Начало.Меня больше интересует роль Азово-Донского (во внутренней) и Русского банка для внешней торговли (во внешней финансовой политике), какую роль играли немецкие банки в марганцевой горячке, какой процент мог идти на подогрев страстей на Кавказе, где граница поощрения сепаратистских настроений и поддержка рыхлой разваливаювающейся империи...
"В 1903 г. специальное совещание при Министерстве финансов постановило: «Поручить организацию комиссионной продажи марганца и выдачи ссуд марганцепромышленникам за руду, удовлетворяющую требованиям установленной марки, двум банкам - Русскому для внешней торговли и Азово-Донскому; при этом последний с открытием в ближайшем будущем своих отделений на Кавказе должен будет взять на себя организацию дела на месте добычи руды и ее отправки в порты вывоза, а Русский для внешней торговли банк, имеющий отделения за границей, примет на себя организацию самого экспорта марганцевой руды за границу»{19}".
Темный лес... Беспомощные мысли, как и попытки понять механизмы уничтожения империи, а схемы, наверное, остаются теми же... Никакие революции и перевороты никогда не позволят открыть эти документы, по тем же схемам империя и восстанавливалась, когда это сулило выгоду... Ленин хотел сохранить тифлисский банк, его связи и его специалистов, не получилось. Мышеловка захлопнулась. Мирного решения быть не могло, проклятие капитала обернулось чудовищным голодом, который неизбежно приводил к кровопролитию...
Напомню, что Ротшильд, казалось бы, уступает Нобелю первенство в нефтяной гонке на Кавказе, а Манташев уступает Нобелю внутренний рынок России. Обратим внимание, что и нефтяные и марганцевые деньги найдут посредника в Швеции, которая благополучно избежит кровопролития и в первую и во вторую мировую войну:
"Когда началась война и возник вопрос о секвестировании Гельзенкирхенского общества, оказалось, что его акции принадлежат недавно возникшему шведскому обществу Винтервинкенс{15}, которое, с одной стороны, было связано с банкирской фамилией Валенбергов в Стокгольме{16}, а с другой - с семьей Нобелей в Петербурге{17}".
А ведь какое страшное и глубокое название у американского фильма
"Аукцион душ", на какие капиталы, хитросплетениями каких страстей осуществляется грандиозный и чудовищный замысел создания всемирного банка "мертвых душ"...
В этот раз я думал не о содержании темы, а о попытках Хомякова призвать спорящих не терять человеческий облик, скатываясь до оскорблений в адрес оппонентов... когда человек готов соскочить с места и ударить другого.
Но тут же обращаю внимание на другую заметку и в той же газете (Уральский край, № 272, 1908):
Достойно сожаления.
"В последние дни было много разговоров о дальнейшей судьбе недавно выстроенного на соединенные средства города и земства особого при городской больнице корпуса, предназначавшегося для помещения испытуемых душевно-больных, впредь до отсылки их в пермскую психиатрическую лечебницу. Инициатива постройки этого специального здания принадлежала покойному председателю местной земской управы, Н.А.Клепинину, который хотел избавить несчастных людей, впавших в ужасный недуг - сумасшествие - от мытарств при временном нахождении их в городе в дни, предшествующие отправке в Пермь. Наша больница не имеет, как известно, отделения для душевно больных и в период испытания их помещают в отделение для буйных алкоголиков, а до того содержат даже в полицейских арестных помещениях, где они пребывают вместе со здоровыми людьми в одной комнате и часто служат объектами для самых диких издевательств, что в большинстве случаев совершенно неизбежно. Были случаи, что несчастных этих приходилось приковывать к нарам, при чем делалось это не из жестокости, а ради их же пользы, в особенности буйных больных.
Ради избавления их от этих мытарств и построено это здание, значение и необходимость которого отнюдь не умаляется предположенной постройкой здесь второй губернской психиатрической лечебницы, в которую больные будут поступать лишь после испытательного периода. Здание это вполне готово; постройка и оборудование его обошлось в 15 тыс.руб. и было бы в виду этого в высшей степени нежелательным забросить здание, или предназначить его для другой цели, к каковой оно даже и не подходит, т.к. при постройке имелось в виду именно то назначение, ради которого и были предприняты работы".
Вспомнились и
"Три конца" Мамина-Сибиряка, а
на самом деле конец-то у главного героя был один - дом для умалишенных в Перми - сколько он еще там проживет, но дочь прощалась с отцом навсегда... хорошо хоть доктор взялся сопроводить несчастных друзей и друзей по несчастью до Перми...
А здание психиатрической больницы построят в городе позже, в народе больницу назовут Агафуровскими дачами...
Государственная Дума. Вечернее заседание 10 декабря.
Продолжение. (
Начало)
Чхеидзе, отметив полное незнание Пуришкевичем Кавказа, полагает, что администрация Кавказа вовсе не так плоха. Авторов запроса интересовала как в отношении центра, так и в отношении окраин, как в отношении русских, так и в отношении инородцев не культурная, не созидательная работа, а политика черносотенная и успехи этой политики. Авторы запроса не могут успокоиться, что Кавказ, воспетый всеми лучшими русскими людьми, еще не обращен в могилу, на которой они могли бы совершить свою черносотенную тризну беспрепятственно (рукоплескания слева, шиканье справа). Запрос каждым словом своим стремится только к одной цели - дискредитировать личность графа Воронцова-Дашкова. Думаю, никто из вас не заподозрит меня (смех справа), что мы выступаем в защиту личности Воронцова-Дашкова. Почему же истинно русские люди нападают на личность Воронцова-Дашкова? Это очень просто понять (в тексте - понятно), когда хотят наброситься с хищнической алчностью на добычу и пожрать ее, а Воронцов-Дашков делает свое дело с джентельменством, свойственным графам и князьям (возгласы справа: А-а!), когда они хотят, чтобы управитель на Кавказе был настоящим иродом 95 пробы. Граф иногда не прочь разыграть Понтийского Пилата, а если вы понимаете по сепаратизмом самый малейший протест против безграничного произвола и насилия, то я удостоверяю, что такой сепаратизм существует на Кавказе, если же вы сепаратизм понимаете, как желание кавказского населения идти врозь к осуществлению задач, выставленных освободительным движением, я должен констатировать, что сознание кавказского населения о необходимости солидарно идти рука об руку с русским населением для осуществления этих задач никогда не разрушалось. Считаю высшим счастьем для себя, что облечен симпатиями и доверием не только грузинского, но и русского пролетариата.
Председатель просит держаться ближе к вопросу.
Чхеидзе продолжает: Действительно террористические акты совершались на Кавказе, но сам по себе факт даже убийства, рассматриваемый независимо от тех условий, при которых этот факт происходит ничего не говорит, ничего не объясняет. Когда вы говорите об убийцах, погромщиках, то подразумеваете ли тех погромщиков и убийц, которыми кишмя кишит преступное сообщество, называющее себя русским патриотическим обществом на Кавказе? (Рукоплескания слева). Об этом автор запроса умалчивает. Затем оратор, признавая ненормальное положение Кавказа, объясняет его неудовлетворительным экономическим и правовым положением края.
В 11 часов 15 мин. объявлен перерыв.
Заседание возобновляется в 11 часов 4(0) мин.
Барон Нольде. В порыве негодования, вызванного выслушанной мною речью члена Думы Пуришкевича, я употребил выражения, которые были, по-видимому, неправильно поняты: они исключительно вызваны были тем рядом обвинений, которые были брошены Пурешкевичем лицам, здесь отсутствующим, но мне и в голову не приходило сколько-нибудь неуважительно отнестись к Думе, давать объяснения перед которой считаю для себя за великую честь (рукоплескания слева, шум, возгласы справа: "Это новое оскорбление").
Председатель звонит, просит успокоиться, иначе он вынужден будет объявить перерыв.
Чхеидзе, продолжая речь, подробно останавливается на тяжелом положении крестьян на Кавказе, по его мнению, до сих пор пребывающих в крепостном состоянии. В неудовлетворительности этого положения крестьян и лежит, по мнению оратора, причина брожения на Кавказе.
Продолжение прений за поздним временем отлагается до следующего заседания.
К порядку дня Шульгин (второй) от имени фракции союза 17-го октября, умеренно правых, националистов и правых, повторив по стенограмме выступление барона Нольде, вносит следующее мотивированное предложение: прекратить заседание, полагая, что, во-первых, вышеприведенные слова барона Нольде содержат несомненное оскорбление, а во-вторых, таковое оскорбление исходит от представителя правительства, то есть от лица, поставленного к дискреционной (?) власти представителя Думы в особое отношение. Дума протестует против оскорбления одного из своих членов со стороны представителя власти и просит председателя Думы о закрытии сегодняшнего заседания (рукоплескания).
Председатель. Перед тем как закрыть заседание, я вынужден доложить, что чрезвычайно тяжело было нести нынешний день обязанности председателя Думы. Оправдать ее достоинство она должна прежде всего сама. (Рукоплескания). К сожалению, не всегда это делается. Сегодня я имел несчастье с этой трибуны с разных сторон слышать такие возгласы, которые почел своим долгом зачеркнуть в стенограмме, ибо мне советсно пустить их в печать. При таких условиях, господа, очень трудно сдерживаться и я почтительнейше прошу в ограждение Думы впредь не вводить людей в грех и вести себя более скромно, более сдержанно, чем весьма часто случается в этих почтенных стенах. Мы сохраним этим достоинство Думы, не нарушим порядка и, повторяю, не введем людей в грех, в который иногда они вводятся по нашей несдержанности. Объявляю заседание закрытым. (Рукоплескания).
Заседание закрыто в 12 час. 5 мин. Следующее 12 декабря.
(Уральский край, 13 декабря, № 272, 1908)
Продолжение следует.