Антреприза Альтшуллера. Часть 4. Солянка для опероманов, или Ночь любви

Mar 14, 2013 17:51

Антреприза Альтшуллера. Часть 1. Бенефис Альтшуллера и Юродивый Козловского.
Антреприза Альтшуллера. Часть 2.
Антреприза Альтшуллера. Часть 3. Начало.
Антреприза Альтшуллера. Часть 4.
Солянка для опероманов
Ночь любви, В.Валентинов
Остроумно скомпонованная музыкальная "солянка" должна быть особенно близка сердцу всех опероманов. Эта живая, веселая оперетта является как бы подведением итогов той окрошки излюбленных мотивов, которая остается в памяти среднего зрителя и потому, повторяем, должна быть особенно близка его вкусам и пониманию.
Пусть моралисты находят оперетту несколько фривольной, быть может, они и правы, но если встать на теперешнюю среднюю точку зрения, то по сравнению с салотопенный заводом Обухова-Левицкого "Ночь любви" имеет законное право на существование.
Вчерашний спектакль прошел при полном почти зале под дружный смех и дружные аплодисменты публики.
Характерно отметить, что на этот раз были переполнены обычно пустующие первые ряды и оставались свободные места позади и на галерке ("демократическая публика" не ходила на подобные представления? вообще несколько теряешься, ускользающая ирония, ускользающая по границе с сарказмом по отношению к публике и выбору материала - Р.Б.).
Разыграна оперетка была на этот раз исключительно удачно; оперетку в таком исполнении удается слышать весьма редко.
Взамен неизбежной в оперетке бесголосицы здесь зритель имел и прекрасное пение и голоса, каких в оепретке не сыщешь.
И что удивительно, "Ночь любви" была разыграна с той живостью, на которую обычно неспособны оперные артисты, воспитанные на серьезной музыкальной драме.
Единственно, чего не хватало... Это немножко музыкальной безграмотности.
Особенно приятно отметить полное отсутствие подчеркиванья фривольных моментов и отсутствие неизбежной у опереточных артистов цинической "отсебятины".
Об отдельных исполнителях говорить не приходится, - настолько каждый артист был на своем месте, начиная с центральных и кончая выходными партиями; вообще оепретка прошла с редким ансамблем.
Z (Уральский край, 13 октября, № 218, 1909.)

Начинаешь читать заметку, тебе кажется, что автор издевается или иронизирует. Дочитываешь и начинаешь сомневаться в наличии иронии по отношению к произведению и публике...
Слушаешь записи: да, солянка... для опероманов? я вообще не уверен, будут ли они это слушать...
Источник: russian-records.
исп. АЛЕЗА ВОЛЬСКАЯ И ДНЕПРОВЪ, арт. театра "Эрмитажъ"
Из коллекции Алексея Петухова, Москва




...
Другая пара. Раз жила одна принцесса.
Исполнитель: В.М. Шувалова, Н.Ф. Монахов
Место записи: Москва | Дата записи: 02-02-1910




Наименование произведения: Если женщина решила
Трио с оркестром. Исполнитель: В.М. Шувалова, Н.Ф. Монахов, М.И. Вавич
Место записи: Москва | Дата записи: 08-02-1910
Скорость оцифровки: 78 об/мин | Размер пластинки: 25 см | Размер этикетки: 90 мм



...
Баллада:Не ходите, вы девицы
Исполнитель: Михаил Иванович Вавич
Вид аккомпанемента: фортепиано
Место записи: С.-Петербург | Дата записи: 1908



...
Звукозапись
Считаю не просто уместным, но обязательным отмечать параллельную деятельность звукозаписывающих фирм и торговых домов, связанных с продажей граммофонных и патефонных пластинок. Что и кого могла слышать потенциальная публика или какие записи приобрести на следующий день, если вдруг после посещения спектакля или концерта воспылала любовью к музыке. Реклама обычно помещается на первой и на последней страницах.
14 октября, № 219:
Лучшие граммафоны и пластинки с торговой маркой "Пишущий ангел" Акц.О-ва "ГРАММАФОНЪ". Моска, Петербург, Харьков, Тифлис, Омск, Ростов и/д.
Новые пластинки: Шаляпина, Давыдова, Михайловой, Ермоленко-Южиной, Камионского, Тетрацини, Лабинского, Кастырского, Збрцевой, Севастьяновой, Петровой-Званцевой и друг.
Новейшие каталоги высылаются бесплатно. Остерегайтесь подделок.

Или:


...
Через день (15 октября, 1909):
"Театральной комиссией во вчерашнем заседании постановлено вместо 2000 руб. назначенных г.Альтшуллеру за аренду городского (?) театра брать с него 10 проц. валового сбора с представлений кинематографа (?), начиная этот сбор с 15-го сентября, причем управе предоставлено иметь контроль по этому сбору и в случае надобности пригласить с этой целью специальное лицо с вознаграждением не свыше 20 руб. в месяц. (Эта заметка вызвала у меня некоторое замешательство, я вернусь к ней)

Примечания
"Ночь любви", из книги Г.Ярон "О любимом жанре", глава "Перелом в жанре". (нам еще раз предстоит встретиться с Яроном - rbvekpros Последняя встреча кинематографа и музыки на Урале, 1944 год)
"Кризис западной оперетты не мог не перекинуться и на наши опереточные театры, так как русские антрепренеры строили репертуар в основном на привозных заграничных опереттах. Интерес поддерживался гастролями талантливых мастеров, изредка - репертуарными новинками. Одной из них была русская оперетта «Ночь любви» В Валентинова. На наших сценах она шла чуть ли не два года подряд ежедневно и продержалась в репертуаре около сорока лет. Это была довольно примитивная попытка создать оперетту на русский сюжет. Ее героями были помещик Смятка, его дочь Лиза, влюбленная в приехавшего из-за границы студента Геннадия, лихо берущий взятки капитан-исправник. Они были одеты в удивительно сценичные, прелестные «онегинские» костюмы. Музыка оперетты представляла собой мозаику из популярных оперных и опереточных мотивов, поэтому певцы - и тенор, и баритон, и бас, и сопрано - нашли здесь отличные арии.Правда, в этой оперетте было немало скабрезностей. Впоследствии, играя ее для советских зрителей, мы тщательно очищали ее текст, но, разумеется, «Ночь любви» Валентинова так и осталась образчиком дореволюционного опереточного репертуара".

Валентинов (Соболевский) Валентин Петрович (1871-1929) - куплетист, автор обозрений, оперетт-мозаик, режиссер, переводчик. Начал выступать с куплетами собственного сочинения в 90-е гг. позапрошлого века в летних садах и кафешантанах («Омон», «Олимпия» и др.). Куплеты соединял с трансформацией; в номере «Скандал в ресторане» исполнял две женские и три мужских роли. Позднее работал в «рваном жанре», исполнял сатирические куплеты, порой достаточно острые. К середине 900-х гг. прекратил актерскую деятельность и приобрел известность как автор сатирических обозрений («И тут и там», «Тайны нашего города», 1907/08), оперетт-мозаик «Ночь любви», поставленной театрами «Буфф» Москвы и Петербурга в 1907 (шла по всей стране, постоянно возобновлялась вплоть до 1917), также «Тайны гарема», «Лисистрата», «Монна Ванна» и др. Умение ответить на запросы публики принесло успех эстрадным обозрениям и «мозаикам», построенным на популярных ариях, дуэтах, ансамблях из опер и оперетт, а также романсах, песнях. Как режиссер ставил в петерб. театре «Палас» свои оперетты-мозаики «Жрица огня» (1914) и др.
Лит.: Янковский М. Оперетта. Л., 1937; Кузнецов Е. Из прошлого русской эстрады. М., 1958. С. 161; Териков Г. Куплет на эстраде. М., 1987.
Е. Д. Уварова
Записи арий из опереток Валентинова на RUSSIAN-RECORDS.com.
...
Российский государственный архив фонодокументов. Перечень "Звуковой архив". "Жанр оперетты в творчестве русских певцов начала ХХ века".

Театр, Екатеринбург, 1909, Музыка

Previous post Next post
Up