Сохраненные или привнесенные суеверия?

Feb 25, 2013 15:24

Хотел назвать "Невежство и суеверия". Или: сон разума порождает чудовищ... А то: призраки гастрита... Претенциозно, потому название менять не буду... Никаких доисламских мифов о вампирах у тюркских народов, мне кажется, я не слышал. А история такая:
Д.Кантуганова. Красноуфимского уезда.
Летом текущего года в названной деревне свирепствовали различные гастрические заболевания.
Татары особенно редко прибегают к медицинский помощи, а летом в большинстве случаев (обходятся) "своими средствами".
Когда в деревне, почти ежедневно, больные стали умирать, объятые страхом, в половине сен(тября) татары, во главе с муллой и сельским старостой, собрались на сход.
Эпидемию на сходе они приписали нечистой силе (выделения в оригинале, знаки препинания поначалу прибирать тоже не стал, потом стал спотыкаться о них - Р.Б.), действующей, чрез умерших сородичей, во время жизни будто знавшегося с нечистыми духами. При этом несколько человек заявили, что они неоднократно видел, будто с кладбища в глухую полночь ходит в деревню какое-то чудовищное животное, похожее не то на собаку, не то на свинью. Во время сна, это животное заходит в дома, где у того или у другого сонного человека незаметным образом выпивает кровь, отчего человек этот вскоре заболевает, а потом и помирает. Этой сказке суеверное собрание поверило, и на другой же день толпа отправилась во главе с муллой и сельским старостой на кладбище. На могиле одного татарина, с год назад тому умершего, прибывшею толпою была найдена звериная нора. Решено было вырыть из могилы мертвеца, что и было исполнено.
По словам татар, вырытого мертвеца нашли от избытка выпитой из людей крови, будто очень тучным, красным, "как вон волостной писарь" (который, может, и подшутил над простодушными мужиками, не верится мне, что сами додумались - Р.Б.) - лежащим, сверх того, в луже крови. Чтобы избавиться от беды, татары снова положили мертвеца в могилу лицом в землю и, предварительно отрубив ему голову, вбили в туловище заостренные осиновые колья, зарыв его потом снова. Однако к удивлению татар, в следующую же затем ночь "чудовищное животное" снова показалось некоторым суеверам в деревни и опять похитило, будто бы, сколько-то жертв. На этот раз татары, поспешно придя на кладбище, вырыли труп из могилы и, разложив костер, сожгли труп на огне, а пепел опять зарыли в могилу. Вслед затем устроили в горотьбе кладбища небольшие "святые" ворота, они сплошь по обеим сторонам были унизаны небольшими из писчей бумаги ярлыками, с написанными на них молитвами: чрез эти "святые ворота" все население, от старца до младенца, должны пройти со стороны кладбища, по направлению к деревне, - что в точности и было исполнено. Между тем, с наступлением холодной погоды заболевания, а с ними и смертность, сами собой искоренились.
Обо всем происшедшем полиция скоро осведомилась, произвели дознание, составили протокол, и дело направлено судебной власти для привлечения виновных к ответственности. (без подписи - Р.Б.) - "Уральский край", 27 октября, № 228, 1909.

Что-то меня беспокоило, точно я уже натыкался на подобную заметку, только события были расписаны еще неправдопобнее, может, потому и пролистнул ее... Нашел. Попробуем сопоставить рассказы.
"Уральская жизнь", 5 ноября, № 237, 1909.
Корреспонденции. Дер.Кантуганова, Красноуфимский уезд. (также, понятно, без подписи, "корреспондент" явно не деревенский, но пишет "нашей" - Р.Б.)
"Как сильна еще вера простонародья в разного рода колдунов, ведьм и пр. показывает следующий интересный случай.
В первой половине октября (в "Крае" - сентябрь, Р.Б.) появилась эпидемия дезинтерии, от которой страдали главным образом дети. Эпидемия свирепствовала с большой силой, о чем свидетельствует тот факт, что ха сравнительно очень короткий срок времени умерло около 20 человек детей. Такая высокая смертность среди детей вызвала у населения сильную тревогу. Среди населения стали ходить слухи, что детей пожирает колдун, который ходит по улицам по ночам. Нашлись и такие, которые рассказывали, что они видели колдуна, как в виде оборотня с плачем и с воем он расхаживал по улицам селения. Встревоженное и напуганное этими слухами население решило отыскать колдуна и отомстить ему за смерть своих детей. В один прекрасный день толпа направилась на кладбище, с целью там найти колдуна. Дорогой им попался татарин из соседнего села (татарин ли? шутил ли? один черт - не свой, чужой. - Р.Б.), который сказал, что на могиле колдуна должна быть дыра, через которую он по ночам выходит из могилы, чтобы пожирать крестьянских детей. Дойдя до кладбища и осмотрев все могилы, толпа не нашла могилы с дырой, по которой можно бы было судить, что здесь схоронен колдун, и намерена была уже разойтись по домам. В это время из толпы кто-то высказал, что колдун должен быть не кто иной, как умерший несколько месяцев назад татарин из деревни Занитулла Мавликаев, так как он еще при жизни отличался обжорством, и вся толпа решила откопать его из могилы. Сказано - сделано. Труп Мавликаева был вырыт из могилы, голова отрублена и положена между ног, а в грудь вбит деревянный кол, и затем изуродованный труп снова опущен в могилу. На другой день толпа, опасаясь мести со стороны колдуна, собралась снова, вырыла из могилы вторично труп, сожгла его на костре и пепел зарыла в могилу, и успокоившись, что теперь дело с колдуном покончено, и он не может уже мстить, разошлась по домам".

Доказать, что это - ложь, не могу, быть может, что-то можно найти в архивах Красноуфимска... на правду тоже не похоже... Остановимся на том, что вот такие редкие (а они очень редкие) заметки о татарах появлялись в местных газетах, хотя и Агафуровы были на виду и татары - торговцы фруктами - особого страха уже не внушали...

Впрочем, я не совсем справедлив. Вот еще две заметки о татарах за несколько месяцев:
Уральский край, 11 сентября, № 193, 1909.
Семейная драма. На Московской улице, в доме № 25 живет магометанское семейство Юсуповых. Юсупов женат на второй. От первой жены у него есть взрослый сын, который почему-то не ладил со своей мачехой. Последняя часто бранила его. Третьего дня пасынок, вернувшись откуда-то домой, был встречен потоком брани со стороны мачехи. Произошла крупная ссора, во время которой пасынок схватил нож и ударил им мачеху в спину. Удар пришелся ниже левой лопатки. Раненую отправили в городскую больницу, а пасынка тут же подвергли аресту".

Или, к примеру:
Уральская жизнь, 26 ноября, № 253, 1909. Пожар в "Центральных номерах". - с.3.
"25 ноября, в 10 ч. веч. пожарная команда была вызвана в "Центральные номера" Валитова на Главном проспекте. Здесь горела входная лестница. Пожар через четверть часа был прекращен. Убытки незначительны.
Пожар произошел от свечи, забытой коридорным под лестницей.
После пожара полиция составила протоколы:
а). за неосторожное обращение с огнем и
б). за антисанитарное содержание номеров.
Номера найдены грязными, прислуга большею частью малолетняя, вентиляции нет и квартиранты задыхались от дыма, который некуда было выпустить".

Если бы не приключились эти недоразумения, то по газетам можно было бы сделать вывод, что татар-мусульман в городе не было совсем...

Быт, Пермская губерния, 1909, Век просвещения, Медицинское обслуживание, Районы компактного проживания, Анекдот

Previous post Next post
Up