Мысли по поводу.

Jun 05, 2012 11:54

Мусульманское кладбище г.Екатеринбурга. 1879-2012. Коротко о кладбище.

Если мне не изменяет память (документов не видел, лишь по рассказам), кладбище было закрыто (надеюсь, меня поправят) в 1956 или 58 году. Но в одном из репортажей ниже говорится о начале 60-х. Кладбище находилось на отшибе города, это обстоятельство и спасло его. В конце 80-х - начале 90-х были попытки его снести, но кладбище удалось отстоять. Надеюсь, один из героев тех событий когда-нибудь расскажет подробности.
"Мусульманское (Татаро-башкирское) кладбище расположено в западной части г. Екатеринбурга, на углу улиц Репина-Металлургов-Черкасская. Площадь кладбища - 5,2 га. Является одним из старейших кладбищ города (землеотвод оформлен в 1879 г., но открыто (т.е. первые захоронения или перезахоронения?) оно, вероятно, в 1880. На нем похоронены 53 военнослужащих, умерших в госпиталях города в годы Отечественной войны"...
"В 1940-е годы в г. Свердловске функционировали 12 кладбищ: Ивановское, Кольцовское, Лютеранское, Михайловское, Мусульманское, Нижне-Исетское, Никольское, Сибирское, Уктусское-1, Уктусское-2, Шарташское, Широкореченское.
Захоронения умерших военнослужащих производились преимущественно на близлежащих от госпиталей кладбищах. Сохранились сведения о массовых захоронениях на Ивановском, Лютеранском, Михайловском, Мусульманском, Никольском, Нижне-Исетском и Широкореченском кладбищах. Единичные захоронения военнослужащих были произведены на Кольцовском и Уктусском-1 кладбищах. По-видимому, не было захоронений военнослужащих на Сибирском, Уктусском-2 и Шарташском кладбищах". - Источник: Комарский В.Я. Их упокоила уральская земля...

Напомню, что перепись 1860 по городу выявляет всего - 36 магометан. 26 марта 1873 г. - магометан 104: муж.65 и жен.39. 26 марта 1887 г. - магометан 223 чел. С другой стороны, переписи не учитывали рабочих ВИЗа, где могли работать татары и башкиры. Тем более что территориально кладбище тяготеет к визовскому району. После революции к населению Екатеринбурга приписывалось население Верх-Исетского завода.

Сведения, которые удалось найти мне в дореволюционной прессе, касаются вопросов расширения территории кладбища.
1905 год.
10 июля 1905 г., газета «Урал», Думское заседание:
Прошение магометан г.Екатеринбурга об отводе к существующему магометанскому кладбищу дополнительно 3600 кв.сажен из городского выгона. Этот вопрос вновь подымается 12 сентября 1905 года...
1912 год.
9 октябре Зайнетдин Агафуров вновь как уполномоченный екатеринбургских магометан ходатайствует о расширении магометанского кладбища. Вопрос "снова не был рассмотрен", "так как в это время не было требуемого для решения этого вопроса кворума в 30 человек". ("К думскому заседанию". - "Уральский край", 1912, 11 октября)
...
1918 год.
Декрет о кладбищах и похоронах. Опубликовано в № 271 "Известия" ВЦИК от 11 декабря 1918 года.
1. Все кладбища, крематории и морги, а также организация похорон граждан поступают в ведение местных Совдепов.
(...)
Примечание: Похоронные религиозные обряды в храме и на кладбищах могут совершаться по желанию родственников и близких умершего за их собственный счёт. Декрет был опубликован так же в ежемесячном журнале "Революция и церковь" в 1 номере за 1919 год, с.29.
Там же инструкция местным совдепам о порядке осуществления декрета СНК "о похоронах и кладбищах от 7 декабря с.г." Отметим для себя, что всё, что происходит вокруг кладбища и "мёртвых" привязано к церкви.

1927 год.
На заседании Бюро Уралобкома ВКП(б) от 5 апреля вновь ставится вопрос "об изъятии кладбища из рук мусульман, как в городе, так и в деревне с передачей их в ведение советских организаций". (ЦДООСО, ф.4, оп.5, д.463, л.34, там же - д.12, л.296) Я прослежу, как будет решаться этот вопрос вплоть до 10-х XXI столетия. Не так-то легко покушаться на мёртвых, когда есть живые. Быть может, это самая интересная страница в жизни татаро-башкирской общины, последняя страница...

1955 год. Ураза-байрам. 23 мая на мусульманском кладбище (речь идёт только о Свердловске) к 10 часам утра собралось более 1000 человек, к 11-ти все разошлись. Не похоже, что органы предпринимали какие-либо репрессивные меры, но отслеживали подобные мероприятия. Курбан-байрам проходит 29 июля, на кладбище вновь собирается более 1000 человек, намаз совершал сторож кладбища, "как старейший и знающий обряд" (ЦДООСО, ф.4, оп.54, д.103, л.119, 147)

1956 год. Оживление религиозной активности чиновники объясняли возвращением из мсет заключения выживших служителей культа или просто верующих людей, это похоже на истину. (ЦДООСО, ф.4, оп.55, д.116, л.70)

О том, как боролись за кладбище и за катаверную в 50-х годах, я рассказывал в главе - 1941-1956. Мусульманские общины Свердловской области.
Позже размещу уникальную фотографию, как молятся на кладбище мусульмане Свердловска.

К 30-м годам я вернусь чуть позже, материал необходимо обработать. Пока посмотрите заметку - Процесс 1937 года. Репрессии. Мусульманское духовенство. В мусульманские праздники в этот период собирается около 2000 верующих.
Вообще, это отдельный вопрос - борьба за кладбище с властями после того, как в городе закрывается молельный дом. Не совсем по-мусульмански осуществлять намаз на кладбище, до революции ничего подобного не было, только - после. Насколько конкретные обстоятельства могут преображать религиозные традиции...
Отмечу ещё вот что: никто из известных братьев Агафуровых - Камалетдин, Зайнетдин или Кашафутдин - на этом кладбище не похоронен, о чём постоянно повторяют в нескольких репортажах, уточняет Данил Сергеев (ссылка будет приведена ниже). Могила Камалетдина (по некоторым сведениям - Маньчжурия, но точно не знаю, я полагал, что не вернусь к этому вопросу, к сожалению, даже не помню, у кого хранится оригинал фотографии, возможно, у Адима Тагирова, и когда именно сделан снимок). Можно увеличить, "кликнув" на изображение.


Пока не разобрался, какое отношение имеет Мариам (17.11.1881 - 9.02.1953) к "нашим" Агафуровым:
Могила Мерьям Агафур. Татарское кладбище в Токио. (от Ларисы Усмановой)


Из статей о кладбище - Данил Сергеев: Почему в Екатеринбурге имамы молчат о мусульманском кладбище? (2006)
"Кстати, точное место нахождения могил Агафуровых удалось найти только на субботнике и то при загадочных обстоятельствах.
Мы долго искали надписи, но так ничего не нашли. Пришедшая на субботник семейная пара татар решила ради интереса посмотреть на захоронение. И Диля, из той самой семейной пары, вдруг спросила, показав на плиту: «А что тут за буквы?». Я увидел надпись, которая очень плохо сохранилась. При детальном рассмотрении с использованием подручных средств, скажем так, криминалистической идентификации прочитал: «4 октября 1883 года умер + Хисаметдин, раб Божий». Дело в том, в 1883 году умер Хисаметдин Агафуров - основатель династии купцов. Далее надпись прочитать и перевести невозможно - все стерто. Но тот факт, что совпадает имя, дата смерти, да и сама могила подобает купцу Первой Гильдии, позволяет со значительной уверенностью сказать - там Агафуровы. Мавзолей купцов представляет собой прямоугольник 5х4 метра, окружен гранитными плитами примерно в метр высотой и с ажурной калиткой".

Пафос не актуален, именно религиозные деятели взялись за кладбище. О событиях 2006 года Данил рассказывает в этом репортаже (см. с 13:37) - Телепередача Ислам № 18 «Дуа»(2006)
...


...
Эта фотография была сделана лет 20 назад. Фотограф Ю.Бутерус (Германия)
Более современные вы найдёте в предлагаемых заметках.
Кладбище не оставляют без внимания, интересно, что наиболее активное участие в уборке на его территории принимают молодые люди:
- СУББОТНИК-2012 НА МУСУЛЬМАНСКОМ КЛАДБИЩЕ Г. ЕКАТЕРИНБУРГА СОСТОЯЛСЯ!
(Организаторы субботника: МРОМ "Просвещение", СРТМОО "ЯШЕН", НКАТ Свердловской области, Постпредство Республики Башкортостан и Курултай башкир Свердловской области)
- ФОТООТЧЕТ: Субботник на мусульманском кладбище.
...

Кладбища, Мусульмане Урала, Агафуровы, Екатеринбург, Иран, Мемориал, Мусульманское кладбище, Япония, Татары и башкиры Среднего Урала

Previous post Next post
Up