"Преодоление" Толстого в синематографе

Jan 11, 2013 10:00

Почему я вдруг стал так пристально вглядываться в то, как либеральная журналистика царской России начинает "преодолевать" русскую критическую литературоведческую мысль, а вслед за ней и саму русскую литературу? Причем речь идёт не о художественных ценностях произведений, а о - или гражданской позиции человека, или о внутренних противоречиях. Конечно, отчасти пораженный новостью (а, может, всё же слухом?), что нынешние власти и их либеральные оппоненты совместными усилиями - одни административными методами, другие - критическими, - собираются Куприна и Лескова в школьной программе "заменить" Улицкой и Пелевеным. Несоизмеримо... Такая самодеятельность внушает и незаслуженное отвращение к Улицкой и Пелевину, которых, к стыду своему, не просто не читал, но и желания-то не было... Но начну с иных настроений, когда, казалось бы, восторженное описание некоего явления превращается в пошлятину, если этим явлением оказывается хроника. Кино преображает сознание и язык, при отсутствии мысли превращает слова в труху.
Уральская жизнь, 23 декабря, № 276, 1909. Гр. Л.Н.Толстой в синематографе.
Лента синематографов, расплодившихся повсюду в России во множестве и занявших мало-мальски пригодные помещения, обычно служит целям забавы.
Бесконечные мелодрамы "длиной в 200 сажен", "комический жанр" с постоянно бегущей за кем-то толпой, то взбирающейся по отвесной стене, то кувыркающейся в воду и пр. и т.п. - все это приноровлено к вкусу невзыскательной публики и не требующей сложности драматических переживаний и тонкой остроумной шутки.
Но все совершенствуется, и ленты синематографов становятся день ото дня содержательнее.
В создании их уже теперь принимают участие артисты с громкими именами, известные в Париже.
***
Необыкновенное зрелище представлял 21 декабря зрительный зал синематографа г.Лоранж на Главном пр. д. № 42.
Формы всех учебных заведений со всевозможными значками в перемешку со скромными шляпами, скрывающими под широкими полями молодые, здоровые, юные лица их обладательниц. Учащаяся молодежь. Она оказалась более чуткой нас, занятых предпраздничной сутолокой и с жутким захватывающим интересом пришла посмотреть на гр. Л.Н.Толстого.
Там, где-то далеко от холодного Урала, в своей "Ясной Поляне" сидит этот великий старец, изумляющий мир мощью своего большого духа, ясной чистотой своей громадной любви к человеку.
И не любопытство, а хорошая волна благоговения охватила зрителя, когда замелькали знакомые по картинам виды Ясной Поляны. Вот деревня... Играют ребятишки, судачут о чем-то у колодца-журавля две бабы... Пруд со спокойной зеркальной гладью, в которую смотрятся развесистые гиганты-ивы.
А вот выплыл и белый всем знакомый приземистый дом с широкой терассой и цветником.
Еще минута и из ворот усадьбы выезжает целый кортеж экипажей. В первом Л.Н.Толстой с супругой. Всем знакомая широкополая шляпа и доброе смеющееся все в ласковых морщинках, но энергичное лицо... Проехали. Через секунду мы видим возвращение. Бодро, весело пожимая всем руки, целуя на ходу, выскакивает Л.Н. из коляски, быстро поднимается на крыльцо... Момент, и он взглянул на нас, сидящих в темной зале... Через секунду он ходит по платформе маленькой станции, пожимает руки провожающим, садится на поезд и уезжает...
В зале светло... И светло не потому, что зажгли два ряда электрических лампочек, а ярко-светло на  душе этой молодежи, увидевшей своего великого писателя.
Подпись - Cave.

С сайта "Газетные старости", заметка из газеты "Раннее утро".
26 (13) ноября 1912 года. ПОСЛЕДНИЕ ДНИ Л.Н.ТОЛСТОГО НА ЭКРАНЕ.
"В печати появились сообщения, что цензура по настоянию родственников Л.Н.Толстого не разрешила демонстрацию синематографической ленты, рисующей последние дни великого писателя земли русской.
Нам пришлось видеть эту ленту на экране в то время, когда она еще фабриковалась и можем поделиться с читателями описанием ее, чтобы этим путем выяснить действительные причины отсутствия этой ленты на рынке, так как цензура здесь решительно ни при чем.
Сценарий для этой ленты составляло лицо, близко стоявшее к Толстому, знавшее интимную жизнь всей семьи, и задавшееся целью выяснить трагедию души великого писателя. Разрыв с семьей, уход из Ясной Поляны, случившийся за несколько дней до смерти, подготовлялись давно. Автор сценария дает на экране ряд картин, рисующих это положение.
Группа яснополянских крестьян просит Толстого уступить им землю, арендуемую ими в имении графа, или во крайней мере, уступить с арендной платы.
Л. Толстой отказывает им в этом, объясняя, что он от всего отказался и земля принадлежите графине. Тогда они просят его взять деньги для передачи С.А.Толстой. Л. Н. берет эти деньги, чтобы передать их, а за своей спиной слышит голоса:
- Когда просят уступки, так не хозяин, а когда деньги дают, берет...
Эта фраза ошеломляет его и заставляет страшно страдать.
Другая картина рисует более ужасную сцену.
Крестьяне просят у Л.Толстого разрешения собрать на топливо хворост в лесу. Он дает свое согласие. Но когда они собирают хворост, на крестьян нападают ингуши, нанятые графиней для охраны именья, избивают крестьян нагайкой и приводят на графский двор. Здесь их встречает Л.Н. и, конечно, освобождает но перенесенные ими страдания терзают его душу...
Несколько сцен рисуют отношения между Л.Н. и С.А.Толстыми.
Л.Толстой задумал составить завещание и скрывает свое намерение от жены. Тщательно таясь от С.А.Толстой и другие лица, присутствовавшие при составлении завещания, скрываются в лесу. Л. Н. Толстой читает своему другу В.Г.Черткову свое новое произведение и передает ему рукопись.
В этот момент входить в комнату С.А. и буквально бросается на Черткова, чтобы вырвать у него рукопись.
Последние события из жизни Л.Н. переданы с фотографической точностью. Есть сцена, когда он делает первую попытку уйти из дома и остается только благодаря уговорам дочери А.Л.
Затем изображен его отъезд и переполох в доме.
Картина эта цензурному запрещению, как нам известно, не подвергалась. Только заключительная картина - встреча Льва Толстого после смерти с Христом - могла бы вызвать цензурное veto, все остальное в цензурном отношении не представляете никаких препятствий.
Дело же обстояло так. Когда лента была готова, владелец ее воспользовался пребыванием в Москве детей Л.Н.Толстого и просил их просмотреть картины. Они смотрели их и нашли, что личность их матери изображена в некрасивом свете. Поэтому они просил ленту не демонстрировать, по крайней мере, в России и при жизни гр. С.А.Толстой. Владелец ленты, заплативший за нее, как говорят, 40 тысяч рублей, согласился.
После этого С.А.Толстая предприняла ряд мер к тому, чтобы цензура не разрешила этой ленты. Но такие меры были излишни. За границей лента будет демонстрироваться в ближайшем будущем".

image Click to view



Примечания."Раннее Утро" - ежедневная политическая и литературная газета. Издавалась в Москве с 17(30) ноября 1907 по 1918. Ред.-изд. Прединский, Э.И.Панчинский. Буржуазная газета, издавалась на средства крупного коммерсанта "прогрессиста" Рябушинского. В литературном отделе газеты принимали участие В.Брюсов, А.Белый, М.Волошин, Н.Гумилев и др. Газета кадетского направления. Закрыта июле 1918 как враждебный Советской республике орган.
Источник: "Русская периодическая печать" (1895 - октябрь 1917) Справочник . Государственное издательство политической литературы. Москва 1957.

Людмила ИНОЗЕМЦЕВА Ранние документальные фильмы о Л.Н. Толстом (1908-1913). Из опыта работы архивиста. - "Киноведческие записки" N43, 1999.

Толстой, 1912, ингуши, Кинематограф, Цензура

Previous post Next post
Up