Душа русской девочки

May 11, 2013 11:54

Тема оказалась намного серьезнее и сложнее, не удается отписаться, не удается ее закрыть.
Душа абрека, по заверению старейшины, обрела покой, Аллахом отвергнута не будет... - "Расстанемся, пока хорошие..."
" Доктор Спасский о самоубийстве" - проблема самоубийства подростков, половое созревание и формирование психики... Вейнингер, к которому еще вернемся...
Убийство Дагны Пшибышевской или двойное самоубийство Дагны и Эмерика - вопрос иной, откуда потянулся марганцевый след: отец, наживший состояние на марганце, за которым стоит немецкий капитал, разорение, совсем молодой сын с неустойчивой психикой, окунувшийся с головой в полубезумный полубредовый мир идей Пшибышевского и свою страсть к музе элиты берлинского кабака, задыхающийся в этом мире, но не в состоянии его покинуть... но след и идеологический, который приводит к проганде определенных ценностей и в литературе и на сцене... а, может, мною и навязанный, не могу не оценивать события тех дней через призму того, что происходит сегодня...
Но за этим убийством отныне мерещатся ужасы Мунка, не менее очарованного теми же идеями Пшибышевского, с которым он и познакомил свою музу Дагну...
Но и на этом жизнь не исчерпывает своих красок, чтобы расписать заложенное в человеке стремление к смерти... или желание жить по-человечески?
Продолжаю знакомить с исследованиями (даже столь пристальное внимание к публикациям в других газетах - фактически сбор материала) темы самоубийства редакцией (лабораторией, в которой работали практикующие юристы и доктора, получившие образование в столичных университетах, хочу отметить - не журналисты) газеты "Уральский край".

Мы пока в Тифлисе... У кого-нибудь есть варианты ответа: где душа этой русской девочки, нашла ли она успокоение, принял ли ее Господь?

17 января, № 12, 1909. - Уральский край.
Самоубийство учениц.
На днях в Тифлисе в окно веранды во двор закавказского девичьего института выбросилась одна из учениц младших классов Татьяна Черепанова.
Уже месяца два с тех пор, как умер ее отец, девочка находилась в страшно угнетенном состоянии.
В злополучный день она написала письмо, побежала к водопроводному крану, положила там письмо и крикнула подруге:
- Возьми через четверть часа...
Та, смеясь схватила письмо сейчас же и, не долго думая, разорвала его в мелкие клочья, не читая.
Черепанова заплакала, потом побежала к окну с криком: "Пойдем... бросимся...", перегнулась через подоконник и упала во двор.
На крик побежали классные дамы, но было уже поздно.
В бессознательном состоянии окровавленная девочка лежала на асфальтовом тротуаре институтского двора. Положение девочки признано очень серьезным.
О причинах заставивших ее решиться на самоубийство, девочка молчит.
В связи с этим покушением, некоторые ставят другое самоубийство.
Два дня спустя бросилась с моста в Куру молодая девушка в гимназической форме. На вид ей было лет 14. Личность ее пока не установлена.
"Б.В." (Биржевые ведомости)

24 января, № 18, 1909. - Уральский край.
Умножившиеся за последнее время случаи самоубийств в крупных городах России обратили внимание св(ященного) синода. Признавая эти печальные явления симптомом упадка веры, синод постановил постановил в ближайшем своем заседании обсудить меры борьбы с этим злом. Предполагается предложить приходскому духовенству по возможности чаще проповедовать с амвона о греховности людского отчаянья, а преподавателям духовных училищ выступить с рядом лекций на тему "о противлении самоубийству".

Тяжелая расплата.
Только что появилось издание врачебно-санитарной части мин. нар. пр. "Самоубийства, покушения на самоубийства и несчастные случаи среди учащихся учебных заведений министерства народного просвещения в 1907 году".
Это издание открывает перед нами печальную страницу не только русской школы, но самой русской жизни.
Ведь те случаи, которые зарегистрированы в этом издании, не исчерпывают, конечно, всех случаев самоубийств нашей молодежи в школьном возрасте, и думается, что количество гибнущей вне школы молодежи не меньше, а скорее больше в процентном отношении, чем то, которое отмечено в этой книжке.
Особенно ценно, что редактировавший это издание профессор Г.В.Хлопин не ограничился голыми цифрами, а в приложении напечатал оставленные самоубийцами записки.
Бесконечно тяжелое впечатление выносишь при чтении этих предсмертных строк. При всем их разнообразии, в них есть что-то трагически общее.
Прежде всего поражает почти полное отсутствие рисовки. Какое-то спокойствие, спокойствие, которое бывает только после пережитого отчаянья, сквозит в строках какой-нибудь семнадцатилетней девушки. Это спокойствие дает возможность после слов - "мамочка, милая, прости свою дочь" - не только написать: "пожалуйста, отдайте казенные книги в гимназию", но и методично из перечислить - "история русская Елпатьевской, новая история III ч. Виноградова, Краевич, физика I ч., история русской литературы Невеленова, тоже I ч.".
Нет в этих записках ни злобы, ни обвинения кого-нибудь. "В моей смерти прошу никого не винить. Виноваты уродливые условия жизни вообще", вот фраза одной из записок, которая характеризует настроение почти всех.
У очень многих сквозит самое доброе чувство к родным и всплывают теплые детские воспоминания: "Еще раз прижмусь к твоей груди, мамуся. Ну, мама, обними покрепче, как когда-то обнимала в детстве".
Это перед тем, как броситься под поезд.
Несмотря на наличность хороших чувств и симпатичных стремлений, во всех этих записках сквозит полная беспомощность этих несчастных существ среди житейской сутолоки: нет у них ни веры в Бога, ни веры в себя, нет веры в людей и в жизнь вообще...
Они накого за это не винят и безропотно прерывают свою начинающуюся молодую жизнь.
Но ведь кто-нибудь в этом виноват?
Сознание уродливости существующих условий жизни давно проникло в русское общество; об этих условиях много и многими было говорено и писано, но на деле мы все стоим на той удушливой мертвой точке, которая так гибельно отражается на нашей молодежи! Гибнет она от самоубийств; гибнет сама и - мало того - губит еще свое потомство, бросаясь на путь разгула и разврата; гибнет, беря на себя непосильную и нессответствующую возрасту задачу перестроить жизнь, - и все оттого, что мы взрослые не делаем то, что должны делать: не меняем тех условий жизни, уродливость коих так ясно сознаем!
Преступную медлительность в проведении назревших реформ и в изменении уродливых условий жизни мы оплачиваем гибелью наших собственных детей, гибелью нашего молодого поколения. А ведь в нем будущее России.
"Слов". О.Герасимов
Уральский край, 18 октября, № 228,1908.

Из возможных ответов через сто лет:
Из записок матери школьницы-самоубийцы: Если я закончу этот дневник, то умру. - «Комсомольская правда».
...
Книги, о которой шла речь в газете, я не найду. Знаменитая книга Дюркгейма мне в свое время показалась самоубийственно скучной, и будет она переведена и издана только в 1912 году (Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд. - библиотека Гумер), на языке оригинала она увидела свет в 1897 году и могла быть знакома российской профессуре.
Интересный небольшой труд появится в узких временных рамках НЭПа. Возможно, не совсем уместно упоминать о ней в этой заметке... Но у меня возникло впечатление, что Кони обобщает свои дореволюционные замечания в связи в увеличением количества самоубийств в России в период попыток "отката" к некоторым формам капиталистического ведения хозяйства. К сожалению, брошюра так и осталась лишь опубликованной лекцией, видно, что за многими высказываниями - огромный практический опыт юриста. "В 1923 году в журнале «Право и жизнь» (№ 1) была опубликована статья А. Ф. Кони «Юридический бытовой характер самоубийств». В том же году с весьма незначительными добавлениями эта статья была издана тем же издательством отдельной брошюрой под наименованием «Самоубийство в законе и жизни», которое принято в данном издании".
Кони А.Ф. Собрание сочинений в восьми томах. Том 4. Правовые воззрения А.Ф. Кони. «Самоубийство в законе и жизни».
Религия и  география:
"У магометан вообще нет самоубийств: фатализм, свойственный исламу, удерживает их от этого; у евреев, как уже замечено, оно довольно редко. Но у христиан самоубийства идут в таком возрастающем численном порядке: католики, затем православные и больше всего протестанты. По направлению с юга на север (исключая Норвегию и отчасти Швейцарию) самоубийства увеличиваются; в горных местностях их менее, чем на равнине; в России они растут в направлении с востока на запад; в Европе их всего более, по отношению к населению, в Саксонии".
По профессии:
"По отношению к профессиям, те из них, которые носят название «либеральных» (адвокатура, журналистика, артистическая деятельность, педагогика и т. п.), дают наибольший, сравнительно, процент самоубийств. Но огромное, не идущее в сравнение ни с какими цифрами, число самоубийств представляет врачебная профессия. По исследованиям Сикорского и академика Веселовского, число самоубийств в Европе и у нас (с разницею лишь в мелких цифрах) составляет один случай на 1200 смертей, а у врачей, которых 23 % погибает обыкновенно между 30 и 40 годами от страдания сердца, приходится один случай самоубийства на 28 смертей. Нужно ли искать лучшего доказательства тягости врачебной деятельности, сопряженной с сомнениями в правильности сделанного диагноза и прописанного лечения (самоубийство профессора Коломнина в Петербурге), с ясным пониманием рокового значения некоторых из собственных недугов, с постоянным лицезрением людских страданий, с отсутствием свободы и отдыха и с громадным трудом подготовки к своему знанию. Большое число жертв самоубийства замечается между фармацевтами, фельдшерами, акушерками и сестрами милосердия. Быть может, легкость добывания и имение под рукою ядов облегчает им приведение в исполнение мрачного намерения".

Школы, Врачи, 1908, Самоубийство

Previous post Next post
Up