Еврейский вопрос. Екатеринбург, 1908 год.

Jul 18, 2012 13:53

Газета "Уральская жизнь", 1908 год. Свои выписки из газет в кавычки брать не буду. Кто заинтересуется темой, сам найдёт источники. Со своей стороны замечу, что первые заметки  об антиеврейских шевелениях в Екатеринбурге я обнаружил в газетах за 1905 или 1906 год. Тогда явление это показалось мне случайным для города, я ошибался. Потому, вероятно, наткнувшись во второй, третий раз на подобное, я решил-таки сделать некоторые выписки.

14 ноября.
"Ходатайство о выселении евреев".
19 ноября состоится общее собрание екатеринбургских мещан.
Обсуждается ходатайство мещан, состоящих в союзе русского народа, о выселении незаконно проживающих евреев из Екатеринбурга в черту оседлости.

21 ноября.
"У мещан".
19 ноября в зале мещанской управы состоялось собрание екатеринбургских мещан. (Присутствовало) 97 человек. (Рассматривали вопрос) о подаче ходатайство о выселении из Екатеринбурга незаконно проживающих евреев.
Закон об еврейской оседлости не отменен. Город Екатеринбург не входит в черту их оседлости, а между тем он переполнен евреями (!!! - так в оригинале). Наплыв их всё продолжается, всё растёт. Они уже захватили в свои руки крупную торговлю и промышленность.
И т.д. и т.п. - этим заканчивается моя выписка 2000-го года.

Из заметки от 18 декабря, кроме названия, ничего не выписал. Похоже, потерял интерес к вопросу, а жаль.
"Ходатайство мещан".
"вопрос о евреях".

23 декабря - Уральский край, № 280, 1908.
Хроника. К вопросу о выселении евреев. На днях екатеринбургская мещанская управа отослала на имя г.пермского губернатора приговор мещанского общества о выселении из г.Екатеринбурга евреев, проживающих под видом ремесленников, но занимающихся торговлею и состоящих на службе приказчиками, контрагентами, или имеющих подряды на вновь строющейся железной дороге, а также скупщиков драгоценный камней, золота и серебра.

Год, как и все предыдущие и последующие, крайне насыщен событиями.
Лишь некоторые из событий, о которых узнает екатеринбургский мещанин из "Уральской жизни" 1908 года:
Понятно, что моё внимание обращает на себя то, что происходит в Турции, новости о которой появляются чуть ли не ежедневно: о конституции, о национальном примирении, об амнистиях.
Много новостей о жизни мусульман в губернии и городе.
Но вот эти я отмечу отдельно:
5 сентября. В Праге происходят столкновения между чехами и немцами.
17 октября. Погром немцев в Праге.
18 ноября. При Екатеринбургском римско-католическом костеле создаётся благотворительное общество...

А 3 июня 1908 года в "Уральской жизни" перепечатывается статья "Чехов о Горьком" (к одной заметке эпиграфом я взял слова Чехова о Екатеринбурге):
Н.Курбский приводит в "Русском Слове" мнение А.П.Чехова о творчестве Горького.
"Покойный А.П.Чехов однажды остроумно сказал:
- Горький всё мещанство облил ассафетидой (вонючим веществом). Устроили мы себе или стремились устроить из жизни мяконький диванчик, с мягкими подушечками за спиной и под локтями, с мягким ковриком под ногами и в том своё счастье видели, а пришёл М.Горький и плюнул на наш диванчик.
- Свинство-де это всё. В корыте с помоями душу утопили. За мягкий пуховик и правду, и Бога, и орлиные крылья свободной совести продали. Всю жизнь в сонное, затхлое, грязное болото обратили. Тьфу, чтоб вас!
- Да ведь как плюнул! - смеялся Антон Павлович. - Теперь уже не усядешься на этот диванчик, а и усядешься, так не будет радости: противно и стыдно. Сам видишь, что вся эта мещанская сытость, пошлое мещанское довольство только и стоит плевка.
Эта меткая шутка, пожалуй, больше охарактеризовала Горького, чем тысячи написанных о нём критических статей, хвалебных и ругательных".

Может, Курбский врал? Доверять ли местной редакции? Оригинала я не видел. Впрочем, времена другие, нынче оплёвана память Горького, а мещане его и читать не будут... интресней думать о том диванчике, на котором находит вдохновение быковская муза, к примеру...

Мещане - они и есть мещане... ну, а союз русского народа... В те далёкие времена Екатеринбург был рабочим городом, нынче это город торгово-мещанский. Тогда благоразумие российских властей отвлеклось 1914 годом, уложив за четыре года около миллиона человек. К счастью, пока можно шельмовать коммунистов и Советский Союз (слава богу, отвлекли и отвлеклись от татаро-монгольского ига, дали татарину вздохнуть спокойно, а он под сурдинку присоединился к всеобщему шельмованию), который до сих виноват в нашей тупости и жадности, думаю, еврейский вопрос будет оставаться в тени.

В итоге я нашёл и заметку о "погромах". Но она напечатана 17 марта 1907 года (Уральская жизнь). Почему об этом вспомнили через полтора года? Ничего нового к тому, что уже приведено в других источниках, на которые я дам ссылки. - Достаточно развёрнутая заметка и без комментариев дана на сайте музея истории Екатеринбурга - Погром 19 октября 1905 г. (воспоминания очевидцев) (по книге Злоказов Л. Д., Семенов В. Б. Старый Екатеринбург: Город глазами очевидцев - Екатеринбург: ИГЕММО "Lithica"; Музей истории Екатеринбурга, 2000.)

И две прямо противоположные по характеру заметки: одна "проеврейская", другая черносотенная, без кавычек. И тот и другой подход "подводит" авторов ко лжи (а на языке вертелось - клевете).

1. Авторы - Павел Берсуцкий, живущий ныне в Хайфе(Израиль) и его приятель Семен Гурвич, живущий в Портленде (США) - провозглашают "мораль, честь, порядочность..." Пусть это на их "порядочности" и останется. - Екатеринбург 1905. Погромы отвратительны, касаются ли они евреев или русских, поляков или немцев, но ложь считаю не менее отвратительной...
Из надёрганных ими заметок (из показаний Заведующий Екатеринбургской Телеграфной Конторой инженер Биленинов), можно подумать, что в Екатеринбурге было убито 10 евреев, 1905 год стал "для уральских евреев кровавым и страшным". Понятно, что никаких ссылок авторы не дают. О Челябинске они пишут следующее:
"Практически по тому же сценарию прошли погромы и в Челябинске. 19 и 20 октября вода в реке Миас была красная. Отношение жителей ко всему происходящему видно из приведенных выше выдержек из показаний свидетелей. А в большом селе под Челябинском, на следующий день после погромов домов и лавок евреев, местный священник обходил дворы и говорил крестьянам, показывая на награбленное - "А теперь все это надо отнести обратно, вы ведь унесли, чтобы сохранить?!" И тащили обратно. Звучит как анекдот, но так было..."
Итак, обратимся к более авторитетному источнику - Челябинской энциклопедии:
"Произошли в Чел. 19-20 окт. 1905. Антисемитски настроенная толпа, вдохновл. зажигат. речамиместного брандмейстера Новикова “об оскорблении евреями православной святыни, поношения Царя-Батюшки и оскорбления полиции”, прошла по городу, громя на своем пути лавки, магазины, пр. заведения, принадлежавшие евреям. По неопубл. сведениям Н. М. Чернавского, всего было разгромлено 18 магазинов и лавок, 38 домов. Общая сумма ущерба определена в 500 тыс. руб. Было немало избитых и раненых. Среди пострадавших известные в городе люди: врач Н. М. Шефтель, предприниматель И. А. Гуревич и др. Помощь пострадавшим была оказана как городом, так и одним из благотворит. фондов Америки. На протяжении 3-4 мес лишившиеся крова челябинцы проживали при Доме трудолюбия, где получали бесплатное питание. Уездный исправник Высоцкий, проявивший полную бездеятельность во время погромов, был отстранен от должности. Суд над организаторами и участниками погромов прошел в апр. 1910 в Народном доме (“Дело о мещанине Михаиле Михайловиче Антонове и других в числе 49 человек”). Корр. екатеринбургской газ. “Уральская жизнь” отмечал, что “скамьи подсудимых сплошь заняты серым людом всех возрастов и положений, есть и старухи, есть совсем молоденькие мещаночки, соблазнившиеся двумя-тремя кусками ситца и сукна, валявшимися на разгромленных улицах, преобладают мещане, и как ярко бросающееся в глаза - нет ни одного рабочего. …Защищаетвсю эту массу частный поверенный из Екатеринбурга Раевский, единственный согласившийся выступить в неблагодарной роли защитника погромщиков”. Обвинит. акт был оглашен 7 апр. 1910. Наиболее активные участники погромов были приговорены к различным - небольшим - тюремным срокам (напр., брандмейстер Новиков - к 2 годам тюрьмы, позднее помилован).
В. С. Боже. Лит.: Скрипов А. С.Челябинск. ХХ век. Ч., 2000.

2. "Недавно мне в руки попала небольшая научная брошюра «Революционеры «справа»: черносотенцы на Урале в 1905-1916 г.г.», изданная в Екатеринбурге в 1994 году крошечным, прямо-таки микроскопическим тиражом - всего 200 экземпляров. Автор - И.В. Нарский, - местами отдаёт дань либеральным химерам и повторяет расхожий миф о «погромах», но в целом старается следовать историческим фактам, что иногда противоречит его собственным выводам". - пишет Дмитрий Баранов в статье "Погромы, или технология политических провокаций". Итак, цитата из Нарского:
«18 октября на Кафедральной площади был зачитан манифест 17 октября и отслужен благодарственный молебен. На состоявшемся в тот же день митинге, организованном левыми партиями, прозвучало предложение на 3 дня закрыть торговые и промышленные заведения. 19 октября в 11.00 на Кафедральной площади перед собором собрались организаторы очередного митинга - молодые люди, среди которых были и евреи. По окончании церковной службы из собора стали выходить верующие, недовольные присутствием на площади распевающей революционные песни молодёжи. Разрастающаяся толпа потребовала от организаторов митинга убраться подальше от церкви, вследствие чего заготовленные для митинга ящики были перевёрнуты, а группа молодёжи (40-50 человек) отошла от церкви, но не покинула площадь.
Напряжение между двумя противостоящими группами возрастало. Из толпы верующих раздавались крики: «Долой жидов, долой студентов!», «Не надо нам, чтобы жиды разъясняли манифест!», «Бога не признают!» «Почему жиды не пошли к своей синагоге, а собрались у нашей церкви?» Страсти накалялись. Наконец с криком: «Бей их, нечего на них смотреть!» в 11.30 группа из 20-30 человек, отделившись от толпы, бросилась к молодёжи, разбила ящики и досками стала избивать убегающих. Некоторые из них отстреливались из револьверов (20-30 против 40-50 - однако ж революционеры не отличались особой доблестью, когда им пришлось драться в открытом бою, при том, что они были вооружены огнестрельным оружием, следовательно изначально готовились к вооружённой борьбе против безоружных защитников законной власти - ред.). В это время на площадь с красными флагами вышли воспитанники учебных заведений для участия в митинге. Началось их избиение, некоторые из них спаслись, спрятавшись в соборе. Лишь около 14 часов насилия были прекращены прибывшими казаками. К 16.00 порядок был восстановлен, отслужен молебен и организована контрманифестация с портретом Государя и пением народного гимна. В итоге побоища 2 человека были убиты, 22 - ранены. Из 24 пострадавших было 4 еврея.
Аналогичные события в Перми, Оренбурге, Уфе, уездных городах также наглядно отражают ощущение полной растерянности и беззащитности, охватившее население в октябрьские дни».

Беркович (см.ниже) крайне сдержанно описывает эти события. Почему? Нетрудно догадаться.
"Единственный случай крупного кровавого столкновения произошел 19 октября 1905 г., но и он в основе своей имел политику (как прикажете понимать эти слова? - Р.Б.). В тот день местные социал-демократы во главе с Я. Свердловым организовали большую демонстрацию по случаю подписания Николаем II манифеста о созыве Государственной Думы".
События эти крайне мутные. По рассказу Сыромолотова эта группа социал-демократов во главе со Свердловым выглядит какой-то шайкой. Одним словом, хороши были и власти и молодые революционеры, в итоге пострадали совершенно невинные люди.

Делаю пространную выписку из книги Аничкова, (я уже предупреждал, что Аничков не жалует евреев, поэтому анализ изложенного предполагает некоторые поправки на личные симпатии и антипатии автора) уверен, к этому эпизоду придётся вернуться.
"Наконец мы дошли до дома Поклевского, где помещался совдеп. В прихожей я встретил Щепина, управляющего Азовско-Донским банком. Его под конвоем двух солдат отправил в тюрьму Голощёкин.
- Ага, и вас привели. Подождите вести, - крикнул Малышев конвоирам, захватите с собой и этого.
- Я заявляю протест против ваших распоряжений об аресте без предварительного обсуждения требований Банковским комитетом.
- А, вы председатель? Отлично, ведите его в прихожую вместе со Щепиным.
Нас провели в прихожую, где уже находился Георгий Петрович Тяхт, управляющий Русско-Азиатским банком, и оставили под усиленным конвоем солдат.
Вскоре вошёл Голощёкин и предложил мне вызвать по телефону остальных управляющих банками. Я подошёл к телефону, но, остановившись перед аппаратом, сказал Голощёкину, что не считаю возможным содействовать аресту моих коллег. {75} Если он желает созвать комитет здесь, то может сделать это сам - по телефону или под конвоем солдат.
Он отвёл меня к моим коллегам и, запретив нам разговаривать между собой, поставил караул не только снаружи, но и в самой комнате.
Однако Щепин, весело настроенный, тотчас стал рассказывать пикантный анекдот. Суровые лица нашей стражи распустились в сладкую улыбку, и мы, нарушая приказ Голощёкина, начали сообщать друг другу подробности только что пережитых событий.
Вскоре в комнату вошли и остальные: Шварте, Атлас и Одинцов - товарищ управляющего Сибирским банком. Олесов с присяжным поверенным Бибиковым, в доме которого в дни революции 1905 года скрывался от полиции известный Свердлов, очень кстати оказался в отъезде (что это - сарказм? - Р.Б.).
Судя по заверениям Кроля (Кто неточен (а проще говоря - врёт): Кроль, Аничков? Зачем? - Р.Б.), за эту услугу Свердлов рекомендовал совдепу относиться к этому семейству предусмотрительно. Отсутствие Олесова, друга Бибиковых, мне показалось неслучайным.
Проведённая мной после бала короткая ночь и пустой желудок вызвали такую мигрень, что мне было очень трудно вступить в переговоры с появившимся Голощёкиным, занявшим председательское место.
Голощёкин в категорической форме потребовал от нас расписок о подчинении управляющих комиссарам, которые будут назначены в банки.
После обмена мнениями мы категорически отказались от выдачи расписок без получения от совдепа письменных инструкций, указывающих как на круг компетенции комиссаров, так и на наши обязанности.
Отказ вывел Голощёкина из себя, и он заявил, что не только посадит нас в тюрьму, но и сумеет найти средства иного сорта, чтобы заставить нас подчиниться властям.
- Мы церемониться не будем. Репрессивными мерами к вашим женам и детям заставим вас плясать под нашу дудку.
На это заявление очень горячо и резко стал возражать Атлас.
Спор стихал, превращаясь в мирную беседу, а требования Голощёкина уже сводились к тому, чтобы мы все выдали расписки о невыезде из Екатеринбурга".
...
"Адвокаты С.А. Бибиков и Н.Ф. Магницкий более 25 лет состояли депутатами (гласными) Екатеринбургской городской думы. Кроме того, С.А.Бибиков был председателем Екатеринбургского общества правильной охоты". (...)
"В конце декабря 1917 г. городская дума г. Екатеринбурга была большевиками разогнана, и вся власть перешла в руки Екатеринбургского Совета рабочих и солдатских депутатов. 30 декабря 1917 г. комиссар юстиции г. Екатеринбурга И. Голощекин от прокуратуры окружного суда отобрал подписку, что никаких распоряжений, противоречащих распоряжениям Екатеринбургского Совета, она (прокуратура) делать не будет". - P.P. Усманов. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ АДВОКАТУРЫ НА СРЕДНЕМ УРАЛЕ (1874-1997 гг.).
...
Штрихи к портрету Олесова из Аничкова (Глава "Проблема золота) "Интересна и история с золотом, принадлежавшим Георгию Андриановичу Олесову, управляющему Сибирским банком. За его дочурками ухаживал какой-то английский офицер. Во время бегства из Екатеринбурга барышни отдали ему свои драгоценности, которые он и доставил в Иркутск.
Честность молодого человека соблазнила старика, и он вручил ему два пуда золота, прося доставить их во Владивосток. Но честный на мелочи офицер присвоил себе золото, и когда Олесов приехал во Владивосток, то не нашёл там никого. Год спустя Георгий Андрианович приехал в Лондон и, зная фамилию офицера, стал наводить о нём справки. Но все розыски оказались тщетными, так как в Военном министерстве ему сказали, что такой офицер у них в списках не значится. Старик Олесов умер в большой бедности в Харбине."
...
Штрихи к портрету Голощёкина из Аничкова: "Голощёкин произвёл на меня весьма неблагоприятное впечатление резкостью суждений, кои с ясностью указывали на крайнюю неосведомленность в вопросах финансового характера. Во всех его словах, сопровождавшихся резкими, характерными для евреев жестами, сквозила под видом коммуниста логика держиморды. Голощёкин же был из тех коммунистов, служивших в Ч.К., которые так охотно взяли на себя роль палачей. Не без его участия происходило как подготовление к убийству Царской семьи, так и уничтожение следов этого зверского убийства.
Крестинский, которого я видел в первый раз, был тоже евреем, но и по вежливости обращения, и по наружности оставил о себе впечатление гораздо более выгодное, чем Голощёкин."
...
Статьи по теме:
- Уездный город Екатеринбург. 1863-1917 / Беркович А.В. Еврейская диаспора в старом Екатеринбурге.
- Уездный город Екатеринбург. 1863-1917 / Погром 19 октября 1905 г. (воспоминания очевидцев).
- Аничков В. Екатеринбург - Владивосток (1917-1922) - М., Русский путь, 1998.
- Ирина Антропова. Из истории евреев Урала. «Урал» 2004, №11
...
Это интересно.
Польский вопрос. Вы без труда поймёте, каким образом моё внимание зацепилось за этот вопрос.
1924. В Екатеринбурге-Свердловске работает Польская школа по адресу Гоголя, 9.
1925. 26 марта Польская библиотека закрыта.
1927. 10 мая Рациборский Станислав Наполеонович по поручению ОкрОНО составляет списки и отбор польской литературы в помещении татаро-башкирского клуба.
Источники.
1. ГАСО, ф.233, оп.1, д.256, л.80.
2. ГАСО, ф.233, оп.1, д.244, л.245.
3. ГАСО, ф. 170, оп.1, д.816, л.5

Банкиры, Горький, Погромы, Екатеринбург, Еврейский вопрос, 1908, мещане, 1905, Польский вопрос, Чехов

Previous post Next post
Up