Неожиданно Киев...

Feb 19, 2013 22:15


Памяти Сергея РуденкоНе покидая Урал, я должен был понять, что же в это время происходит в Киеве.
Давно хотел рассказать о том, что писал Мамин-Сибиряк о малоросских крепостных рабочих на уральских заводах, а вот поди ж, вышел на тему совершенно иначе... Делаю черновую заметку для себя, быть может, однажды вернусь к теме.
Предварительная заметка - Среда и случайные совпадения. Польско-католический вопрос. 1909 год.
Уральский край, 11 октября, № 216, 1909.
Последние известия. (Нет, у меня возможности сделать редактору замечание, чтобы давал ссылки на источник, когда он публикует подобный материал).
На западно-русском съезде в Киеве 5 октября по вопросу о введении земских учреждений в западных губерниях, произнесены злобные речи по поводу, якобы, еврейско-польского засилья края. Особенная ненависть выражена по адресу поляков (выделено в оригинале - Р.Б.). Ораторы съезда одобряют законопроект министерства, но высказывают опасения, что Государственная Дума, где большинство - левое (?) - знак вопроса в оригинале), изменит этот законопроект в пользу поляков; поэтому съезд считает необходимым бить тревогу. Член судебной палаты Туткевич обзывает поляков "проклятыми скотами". Туткевич требует полного отстранения поляков от земских учреждений. Представитель Вильны опасается, что при новом законе ксендзы, войдя в состав земств, развратят русский народ, они привьют ему католицизм. Съездом принято решение о совершенном устранении евреев от земской службы, несмотря на то, что некоторыми ораторами указывалось на необходимость для земства услуг медицинского персонала, состоящего, главным образом, из евреев".

Я, конечно, попытался найти материалы этого съезда - не удалось, но наткнулся на документ не менее удивительный: поляки и евреи - зло образованное, талантливое, но голову подымают украинофилы, а поляки и евреи их поощряют - вот что более всего страшит националистов. Посмотрев на список русских националистов Киева, вы заметите, что фамилии столь разнообразны, что если бы человек не называл себя русским, можно было бы подумать, что это украинец, поляк, еврей или немец... Предлагаемый текст настолько "прозрачен", что комментарии вновь абсолютно бессмыссленны.
"Сборник клуба русских националистов. Выпуск третий. - Киев, 1911.
Сборник содержит материалы по деятельности клуба в течение второго года существования.
В качестве эпиграфа:
"Киев в русском национальном движении занимает центральное место. Для всего русского национального лагеря Киев - это своего рода стяг..."
Из доклада графа Вл. А. Бобринского "Холмский вопрос и польско-русские отношения", сделанного в клубе 25 октября 1910 года.
К документу:

Украинофильство.Придравшись к полувековой годовщине со дня смерти "незабутнего" Т.Г.Шевченко, местные украиноманы во главе с местным украинским клубом, решили устроить большую политическую демонстрацию. Украинофилы, определенно и решительно стремящиеся создать "самостийну Украину", определенно стремящиеся разрушить целостность Российской империи, занялись усиленной агитацией и пропагандой украинского сепаратизма.
Юбилейным торжествам решено было придать возможно широкие размеры. Даже Микола Лисенко (Николай Лысенко) для данного высокоторжественного случая "у ноты завив" кантату.
Киевский клуб русских националистов, стоящий на страже русской государственной идеи, счел своим долгом всячески противодействовать затеям украинофилов, изобличить их в шарлатанстве и разъяснить русскому обществу смысл готовившихся торжеств.
23 февраля (1911 г.) состоялось собрание членов клуба русских националистов, посвященное докладу А.И.Савенка на тему "Певец самостийной Украины".

Певец самостийной Украины.Докладчик прежде всего указал на двойственность тех чувств, с которыми он всегда подходит к мысли о Шевченко и его творчестве. Как чистокровный малоросс по происхождению, он, докладчик, горячо любит свою родину - Малороссию, не менее горячо, чем гг. Шефтель, Рженецкий, Фальберг и прочие "украинцы" Киевской городской думы, подавшие заявление о необходимости чествовать память Шевченка.
Поэтому Шевченко как поэт-лирик, воспевший Украйну, близок сердцу докладчика. Но любя свою родину - Малороссию, докладчик еще более любит свое отечество - Россию, т.е. то целое, неотъемлемой частью которого является Малороссия. Подходя же к творчеству Шевченка с общерусской точки зрения, мы находим в этом творчестве такие элементы, которые не позволяют нам относиться с уважением к памяти поэта. Охарактеризовав Шевченка как совершенного нигилиста и сопроводив эту характеристику чтением отрывков из ряда его произведений. Докладчик пришел к тому заключению, что в чествовании поэта-атеиста, поэта, отрицавшего Царскую власть и глумившегося над историческими представителями этой власти, русские люди участвовать не могут. Но почитатели Шевченка могут сказать, что богохульство и глумление над Царской властью не составляют главного в произведениях автора "Кобзаря", что, мол, эти его грехи нужно простить и забыть. К прискорбию, в произведениях Шевченка есть нечто такое, что составляет главное их содержание и за что именно революционный лагерь и чествует ныне память украинского поэта: это его страстная и жгучая ненависть к единой России и к ее великим деятелям. Со скрежетом зубовным он говорит о самодержце всей Древней Руси Владимире Святом. Описывая его поход на Полоцк, Шевченко так языкоблудствует:
"Прийшли, і город обступили
Кругом, і город запалили.
Владимир князь перед народом
Убив старого Рогволода,
Потя народ, княжну поя,
Отиде в волості своя,
Отиде з шумом. І растлі ю,
Тую Рогніду молодую.
І прожене ю, і княжна
Блукає по світу одна,
Нічого з ворогом не вдіє".
(Так отакії-то святії
Оті царі. - без последних строк, правописание сверял здесь: Тарас ШЕВЧЕНКО. Царі. - Р.Б.)
Политические произведения Шевченка составляют главное содержание "Кобзаря". Именно эти произведения создали Шевченку поклонение среди украинофилов. Какой же мотив является основным в его политических произведениях? Мазепинство (курсив в тексте - Р.Б.). Это его основное настроение. Не подлежит сомнению, что Шевченко был "обработан" окружавшими его. Как человек, совершенно лишенный образования и некультурный, он, естественно, подпал под сильное влияние своих друзей, каковыми были члены украинско-сепаратистского Кирилло-Мефодиевского кружка. Мысли и содержание для произведений Шевченка давали ему его друзья, а Шевченко с его поэтическим даром был только орудием, только музыкальным инструментом. Шевченко страстно мечтал о разрушении единой России и о создании на развалинах ее "самостийной" Украйны. Вместе с тем он столь же страстно ненавидел виновников создания единой великой России. Предметом особой его ненависти были виновник воссоединения Малороссии с остальной Русью Богдан Хмельницкий и виновник подавления последней активной попытки украинского сепаратизма - попытки Мазепы - Петр Великий.
Вот несколько выдержек:
"... Ой Богдане!
Нерозумний сину!
Подивись тепер на матір,
На свою Вкраїну,
Що, колишучи, співала
Про свою недолю,
Що, співаючи, ридала,
Виглядала волю.
Ой Богдане, Богданочку,
Якби була знала,
У колисці б задушила,
Під серцем приспала..." - (РОЗРИТА МОГИЛА)
Вообще поэт не мог без свирепой ненависти говорить о присоединении Украйны к России и о деятелях этого великого события. В балладе "Велыкый лёх" (ВЕЛИКИЙ ЛЬОХ) душа, обреченная на вечные муки, так объясняет свою вину:
"Вранці-рано, в Пилипівку,
Якраз у неділю,
Побігла я за водою...
Вже й криниця тая
Замуліла і висохла!
А я все літаю!..
Дивлюсь - гетьман з старшиною.
Я води набрала
Та вповні шлях і перейшла;
А того й не знала,
Що він їхав в Переяслов
Москві присягати!..
І вже ледви я, наледви
Донесла до хати
Оту воду... Чом я з нею
Відер не побила!
Батька, матір, себе, брата,
Собак отруїла
Тію клятою водою!
От за що караюсь,
(От за що мене, сестрички,
І в Рай не пускають".)

Или вот полюбуйтесь:
"Якби-то ти, Богдане п’яний,
Тепер на Переяслав глянув!
Та на замчище подив[ив]сь!
Упився б! здорово упивсь!
І препрославлений козачий
Розумний батьку!.. і в смердячій
Жидівській хаті б похмеливсь
Або б в калюжі утопивсь,
В багні свинячім.

Амінь тобі, великий муже!
Великий, славний! та не дуже...
Якби ти на світ не родивсь
Або в колисці ще упивсь...
(То не купав би я в калюжі
Тебе преславного. Амінь".) - («ЯКБИ-ТО ТИ, БОГДАНЕ П’ЯНИЙ...»)

С неменьшей ненавистью Шевченко относился к Петру Великому, раздавившему на полях Полтавы замыслы Мазепы. В той же балладе "Великий лёх" другая душа, обреченная на вечные муки, говорит, что она страдает за то,
Що цареві московському /316/
Коня напоїла
В Батурині, як він їхав
В Москву із Полтави... (вырвано из контекста, по ссылке стоит пройти - Р.Б.)
Я не знала, що я тяжко,
Тяжко согрішила!"

В поэме "Сон" мы читаем о Петре I и Екатерине II:
"Це той первий, що розпинав
Нашу Україну,
А вторая доканала /275/
Вдову сиротину.
Кати! кати! людоїди!
Наїлись обоє,
Накралися; а що взяли
На той світ з собою?"

Вообще, все, чем велика и славна Русь, Шевченко подверг самому грубому осмеянию. Проповедуя непримиримую ненависть к "москалям", он в поэме "Цари" так говорил о Царской власти:
"Хотілося б зогнать оскому
На коронованих главах,
На тих помазаниках Божих...
Так що ж, не втну, а як поможеш
Та як покажеш, як тих птах
Скубуть і патрають, то, може,
І ми б подержали в руках
Святопомазану чуприну".

И далее в той же поэме:
"Так отакії-то святії
Оті царі.
(V)
Бодай кати їх постинали,
Отих царів, катів людських".

За эту ненависть Шевченка к единой России, за эту его страстную мечту о разрушении единой России его и чествуют ныне не только мазепинцы, но и поляки, евреи, кадеты, все вообще враги России... (вот, собственно, к чему так долго шёл автор доклада, выделяю уже я - Р.Б.)
Группы гласных городской думы, а именно: поляки Рженецкий, Новицкий, Козловский и Лесиш, еврей Шефтель, немец Фальберг и т.д., воспылав благоговением к памяти Шевченко, подали в городскую думу заявление о необходимости чествовать память поэта городским управлением. Могут ли поляки и евреи относиться с любовью к автору "Кобзаря"? Разумеется, нет. Шевченко свирепо ненавидел поляков и евреев. Весь его "Кобзарь" проникнут этой ненавистью. Поэма "Гайдамаки" представляет собой сплошное восхваление резни поляков и евреев. Или вот возьмите стихотворение "Швачка", которое начинается так:
«Ой не п’ється горілочка,
Не п’ються й меди.
Не будете шинкувати,
Прокляті жиди. (у Савенка - "погани")
Ой не п’ється теє пиво, (У Савенка: "Ой не п’ється горілочка")
А я буду пить.
Не дам же я вражим ляхам (У Савенка: "Не будете, вражи ляхи")
В Україні жить..."

Далее атаман Швачка восхваляется и воспевается за то, что он вырезал в Фастове всех евреев и поляков и оттуда направился в Быхов -
"Потоптати жидівського
Й шляхетського трупу".

На протяжении всего "Кобзаря" Шевченко о поляках и евреях иначе не говорит. И вдруг поляки и евреи подписываются под заявлением о необходимости чествовать память поэта! Совершенно ясно, что они это делают не из любви к поэту, а из ненависти к России... Все эти проекты чествований украинского поэта - это политическая пропаганда. Это будет не праздник культуры, а праздник врагов России.
Находясь во власти мазепинского настроения, Шевченко, по-видимому, не имел определенной политической программы. Он только стремился передать свое настроение своим землякам и сделать свою страстную мечту о создании независимой Украйны мечтой всех украинцев. В своем "Заповите" («ЯК УМРУ, ТО ПОХОВАЙТЕ...») он говорит:
"Поховайте та вставайте,
Кайдани порвіте
І вражою злою кров’ю
Волю окропіте".

Как порвать эти мнимые кандалы мнимой украинской неволи и как добыть "волю", об этом Шевченко нигде не говорит. Да едва ли тогда имели определенный план и его инспираторы. Мазепинские планы определенно формулировались лишь в позднейшее время. В то время, как Выговский в своих сепаратистских стремлениях старался опереться на Польшу, Дорощенко на Турцию., Мазепа на Швецию, современные мазепинцы, как и поляки, все свои мечты связали с Австрией. Победа Австрии над Россией - вот на чем покоятся все надежды мазепинцев. Депутат австрийского парламента Василько открыто заявил, что депутаты-украинцы будут голосовать за все кредиты на увеличение австрийских вооруженных сил, так как они глубоко ненавидят Россию. Член Государственной Думы поляк Наконечный в речи, произнесенной в Галиции, заявил, что в случае войны между Россией и Австрией поляки дружно восстанут. И действительно все польские революционные партии объединились в "Союз активной борьбы" - для организации польского восстания в случае русско-австрийской войны, которой поляки и мазепинцы так жаждут. Мазепинцы также организовываются на случай войны. Они обещают австрийцам восстание "украинцев" в случае войны, и австрийские военные власти очень верят в это восстание. Однако организованные силы мазепинцев очень слабы по сравнению с польским "союзом активной борьбы". Поэтому вожди мазепинцев всеми силами стараются пробудить среди населения Малороссии чувства украинского сепаратизма и вражды к единой России. Шевченко, как певец "самостийной" Украйны, для них служит знаменем, и это знамя они хотели высоко поднять ныне по случаю 50-летия со дня смерти Шевченка. Именно с этой целью для широкой организации дела разрушения Российской империи, собирались приехать в Киев австрийские эмиссары.
Из сказанного ясно, что русские люди, свято чтущие все то, что отрицал и над чем надругался Шевченко, не только не могут участвовать в чествовании памяти Шевченка, но и должны самым решительным образом протестовать против этого чествования.
Доклад вызвал со стороны публики, переполнявшей зал собрания, дружные и бурные одобрения.
А.В.Стороженко сделал некоторые дополнения к докладу, приводя доказательства того, как друзья Шевченка, особенно Кулищ "редактировали" его произведения, производя в них существенные переделки, вставки и т.д.
Прот. Г.Я.Прозоров возбудил вопрос о том, допустима ли постановка в Киеве памятника Шевченку. Ведь сооружение Шевченку памятника это и есть чествование памяти его. Собрание отнеслось очень сочувственно к заявлению прот. Г.Я.Прозорова, которое передано для обсуждения в комитет клуба.

13 мая Д.Я.Балясный читает доклад "Финляндский вопрос в его прошлом и настоящем", но об этом рассказывать не буду...

Примечания.Савенко Анатолий Иванович - член комитета киевского клуба русских националистов, публицист, домовладелец, гласный киевской думы. Савенко Надежда Константиновна - член-сотрудник киевского клуба русских националистов, свободный художник.
Бобринский Владимир Алексеевич, граф - русский политический деятель, монархист, член Думы трёх созывов, один из лидеров партии умеренно-правых, лидер неославянского движения.
Стороженко Андрей Владимирович - историк, землевладелец, домовладелец.
Прозоров Григорий Яковлевич - преподаватель политехнического института, протоиерей Софийского собора, председатель Киевского отдела Русского собрания.
Балясный Дмитрий Яковлевич - член клуба, присяжный поверенный.

Материалы с сайта Институт Русской Цивилизации:
- Кальченко Т. КИЕВСКИЙ КЛУБ РУССКИХ НАЦИОНАЛИСТОВ (КРН), ПАТРИОТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ.
- Кальченко Т., Степанов Анатолий Дмитриевич. Туткевич Дмитрий Васильевич (1854-ПОСЛЕ 1919), ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЙ СТАТСКИЙ СОВЕТНИК, АКТИВНЫЙ ДЕЯТЕЛЬ МОНАРХИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ В КИЕВЕ.

В чем сегодня обвиняют Шевченко, интересно, авторы знакомы с научными разработками русских националистов начала прошлого века? Развести или воссоединить страдание и ненависть. Таким передергиваниям можно было научиться только у "коммунистов", но в том-то и дело, что Шевченко объявлен большевиком!
Обратите внимание, какие слова находят авторы: "Но прочитав эту книгу, каждый христианин сможет ответить на вопрос: а хотел бы я иметь крестным отцом такого человека. И может ли любить творчество Шевченко тот, кто любит Христа?.." - но поверит ли здравомыслящий человек в то, что тот, кто так говорит, "любит Христа", а не свое личное понимание своей любви к Христу? Целых три автора подписалось под этим опусом, потому мне трудно понять, кто из них мелочней, кто бездарней, а кто завистливей... Басня "В греческом зале: деревянное зодчество семейства бобровых..."
Н.А.ГРЕКОВ, К.В. ДЕРЕВЯНКО, Г.Л.БОБРОВ. ТАРАС ШЕВЧЕНКО - КРЕСТНЫЙ ОТЕЦ УКРАИНСКОГО НАЦИОНАЛИЗМА. - г. Луганск,2005. - 268 стр. - на сайте Украинские страницы.
Вообще, конечно, какая-либо дискуссия мне кажется бессмысленной, Шевченко всегда будет неудобен, как Дух вольницы, - слишком горячий, слишком строптивый, "необъезженный", но разве это призыв к тому, что дух следует "объезжать" и "приручать"?.. И тем не менее, на некоторые ссылки я бы обратил ваше внимание:
журнал varjag_2007 - Шевченко и евреи. (КОЛЕКТИВНІ ЛИСТИ, ПІДПИСАНІ Т. Г. ШЕВЧЕНКОМ)

Несколько иллюстраций.Противопоставление Сераковского (участник польского восстания, попал в плен и казнен в 1863 г.) и Кулиша (казалось бы, речь идет о Шевченко? нет, о польском вопросе 1950 года, подобные идеологические карикатуры просто уничтожают фильм; с другой стороны, я понимаю, что образ Сераковского несет очень важную нагрузку по сюжету, но как быть с идеологической подоплекой?). Чисто политическое противопоставление, не забывать в какой стране и в какой год был создан фильм.
Х/ф "Тарас Шевченко", 1951. Michael Rokhlenko

image Click to view


...
Однажды я поясню, почему выбираю жанр мелодрамы, или музыкальной комедии, или музыкальной драмы. Здесь придется рассказать о передвижном уральском украинском театре. Эта страница в истории Урала совсем никак не освещалась. В областном архиве немало документов об этом театре, причем в тех же порой подшивках, в которых находятся и документы по татарскому передвижному театру. У меня была мысль сравнить их историю, но... это уже отдельная история, и, похоже, разбираться в ней не мне...
А Мамин-Сибиряк: "Именно в тридцатых годах одному из Устюжаниновых удалось выгодно приобрести две большие партии помещичьих крестьян, - одну в Черниговской губернии, а другую - в Тульской. Малороссы и великороссы были "пригнаны" на Урал и попали в Ключевской завод, где и заняли свободные места по р.Сойге и Култыму. Таким образом образовались два новых "конца": Туляцкий на Сойге и Хохлацкий - на Култыме. Новые поселенцы получили от кержаков обидное прозвище "мочеган", а мочегане в свою очередь окрестили кержаков "обушниками". Разница в постройках сразу определяла характеристику концов, особенно Хохлацкого, где избы были поставлены кое-как. Туляки строились "на расейскую руку", а самые богатые сейчас же переняли всю кержацкую повадку, благо лесу кругом много. Хохлы селились как-то врозь, с большими усадами, лицом к реке, а туляки осели груднее и к реке огородами..."
Пока я к этому не готов...
Не скажу, что в восторге от фильмов (это уникальные на сегодня документы уже другой эпохи), но музыка и исполнение прекрасны.
Наталка Полтавка (1978). выложил на youtube - zibeline17. Режиссер: Родион Ефименко.
Наталка-Полтавка (1936). выложил Alex Sanders. Режиссер: Иван Кавалеридзе.
Фрагмент. "Сонце низенько, вечiр близенько", исп.Анатол. Соловьяненко. Ария Петра из оперы Николая Лысенко "Наталка-Полтавка".

image Click to view


Уникальное 100-летнее видео похорон Николая Лысенко. tsnukraine.

image Click to view


...

Национализм, Киев, Поэзия, 1909, Православие, Музыка, Кинематограф, Украина, Театр, Еврейский вопрос, Хозяин, Власть, 1911, Польский вопрос

Previous post Next post
Up