0-7. Заметка потерявшая смысл, в частности и от неуместных эмоций. История этнографии и фотографии

Mar 27, 2016 09:20

Я начал было делать наброски вопросов к работе РНБ (Санкт-Петербург) и NYPL (Нью-Йорк)...
А потом... пройдя этот путь... понял, что они бессмысленны... и в пустоту...
Но не бесполезны...
Оставлю этот черновик, он ещё может пригодиться... и не только мне.
Заметки, делая которые и прихожу к пониманию, что продолжать и заканчивать эту конкретно заметку пока не имеет смысла.
По работе в библиотеке я понял, что если руководство (с крайне сомнительным образованием, подкреплённым никому не известными кандидатскими, и способностями, сомнительностью своею не уступащими всему остальному при отсутствии и элементарной фантазии) не столько не хочет работать - хочет! но не может! - то бесполезно что-либо втолковывать ему... Важно то, что им сытно, тепло и при взаимной поддержке безответственного отношения к своим обязанностям, они могут быть (относительно) уверены по части своего будущего.

О вопросах, которые возникают моментально, как только ты натыкаешься на интересный материал и... больше ничего...
Речь идёт о попытках понять достаточно уникальное явление - коллекцию фотографий "Рауля И." (начиная заметку, ещё не знаю, что это Жан - Р.Б.), часть из которых оцифрована и выложена РНБ, даты оцифровки нет... Сегодня я уже думаю, что нужно писать фамилии тех, кто оцифровывал (и спрашивать, зачем оставляют такие поля... иногда скан тусклый, иногда весьма странные цвета, иногда просто кривой), но и кто составлял библиографическое описание...
1. Казалось бы, первое, с чего нужно начать, - найти каталог, но как?
Идём за библиотекарем.
Вот как представляет материалы отдела эстампов в разделе фотографии аноним (вообще анонимы - читай: никто! - уже просто невыносимы) РНБ - http://www.nlr.ru/fonds/prints/photo.htm:
"Фотография стала поступать (конечно, стала поступать - Р.Б.) в Библиотеку со второй половины 1850-х гг., когда она рассматривалась как особый вид репродуцирования и новый тип издательской продукции. В создании фотографических фондов принял участие Владимир Васильевич Стасов. Он собирал фотографию по таким направлениям, как виды и этнография, изобразительное искусство, портреты, хроникально-документальные материалы. Уникальная фотографическая коллекция Отдела эстампов является подлинной летописью жизни России во второй половине XIX - начале XX в..."

Активная ссылка на портрет Стасова, биографию, перечень литературы - http://www.nlr.ru/ar/staff/stas.htm... Ищем информацию, касающуюся фотографий... благодаря особенностям сайта РНБ всё в статье сливается, она просто и трудночитаема, мучительно читаема, вероятно, по этой причине и проверяющему читать было не с руки, к примеру, такое:
"По его инициативе приобретено собр. фотогр. И. Ф. Барщевского, поев, памятникам рус. старины. Собирал фотогр., касающиеся России".
Я понимаю, что это опечатка, - бывает... Но невольно возникает вопрос, часто ли читают этот текст, если опечатка до сих пор не исправлена?
Больше о фотографиях - ни слова. (автор заметки О. Д. Голубева)

Тогда идём к интересующей нас выставке этнографии к фотографиям И(вана) Рауля...
"Этнографический жанр в русской фотографии 1860-е - 1900-е гг." (аноним, дата обновления 1 марта 2013 года) - http://www.nlr.ru/exib/inv/etno.htm
"Начиная с 1850-х гг. Публичная библиотека (ныне - РНБ) активно комплектуется фотографиями, и когда вышел в свет каталог В.В.Стасова «Фотографические и фототипические коллекции императорской Публичной библиотеки» (1885), фонд фотографий имел уже значительный объем, в том числе и в части «народные типы и портреты».

Находим каталог и... нет, он не оцифрован. В электронном каталоге описан так:
Стасов В.В., Фотографические и фототипические коллекции Императорской Публичной библиотеки / [Соч.] Вл.В. Стасова. - Санкт-Петербург : тип. В.С. Балашева, 1885. - [2], 176 с. ; 24 см
Примечания: Извлеч. из "Отчета Имп. Публ. б-ки" за 1883.

Описание альбомов вновь сливается в кашу... всё рябит...
Почему их просто не перечислить, давая ссылки на электронный каталог?

Ладно. Возвращаемся к - http://www.nlr.ru/fonds/prints/photo.htm

Посмотрим другую выставку, зная, что именно по Волге собрано много этнографического материала.
По ссылке проходим к статье, она подписана - большая победа! -
Елена Валентиновна Бархатова, заведующая Отделом эстампов Российской национальной библиотеки (Санкт-Петербург), кандидат искусствоведения.
По берегам Великой Волги. Редкие фотографии ведущих русских мастеров второй половины XIX века. Из собрания Российской национальной библиотеки (Санкт-Петербург).

Посмотрим.
1. Настюкова "Виды местностей по реке Волге от Твери до Казани" (1866 - 1867)
Информации мало. Активная ссылка приводит нас к 5 фотографиям маленького разрешения, на которых, к сожалению, ничего толком не рассмотришь...
2. Мартин Шерер и Георгий Набгольц создали в 1869 г. "Альбом видов Грязе-Царицынской железной дороги".
Информация... даты... Активных ссылок нет.
3. "Светопись Вишневского".
4. Михаил Букарь.
5. Ж.Х.Рауль, "французский мастер"... (но почему в электронной библиотеке и каталоге - Рауль И.? Я, конечно, могу догадаться, что Жана в России будут называть Иваном, но... - Р.Б.)
6. Вильям Каррик (1827 - 1878) - есть даты и образование...
7. Андрею Карелину (1837 - 1906)
"Альбом пребывания великого князя Владимира Александровича и великой княгини Марии Павловны в Нижнем Новгороде и на Нижегородской ярмарке"
8. С.Фельзера
"Альбом работ Александровского моста через Волгу" (1875 - 1880)
9. Евгений Вишняков (1841 - 1916)
"Истоки Волги" (1892)
10. Максим Дмитриев (1859 - 1948)
"Волжская коллекция"
Неурожай 1891 - 1892 гг.

А о самой этнографии, о технической стороне съёмок, об экономико-идеологической составляющей экспедиций по Поволжью, о цели и задачах, которые решают фотографы, как и об их судьбах...

Самое обидное - не нахожу списка литературы...

Разбираемся с источниками:
0-7. Заметка потерявшая смысл. История этнографии и фотографии - в работе...
1-6. Разбираемся с источниками: Атласов Гадий Мифтахутдинович. Humus, РНБ, ЦГАКФФД...
1. Разбираемся с источниками: 1862. Типы населения Пензенской губернии. Николай Орлов
2. Разбираемся с источниками: 1872. Букарь М. Раскрашенные фото... Татары, башкиры, мордва, киргизы
3. Разбираемся с источниками: 1870-е. Жан Рауль. Несколько народных типов России... NYPL - РНБ
4. Разбираемся с источниками. Вопрос: 1871-1875. Каррик, Вильям. Симбирская губерния. РНБ
5. Разбираемся с источниками. Минск. Чистое открытое письмо с изображением мечети... РНБ
8. Разбираемся с источниками. Вопросы к барону де Бай... BnF, NYPL, РГБ, Библ-ка Тобольского музея
...

История фотографии, Этнография, Библиотека

Previous post Next post
Up