Башкирские и мещеряцкие деревни бывшего Екатеринбургского уезда. Часть 4. Проект.

Jun 12, 2012 10:57


Башкирские и мещеряцкие деревни бывшего Екатеринбургского уезда. Часть 4. Проект.
Документы. Проблемы башкирских корней. Мещеряки. ( Часть 3)
Документы. ГАПО. Фонд 65, опись 4, дело № 108. (43 листа)
Канцелярия Пермского Губернатора.
«Сведения о числе мечетей и состоящих при них магометанских служителей. 1826».
Л.1. Письмо.
«Главное Управление Духовных дел Иностранных исповеданий [1]. Отделение III. Стол 2.
С.Петербург. 31 декабря 1825. № 1908.
Господину Пермскому Гражданскому Губернатору.
В Главное Управление Духовных Дел Иностранных Исповеданий поступали и поступают прошения Духовных Магометанского закона об освобождении их от казенных податей и общественных повинностей.
На некоторые таковые прошения последовали Высочайшие соизволения. Для общих же, в подобных случаях, соображений нужно мне предварительно иметь сведение.
1., Какое число, в каком городе и селении находится соборных и пятивременных мечетей, построенных от казны или иждивением магометан?
При сем, если бы в селениях, где живут татары и имеют мечети, могли быть и христианские церкви; то означать оных церкви.
2., Какое число магометан прихожан считается при каждой из мечетей?
3., Какое число находится при каждой мечети имамов и мулл?
4., При каком числе мечетей находятся Ахуны, Хатыпы, Мухтасипы и Миодаррисы?
Покорнейше прошу Ваше Превосходительство сообщить мне таковые сведения по прилагаемой у сего форме, сколько можно, в непродолжительном времени, и присовокупить также отзыв, при каком числе мечетей необходимо нужными признаются Ахуны, Хатыпы, Мухтасипы и Миодаррисы и в каком отношении к местному Гражданскому Начальству, для сохранения порядка, должны находиться вышеупомянутые магометанские духовные чины?
Министр Народного Просвещения, Главноуправляющий духовными делами Иностранных исповеданий».
(подпись - Александр Шишков - Р.Б.)
Лл.2-3.Далее следует форма «ведомости».
Л.4. Отчеты Земских уездных исправников.
Л.38. Повторное письмо МНП, Главноуправляющего ДДИИ, июль 1826. Теперь данные требует военное начальство.
Л.39. Черновик ответного письма с поправками губернатора - сентябрь 1826 год. В примечании, где он пишет, что ахун может иметь в своем ведении до 100 мечетей, мухтасып до 10, прочитывается мнение о нецелесообразности некоторых чинов.
Лл.26-29. Екатеринбургский уезд. 22 мечети.
Деревни:
Колужбаева [2] - 1 соборная мечеть, 1 имам, 201 прихожанин. [3].
Биктемирова - соборная, 1 , 75.
Булатова, соборная, (муллы нет?), 67.
Тарожкулова, соборная, 1, 48.
Ибрагимова, соборная, 2, 81.
Каныкульская [4], соборная, 2, 51.
Серичнынякова [5], соборная, 1, 80.
Сарина, соборная, 1 мулла, 1 имам, 155. [6]
Сулейманова, пятивременная, 1,1, 39.
Таскино, соборная, 1, -, 88.
Салтыково, соборная, -, -, 65. [7]
Галиваево, соборная, -, 1, 95.
Нрушево, соборная, 1, -, 138. [8]
Карагайчике [9], соборная, -, 2, 111.
Куртаныш, пятивременная, -, -, 73.
Зырянкульская, (какая?), 1, -, 98.
Большая Асанова, соборная, -, 1, 268.
Берденишево, соборная, -. 1, 133.
Аягулова, Соборная, 1, -, 74.
Средний Иткуль, соборная, 1, -, 81.
Иткульдавыдово, соборная, 1, 1, 61.

Мещередская Караболка, соборная, 1, 2, 406.
Ахун Кутлусов Мещаряков, живет в деревне Сариной, под его ведением все мечети.
Мухтасипы:
Султан Темиков, д.Зыренкульская.
Абдулжамиль Ишмухаметов, в д.Биктемировой.

Проблемы башкирских корней.

Катай - племя, относящееся к одноименной родоплеменной группе башкир. Племя включает 2 родовые группы: западную - инзер-катай, кузгун-катай и идель-катай, и восточную - улу-катай, бала-катай и ялан-катай. У Г.К.Валеева расписано, пожалуй, слишком сложно и туманно о тамгах и происхождении. С другой стороны, все как-то слишком просто, подозрительно просто, этакая манипуляция целыми столетиями, государствами, народами, завоеваниями, ассимиляциями и т.д. Сомневаюсь, что он подвергал сомнению хоть один источник, из тех, на которые опирался. Выписываю только то, что мне, более или менее, понятно. Тем более, что, к сожалению, я не могу полностью доверять источникам, на которые опираются приводимые им авторы. А летоисчесления мне совсем непонятны.
Катаи, считает Валеев, - производное от русского китаи, Китай.
Катайцы этнически восходят к монголоязычным (но - по другим сведениям опять же к тюркоязычным) киданям ( 7-8 века - китаи), кочевавшим на территории современной Монголии и Внутренней Монголии, территории Северного Китая. В 947 году основывают государство Великое Ляо, которое простиралось от Японского моря до Восточного Туркестана.

В 1125 году после поражения в войне с чжуржэнями - племенами тунгусского происхождения, населявшими восточную часть современного Северо-восточного Китая Приморья, - часть киданей ушла на Запад, создав в Средней Азии государство каракитаев (каракиданей, существовавшее до похода Чингисхана.
В 11-12 вв.каракитаи ассимилировались с уйгурами, кыпчаками и найманами.
Этноним «каракатай» известен, кроме башкир, только киргизам. На Южном Урале каракатаи появились в составе кыпчакских племен в 13 веке. На территории Башкирии катайская родоплеменная группа в составе кыпчакского объединения племен включала племена: сальют, балыксы, роды и родовые подразделения найман, балга, маскара, буре. В 13-14 вв. каракатаи кочевали в междуречье Ика и Белой. Со 2-й половины 14 века катайцы заселяли среднее течение реки Белой и низовья Инзера.
Под натиском племен табын и других катайцы разделились: западные катайцы задолго до 17 столетия заняли верховья реки Белой и долину Инзера, где около 1730 года располагалась Катайская волость; и восточные - верховья реки Чусовая, откуда они переместились южнее, в верховья реки Уфа, Ай и в Зауралье, где «по обе стороны Уралу по озерам и речкам была Бала-Катайская волость», входившая в Уфимский уезд.

В [10] 1610, 1623 и 1629 гг.катайские башкиры Западной Сибири подвергались нападениям  «нагайцев и калмыков».
В 1682 году крестьяне Колчеданского и Катайского острогов «проведовали… воинских людей башкирцев вверх Чусовой реки».
В июне 1719 года вооруженные башкиры изгнали мастеров и рабочих с медного рудника, находившегося на реке Полевой, притоке реки Чусовая.
В XVIII - первой половине XIX века часть катайских башкир переселилась в Притоболье.
На территории Исетской провинции катайцы селились в основном по берегам рек Теча, Бешеляк (приток Течи), озера Теренкуль, Урукуль, Кузяккуль.

В 1740-х гг. когда по постановлению Исетской провинциальной канцелярии 100 дворов мещеряков было переселено к Тоболу, границей между башкирскими и мещеряцкими селениями стало озеро Уелга.

По генеральному межеванию конца 18 - начала 19 веков зауральским катайцем были определены волости: Белянковская, Белокатайская (от башк.бал - младшие, русифицировано в дело-), Катайская, Улу-Катайская (улу от башк. -оло - старшие). Часть восточных улукатайцев осталась в верховьях р.Ай, на севере Уфимской губернии (территория совр.Республики Башкортостан, Нязепетровского и Каслинского районов Челябинской области и Красноуфимского района Свердловской области.

По данных 8 ревизии 1841-1842 гг., в Белокатайской волости Екатеринбургского уезда Пермской губернии насчитывалось 8 деревень:
- Асанова, Булатова, Итбаева, Назарова, Сарина, Сулейманова, Таскина, Шарыпкулова, - с общей численностью 1369 человек.

В двух Улу-Катайских волостях - 12 деревень с общим числом жителей 2164 чел.:
- Апакова, Емантаева, Ибрагимова, Каинкуль, Каримискалина,Кулужбаева, Сарыкульмякова, Юлдашева,
- Зырямкулыка, Караболка(?!), Кульмякова,Сагальшина.

Из статьи ЧОЭ: Терсяк.
Терсяк - племя в составе родоплеменного объединения катай. Относится к самому раннему финно-угорско-самодийскому пласту башкирского этноса, образуя вместе с бикатин, сынрян и упей древний угорский или тюрко-угорский слой. Все, что написано о средневековье - непонятно, мутно, выглядит натянутыми измышлениями. Будем ориентироваться на письменные источники, в которых, впрочем, наверняка, также много путаницы. Терсяцкая волость волость в источниках начала XVII века. Этнографом Б.О.Долгих она указана на карте севернее Пышминской и Исетской волостей, в районе впадения реки Терсюк в Исеть. В документальном источнике зафиксировано, что в Притоболье башкиры с реки Синара «сено ставят и хлеб жнут». В XVII - в начале XVIII вв. вместе с бикатин, сальют и сынрян жили по обе стороны Уральского хребта, в верховьях Исети, Пышмы, Чусововй.

В период интенсивной русской колонизации Южного урала башкиры откочевывали на Восток и Юг. В начале XVIII века на левобережье Исети почти не оставалось башкир: они переселились на правый берег, образовав Сенирянскую, Бучкурскую и Терсяцкую волости. По данным И.И.Лепехина, заводы Сергинско-Уфалейского горного округа строились на землях, купленных у башкир Терсяцкой и Упейской волостей.
Часть терсяк, продав свои земли Н.Н.Демидову, мигрировала во главе с Даудом Устебаевым с территории Верхнесергинского завода и в 1761 году на берегу озера Иткуль основала деревню Даутова.

И эпизод, который мы отмечаем. В 1781-1802 гг. башкиры деревни Иткульской Терсяцкой волости Сибирской дороги в земельной тяжбе с татарами определяли границы своих владений «от озера Иткуль… по речке Суллы (идентифицировать не смог, река Синара или Караболка?)… до озера Уелги», где «прадеды, деды и отцы» поселились еще до заведения г.Екатеринбург, слобод Усть-Уйской, Арамильской, Чердынской, Щелкунской, Полдневской и прочих». С какими татарами - Карабольскими или Кунашакскими?

Терсяки жили вместе с сынрянами в качестве припущенников.

В начале XIX века в деревнях Амирова, Ирбаева, Кушаева, Махмутова, Табынаева Терсяцкой волости Шадринского уезда и дер. Анжалы (еще одна загадочная деревня, не идентифицирована), Иткульской волости Екатеринбургского уезда насчитывалось 506 терсяков.

В «Экономических примечаниях», составленных в 1778-1843 гг. в ходе генерального межевания, значатся следующие терсятские деревни:
В екатеринбургском уезде - Иткулова (Урта Аул, Срединная деревня, Иткульские ключи), впервые зафиксирована в 1758 году, Сынрянской волости, Масяй-Терсяк -? (1795);
В Красноуфимском уезде - Аракаева (Аракай-Терсяк, 1776) мы вернёмся к этому вопросу, это уже Свердловская область.
В Шадринском - Алипкулова (1772), Апакова (1795), Борисова (1795), Ильчигулова (Алама-Терсяк, 1795), Кызылбаева (1795), Кырчина (1834), Москина (1834), Нижняя (1834), Сибиркмна (1795), Терсяк-юрт (1703), Терсяцкая (1703).
Деревня Халитова (Халит-Терсяк, Алипкул, 1772) и Алипкулова - предположительно части одной слившейся деревни. [11]

Мещеряки (мишари).
Вопрос не менее сложный. Относительно татар (современное название жителей, о которых пойдет речь) уезда, буду называть их все же именно мещеряками, по дореволюционной литературе. Итак, Караболка (Татарская Караболка) - мещеряцкая деревня, единственная в уезде, окруженная башкирскими деревнями.
Напомню один исторический факт: первая регулярная армия средневековья (условно так назовем 15 век), армия Османской империи, состоящая из воспитанных в духе безграничной преданности империи и султану детей, взятых из христианских семей. Эти солдаты и наводили ужас на христиан Европы.
По-прежнему, пока обращаюсь к статьям челябинской энциклопедии. Ибо пока нас интересуют мещеряки Южного Урала.
Этноним «мещера» фигурировал в русских летописях с конца 14 века.
Точки зрения в исторической литературе:
- В.В.Вельяминов-Зернов, В.В.Радлов, А.Ф.Можарский, С.П.Толстов и др. - мишари - подвергшееся тюркизации древнее племя мещера, жившее в 1 тыс.н.э.в бас.реки Ока (Мещерский край) и говорившее на языке финно-угорской группы. Весьма сомнительная точка зрения за полной туманностью таких горизонтов как 1 тысячелетие. Попытка «развести» языки в столь отдаленный период кажется мне натянутой. Полагаю, никакой четкой границы не было и быть не могло, она «размазывалась» на сотни и тысячи километров. И эту «расплывшуюся границу» бессмысленно притягивать к какой-либо группе.
- Б.А.Куфтин, И.Переньи, Т.Тибор (поразительно! - ни одной русской, тем более, татарской фамилии) - мещеряки - потомки мадьяр или западных кипчаков (М.З.Закиев). Этой точки зрения я просто не понимаю. Если мы начнем разбираться, кто такие мадьяры или кипчаки, то совсем запутаемся.
Одним словом, вопрос остается открытым. Вполне возможно, что происхождение этнонима случайно. Если мы даже не знаем, кто такие русские московии или татары казанские, к примеру в 14 веке…

Мещерские отряды приняли участие на стороне русских в Куликовской битве (1380), но имеют ли эти «мещеры» какое-либо отношение к нашим мещерякам, мы доказать не в состоянии.
С образованием Касимовского царства (1452), призванного в политических интересах Москвы объединить переселившихся в Мещеру тюркские племена, мишари входили в состав городовых казаков, формировавшихся Московским великим князем и использовавшихся против ногайцев и крымских татар. Итак, привязка к месту. Но карабольцы-то считают себя потомками крымских татар. И все же скорее, самоназвание сословно, с одной стороны, с другой, невольно думаешь, что это с-меш-анное, пере-меш-анное, пере-мещ-енное население. Кстати, на каком же языке все же понимали русские и татары друг друга?
В сер.16 -нач.18 вв.в основном из мещеряков создавалось сословие служилых татар, охранявших сторожевые линии и участвовавших в военных действиях Московского государства, в частности на западных рубежах и в сражениях против Кучума (1598).
В 17 в., с началом колонизации Южного Урала, мишари селились в качестве служилых людей в крепостях, на Оренбургской военно-пограничной линии. Большинство мещеряков осело на башкирских вотчинных землях в качестве припущенников. Мишари привлекались к подавлению башкирских восстаний 17-18 вв. Если предположить, что Караболка действительно создается как некий форпост на южной дороге в Сибирь, а, похоже, она появляется раньше башкирских деревень, окружавших ее, то каким образом, она сохраняется?

В ходе генерального межевания (1798-1842) за мещеряками были закреплены земли, полученные от башкир-вотчинников (на условиях платы оброка). Еще загадочней факты, так что же мещеряки становятся орудием экспансии России на восток? Этнической консолидации мещеряков в период действия кантонной системы на башкирских землях способствовали их перевод в военное сословие в военное сословие, наличие собственного военно-административного управления, компактное расселение.
В 1798-1842 гг. мещеряки несли службу в составе иррегулярного Башкиро-мещерякского войска.
В 1865 году были переведены из военного сословия в гражданское и были приравнены к крестьянам.
В конце 19 века численность мещеряков составляла 622, 5 тыс.чел.
В начале 20 века сохраняли свою обособленность только мещеряки, жившие на территории Уфимской и Пермской губерний.
Основным занятием мещеряков являлось земледелие, ремесла развития не получили. Традиционно большую часть хозяйственных работ выполняли женщины. Мужчины женились не ранее 20 лет, становясь главой семьи (вторым лицом в семье считалась мать мужа). У мещеряков было принято хоронить покойных в день смерти, в сидячем положении. Из сопроводительного инвентаря клали прут, женщинам рукоделие, детям - хлеб и молоко. В погребальной церемонии участвовали только мужчины. Поминки совершались на 7-й и 40-й день. Традиционная кухня: молочная и мясная (в т.ч.конина) пища, чай с медом или суррогат чая - «матрушка».
В ходе переписи 1926 года 200 тыс.человек отнесли себя к самостоятельной народности, но уже (Р.Б.) - мишарам. В последующих переписях - «исчезли», как, к примеру, сибирские «бухарцы». [12]
Пока всё.

[1] Далее ДДИИ. - Р.Б.
[2] Кулужбаева.
[3] Далее 1 цифра - муллы, вторая - количество прихожан. - Р.Б.
[4] Вероятно, все же Каинкуль. -
[5] Сарыкульмякова - Р.Б.
[6] Далее 1 цифра - муллы, вторая - имамы (не совсем понятно, что имеется в виду, возможно - азанча), 3-я количество прихожан, (-) - значит отсутствуют. - Р.Б.
[7] Сатлыкова, Агаскуль, Норкино.
[8] В ЧОЭ не упомянута - Р.Б.
[9] Карагайкуль.
[10] Здесь Валеев пишет: «известно». Кому известно, откуда известно??? -Р.Б.
[11] Валеев Г.К., Черных В.А. ЧОЭ, т.6, с 477-478.
[12] Челябинская область: Энциклопедия. Чел., 2005. - т.4, 832 с. (М-О) - с.338: «Мишари», Е.В.Карманова по материалам Ф.Т.Валеева и З.Ф.Равилова. В данном случае, как ни странно, я верю, что они достаточно проработали истояники, на основе которых и предоставили материал Кармановой. - Р.Б.

Мещеряки, Переписка правительственных органов, Челябинская область, Метрики, Деревни, Екатеринбургский уезд, Мечети, Ислам в местечках, Мусульманское духовенство, Мишари, Татары и башкиры Среднего Урала, Башкиры

Previous post Next post
Up