Фонтан «Золотой колос»

Mar 11, 2021 10:01

В 1939 году в Москве открылась Всесоюзная Сельскохозяйственная Выставка (ВСХВ). Это было время бравурных маршей, помпезных шествий, победоносных речей и бесконечного триумфа, вне зависимости от реального положения дел. Позже эта выставка превратится в ВДНХ.



Выставка декларировала, что процесс коллективизации завершен, и принес изобильные плоды. Первые павильоны выставки носили имена вечных ценностей: «Агролесомелиорация», «Сахарная свёкла», «Торф», «Масличные культуры», «Советская Арктика».



Также появились и павильоны с пленительными названиями «Главликёрводка» и «Главпиво», в которых можно было интересно и с пользой провести время. Когда-то за павильоном «Механизации» («Космос»), по главной оси генплана выставки располагался бар «Главпиво». Это было демократичное и массовое заведение - в летние дни бар мог принять до 700 человек (к слову, примерно столько же гостей вмещал Главный ресторан Выставки).



Как рассказывает исследователь истории ВДНХ Василий Хорст, в ассортименте бара было не только пиво, но и различные пивные закуски (вяленая вобла, соленая соломка, черные сухари), квас, прохладительные напитки; кроме того, гости могли заказать вареных раков и горячие шашлыки.



Возведенный в 1939 году, по проекту архитектора И.М. Петрова, это был целый комплекс, состоящий из трех террас, постепенно спускающихся к воде. Венчала павильон своеобразная рекламная конструкция, состоящая из раков, держащих в своих клешнях пивную кружку, и пивной бочки с краном на постаменте из колосьев.



Но это были не просто колосья, а младшие братья «Золотого колоса». На Верхнем пруду рядом с «Главпивом» вскоре появился и фонтан, «Золотой колос». И не просто фонтан, а тайный агент мирового империализма.



Главный архитектор ВСХВ Вячеслав Олтаржевский запроектировал прогулочную зону вокруг фонтана и пруда, окружённого торговыми павильонами «Главконсерв», «Главтабак», «Главчай», «Главкондитер» «Главпиво», «Главхолод», «Главликёрводка» и Главным рестораном. Фонтан был построен под конец.



В начале десятилетия в 1931 году в Париже прошла Международная колониальная выставка. На ней бурно демонстрировались пышные ресурсы колониальных владений Франции. На выставке стоял грандиозный фонтан «Кактус». Там его увидел архитектор Вячеслав Олтаржевский. У первого фонтана «Колос» в Москве явно прослеживались черты «Кактуса», хита парижской выставки.



«Колос» был сделан из меди, материала красивого, но для мокрого дела недолговечного. После войны фонтан пришел в негодность и был разобран. Новый «Колос» высотой 16 метров был поставлен в 50-ых годах, и уже совсем не походил на колониальный «Кактус». Никакой меди в нем уже нет, железобетон и смальта.



Новых трактовок у «Колоса» много, от Древнего Египта



до жидомасонской символики. С высоты мы видим два пересекающихся треугольника, образующих шестиконечную звезду.



Материал отчасти взят из цикла передач Владимира Раевского «Сделано в Москве». Фото без моих логотипов взяты из Сети.

Золотой колос, Раевский, Сделано в Москве, колос

Previous post Next post
Up