Учебная и политическая литература на татарском языке в конце 30-х поставляется в область Таткниготоргом. Несколько слов об этом в период предвыборной кампании в Верховный Совет СССР 1938 года из отчета Свердловского отделения КОГИЗа.
«Таткниготорг выборную литературу отправлял нам почти на кануне выборов в Верховный Совет СССР, например: Конституция РСФСР, мы получили 10-го июня, районные отделения 16-30-го июня. Булганин «О проекте положения», Вышинский «Избирательный закон и часть речи тов.Сталина на предвыборном собрании избирателей», получили только 4-го июня. Вообще Таткниготорг отгружая выборную литературу в количествах совершенно не обеспечивающих нас. Более или менее своевременно Таткниготорг дал нам едидинственное название выборной литературы: Положения о выборах в Верховный Совет РСФСР.
Мы заказали Таткниготоргу Конституцию РСФСР - 15 000 экз., получили лишь 4 400 экз. Калинин «О проекте Конституции РСФСР» было заказано 8 000, получили 217 экз., а об издании брошюры тов. Молотова «Выступление на I-й сессии Верховного Совета» и Булганин «О проекте положения» Таткниготорг даже не поставил нас в известность, эти книги мы получили только в случайном порядке.
Это не могло не отразиться на качестве обслуживания избирателей, татарских населений. (Безграмотно писали не только татары. Перепечатывая такую массу документов, я боялся, что скоро сам начну так писать.- Р.Б.) (…)
Из за неполного и не своевременного выполнения поставщиками наших заказов, мы не обеспечили удовлетворения спроса потребителя в выборной лит`ре на языках народов СССР.
Кроме того нужно отметить, что как Областном, так и в районных отделениях работе с литературой на языках народов СССР уделялось очень мало внимания. Мы не добились даже регулярного и своевременного поступления сводок от районов о продаже и остатках лит-ры на нац.языках. (Управляющий СвердКОГИЗом - Калашников)
[1] А вот документ о книготорговле в городе Свердловске. Начиная с 1931 года еще бывшим Центральным Издательством Народов СССР при Президиуме ЦИК СССР перед соотвествующими организациями Урала было возбуждено ходатайство о предоставлении помещения под торговлю национальной и иностранной литературой.
[2] По постановлению Горсовета за номером №1566 20 октября 1932 года под магазин иностранной и национальной литературы отведено помещение в здании бывшей Товарной биржи. В распоряжении магазина имелась литература на 23 языках. Документы забавные.
«Свердловскторг ссылаясь на постановление Облисполкома еще 2/IX выгнав покупателей из магазина самоуправно закрыл магазин, благодаря чего торговля в магазине была приостановлена в течение 6 дней. Комиссия выяснила, что действие Свердловскторга было совершенно незаконно, т.к. к выселению магазина без отведения помещения под торговлю нац и иностранной литературой без представления со стороны Горсовета другого подходящего помещения, тогда еще не могло быть никакой даже речи. После выяснения это незаконное действие Свердловскторга по распоряжению Зам.Секретаря Облисполкома тов.Обухова магазин сломав ихний замок тов.Вагаповых был открыт.
После этого магазин ходатайствуя перед Облисполкомом, Обкомом, Горсоветом, Горкомом об оставлении этого магазина на месте или же об отводе в центре города подходящее помещение под торговлю нац и иностранной литературой продолжал снова свою работу».
Отмечу, что ходатайства отклоняются.
«И наконец 21/XII согласно последнего постановления совета, помещение было отведено по улице Малышева №43, которое совершенно не соответствует даже своим объемом (40 квм) маленький холодный , печи негодные, одним словом предоставленное помещение совсем не оборудовано, темное и нет никакой возможности расположиться магазину…
Несмотря на это Свердловскторг неожидая оборудования магазина 29/XII представители Свердловскторга в лице тов.Потапова под руководством Начальника Адмхозчасти Свердловскторга тов.Шмаковым приехав в магазин с 10-рабочими самоуправно со своими нецензурными выражениями к работникам нац.магазина (см.атк)
[3] допустили вторично незаконное действие, приходя в магазин взялись нахально за делопроизводство, разбросали книги, как попало нагрузили на санях и перебросили их в негодное помещение разбрасывая где попало.
Разоставленные нацкниги по языкам совершенно запутали, на указание сотрудников магазина, непутать и не создавать беспорядок в магазине, как с книгами, инвентарем, канцтоварами и т.д., которые злоумышленно необращали внимание и допустили полную неразбериху, книги разбарсывали ни как книги, а как мусор свалили в новом помещении, как мусор на пол. Кроме того такой факт ряд извозчиков были наняты на улице, которые не зная даже то новое помещение. Последние с книгаи бродили по городу не зная куда сдавать книги, т.к. таковых направляли без всякого контроля. В результате чего один извозчик был вынужден привести книги обратно в старый магазин в 6 часов вечера и свалил книги в прихожей.
Комиссия выяснила выселение нацмагазина Свердловскторга принуждала исключительно потому, что там надо было открывать кукольный магазин где и сейчас продаются куклы.
Спрашивается, что ценнее, как Горсовету, так и Свердловскторгу если правильно и реально подойти с политической точки зрения к данному вопросу.
Зав.магазином нац.книги тов.Хакимов зная в конце концов в этом отношении, что он бессилен не раз обратился к Управлению МРК тов.Глазирину, который по регулированию такого важного вопроса совершенно непринял никаких мер, мало того с 29/XII по сие время по оборудованию анц.магазина также не принимал соответствующие меры, магазин до сегодняшнего дня совершенно необорудован, нет рабочей силы, по словам завхоза МРК не отпускает соответствующих средств. Купленные лесоматериалы сырые…
Члены комиссии подписи Капитонов, Валеева, Вагапов»
[4] [1] ЦДООСО, ф.4, оп.33, д.318, л.28об.
[2] ГАСО, ф.88, оп.5, д.111, л.1.
[3] В документе его не было. - Р.Б.
[4] ГАСО, ф.88, оп.5, д.111, лл.1,2. Копия, машинопись, без числа, но с подписями.