Вечная тема, простите

Mar 25, 2019 17:54

Устала уже про "шпиЁнку Дашу" читать (нет, это не про меня самое, а про мою историческую отчасти-тёзку и главгероиню, которая, как вы уже заметили, появилась в качестве полноправного персонажа во 2-й части ДВ). Я не хочу повторяться, в этом посте я все уже сказала, что имею сказать на сей счет: https://rayne-minstrel.livejournal.com/316337.html

Но задалась я следующим вопросом:
А зачем вообще возникала нужда в этих депешах, которые писала Доротея?
Ничего особо секретного она там не сообщала - по крайней мере, ее информация не более секретна, чем та, которая содержится в обычных депешах за авторством ее мужа (и написанные его почерком - не думаю, что под женину диктовку, она сама говорит, что невозбранно писала императору депеши собственноручно, а не пользовалась супругом как секретарем). Так, кто с кем разговаривал, что рассматривалось в Парламенте, что ей сказал за обедом герцог В. или лорд А. и в каком он был настроении... Практически то же самое - но уже в связи с греческим вопросом - я встречаю в депешах графа Христофора.
Не обесценивая заслуги графини Доротеи - я бы вот не могла столько общаться с людьми и так резво выуживать из них информацию - задаюсь вопросом: А зачем вообще все это нужно было писать?
Обмолвлюсь еще, что никакими шифровками она не пользовалась. Ее "секретная информация" передавалась по открытым дипломатическим каналам. В истории с Меттернихом, честно говоря, облажалась уже она - возлюбленный потом припахал ее к сбору необходимой ему информации касательно британских дел, и когда она сумела распутать весь этот клубок и понять, что ею, простите, откровенно пользуются, было уже поздно. Пришлось триумфально "разрывать отношения" и требовать все те 500 с лишним писем назад.
Остается вопрос - зачем АП нужен был отдельный информатор и "второй посол в Англии"? Чем его имеющийся не устраивал?
Тут опять придется списать на подозрительность императора и на влияние его сестры Екатерины, которая имела к графу Ливену что-то очень личное и негативное (тут можно о многом фантазировать, разные на то причины имеются).
Доселе государь Ливену доверял полностью. Миссия в Пруссии (в которую, вопреки устоявшемуся мнению, Доротея была исключительно пассивна и выполняла обычную роль "жены дипломата", без всяких дополнительных функций) оказалась удачной, несмотря на то, что "официальный Берлин" склонить на свою сторону не удалось - да это было и невозможно, однако пятая колонна в лице патриотично настроенных пруссаков, готовых сражаться "хоть тушкой хоть чучелком" имелась. Более того, у самого графа Кристофа в карьере имелось несколько эпизодов, когда его могли просто выгнать или (в стиле АП) дать почетную должность вдали от Двора - допустим, какого-нибудь генерал-губернатора. Но этого делать не стали. Даже в дип.ведомство он перевелся, сохраняя должность генерал-адъютанта и никуда не увольняясь с военной службы. Таким образом, после своего приезда из Берлина летом 1812-го граф Ливен мог думать, что его направят на передовую, дивизией командовать - судя по письмам его и жены, на то и рассчитывал. Но нет. АП назначает его в Лондон, хотя мог туда назначить кого угодно. Причины понятны - прежде всего, нужно решить вопрос с субсидиями на вооружение и продолжение войны, а генерал в таких переговорах будет куда убедительнее, чем дипломатический чиновник.
Любопытно, что и тогда его жена не начала заниматься перепиской. Авторы разнообразных статей любят повторять, что, мол, АП, отправляя своего посла за море, указал на жену последнего и проговорил: "Надеюсь, твоя супруга будет тебе большой помощницей!" Я не вижу в этих словах "чего-то такого". Надо полагать, каждого женатого посланника император благословлял подобными словами.
Более того, тут надобно упомянуть, что жена посла даже тогда (не говоря уже о нынешнем положении дел) не должна быть бессловесным придатком к супругу. От нее во многом зависело то, как миссию ее мужа воспримут в высшем свете иностранного государства. Она общалась с венценосными особами, устраивать приемы и балы. Если она всего этого не хотела, то и нафиг было ехать, как говорится?
Ну и вот... О каких-то ее "депешах" заговорили уже после 1814-1815 гг. Как раз после визита АП и Екатерины Павловны в Лондон.
Подробности визита весьма любопытные. Известно, что ЕП прониклась рьяной антипатией к принцу-регенту (якобы из-за того, что он распускал руки и не уважал ее траур по мужу), которой заразила и брата. И напрасно Георг старался как-то сгладить ситуацию. Эти двое навещали представителей парламентской оппозиции, даже - в пику хозяину, не иначе - требовали аудиенции у принцессы Каролины, ненавистной жены нашего Prinnie. И надо сказать, именно тогда Кристоф и "показал зубы", не поддакивая своему государю и его сестре, а весьма вольно высказываясь против столь открытого конфликта. Известен их разговор:
АП (имея в виду принца-регента): "Какой жалкий государь!"
ХА: "Тот, который помог вам выиграть войну и заключить славный мир".
Такое противоречие не могло понравиться императору. Кроме того, потом Екатерина пошла на открытую конфронтацию с графом, они даже не разговаривали, а на намерение ее навестить то ли кого-то из вигов, то ли даже саму Каролину, Кристоф пригрозил тем, что немедленно подаст в отставку с указанием причин, сподвигнувших его на такой шаг. Отчего-то угроза возымела действие, и они просто объявили бойкот друг другу.
Надо полагать, Като, дама мстительная, много чего наговорила брату про Кристофа. Тот, разумеется, поделил все на два, но понял: этому человеку доверять не следует, как раньше, кто его знает.
А потом Дотти и занялась сочинительством депеш "за мужа" (на самом деле, в чем-то параллельно ему). Так как ей-то венценосная семья доверяла. И, более того, она отчитывалась перед АП и остальными лично. Муж ее не то, чтобы впал в немилость, просто ему перестали доверять, мол, "больно самостоятельный". Ну и в итоге сторонние наблюдатели сделали вывод о его некомпетентности, хотя я до сих пор не вижу, какие ошибки он допустил, чтобы считать его таковым.

С другой стороны, вот сейчас изучаю биографию княгини Софьи Волконской... Тут-то я подозреваю вполне откровенный шпионаж, классический и весьма успешный.

мой Orzhov, Кристоф, Дотти

Previous post Next post
Up