрясен этими открытиями.
«Спекуляция пшеницей» (англ. A Corner in Wheat, 1909) - американский короткометражный художественный фильм Дэвида Гриффита.
Фильм состоит из последовательности следующих сцен: 1. Обширные поля вспаханной земли. Крестьянин пашет, приближаясь к камере. 2. У фермы. Крестьянин прощается с семьей и отправляется в город, чтобы продать свое зерно. 3. У фермы. Крестьянин возвращается удрученный; цены на зерно снова упали (тот же кадр, что и во второй сцене). 4. Спекулянт у себя в конторе дает распоряжения своим подручным; они застыли как статуи, но, слушая его, постепенно оживляются. 5. На бирже агенты спекулянта внезапно взвинчивают цены на зерно; динамичность этой сцены контрастирует с почти полной неподвижностью предыдущей. 6. В конторе. Агенты спекулянта сообщают ему об удачно проведенной биржевой махинации. Один из его соперников пытается покончить самоубийством на его глазах. 7. В булочной. Хозяйкам приходится довольствоваться половиной булки, так как цены на муку вдвое повысились. Безработным также выдают вдвое меньше хлеба. Начинаются беспорядки. Полиция жестоко расправляется с толпой. 8. В роскошном салоне спекулянт, празднуя удачную биржевую спекуляцию, пирует с многочисленными гостями. 9. Булочная и толпа безработных (очень короткая сцена). 10. Продолжение пира. 11. Контора спекулянта. Он принимает посетителей. 12. Мукомольный завод. Спекулянт показывает его своим посетителям. Отстав от гостей, он оступается и падает в зернохранилище. 13. Зернохранилище. Струйка зерна непрерывно сыплется на спекулянта. 14. Мукомольный завод. Вернувшиеся назад гости обеспокоены исчезновением хозяина. Его труп вытаскивают из зерновой ямы. 15. Обширные вспаханные поля, показанные в первой картине. Крестьянин сеет. - материал взят из русскоязычной Википедии.

Сценарий Гриффитом и Фрэнком Э.Вудсом (также участвовал в работе над сценариями "Рождение нации" и "Нетерпимость") написан по мотивам произведений Фрэнка Норриса: рассказа "Сделка с пшеницей" (A Deal in Wheat, 1903) и романа "Омут: История Чикаго" (The Pit: A Story of Chicago, 1903) - о спекуляциях на чикагской торговой бирже.
В представленных в интернете на русском языке биографиях до сих пор существуют разночтения. - Бенжамин Фрэнклин Норрис (англ. Benjamin Franklin Norris, Jr.).

GriffithMovies DW GRIFFITH A CORNER IN WHEAT 1909 CLASSIC SILENT MOVIES TV SHOWS on DVDS at TVDAYS.com
Также можно посмотреть здесь http://films.imhonet.ru/element/1107069/movie-online
...

image Click to view


...
Примечания.
Но меня поражает другое. Последний крупный роман Мамина-Сибиряка - "Хлеб"... И Норриса и Мамина-Сибиряка относят к натуралистам, считая последователи Золя... оба остались на периферии своих национальных культур... странно мне всё это.
А герой романа Мамина-Сибиряка был проклят отцом, попался на спекуляциях, бросился в омут да и потоп, несчастный...
Полностью переношу примечание Романова к изданию романа 1955 года. Подумалось, что таких пояснений в новых изданиях мы не увидим.

"Впервые роман был напечатан в журнале "Русская мысль", 1895, ЭЭ 1-8, за подписью: "Д.Мамин-Сибиряк". "Хлеб" - последний роман Мамина-Сибиряка в ряду крупных его произведений ("Приваловские миллионы", "Горное гнездо", "Дикое счастье", "Три конца", "Золото"), отображающих в жизни Урала эпоху "шествия капитала, хищного, алчного, не знавшего удержу ни в чем" ("Дооктябрьская "Правда" об искусстве и литературе". 1937, стр. 166). В нем с большой художественной силой нарисована правдивая картина пореформенного обнищания и разорения трудящихся одного из сельскохозяйственных районов Зауралья вследствие развития капитализма, с его крупной хлебной торговлей, винокурением и банковскими операциями.
Материал для романа писатель начал собирать примерно с 1879 года (см. письмо к А.Н.Пыпину от 21 октября 1891 года, хранится в Государственной публичной библиотеке им. M.E.Салтыкова-Щедрина). Еще во время работы над "Приваловскими миллионами" (1872-1883) писателя интересовала проблема "рациональной организации" хлебной торговли (этот вопрос составляет существенную часть "положительной" программы Сергея Привалова).
С целью глубокого изучения жизни населения сельскохозяйственных районов Урала и Зауралья Мамин-Сибиряк совершил в эти места ряд длительных поездок в 1884, 1886, 1887, 1888 и в 1890 годах. Он посетил, в частности, один из самых крупных по тому времени центров хлебной торговли на Среднем Урале - Шадринск, который затем изобразил в романе "Хлеб" под названием - Заполье.

Кроме того, писатель тщательно изучал литературу о состоянии сельского хозяйства на Урале и в Зауралье в пореформенный период; в его бумагах сохранились многочисленные выписки из книг и газет: Красноперов, "25-летие Пермского края со времени отмены крепостного права", изд. 1887 г., Смышляев, "Источники и пособия для изучения Пермского края", изд. 1876 г., Ремизов, "Очерки из жизни дикой Башкирии", изд. 1887 г., корреспонденции из газеты "Екатеринбургская неделя" и др.

По мере накопления материала Мамин-Сибиряк использует его в отдельных своих произведениях, создававшихся еще до написания романа "Хлеб". Так, в очерках "С Урала" (1884), как и в романе "Хлеб", описывается голод в Зауралье, как "совершенно органическое явление, развивавшееся неуклонным поступательным движением в течение последних пятнадцати лет", ввиду проникновения в этот край крупного капитала, развития хлебной торговли, появления банков и купцов новой, капиталистической формации. В рассказе "Дешевка" (1885) изображается ожесточенная конкуренция виноторговцев в голодающем крестьянском районе, продающих водку по "бросовым" ценам, подобно тому как это делают герои романа "Хлеб" Май-Стабровский и Прохоров.

Мамин-Сибиряк понимал, что капитализм несет голод и разорение крестьянству. Ленин писал, что "только усиливающийся гнет капитала в связи с грабительской политикой правительства и помещиков довел его (русского крестьянина. - Ред.) до такого разорения" (В.И.Ленин, Сочинения, т. 5, стр. 252).

В рассказе "Попросту" ("Саратовский дневник", 1887, Э 230 и след.) Мамин-Сибиряк рисует картину обнищания и разорения населения уездного города Пропадинска (крупного центра хлебной торговли), вследствие проникновения туда миллионных капиталов, организации банков, развития ростовщичества. Писатель выводит в рассказе ряд персонажей, которые впоследствии под теми же именами, но с значительно расширенными характеристиками войдут в "Хлеб" (Кочетов, Кацман, Бубнов, Голяшкин и др.).

В 1891 году во многих районах России, в том числе и на Урале, разразился голод. Страшное народное бедствие глубоко взволновало писателя. Узнав, что губернатор не включил Пермскую губернию в число голодающих губерний, он с возмущением писал матери: "Мерзавец губернатор о своей шкуре заботится больше всего, чтобы в его губернии было все благополучно" (письмо от 22 сентября 1891 г. - ЛБ).
Тема будущего романа представлялась писателю в это время настолько актуальной, что он 25 мая 1891 года вступает в переговоры с редакцией журнала "Наблюдатель", обязуясь доставить первые части романа к концу октября. Редактору-издателю этого журнала А.П.Пятковскому он пишет: "...Я хотел предложить вам роман на 1892 год. Роман будет о хлебе, действующие лица - крестьянин и купец-хлебник. Хлеб - все, а в России у нас в особенности. Цена "строит цены" на все остальное, и от нее зависит вся промышленность и торговля. Собственно, в России тот процесс, каким хлеб доходит от производителя до потребителя, трудно проследить, потому что он совершается на громадном расстоянии и давно утратил типичные переходные формы от первобытного хозяйства к капиталистическим операциям. Я беру темой Зауралье, где на расстоянии 10-15 лет все эти процессы проходят воочию.

Собственно, главным действующим лицом является река Исеть, перерезывающая благословенное Зауралье. Это единственная в России река по своей населенности и работе; на протяжении трехсот верст своего течения она заселена почти сплошь, на ней восемьдесят больших мельниц, два города, несколько фабрик, винокуренных заводов и разных сибирских "заимок". Бассейн Исети снабжал своей пшеницей весь Урал и слыл золотым дном. Центр хлебной торговли - уездный город Шадринск - процветал, мужики благоденствовали. Все это существовало до того момента, когда открылось громадное винокуренное дело, а затем Уральская железная дорога увезла зауральскую пшеницу в Россию. На сцене появились громадные капиталы - мелкое хлебное купечество сразу захудало. Хлебные запасы крестьян были скуплены, а деньги ушли на ситцы, самовары и кабаки. Теперь это недавнее золотое хлебное дно является ареной периодических голодовок, и главными виновниками их являются винокурение и вторжение крупных капиталов" ("Русская старина", 1916, декабрь).

Сохранилась записная книжка Мамина-Сибиряка (собрание Б.Д.Удинцева), относящаяся к началу 1891 года. В ней имеются записи, содержащие перечень действующих лиц, название упоминаемых в романе населенных пунктов, заводов, мельниц. Намечены также некоторые эпизоды и определены взаимоотношения действующих лиц. Здесь же начерчен план окрестностей города Шадринска. Стремясь полнее отобразить быт, нравы, язык зауральского населения, писатель заносил в записную книжку пословицы, поговорки, присказки, отдельные меткие народные словечки и выражения, которые использует затем в романе.

23 июня 1891 года Мамин-Сибиряк сообщил матери, что он пишет "роман о хлебе для "Наблюдателя" (ЛБ). Но, видимо, достигнуть договоренности с А.П.Пятковским ему не удалось, так как писатель 20 октября того же года обратился с предложением о публикации романа к одному из редакторов журнала "Вестник Европы" А.Н.Пыпину, который 23 октября 1891 года ответил, что
редакция "Вестника Европы" может судить о романе только после прочтения рукописи (ЛБ). Мамин-Сибиряк предлагал свой роман и журналу "Русская мысль", что видно из его письма к M.H.Ремизову от 7 сентября 1892 года (ЦГАЛИ). Острая социальная направленность романа, видимо, пугала либеральных редакторов.
Мамин-Сибиряк продолжал упорно работать над романом, одновременно заканчивая другие произведения ("Золото", "Охонины брови"). Наиболее интенсивно работа протекала с осени 1894 до середины 1895 года, когда роман был закончен (письма к матери от 4 декабря 1894 и от 25 июня 1895 годов. - ЛБ).

Мамин-Сибиряк работал над романом в общей сложности около шестнадцати лет. Сложность темы и замысла потребовала от писателя большого труда. В основу важнейших событий романа легли подлинные факты. Так один из важнейших эпизодов романа - конкурентная борьба между Прохоровым и Май-Стабровским - основан на действительно имевших место мошеннических проделках известного в то время на Урале монополиста-виноторговца Альфонса Фомича Козелло-Поклевского, который организовал своеобразный "синдикат" винокуренных заводчиков. Образ Михея Зотыча Колобова также создавался на основе тщательно изученной автором биографии талантливого самородка Климента Ушкова.
Роман был опубликован в период идейной борьбы В.И.Ленина с либеральным народничеством и имел большое общественное значение. Мамин-Сибиряк показывал в своем романе, что со времени реформы 1861 года капитализм глубоко проник в деревенскую жизнь и что он беспощадно ломает ее патриархальные устои.
С подлинным художественным мастерством он изобразил моральное уродство людей, вступивших на путь капиталистического стяжательства. Май-Стабровского, Ечкина, Штоффа, Мышникова, Драке и других, людей, различных по характеру, происхождению и положению, объединяет одна общая черта - беспощадное хищничество, хотя на словах они и ратуют за цивилизацию и культурное развитие страны. Выходцы из народа - Михей Колобов и его сын Галактион, по мере вовлечения в буржуазное предпринимательство, тоже превращаются, каждый по-своему, в бесчестных дельцов. Бывший волостной писарь Замараев, открыв "банкирскую контору", становится ростовщиком, разоряющим голодных крестьян.
Отношение Мамина-Сибиряка к представителям либеральной интеллигенции (Кочетов, Харченко) выражено словами Устеньки: "Хороших людей много, но все они такие бессильные. Все только на языке, в теории, в области никогда не осуществимых хороших чувств".

Выдающиеся художественные достоинства романа, его острая социальная направленность привлекли к себе внимание читателей сразу же, как только роман начал печататься в журнале. Так, обмениваясь с А.С.Сувориным последними литературными новостями, А.П.Чехов писал 23 марта 1895 года: "Мамин-Сибиряк... прекрасный писатель. Хвалят его последний роман "Хлеб" (в "Русской мысли"); особенно в восторге был Лесков. У него есть положительно прекрасные вещи, а народ в его наиболее удачных рассказах изображается нисколько не хуже, чем в "Хозяине и работнике" (А.П.Чехов, Полное собрание сочинений, т. 16, стр. 229).
Н.С.Лесков сообщал корреспонденту газеты "Новости и биржевая газета": "Вот я сейчас читаю в "Русской мысли" роман Мамина-Сибиряка под заглавием "Хлеб". Что это за прелесть!" ("Русские писатели о литературе", т. II, 1939, стр. 305-306).

В письме от 27 мая 1895 года редактор журнала "Русская мысль" В.А.Гольцев писал Мамину-Сибиряку: "Я объедаюсь твоим "Хлебом". Умно и талантливо выпечен!.. Беседовал о "Хлебе" с Скабичевским... Мои почти восторженные рассуждения возражений не встретили" (ЛБ).
В печати о романе появилось также много положительных отзывов ("Русские ведомости", 1895, ЭЭ 30, 88, 153, 246, "Литературное обозрение", 1895, ЭЭ 16, 20, 37, 38, "Мир божий", 1895, декабрь и др.). Рецензенты реакционных газет и журналов, в большинстве своем не отрицавшие отдельных достоинств романа, подвергали критике именно те сцены, в которых автор раскрывал эксплуататорскую сущность капитализма. Так, П.А.Ачкасов в статье "Письма о литературе" ("Русский вестник", 1896, январь) утверждал, что у Мамина-Сибиряка "шаткие понятия о природе и душе человека".
Из более поздних выступлений о романе следует отметить критический разбор его в статье В.Альбова "Капиталистический процесс в изображении Мамина-Сибиряка" ("Мир божий", 1900, ЭЭ 1-2). Критик правильно писал, что в "Хлебе" автор показывает, как "на развалинах двух ветхозаветных миров" - крестьянства и купечества периода крепостного права, - "так тесно связанных друг с другом, выросла крупная и мелкая буржуазия и ее необходимое дополнение - земледельческий пролетариат". Особенно удачным критик признавал образ Галактиона Колобова, в котором, по его мнению, писатель талантливо изобразил, как "мучительно умирал простой русский купец с его несложной психологией и складывался новый человек", тип крупного капиталиста, окончательно терявший "сознание разницы между промышленным добром и промышленным злом", считавший, что "мир создан специально для них, а также для их же пользы существуют и другие людишки".
Первое отдельное издание романа, с незначительными стилистическими исправлениями, вышло в 1896 году в издании "Русской мысли". В 1901 году роман, с новыми поправками, был переиздан М.В.Клюкиным. В настоящем собрание сочинений текст романа печатается по изданию 1901 года, с исправлением опечаток по предшествующим публикациям.
А.В.Романов- Бенжамин Фрэнклин Норрис (англ. Benjamin Franklin Norris, Jr.). Полагаю, в основе статьи - исследования Бабушкиной И. Е. (Фрэнк Норрис и Лев Толстой / И. Е. Бабушкина// Филол. науки. - 2000. - № 4. - С. 160-175. О влиянии творчества Толстого на творчество американского писателя.) На самом сайте автор не указан.
"Одной из самых насущных задач реалистической эстетики 90-х годов была принципиальная критика неоромантизма. Разоблачению неоромантизма целиком посвящена статья «Награда романиста» (1902). В ней Норрис яростно обрушивается на неоромантиков, которые «проституируют доброе имя американского искусства ради быстро лезущих вверх гонораров». Наживая на своем ремесле деньги, они сознательно преподносят читателям ложь, литературную дешевку.
В статье, давшей название всему сборнику, Норрис ставит вопрос об ответственности писателей перед обществом. Для писателя, обладающего властью над умами, заявляет Норрис, необычайно важно «правильно использовать эту власть». Поскольку писатель обращается к широкой аудитории, поскольку его книги читают многие тысячи людей, которые верят этим книгам, «он выполняет тяжелый долг и несет на своих плечах огромную ответственность». Настоящий писатель должен честно служить обществу, говорить правду.
Четко и недвусмысленно решена Норрисом проблема морального облика писателя. «Чем выше личные качества писателя, тем лучше его творчество»,- заявляет критик. Для доказательства Норрис ссылается на Льва Толстого: «Таков, например, Толстой: именно благодаря огромной доброте и состраданию этого человека его романы приобретают вес и глубину».
Имя Толстого названо здесь не случайно, оно упоминается в книге «Ответственность романиста» несколько раз. Творчество Толстого является для Норриса нормой, высшим образцом реалистического искусства.
Чтение Толстого помогло Норрису решить большой вопрос эстетики - вопрос о народе как главном адресате искусства. В статье «Ответственность романиста» эта мысль выражена рельефно и точно: «Стало модным глумиться над Народом и над тем, что Народ не понимает искусства.
Но истина состоит в том, что не существует искусства, которое могло бы нить или жило на протяжении хотя бы одного поколения, не будучи понятым Народом. В конечном итоге именно Народ выносит окончательный приговор».
В статье «Соль и искренность» Норрис утверждает, что задача писателя не сводится к копированию жизни - он должен объяснить ее, дать оценку изображаемому: «Именно это стремление к объяснению жизни оправдывает существование писателя». Но, чтобы уметь объяснять жизнь, писатель должен идти в ногу с веком, в авангарде научной и политической жизни своего времени. Стать судьей своего времени, заявляет Норрис, писателю помогают «политика, научные исследования, новейшая теория социализма, последние достижения биологии».
Это была по тому времени исключительно глубокая постановка вопроса о роли искусства в обществе, о роли писателя в жизни страны. В целом книга «Ответственность романиста» представляет собой развитие идей великого Уитмена, продолжение его «Демократических далей».

Ханнанова, Зульфия Римовна. Введение диссертации (часть автореферата). На тему "Фрэнк Норрис :Проблема стиля и метода; к вопросу о развитии американского натурализма". Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat.

- Просто как пример.
10 июля (27 июня) 1910 года. Газета "Русское слово": За границей. Телеграммы нашихъ корреспондентовъ.
«Белые» и «черные» в Америке. ЛОНДОН, 26,VI-9,VII. В Америке запрещены демонстрации картин синематографа с изображением поединка белого Жеффери с негром Джонсоном. Победа негра послужила поводом к нападениям на негров в разных городах Америки, при чем несколько негров убито и сотни раненых. В австралийском парламенте, равно в индийской прессе, поднят вопрос об аналогичном запрещении. То же предложение будет внесено в палату общин в понедельник. - с сайта "Газетные старости".
quot;на развалинах двух ветхозаветных миров

Биржа, 1909, Мукомолы, Хлеб, Мамин-Сибиряк, Казань, Кинематограф, Спекуляция, Толстой, Самара, Голод, 1911, Цензура, Америка

Previous post Next post
Up