Нынешний Нескучный сад, а когда-то село Нескучное, было сначала владением князей Трубецких, а потом князей Шаховских. Князь Шаховской захотел Нескучное развеселить, и объявил, что открыл здесь целебный источник. Так в пяти километрах от Кремля появилось первое в Москве заведение минеральных вод.
Но превращение обычных вод в минеральные все-таки относится к категории чудес, и, как правило, проходит по другому ведомству. Минеральной воды в Москве нет и не было, и бизнес князя Шаховского быстро прогорел. Нескучное аристократам наскучило, и они продали его императорской семье.
Главное архитектурное сооружение Нескучного сада - Александринский дворец. В 1935 году он стал обиталищем Президиума Академии наук СССР, а прямо перед ним мы видим фонтан. Нет, это не оставшийся реквизит от бизнеса князя Шаховского, а в прошлом важнейший московский социальный объект.
История его началась давно, когда очень хотелось пить. К концу 18-го века население Москвы выросло, промышленность заработала на европейском уровне, а мусор по-прежнему выкидывали в Москву-реку. Санитарно-эпидемиологическая ситуация была, как говорится, налицо.
Екатерина Вторая повелела построить водопровод из Мытищ. Остался от этого водопровода только Ростокинский акведук, такие же были и в первом Риме, и во втором, и вот Ростокино стало третьим Римом. Строительство растянулось на долгие годы, столкнувшись с непредвидимыми трудностями в виде махровой коррупции.
Завершилось оно только перед войной с Наполеоном, но, как это часто бывает после торжественных открытий, ничего не работало, пришлось все переделывать заново. Правда, даже когда водопровод по-настоящему заработал, это все равно не означало, что вода полилась в каждом из московских домов.
Это только означало, что теперь вода будет поступать в город из Мытищ, и бить фонтанами. Как в Риме. Только Москва - не Рим, это там фонтаны, а мы добывали воду главным образом из колодцев и рек. Но пришло время фонтанов и у нас.
Всего московских фонтанов сперва было пять. Шереметьевский, Воскресенский, Варварский, Никольский и Петровский. Петровский фонтан - единственный, оставшийся на том же месте, где и был. 17 тысяч ведер воды поступали сюда в сутки и разбирались по домам горожанами. Поэтому фонтан и называется «водоразборный».
Еще одной из главных функций фонтанов было напоить лошадей. Весь город жил на гужевом транспорте, и, по сути, фонтаны выполняли функции современных бензоколонок. Кроме того, кое-кто из московских обывателей пил, не отходя от кассы. Вот эти нижние чаши с водометами - для тех, у кого нутро горит.
В народе этот фонтан называют «фонтан с амурчиками». Амурчики, в искусстве называемые «путти», символизируют поэзию, музыку, трагедию и комедию.
Создатель фонтанов - Иван Витали́ - был на самом деле Джованни Вита́ли, русским итальянцем, скульптором и мастером. Так что сделать, как дома, было для него самым очевидным ходом.
Кроме Петровского фонтана Витали создал Никольский фонтан, располагавшийся аккурат на Лубянской площади, которая тогда еще ни с чем таким не ассоциировалась.
Никольский фонтан был любимым местом московских водовозов, которые занимались доставкой воды от фонтанов к конечному потребителю. Черпаки и ведра вздымались над творением Витали, и потом опрокидывались в огромные бочки. Которые уже на лошадках развозились по всему городу.
Вроде бы - бытовуха, коммуналка, но городские фонтаны были не только поильными установками. Вот фонтан на Лубянке украшен к коронации Николая II.
В 1932 году реконструкция Лубянской площади под, скажем так, новые смыслы, потребовала переноса фонтана куда-нибудь прочь.
И Никольский фонтан переставили к тому самому Александринскому дворцу, в Нескучный сад.
Чашу фонтана держат четверо мальчиков, которые олицетворяют русские реки - Волгу, Днепр, Дон и Неву.
Материал отчасти взят из цикла передач Владимира Раевского «Сделано в Москве». Фото без моих логотипов взяты из Сети.