"Валидовщина", взгляд из 1932 года.

Jun 06, 2012 08:54


Эта статья написана Мансуром Шамматовым для Уральской энциклопедии. В 1932 году она была оценена как оппортунистическая, именно это хотелось мне понять, должна была быть логика...


"Валидовщина - башкирское буржуазно-националистическое контрреволюционное движение на Южном Урале и в нынешней Башкирской Республике. Руководитель этого движения Заки Валидов, по профессии учитель татарско-националистической религиозной школы. Один из активных пантюркистов во главе башкирской сельской буржуазии, буржуазно-националистической интеллигенции и духовенства, вел активную работу за образование башкирской буржуазной автономной республики. После февральской революции башкирская сельская буржуазия, не нуждаясь больше в союзниках - татарской торгово-промышленной буржуазии, являющейся основным отрядом пантюркизма в России и смортревшей на башкир как на объект своей торговли, разошлась с ними на Московском мусульманском съезде в мае 1917 года по вопросам независимости башкирии и землепользования. После этого съезда в июне месяце в г.Оренбурге было организовано временное бюро под именем "Союза башкирского народа" и уже к августу "Центральный башкирский совет, руководимый компанией Валидова. Эти органы занимались подготовкой к организации самостоятельной буржуазной националистической республики, устанавливали связь с националистическими партиями при выборах в учредительное собрание националистов.

Валидовцы с первых дней Октябрьской революции показали свое подлинное контрреволюционное лицо, они от имени "башкирского правительства" заявили о непризнании советского большевистского правительства и призывали башкир против большевиков-советов. В своей декларации от 11 нября 1917 года Валидовцы заявляют: "в связи с тем, что 25 октября 1917 года Временное правительство России низвергнуто партией большевиков и в России началась гражданская война… личная и имущественная безопасность людей потеряла всякую почву под собой… мы советов не признаем, ибо мы желаем охранять свою жизнь и собственность… казачье население тоже не признает советы-большевиков… автономию мы не будем получать от большевиков, хотя они обещают, ибо распущенности в нашей стране мы выносить и терпеть не можем". С целью вооруженной войны с большевиками валидовское башкирское правительство", находившееся тогда в Оренбурге, входило в блок с казачьим генералом Дутовым, организует военные части из кулачества и заблудившейся части башкирского турдового крестьянства, ставит во главе этих частей казачьих, татарских и польских офицеров и ведет непрерывную агитационную работу против советов. После взятия Оренбурга от казаков (январь 1918г.) красными частями, валидовцы некоторое время оставались там, ибо в это время шли переговоры их с советским правительством. Несмотря на это, военные части башкирского правительства продолжают военные действия против советов в других районах, и валидовцы не прекращали свою контрреволюционную работу, поэтому Оренбургский ревком был принужден арестовать Валидова и некоторых членов башкирского контрреволюционного правительства. Оставшиеся на свободе валидовцы организовывали кулацкие отряды, расстреливали башкирских большевиков, сторонников советов. 3 апреля 1918 года налетело кулачество на Оренбург, арестованные члены башкирского правительства во главе с Валидовым были освобождены и скрылись в башкирских кантонах.

После временной победы контрреволюции по Волге, Уралу и Сибири вылидовцы появляются в Челябинске (в мае месяце 1918г.) и именем башкирского правительства входят в союз со всеми белогвардейскими правительствами, получают от них вооружение, денежные средства, организуют башкирские белогвардейские военные части, состоящие преимущественно из кулаков и обманутых башкирских крестьян и эти части направлялись на фронт против большевиков. Башкирские националисты валидовцы шли в лапу империалистических хищников - получали от них вооружения, денежные и иные средства для войны против большевиков, против единственной партии в мире, борющейся за освобождение всех угнетенных национальностей. Разгром учредиловцев и всех эсеро-меньшевистских правителей со стороны Колчака не оставил незатронутыми и валидовцев. В ноябре 1918 года Колчак распорядился распустить башкирские военные части, передать их в полное ведение Дутова и не отпускать средства на содержание башкирского военного совета, возглавляемого Валидовым, штаба, кантональных военных управлений и этим показал свое подлинное отношение к разрешению национального вопроса. Несмотря на это, валидовцы все еще продолжали оставаться в лагере Колчака. Башкирские солдаты под властью Колчака начали чувствовать валидовскую национальную "свободу". Вместе с этим политика и практические действия Колчака против крестьян - грабежи, открытая подддержка кулака, помещика и т.д., все это вело к быстрому разочарованию крестьян и солдат.

В башкирской массе растет тяга к советской власти, к тому же победоносное шествие Красной армии, усиление активности башкирской бедноты, начинают ругать валидовцев, и они для спасения своей шкуры и по тактическим сображениям решают перходить на сторону советов. После предварительных переговоров в январе 1919 года валидовцы со своей армией переходят на сторону советов и остаются рна руководящей работе во вновь организованной советской малой башкирии. Валидовцы, оставаясь в малой башкирии на руководящей работе - ревкоме до обратного бегства в лагерь белогвардейцев оставались верны сврей контрреволюционной идее пантюркизма. Они вели открытую и подпольную работу против большевиков, за организацию автономной буржуазной республики восточных народов (казахов, узбеков, башкир, татар и др.). Для этого они, не стесняясь переменить свою шкуру - примазались к коммунистической партии, хотели организовать сасостоятельную “коммунистическую партию народов востока, а в своей практической работе издевались над преданными большевиками вплоть до ареста отдельных ячеек, членов башкирского Обкома ВКП(б). Однако, не выдержав нажима башкирской бедноты и убедившись в своем бессилии в образовании в условия советов буржуазно-националистического госудпрства, Валидов сам в июне 1920 года убежал в Туркестан к басмачам - к турецкому генералу Анвар-паше, наемнику английского империализма и неудача на этом фронте заставила эмигрировать в Турцию. Часть оставшхся здесь валидовцев примкнула к подпольной контрреволюционной организации Султангалеевщине и вела свою гнусную работу до вскрытия этой организации органами ГПУ.

Литература: Г.Касимов - Пантюркизм, панисламизм и Султангалевщина. Казань, 1931; Ш.Типеев - Основные этапы в истории нац.движения и советской башкирии. Уфа, 1929.

М.Н.Шамматов. 30/IX -31г». [1]

И еще несколько замечаний. Колчак не может не понимать, насколько важно привлечь на свою сторону инородцев. Весной 1919 года атаман Дутов встречается с Верховным правителям, среди прочих вопросов, вопрос о мусульманах. «Когда я беседовал с Верховным Правителем, последний очень интересовался инородческим составом моей армии, его отношением к тем или иным фактам государственной жизни.

Киргизы и башкиры, - говорит Дутов, - это элемент, безусловно, государственно-настроенный; они абсолютно не верят большевикам; для них вполне ясно, что «большевик много говорит, но ничего не делает, ничего не дает».

При свидании с Управляющим делами Верховного Правителя и Совета Министров сенатором г.Тельбергом я указывал на то, что здесь как-то забывают о нас, Оренбуржцах, и высказал взгляд о необходимости теснейшей связи центра с нашей армией.

Для печатания воззваний и другой литературы специально для мусульманского населения в Оренбургском крае, мною предложена проф.г.Тельбергу мусульманская типография, имеющаяся в моем распоряжении».

Предложение это принято и ближайшем будущем будет печататься литература специально для мусульман и, т.о., духовные запросы этой громадной в Сибири части населения будут удовлетворены». [2]

Поздно. Колчака теснят по всем фронтам. Большая часть инородцев уже на стороне красных.

Интересная статья написана Г.Шипковым в ноябре 1918 года. По созданию в декабре 1917 года Башкирской республики правительство Башкирии начинает формирование национальной армии. По Шипкову атаман Дутов оказывает башкирам помощь оружием и деньгами. К моменту выступления чехов башкиры организовывают добровольческие отряды по всем кантонам. Южный Урал очищается от большевиков, совместно с чехами башкиры берут Екатеринбург, Верхнеуральск, Белорецкий завод, Орск, обороняют Оренбург.

«Башкирское Правительство и весь башкирский народ с полным правом могут считать свои воинские части образцовыми. Не поступало ни одной жалобы от жителей занимаемых областей на поведение башкирского войска. Наоборот всюду их приветствуют за их лояльное поведение и воинскую доблесть». Это очень похоже на правду. Есть в башкирском характере особое благородство и прямодушие.

В приказе начальника штаба Юго-западной армии на имя командира башкирского корпуса есть следующие слова: «Командующий войсками округа, руководя действиями строевых частей округа на Орском фронте, лично убедился в доблестной службе башкир, работающих рука об руку с казаками…» [3]

С другой стороны, генерал-майор Оренбургского казачьего войска со ссылкой на мнение генерал-майора В.В.Кручинина пишет в своей книге: «Тенденциозность башкир сказалась в том, что они готовы были драться с большевиками до момента нахождения их на «территории» башкир, а как только последние были изгнаны из нее, всякое желание драться за русскую землю у них отпало. Какой узкий и кургузый сепаратизм!» [4] Другого отношения башкиры от русских генералов никогда бы не дождались. Но как быть с героическим участием башкирских полков в борьбе с Юденичем под Петроградом, с белополяками на западном фронте? 16 декабря 1919 года К.Федин в «Петроградской правде» пишет: «В опаснейший для столицы Советской республики момент отдельные части башкирских войск проявили столько выдержанности, отваги, стойкости, что положение не только было спасено, но поражение превратилось в победу». [5]

И все же еще несколько слов о казаках. Не углубляясь в тему особого положения казаков в России, напомню о явно тенденциозном отношении, пожалуй, просто ненависти Троцкого, к казакам: «Казачество для России всегда играло роль палача, усмирителя и прислужника императорского дома. Казаки по своей природе ленивы и неряшливы, предрасположены к разгулу и ничегонеделанию. При своей храбрости казак малоинтеллигентный человек, лгун и доверять ему нельзя. (…) Казачья масса еще настолько некультурна, что при исследовании психологических сторон этой массы приходится заметить сходство между психологией казачества и психологией некоторых представителей зоологического мира». [6] А также хочу привести слова помощника атамана Дутова генерал-майора Оренбургского казачьего войска И.Г.Акулинина об оренбургских казаках: «Но справедливость требует сказать, что после изгнания большевиков с казачьей земли энтузиазм среди казаков сразу упал; появилось желание разойтись по домам, тем более, что наступило время сенокоса и уборки хлебов; многие казаки по близорукости считали большевиков совершенно разгромленными; некоторые смотрели на борьбу вне территории Войска, как на дело, их не касающееся. Казакам понятен был лозунг борьбы «за родные станицы», когда затрагивались их непосредственные интересы, но драться с большевиками «за мужичьи выгоды» у них не было никакого желания, особенно, когда во время преследования красных за пределами Войска они увидели, что крестьяне соседних областей и губерний не только не восстают против большевиков, но по-прежнему держат их сторону и всячески стараются вредить казакам. (…) Такие факты обескураживали казаков и еще более укрепляли их в мысли, что они свое дело сделали, большевиков «из родного Войска» выгнали и, следовательно, теперь могут со спокойной совестью расходиться по домам, чтобы заняться своими казачьими делами и в первую голову приведением в порядок своих разоренных хозяйств». [7]

Правительство Башкирии надеется создать особый Башкирский корпус. Но сталкивается с целым рядом Областных правительств. Находясь между Сибирским правительством и Самарским кабинетом членов Учредительного собрания, Башкирия оказывается в сфере двух влияний.

Полгода Башкирское национальное правительство размещалось в Челябинске, проводя формирование частей башкирского корпуса. Хотя председателем был М.Кулаев, фактическое руководство осуществлял Заки Валидов, Командиром и председателем военного совета при правительстве был тот же Заки Валидов, начальником штаба Ильяс Алкин. Включившись в борьбу с большевиками, башкиры всегда придерживались специфических позиций, все определеннее вступая в трения и с гражданской и с военной властью белых. [8]

21 ноября 1918 года Колчак объявляет указы о ликвидации Казахского и Башкирского правительств и роспуске национальных мусульманских формирований, «а меня и других башкирских лидеров схватить и отдать в военно-полевой суд», - вспоминал Заки Валидов. [9]
20 февраля 1919 года башкирские войска переходят на сторону красных. Беспрецедентный эпизод гражданской войны. Первыми сдают оружие второй и пятый полки, и сразу отправляются в тыл для переформирования, затем сдают оружие 1 и 4 полки. Последним переходит на сторону красных 3 полк. Переход башкир происходит фактически в полном составе, с командованием и обозами. Один только обоз башкирского правительства насчитывает 3000 подвод, и это помимо обозов отдельных полков. Похоже, что Валидов, кроме всего прочего, ведет переговоры с отдельными казачьими атаманами, ибо в печати упомянуто его обещание перетянуть на сторону красных и соседние казачьи полки. [10]
....
[1] ЦДООСО, ф.276, оп.1, д.13, лл.76-79.
[2] «К пребыванию атамана А.И.Дутова в Омске». - «Русская армия», 15 апреля 1919 г.
[3] Шипков Г. «Башкирия и башкирское национальное войско». - Вестник временного Всероссийского Правительства», 17 ноября 1918 года.
[4] Худобородов А.Л. Революция и гражданская война на Урале в интерпретации казаков первой волны эмиграции. // Урал в событиях 1917-1921 гг. Челябинск, 1999. - с.23.
[5] Сираев З.И. Башкирские национальные части Красной армии в гражданскую войну. // Октябрьская революция и Рождение Советской Башкирии. Сб. статей. Уфа, 1959. - с.232.
[6] Кобзов В.С. Революция и гражданская война на Южном Урале глазами казачества. // Урал в событиях 1917-1921 гг. Челябинск, 1999. - с.175.
[7] Худобородов А.Л. Революция и гражданская война на Урале в интерпретации казаков первой волны эмиграции. // Урал в событиях 1917-1921 гг. Челябинск, 1999. - с.23.
[8] Плотников И.Ф. Челябинск: разработка стратегического плана наступления русской армии А.В.Колчака, успехи в его осуществлении и последующий провал (фквраль - май 1919 года). //  Урал в событиях 1917-1921 гг. Челябинск, 1999. - с.78.
[9] Юлдашбаев Амир «Лицом к Востоку». - «Памятники Отечества» (альманах), 1997, №2, с.107.
[10] «К переходу к нам башкиров». - «Деревенский коммунист» (Орган Урал.Обкома РКП). 1919, 28 февраля.

Валидов З., Колчак, Гражданская война, Башкиры

Previous post Next post
Up