пианист не тероррист -

Mar 14, 2011 00:17

- и это для Григория Соколова дело принципа, он отказался как минимум от двух концертов в Лондоне, не буду настаивать на числе отмененных концертов, но отпечатки пальцев и другие процедуры, предваряющие визит в Великобританию, пианиста раздражают и он категорически не согласен. В своем протесте Соколов заявил, что такого рода меры предосторожности напоминают ему Советский Союз в самые жесткие времена.
Впрочем, речь не о поездках великого исследователя природы рояля в Англию, а о вчерашнем концерте во Франкфуртской Альте Опер, кстати, именно Франкфуртская газета Альгемейне Цайтунг более сорока лет тому назад назвала его "вундеркиндом из Москвы".

Слова закрепились на какое-то время, навсегда запомнились, даже теперь их цитируют, прибавляя: "как одна из немецких газет  назвала Соколова после победы на конкурсе Чайковского". То, что Соколов - гордость Санкт-Петербурга знают прежде всего сами петербуржцы, там неистовых  поклонников у Соколова неимоверное количество. Поклонников преданных, коллекционирующих записи, сделанные на его концертах. Известно, Соколов не записывается в студиях, считая это бессмысленным времяпрепровождением. Исполнение должно быть живым и только живым, при этом последняя официально зарегистрированная запись у Соколова чуть ли не десять лет назад вышла, а возможно, даже все пятнадцать. Поэтому наряду с дисками легитимными, существуют никем не разрешенные записи концертов, сделанные опять-таки поклонниками. Круто - обладать тремя-четырьмя версиями одной и той же программы, сравнивая и находя нюансы, отличающие одно исполнение от другого. Ведь Григорий Липманович играет две программы в год. Расписание у него железное - 80 концертов, преимущественно в Европе и две программы. Не более. Так для музыки лучше и спокойней - без суеты. При этом непременное условие - многочасовые репетиции перед концертом. Соколов должен концертный инструмент изучить, услышать и все о данном конкретном рояле понять.
Требованиям пианиста организаторы выступлений согласованно идут навстречу, известно - условия обжалованию не подлежат. Условий много, рассуждения о музыке, о природе рояля - пространны. А сведения о личности пианиста не занимают больше трех-четырех строк, вне музыки  Соколова нет.  Пианист, конкурс Чайковского, Эмиль Гилельс когда-то благословил и не ошибся, -  вот и вся биография. И любые залы для него открыты.

Прочла, что в Европе его концерты редко бывают аншлаговыми. Но вчера наблюдала самый что ни на есть аншлаговый аншлаг, за сутки продажа в кассе закрыта, все билеты проданы. И ажиотаж у входа, и восторг ожидания, и люди собирались, знающие все подробности несложной биографии, включая слова насчет вундеркинда из Москвы, хотя Соколову уже слегка за 60 и он из СПб.
В программе, - а заранее сообщалось только, что играет Четыре пьесы Шумана op 32, ждите уточнения перед концертом, - в программе Итальянский концерт Баха фа-мажор и Французская сюита, это первое отделение, второе - вышеуказанный Шуман плюс си-бемоль минорная  Юмореска.
Я недаром о рояле упоминала, о долгих репетициях. Бах  исполнен, а скорее рассмотрен, под совершенно неожиданным углом, примерно так: музыка написана для клавира, рояль - это другой инструмент, уподобляться аутентистам не буду, но попробую максимально совместить принципы клавирной музыки с возможностями рояля. Как-то так.

Соколов любую поставленную задачу выполняет блестяще. Резкая регистровая смена, безукоризненное владение тембрами, временами - воссоздание звуковой палитры клавира, - нет границы очерченной - а уже рояль во всю мощь. Соколов не своевольничает, он прочитывает, рассказывает  и доносит материал в соответствии с замыслом. Если подытожить - не возникает сомнений, что замысел мог хоть в чем-то не соответствовать трактовке. Чистота текста. Точность. Убеждает.
 Равно как и Шуман. Поразительно - Соколов играет извилистую, синкопированную, мелодически вычурную музыку как продолжение Баха. Такого Шумана  ни у кого не слышала, и Эвзебий присутствует и Флорестан, не придерешься. Но трактовка - от фразы, от мелодии - а не "сыграть выразительно и с чувством". Тут строка диктует чувство.

По окончании концерта казалось, уйдет Соколов и ничего на память не сыграет (вначале вечера  -  появился нехотя,  будто недоволен, публика заждалась). Но один бис, другой, уходил - и снова возвращался, будто что-то недосказанным оставалось. Концерт закончился тепло. В подчеркнуто дружественной обстановке умиротворения на почве всеобщего восторга.
Видео с  Бахом или Шуманом, на вечере прозвучавшими не нашла, но Куперен, исполнялся, как один из бисов. Чудная штучка, не правда ли?

image Click to view



музыка

Previous post Next post
Up