Письмо Сталину. 1918 год.

May 31, 2012 19:32


… к положительным качествам башкир нужно отнести их доброту, приветливость, мягкость характера…
У башкир характерной чертой является их прирожденное чувство порядочности, привычка уважать в другом человеке его человеческую личность и сохранять таковое и в самом себе.

  Никольский Д.П.


Ведь у меня не вызывает сомнений и по прошествии ста лет, что авторы высказываний верно подметили характерные черты башкирского народа. Это письмо я почему-то не могу назвать и провокацией. Одно лишь хотелось заметить, что Рыбаков отмечал эти черты у коренных башкир, сельских жителей. Современный город, с одной стороны, нивелирует национальное в человека, с другой стороны, проявляет часто отрицательную (оборонительную) сторону национального характера человека. К рассматриваемому нами периоду это не относится. Реакцией излишней доверчивости на не всегда порядочное отношение часто является излишняя недоверчивость. Я не могу избавиться от впечатления, что башкирам пришлось гораздо сложнее в той путаной ситуации, которая возникает в описываемый нами период, тем более, что они уже не знают, кому верить, догадываясь, что их национальные интересы не являются существенным аргументом в политических шагах как русских, так и татар. Именно поэтому столь ярко противоречивы и столь диаметрально противоположны судьбы башкирских революционеров. Именно поэтому, как кажется мне, только классовый подход и мог одержать верх и действительно сплотить трудящихся различных национальностей вокруг Советской власти. Итак, вернемся к газетам того времени.

«Многоуважаемый гражданин Сталин!

Выражая Вам глубокую благодарность за Ваши неоцененные труды, потраченные Вами в беспредельных заботах об освобождении мелких народностей России от зависимости со стороны сильных, и засвидетельствуя Вам доверие от имени всего трудового двух с половиной миллионного населения башкир, а также питая твердую уверенность и надежду на то, что и в будущем Вы ни на минуту не расстанетесь с святой Вашей идеей освобождения угасших почти народностей, и при всем личном, бесконечно глубоком моем уважении к Вам, к великому сожалению, я поставлен в необходимость затруднить Ваше внимание сообщением о совершающемся в действительности в пределах проектируемой Т.Б.Республики.

Не успели еще долететь известия из Москвы о результатах последнего совещания по созыву Учред. Съезда Т.Б.Респуб. не успели еще вернуться из Москвы участники совещания с докладами о нем, как татары, с нетерпением ожидавшие исходного для них окончания этого Совещания, на местах начали уже проявлять свою враждебность по отношению к башкирам.

Полученные мною №№39 и 40 газ. «Куряш» (Борьба), издаваемой татарами в Уфе, принесли весьма печальные сообщения: 20 мая н.с. в Уфе татарским Комиссариатом арестованы башкиры: комиссар по башкирским делам Уфимской губер.Ахмедуллин, член Ц.Т.-Б. Комиссариата Имаков и башкирский поэт-композитор Газиз Альмухамедов и еще несколько башкир.

Арест произведен совершенно самочинно, без ведома Уф.И.К. иУф.Совнаркома.

Причины ареста газ. Мотивирует тем, что Ахмедуллин с товарищами ликвидировал татарский национ. Комитет служивший в Уфе в течение 8 месяцев гнездом для татарских явных контр революционеров.

Этот комитет тайно рассылал всем мусульм. России чрез своих агентов воззвания с призывами поднять восстание против Советов, указывая, что Советская Власть в корне уничтожает магометанскую религию.

И вот татарские злоумышленники, вместо того, чтобы бороться с противниками революции, наоборот, арестовали честных революционеров борцов-башкир за уничтожение татарского контр-революционного притона.

Этот случай совершенно ясно и определенно показывает, что из себя представляют Уфимские татары.

А вот Вам еще другой гнусный случай среди татарских революционеров: 16 мая н.с. казначей Челябинского Мус. В.-Р. Комитета, татарин Дзямилов, пользуясь моментом волнения чехословаков, похитил из кассы ком. 140 тысяч р. Он заключен в тюрьму, производится следствие.

Уфимские татары в №39 газ. «Куряш» горячо призывают всех татар убить самосудом Манатова и всех тех, кто против Т.-Б. Республики.

Что же это такое, наконец!

Это есть зачатки тех горьких слез, которые вечно будут капать из глаз бедных башкир, если только татарам удастся осуществить мечту о создании острова - «Утопии», т.е. Т.-Б. Республику.

Тому, кто внимательно изучал историю башкир, должны быть известны все те кровавые события, которые обрушились на башкир, благодаря татарам.

А кто был провокатором и виновником недавно пережитых башкирами горьких событий в Оренбурге и в Таналык-Баймаке, Орского уезда, где расстреляны совершенно безвинно, по клевете татар, 12 башкир. Клеветниками и провокаторами Были здесь Фатих Карилов, редактор буржуазной татарской газеты «Вакт», брат его Камиль Карилов, зять его Бурган Шарафов и другие их лакеи.

Фатих Карилов в №1107 за 1913 г. издаваемой им газ. «Вакт» писал, что уже башкирский народ вымер и стерт с лица земли. Все татары поверили этому, обратили внимание и некоторые другие народности, хотя не вполне доверчиво.

И вот после переворота вдруг в Оренбурге появилось Областн. Башкирское Бюро, а затем созывались башкирские съезды. Все это как бы ножом кольнуло сердце Кариловых и их приспешников, веками эксплоатировавших темное башкирское население разными ложными путями.

Кариловы прекрасно знали, что организованность башкир будет отражать попытки всяких хищников, привыкших сосать кровь трудовых башкир, к продолжению любимых, легких и выгодных промыслов надувать башкир.

Эти-то опасения Кариловых и его друзей (кумовьев и сватов) расстаться с лакомым промыслом - обирать башкир - и послужили источниками всех переживаемых доныне башкирами оскорблений, клевет, гонений, преследований и серьезных бедствий со стороны татар совершенно незаслуженно.

С первых же дней попыток башкир организоваться в Оренбурге, где имеется башкирский национальный дворец Караван-Сарай, теперь декретом Народн. Комиссаров, возвращенный башкирскому трудовому населению, как собственность, татарская буржуазия начала бросать на башкир грязь и клевету.

В Оренбурге клеветали на башкир Каримов, Шарафов и их лавеи, В Уфе - Садрей Максудов, кадет, председатель Татар. Национ. Комитета, за ликвидацию которого арестованы теперь башкиры; в Казани - Ильяс Алкин, председатель Мусульм. Военного Шуро, в ликвидации которого главную роль играли башкиры: Юмангулов и Имаков.

Впрочем, эти люди обливают грязью не одних башкир, а всех тех (русских и других), кто защищает всегда честность и справедливость.

Вот слова одного известного ученого немца, географа Вольф:

«Татары бойки, смышлены и предприимчивы, общительны и словоохотливы, но в то же время плуты, хвастливы и лживы, любят надувать людей, обидчивы и горячи, любят клеветать и судиться, при всей предприимчивости ленивы и неустойчивы в деле труда систематического. По своему характеру, татары любят нажить копейку каким-нибудь более легким способом: торговлей, барышничеством, даже просто маклачеством и мошенничеством».

И вот таким эгоистам вы поручаете судьбу 2,5-миллионного народа, обрекаете тем самым нас, несчастных башкир, на худшую погибель и вымирание, бросаете нас во много раз худшие условия существования, чем даже при царском режиме.

Короче говоря, этим историческим (вероятно, опечатка в газете, и имелось в виду - историческим, - Р.Б.) актом вы кидаете бедных башкир на вечное терзание.

Вспомните, не мы ли вас умоляли со слезами на глазах об аннулировании объявленного положения о Т.-Б. Р., вместе со всеми делегатами от башкир в здании Судебных Постановлений, где вы принимали нас 2 апреля с.г., специально по вопросу о башкирах. Между прочим, я тогда говорил вам: «Башкирский народ скорее сговорится и столкуется с русским трудовым элементом, так как последний скорее поймет его нужду, но никогда башкиры не сговорятся и не сойдутся с татарами».

Вы, упрекая нас в том, что мы якобы хотим забиться в «скорлупу» и оторваться от «цивилизованных казанских татар», настаивали на том, чтобы во что бы то ни стало объединить нас с татарами, и уверяли, что Центр. Власть ни под каким видом не допустит никаких обид на слабые национальности, как башкиры, ни с чьей стороны.

Согласитесь, что Центр. Власть, при всем ея желании покровительствовать спокойному существованию беззащитных народностей, лишена возможности, по причинам отдаленности, ежеминутно уследить нападения хищников.

Из этого само собой понятно, что необходимо обезпечить спокойствие и культурное развитие мелких народностей согласно тем условиям жизни, в какие поставлены эти народности самой природой.

Всякая же спешность в разрешении таких серьезных исторических вопросов, какие требует принцип самоопределения народов, едва ли даст те блестящие результаты, какие могли бы получиться путем правильного, планомерного и поспешного разрешения их.

На сколько мне известно, при обсуждении вопроса об опубликовании положения Т.-Б. Республики использованы были только те материалы, которые доставлены в Центр. Мус. Комиссариат из Казани революционной организацией татар, при чем эти материалы собраны заинтересованными в Республике лицами из бывших государственных, городских и земских учреждений, добытые последними за 5-10 лет до революции. К тому же, эти материалы показывали лишь только численность населяющих Приволжский и Приуральский края народностей и процентное их соотношение друг к другу по количеству душ. Не вполне достаточны были материалы о географическом положении края.

Совсем не было материалов об этнографических, исторических, национально-бытовых условиях тех или других народностей, не говоря уже об экономическом, торгово-промышленном и культурном развитии населения и геологическом, почвенно-климатическом исследовании края.

Ни одно из этих условий в жизни башкирского народа не говорит в пользу Т.-Б. Республики, за исключением религии и некоторого сходства языка.

Башкирский народ, издавна живущий в отрогах Южного Урала, географически окреп здесь, а в экономическом отношении тесно связан с русским населением, обмениваясь с ним продуктами сельского-хозяйства. В Уральских горнозаводских предприятиях башкиры находят источники заработков. В культурно-техническом и земледельческом отношении русское население оказывает большое влияние на развитие башкир.

Что же касается создания башкирской литературы, то мы уверены, что русский народ скорее окажет нам духовную и материальную поддержку в этом направлении, нежели татары, которые, наоборот, давно стремятся ассимилировать башкирский народ.

Вот один из Ваших тезисов: - «из всех существующих ныне форм гнета наиболее тонкая и опасная форма есть национальный гнет».

Умоляю Вас, подумайте над глубиною и значением этого, вполне удачного афоризма. Подумайте о том, на сколько Вы оправдали его практически, совершив великий акт на страницах Русской истории.

Не ошиблись ли Вы и не впали ли в погрешность, дав значение и доверие потокам красноречивых слов тов.Вахитова и других татар.

Мы Вас не обвиняем и не можем обвинять, ибо знаем, что все люди способны ошибаться.  Вы - человек, следовательно, могли ошибаться. Но всякая ошибка бывает исправлена, если она предупреждена во-время.

*          *          *

Теперь должен сказать несколько слов по поводу положения о Т.-Б. Республики и об отношении тов. Татар к башкирским вопросам в Центр. Т.-Б. Комиссариате.

При объявлении положения о Т.Б. Р. в Москве был только один представитель от башкир, тов. Манатов, который не имел в руках никакого материала о населении и о территории башкир. В виду этого он не мог согласиться с объявленным положением и подал в отставку, но его отставка не была принята Вами. Тогда он стал требовать добавления к положению еще одного пункта, где говорится, что на Учред. Съезде экономические вопросы башкир и татар будут рассмотрены отдельно. Добавление этого пункта сломило сопротивление Манатова, и он согласился.

Время объявления совпадало как раз с тем временем, когда деятельные работники Областного Башкирского Совета в Оренбурге сидели в тюрьме, а члены Нового Революционного Совета Башкурдистана, случайно попавшие в него, ничего абсолютно не делали, кроме кутежа и катанья на извозчиках и траты денег на ветер. Итак, делегирование опытных, знающих быт и запросы башкир с материалами к Вам было забыто, а это послужило для тов. Татар в пользу, т.к. делегаты и материалы о башкирах во всяком случае помешали бы объединению башкир с татарами.

Когда в конце марта с.г. я приехал в Москву вместе с 3-мя тов. В качестве делегатов от Нов.Р. Совета Башкурдистана с материалами, чтобы возбудить вопрос о башкирах в Совете Народных Комиссаров, то вопрос этот был уже предрешен актом объявления положения о Т.-Б.Республике.

В это время в Москве заканчивалась конференция башкирских делегатов, съехавшихся с разных концов Башкирии с полномочиями ходатайствовать об освобождении арестованных в Оренбурге членов Областного Башкирского Совета.

Встретившись с этими делегатами и обменявшись мнениями, мы, откладывая вопрос об арестованных, предпочли обсудить вопрос о судьбе всего Башкирского народа и решили обязательно войти к Вам с докладом о башкирах и попросить о пересмотрении объявленного положения о Т.-Б. Р.

Между тем, тов. татары, Вахидов и Галимьян Ибрагимов, всячески отговаривали нас от этого намерения и настаивали на том, чтобы мы просто остались работать с ними вместе в Центр. Мус. Комиссариате.

Мы все же были приняты Вами и вопрос о башкирах обсужден, но, к сожалению, решение было одно - объединиться с татарами.

Уважая пролетарскую Власть и лично Вас, как Вождя этой власти, с одной стороны, а с другой - обольщенные ловкой приманкой татар, выразившейся в следующих условиях:

1). Центральный Мусульманский Комиссариат переименовывается в Центр. Татаро-Башкирский.

2). При нем организуется отдел по Башкирским делам с самостоятельными функциями.

3). Башкирский отдел издает газету на Башкирском языке и беспрепятственно будет стремиться к возрождению Башкирской национальной литературы и т.д.; всеми этими обстоятельствами мы были поставлены в такое положение, которое действительно заставило нас объединиться с нашими друзьями - татарами.

Позвольте теперь напомнить тов. татарам - удовлетворили ли они хотя бы одну десятую долю предложенных нам ими самими условий при объединении? - Нет.

Проработав вместе с ними в Москве в течение целого месяца, я окончательно убедился в их крайне узких и эгоистических взглядах по отношению к нам - башкирам.

Когда была мною составлена смета на Башкирский отдел и подана тов.Вахитову, то он с пеной у рта протестовал против и отказывался пойти с нею к Вам на утверждение, пока из нее не будут выкинуты расходы на издание Башкирской газеты и на открытие учительских курсов для башкир.

Итак, мы были вынуждены выбросить расход на открытие курсов, а на издание газеты могли сократить только ответить заявлением об отставке. (Вероятно, опечатка в газете - Р.Б.)

В то время, когда Вы нам, башкирам, давали полный простор заявлять о всех запросах и нуждах и готовы были удовлетворить их, в то же время мы встречали отпор со стороны татар. Все это с их стороны было невыносимо для нас.

Затем не прошло и 2-х недель с момента переименования Центр. Мус. Комиссариата в Центральный Татаро-башкирский, как у тов.Вахитова явилась нужда опять переименовать его в Центр.Мусульманский. На всю эту игру мы смотрели с негодованием и даже иронией.

Подобными шутками наши друзья - татары, работавшие вместе с нами в Центральном Мусульманском Комиссариате вполне показали себя, что они совершенно ненадежные друзья и неустойчивые политические деятели, что у них на неделе бывает семь праздников.

Что же они готовили к будущему, играя, как щепкой, судьбою целого 2,5 миллиона народа - башкир?

Готовили, конечно, неизбежный раскол.

*          *          *

Исходя из всего вышеизложенного и принимая во внимание все печальные последствия для башкир, которые создаст осуществление Татаро-Башкирской Республики, так как этот исторический акт неизбежно породит ненависть и вражду у уральского пролетариата и крестьянства, благодаря чему могут быть вечные конфликты и кровавые эксцессы, которые, главным образом, будут падать на плечи башкир, так как в географическом положении Уральскую часть Татаро-Башк. Республики населяют башкиры - я прихожу к следующему заключению, которое прошу Вас принять в очередь дел, требующих срочного разрешения:

1). Уфимские татары, во избежание братоубийственной войны, должны немедленно взять обратно все свои обвинения ни в чем невинного Манатова и других башкир, заявляя об этом во всех политических органах русской и татарской печати.

2). Обязаны немедленно освободить заключенных ими в тюрьму башкир в г.Уфе.

3). Обязаны возвратить башкирам все денежные суммы полностью, конфискованные при арестах башкир, а также и имущества.

4). Прекратить раз навсегда всякого рода травлю башкир и преследование их.

5). Оставить раз навсегда всякого рода попытки о присоединении башкир к Татарской Республике.

6). Башкирская территория отныне объявляется неразрывной частью Уральской области. тической Области. (Возможно, имелось в виду - Социалистической, - Р.Б.)

7). При Уральском Областном Совете организуется Областной Башкирский Комиссариат, который будет работать в тесном контакте с Уральским Областным Советом.

8). При Центральном Комиссариате по делам Национальностей должен быть организован Центральный Башкирский Комиссариат или Отдел, независимо от Центр.Мусульманского Комиссариата.

9). Все представители от башкир, состоящие членами Центрального Мусульманского Комиссариата, должны быть беспрепятственно освобождены от занимаемых ими должностей.

10). Я, Аитбаев, считаю себя выбывшим из состава Центр. Мус. Комиссариата с 1-го июня н.ст. 1918 года.

11). В губерниях Оренбургской, Уфимской, Самарской, Пермской и Вятской должны быть организованы отделы по башкирским делам при губерн. и уездн. Совдепах, а в волостях и сельских обществах - волостные и сельские Советы.

Все представители от башкир, состоящие членами при местных Татаро-Башкирских Комиссариатах, должны быть беспрепятственно освобождены от заниамемых должностей и привлечены к работам во вновь организуемые Башкирские отделы или Комиссариаты.

13). Весь 2,5 миллион. Башкирский народ признает только Центральную Советскую Власть, проводимую чрез Уральский Областной Совет.

14). Ни один представитель от Башкир не должен принимать участия ни в каком Учред. Съезде о создании Татаро-Башкирской Республики.

15). Вместе с этим выражаю от имени всего Башкирского населения полную солидарность созданию татарской автономии в пределах территории, населенной лишь татарским народом и засвидетельствую готовность содействовать, по мере сил, осуществлению таковой.

Да здравствует Власть пролетариата и деревенской бедноты!
С чувством глубочайшего уважения ко всему Совету Народных Комиссаров честь имею быть слугою угнетенных масс.

Гали-Ахмед Аитбаев. 1-го июня 1918 года. Екатеринбург». [1]

В пытливости башкир я не могу разглядеть двуличия, и в заблуждениях своих они, похоже, чистосердечны и прямодушны. При чрезмерно эмоциональной оценке тех или иных событий, во всех положениях письма есть смысл. Да уже именно потому, что мы имеем дело с самым эмоциальным периодом в истории нашей страны.
Хотелось бы то же самое сказать о татарах… Страсть башкира становится основанием трагедии, татарин способен лишь на бытовую драму. Но порою встретишь столь чистую душу, и это незамутненное страстью восприятие, страсти не доступное, обрекаемо ею на удивительно чистый, прозрачный, ясный лиризм, в нем осмысленное и вдохновенное самопожертвование, в нем нежность отрешенного взгляда, заставляющая замирать сердце в предчувствии долгожданной разгадки смысла твоего пребывания на этой земле.

[1] Известия Рабочих, Крестьянских и Армейских Депутатов и Екатеринбургского Совета Рабочих и Армейских Депутатов. - №101, 1918 г., 5 июня.
И ещё:
- Представители русской культуры о Башкирии и башкирах.
...

Татаро-башкирские противоречия, Екатеринбург, Сталин, Татаро-Башкирская республика, Башкиры, Татары и башкиры Среднего Урала

Previous post Next post
Up