Ранняя весна на Преображенке. Часть 2-я

Apr 24, 2024 13:53

Приветствую вас, дорогие друзья!

Сегодня хочу представить вашему вниманию вторую часть прогулки по Преображенке 1-го марта сего года. В первом выпуске мы с вами прошлись от метро по Преображенскому Валу, осмотрели бывший женский двор Преображенской старообрядческой слободы и остановились на углу Преображенского Вала и Ковылинского переулка. Сегодня гуляем дальше. Усаживайтесь поудобнее, запасайтесь напитками и закусками и начнём.

1. И начнём мы там же, где остановились в прошлый раз. Трамвай 36-го маршрута (Станция МЦД Новогиреево - Метрогородок) у остановки «Преображенское кладбище». Слева полицейская машина выезжает из Ковылинского переулка, который назван по фамилии устроителя (в 1771 году) соседнего с переулком старообрядческого Преображенского кладбища Ильи Алексеевича Ковылина, про которого я уже упоминал в первом выпуске. До 1922 г. - 2-й Кладбищенский переулок (в 1987 году в состав переулка был также включён бывший Кладбищенский переулок с другой стороны Преображенского Вала), который получил название по тому же кладбищу.



2. Вид в сторону Семёновской площади. Слева в кадре - надвратный храм Воздвижения Креста Господня. Более подробно я расскажу о нём дальше.


3. В этот квартал на противоположной стороне Преображенского Вала мы ещё тоже сходим дальше.


4. Ну, а сейчас заходим на территорию бывшего Никольского единоверческого монастыря, где нас встречает роскошная колокольня, построенная в готическом стиле в 1876-1879 гг. на средства благотворителей, главным образом Алексея Ивановича Хлудова и Ивана Васильевича Носова. Архитектор М. К. Геппенер.


5. Как я уже упоминал в прошлом выпуске, община образовалась в 1771 году во время эпидемии чумы: старообрядцам-беспоповцам были отданы земли за Преображенской заставой для организации кладбища. Общину возле кладбища основал купец И. А. Ковылин. В начале XIX века построены корпуса мужской и женской обителей, разделённых дорогой к кладбищу. В 1806 года построена каменная ограда с башенками, врата мужской обители с надвратной пятиглавой Воздвиженской церковью.

По ходатайству Московского митрополита Филарета (Дроздова), с Высочайшего императорского соизволения, 16 мая 1866 года мужское отделение беспоповщинского Преображенского Богаделенного Дома было превращено в Никольский единоверческий монастырь. До открытия монастыря в этом мужском отделении Преображенского Богаделенного Дома уже существовала с 1854 года Единоверческая церковь, под именем Никольский единоверческий храм, что при Преображенском Богадельном Доме, с находящимся при ней приходом, не упразднённым и по открытии монастыря.

16 сентября 1856 года это место удостоил своим посещением бывший Государь Цесаревич Николай Александрович и Великие князья Александр Александрович и Владимир Александрович. Монастырь по прошению всех московских единоверцев, с высочайшего императорского соизволения наименован Никольским в память скончавшегося Государя Цесаревича Николая Александровича, посетившего бывший до монастыря Никольский единоверческий храм. Освящение храмов последовало по Высочайшей воле императора Николая I, вследствие присоединения к единоверию главных беспоповских прихожан Преображенского дома: Гучковых, Носовых, Гусаровых, Бавыкиных, Осиповых и др. Эти прихожане на свои средства устроили алтарные пристройки и другие приспособления.

Над воротами при входе из бывшей молельни устроена пятиглавая церковь Воздвижения. Смежно с церковью находилась замечательная библиотека, завещанная монастырю Алексеем Ивановичем Хлудовым, открытая в 1883 году; в ней множество греческих и славянских харатейных (хартия - летопись) рукописей, богослужебных, догматических, поучительных старопечатных книг, книг новой печати богословского и исторического характера. В нижнем этаже - церковно-приходская школа, открытая в 1855 году на средства монастыря, до этого содержавшаяся на средства Преображенского дома. Келья настоятеля расположена в небольшом каменном флигеле с северной стороны Успенского храма. До открытия монастыря здесь жил смотритель, а ранее помещалась беспоповщинская контора. В ней заседали наставники и главари-попечители, обсуждали и решали все дела, утверждали и рассылали по всей Руси послания, наставления и т.п. Братские кельи находятся на восточной стороне Успенского храма, в двухэтажном каменном корпусе, где прежде помещались призреваемые.

В 1917 году большая часть библиотеки собрания рукописей А. И. Хлудова поступила в Государственный Исторический музей. В первой половине 1920-х годов советская власть передала храм во владение обновленцам. Но единоверческая община не освободила весь храм и осталась существовать в передней - Успенской части храма. Храм был разделён на две части, так что главная часть храма с Успенским престолом была отделена стеной от обновленческой - трапезной части. В отделённой трапезной части, дополнительно к существовавшему с середины XIX века Никольскому (левому) приделу, сооружается новый Успенский (правый) придел. К 1923 году монастырь был закрыт, и превращён в дом коммуны завода Радио. Главный соборный храм превращён в приходской. В 1930-х годах стены и башни монастыря были разобраны, юго-восточную часть заняло расширившееся кладбище. В 1977-1980 годах под руководством И. К. Русакомского отреставрированы колокольня и сохранившаяся часть монастырских стен.

1 января 2020 года в Никольском храме бывшего единоверческого мужского монастыря, что на Преображенском кладбище в Москве, игумен Кирилл (Сахаров) совершил молебен святому Вонифатию перед его образом с частицей мощей. Это была первая служба по старому обряду после столетнего перерыва.


6.


7. Очень красивый храм Николая Чудотворца на Преображенском кладбище. Построен в 1780-1784 гг. по проекту архитектора Ф. К. Соколова (возможно, по проекту В. И. Баженова). Первоначально, как уже говорилось, принадлежал старообрядцам-федосеевцам, как и все храмовые здания Преображенского кладбища. В середине XIX в. южный (мужской) двор Преображенского кладбища обращён в Никольский единоверческий монастырь, который в 1920-е гг. отошёл к обновленцам.

Обновленческая община, в свою очередь, продала основную часть Николо-Успенского храма старообряцам-поморцам. После ликвидации обновленчества в 1940-е гг. в притворной части Николо-Успенского храма устроен храм Русской православной церкви.


8. Детали.


9.


10.


11. Церковная лавка и дом причта.


12. Левая часть здания является храмом-часовней Успения Пресвятой Богородицы Московской Поморской старообрядческой общины. Первоначально храм был построен в 1784-1790 гг. в псевдоготическом стиле как Успенская соборная часовня старообрядческой общины федосеевского толка. Архитектором собора прежде считался предположительно В. И. Баженов, но по последним, наиболее достоверным изысканиям проект принадлежит Ф. К. Соколову.

В начале 1850-х гг. император Николай I начинает борьбу с сектантами и раскольниками. В это время старообрядческая община на Преображенском кладбище попадает в опалу и начинается расследование, после которого Преображенским старообрядцам вменяется в вину государственная измена, потому что в 1812 г. Преображенские старообрядцы с радостью встретили Наполеона, и помогли ему организовать выпуск фальшивых русских денег, тем самым подрывая финансовую систему России. По этой причине часть руководителей общины были высланы из Москвы, а многие другие старообрядцы приняли единоверие.

Кстати, стоит сказать кратко и что такое есть единоверие: это направление в старообрядчестве, сторонники которого при сохранении древних богослужебных чинов (двоеперстие, служба по старопечатным книгам и др.) и древнерусского бытового уклада признают иерархическую юрисдикцию Московского патриархата. По определению епископа Симона (Шлеёва), «единоверие есть примирённое с Русской и Вселенской Церковью старообрядчество».


13. В 1866 г. храм стал собором учреждённого при нём единоверческого Никольского монастыря.

В первой половине 1920-х гг. (во времена церковной смуты и расколов) советские власти, как уже говорилось выше, передали храм во владение обновленцам и храм был разделён на две части.

Обанкротившись, обновленческая община продала основную часть храма старообрядцам-поморцам. Поморцы, как и федоссевцы, являются беспоповцами (поэтому не имеют алтарей в своих часовнях), однако, в отличие от федосеевцев, признают т.н. «бессвященнословный» брак, совершаемый наставником, не имеющим духовного сана (простецом).


14.


15. Любопытный факт: в 1990 году на дверях старообрядческой части было любопытное объявление: «Внимание. Храм старообрядческий!!! Вход лицам в нетрезвом, неприличном и нескромном виде, в головных уборах, а женщинам без платков и в брюках не разрешен. Входить в храм во время богослужения и молиться инаковерующим не положено и запрещено святыми отцами. Патриарший храм направо за углом». Вход в православную часть с запада, в старообрядческую - с севера. Оба храма сохранили большое число древних икон. Старообрядцы-поморцы также не имеют священства и литургии, поэтому существующий в их части бывший алтарь (апсида) используется как крестильня.


16. Посмотрите как красиво! На заднем плане - братский корпус Никольского Единоверческого монастыря. Построен в 1801 г.


17. Ну, а теперь вернёмся к надвратному храму Воздвижения Креста Господня.

Тёплый, над западными воротами храм построен в 1801 г. для федосеевской беспоповской Крестовоздвиженской молельни по образцу Поморской киновии. Архитектор Ф. К. Соколов. Освящён святителем Филаретом, митрополитом Московским 19 декабря 1854 г. Центральная часть всего здания двухэтажная, по краям к нему впритык пристроены одноэтажные флигеля. В храме остались те же древние иконы, что были в молельне. В нижнем этаже мужское начальное народное училище для мальчиков, открытое в 1855 г. на средства монастыря. К церкви примыкает двухэтажное здание, где с 1883 г. находилась упомянутая выше знаменитая библиотека древнерусских рукописей и книг, завещанная монастырю А. И. Хлудовым. До открытия монастыря помещавшаяся в нижнем этаже церковно-приходская школа содержалась на средства федосеевцев.

После закрытия Никольского единоверческого монастыря, некоторое время храм продолжал быть действующим. Но так как бывшая монастырская, приходская школа находившаяся в двухэтажном пристроенном к храму здании, после декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви, перешла в ведение государственного образовательного комитета, то остро встал вопрос о закрытии храма. Храм был закрыт в середине 1920-х годов и некоторое время использовался как помещения для существовавшей в пристроенном здании школы. Потом храм и пристроенное к нему здание были превращены в общежитие, все пять глав были сломаны. А в 1960-е годы внутри закрытого храма помещались жилые квартиры. Ограда с башнями уничтожена, за исключением небольшого фрагмента с северной от храма стороны. В 1980-е годы внутри находился трест «Росдорстройматериалы». В 1990 году наименование организации занимающей здание храма звучит так: «Производственное объединение по добыче и переработке дорожно-строительных материалов „Росдориндустрия“ Минавтодора РСФСР».

С середины 1990-х годов сильно перестроенное здание в котором был храм передано церкви. В здании разместилась реставрационно-иконописная мастерская «Александрия», на средства которой был проведён капитальный ремонт, восстановлены все пять куполов и вызолочены кресты на куполах.


18.


19.


20.


21. Ковылинский переулок. Вид в сторону Преображенского кладбища. К сожалению, я упустил одну важную вещь. А именно не сфотографировал красивейшую часовню Николы Чудотворца на Преображенском кладбище, которую можно разглядеть вдали в середине кадра. Построена в готическом стиле в 1804 (или 1805) году под руководством архитектора Ф. К. Соколова. Принадлежит старообрядцам федосеевского согласия.


22.


23. Преображенский Вал. Вид в сторону переезда Электрозаводской ветки, Измайловского Вала и Семёновской площади.


24. Поближе. Переезд едва виднеется.


25. А теперь идём осматривать архитектурный ансамбль - «Жилой посёлок Преображенский». Впрочем, я его уже вам частично показывал раньше, но конкретно этот дом нет. А он, пожалуй, самый красивый из всех за счёт его округлой формы.


26. Процитирую свой старый пост:

Комплекс был построен в 1927-1929 годах для работников нескольких местных крупных текстильных фабрик и других промышленных предприятий района. Спроектировал его архитектор-авангардист Иван Сергеевич Николаев, вошедший в историю не только как яркий представитель конструктивизма и основоположник современного индустриального строительства, но и как учёный, автор многочисленных трудов по градостроению и архитектуре промышленных зданий, исследователь античного инженерного зодчества, теоретик и практик концепции социальной архитектуры. Также в проектировании принимала участие М. М. Русанова.

Дом слева расселён, но является объектом культурного наследия, поэтому сносу не подлежит, его должны отреставрировать как и другие заселённые дома посёлка. Впрочем, в собянинской Москве возможно всё. Но пока стоит.


27. Изначально проект предполагал возведение десяти жилых домов, но в итоге построили только шесть. Часть из них - здания в пять этажей, часть - шестиэтажные (в шестиэтажных корпусах имеются лифты; их лифтовые шахты вынесены за плоскости лицевых фасадов этих зданий и полностью застеклены). Основа застройки - два симметрично стоящих дома сложной формы, мощными полуротондами, выходящих на улицу Преображенский Вал. Дома более простой формы расположены по внешнему периметру участка, веерообразного по форме. Вместе они образуют систему полузамкнутых дворов. Фасады зданий лишены каких-либо декоративных излишеств, они только оштукатурены и покрашены; ритм задает популярное тогда вертикальное и горизонтальное сплошное остекление, визуально дающее высокий уровень геометризации. Только угловые секции двух главных корпусов закруглены, образуя параболы.


28. Интересно, что планировка квартала выполнена с учётом исторического контекста. Два длинных корпуса образуют центральную композиционную ось жилого комплекса, и в итоге фланкируют внутренний бульвар, направленный в сторону башни и стен Никольского единоверческого монастыря. Вторая ось квартала ориентирована на колокольню монастыря. С южной стороны квартала, поверх убежища гражданской обороны, был разбит парк, спускавшийся к реке Хапиловке.

Жизнь квартала, нравы и быт его жителей описаны в книге писателя Валерия Осипова «Я ищу детство».


29. В нулевые мэром Москвы Ю. М. Лужковым было подписано распоряжение правительства Москвы о признании аварийными и последующем сносе корпусов 2, 4 и 5 в течение 2007 г. (Распоряжение № 2611-РП от 18 декабря 2006 г. ). На месте этого квартала должен быть построен гостиничный комплекс на 800 мест. (Постановление № 323-ПП от 24 апреля 2007 г.), но каким-то чудом комплекс уцелел и в итоге комплекс так и стоит на своём месте, правда, часть домов расселены. Ныне комплекс числится выявленным объектом культурного наследия, что даёт надежду.


30. Большинство домов вполне себе жилые.


31.


32. Кроме вот этого.


33. Часть из них (как слева) даже уже отреставрировали.


34. Но большинство пока ещё только ждут этого.


35. Ещё один отреставрированный (ну, или капитально отремонтированный) дом.


36. А этот, видимо, реставрировали, но сильно раньше. Может быть, при Лужкове. Хотя, он хотел этот ансамбль вообще снести и застроить в своём стиле.


37. Но так или иначе видно, что состояние фасадов здесь относительно терпимое.


38. А вот и вновь единственный расселённый дом, только со двора. Построен в стиле конструктивизма в 1928 году, архитекторы И. С. Николаев, М. М. Русанова.


39. Летом эти дворы, конечно, уютнее.


40.


41. Ну, а затем я заглянул в Северный Хапиловский сквер, получивший своё название от реки Хапиловки, протекающей примерно параллельно Электрозаводской ветке в коллекторе. Кстати, есть ещё и Южный Хапиловский сквер, южнее упомянутой ветки.


42. Выглядело там всё в марте довольно уныло и неуютно.


43. Поэтому я вернулся на Преображенский Вал, а затем отправился в ближайший магазин. Взгляд назад.


44. И вышел к Электрозаводской ветке. За переездом улица уже носит название Измайловский Вал, а переезд называется Хапиловским. Это, напомню, единственное сохранившееся в Москве действующее глухое пересечение трамвайных и железнодорожных путей. Когда-то их было множество.


45. Ветка зимой не использовалась, поэтому рельсы можно было разглядеть только на переездах.


46. Поворачиваем в сторону улицы Девятая Рота. Только по характерному изгибу гаражного кооператива можно догадаться (конечно, если не знаешь), что здесь проходит железная дорога.


47. Не доходя до улицы Девятая Рота, сделал привал. Взгляд назад. Спешу обрадовать, весной на ветке снова было движение, так что она всё-таки жива, как и Электрозавод. Не тот, который МЭЛЗ, а тот, который трансформаторы производит.


48. И напоследок переезд на улице Девятая Рота. Выглядит не очень, но как я уже сказал выше, весной ветка ожила, так что пока ещё рано с ней прощаться. Будем надеяться, что она ещё послужит и порадует нас подольше. Должно же быть в Москве хоть что-то постоянное.


На этом на сегодня всё. Надеюсь, что вам было интересно. Спасибо за внимание и до скорой новой встречи. Будьте здоровы, живите богато и никогда не старейте душой!

монастыри, жд, Преображенское, архитектура, история, подъездные пути, фото, прогулки, краеведение, трамвай, Россия, Москва

Previous post Next post
Up