Приветствую вас, дорогие друзья!
Не так давно мы с вами
гуляли по району Соколиная Гора от Ткацкой улицы до Электрозавода через Зверинецкую, 2-ю Хапиловскую, Семёновскую площадь, Мажоров переулок, улицу Девятая Рота и так далее. Сегодня мы ещё раз вернёмся в эти края, только на этот раз в район бывшего села (а ныне района) Преображенское, прогуляемся по Преображенскому Валу и посмотрим, что там есть интересного. Прогулка эта была предпринята спустя неделю после предыдущей, а именно 1 марта, поэтому пост я озаглавил именно так. Рассказ будет в двух частях и сегодня часть первая. Усаживайтесь поудобнее, берите чай/кофе/что покрепче и начнём.
1. И начнём мы с Преображенской площади, что расположена у одноимённого метро, главным украшением которой ныне служит воссозданный храм Преображения Господня в Преображенском.
Село Преображенское впервые упоминается в XVII веке, когда царь Алексей Михайлович распорядился построить здесь летний дворец. Широкую известность Преображенское получило во времена Петра I. Здесь базировались потешные войска, сформированные для забав царевича. В 1687 году из потешных войск были сформированы Преображенский и Семёновский гвардейские полки. Из значимых событий того периода можно отметить основание здесь в 1686 году Преображенского приказа.
В 1747 году сержант Преображенского полка приобрёл по соседству, в Семёновском, здание старой деревянной церкви. Сруб перевезли в Преображенское и установили на полковом дворе Преображенского полка, на месте полотняной временной церкви. 19 июля 1747 года церковь была освящена в честь небесных покровителей Петра I - апостолов Петра и Павла. Престол во имя Спаса Преображения, ставший впоследствии главным был освящён в 1800 году.
В 1815 году к Преображенской церкви был переведён из соседнего подмосковного села Гольяново священник Иван Тимофеевич Зерченинов (1789-1834), которого затем сменил зять, Иван Поликарпович Орлинский (1803-1865), старший брат иеромонаха Евсевия, инспектора Вифанской духовной семинарии, впоследствии - архиепископа Могилёвского и Мстиславского. В 1865 году скончавшегося И. П. Орлинского, в свою очередь, сменил его зять Иван Николаевич Страхов, выпускник Московской семинарии (1852).
В 1763 году прихожане решили построить новый каменный храм, начали сбор пожертвований. Строительство нового храма было начато через два года, рядом со старой деревянной церковью. К 1768 году строительство было завершено. В 1781 году к нему пристроили придел Петра и Павла, а также колокольню.
Во время московского пожара 1812 года церковь не пострадала, службы в ней не прекращались всё время пребывания в Москве французской армии. Начиная с 1830 года, при активном участии купца Котова, избранного церковным старостой, храм начал благоустраиваться и богатеть. В 1856 году Преображенский лейб-гвардии полк пожертвовал церкви икону Преображения Господня.
23 мая 1883 года, перед празднованием 200-летия Преображенского полка, церковь посетил Александр III. После посещения императора в Спасо-Преображенском храме был сооружён второй придел во имя Александра Невского.
После революции храм оставался действующим. Прихожанам храма удалось сохранить все церковные ценности, включая колокола. Во времена массового закрытия церквей сюда приносили на сохранение иконы из других храмов. Во время Великой Отечественной войны прихожане собирали пожертвования для фронта. С 1944 года в храме находилась кафедра митрополита Крутицкого Николая (Ярушевича).
К началу 1960-х годов у храма Спаса Преображения был один из самых крупных приходов в Москве. В 1961-1964 годах в храме служил иерей Димитрий Дудко. Однако, под предлогом строительства метро в 1963 году Мосгорисполком принял варварское решение о сносе храма. В защиту своего храма прихожанам удалось собрать больше 2500 подписей. Но это не помогло и 4 часа утра 18 июля 1964 года храм был взорван. В итоге станцию метро «Преображенская площадь» построили в другом месте, а на месте храма был разбит сквер. Бытует мнение, что храм Преображения являлся последним храмом, взорванным в СССР, однако это не так: в апреле 1972 года в Москве был взорван храм Казанской Божьей Матери у Калужских ворот.
В 1990-х годах воссозданная община под руководством Игоря Русакомского установила в сквере на месте, где стоял храм, деревянный крест и в 1996 году начала добиваться восстановления храма. В 1999 году приход храма Преображения Господня на Преображенской площади был официально зарегистрирован, однако разрешение на строительство храма было получено не сразу: так, префект Восточного административного округа Н. Н. Евтихиев объяснял свой отказ в выдаче разрешения тем, что «предлагаемый к строительству участок является сквером с ценными зелёными насаждениями, не подлежащими пересадке».
17 июля 2009 года правительство Москвы приняло предложение Комитета по культурному наследию города Москвы и прихода храма Преображения Господня на Преображенской площади о воссоздании храма в 2009-2013 годах на его прежнем месте. В основу проекта восстановления были положены чертежи 1883 года, а также архивные фотографии. Во время подготовки к воссозданию храма проводились археологические раскопки, в ходе которых были обнаружены напрестольный крест, язык колокола, некоторые элементы церковной утвари, а также фрагменты амуниции солдат-«преображенцев».
Архитектурно-пространственное решение храма предполагало полное воссоздание трёхпрестольного храма с трапезной и колокольней в формах XVIII - конца XIX вв. Однако, взрыв при сносе оставил сильные повреждения как в фундаментах трапезной, так и в четверике храма, а окружающая застройка значительно прибавила в высотности, поэтому было принято решение не использовать сохранившийся подлинный фундамент в качестве несущей конструкции. Для того, чтобы храм смог доминировать в ансамбле Преображенской площади, его нулевая отметка была поднята на уровень стилобатного этажа (на 4,2 м выше отметки земли). Стилобатный этаж вместил в себя однопрестольный храм с крестильней и соединился с верхним храмом внешней и внутренней лестницами и подъёмником. В основание храма легла разгрузочная монолитная плита, позволившая сохранить подлинные подвалы и равномерно перераспределить вес здания, учитывая близость линии метрополитена. В пространстве фундамента, в алтарной части, планируется создать престол Николая Чудотворца в память последнего настоятеля храма митрополита Николая (Ярушевича).
Так как храм тесно связан с историей гвардейского Преображенского полка, у его стен сооружён памятник солдатам и офицерам-«преображенцам», погибшим в войнах за Отечество. Восстановленный храм 8 мая 2015 года освятил патриарх Кирилл. Главный храм Сухопутных войск Российской Федерации с 1 октября 2015 года.
2. Памятник первому русскому гвардейцу Сергею Бухвостову (1642 или 1659 - 1728). Открыт 20 августа 2005 года в сквере на Преображенской площади. Скульптор В. М. Клыков. Как и на Семёновской площади памятник гвардейцу сильно контрастирует со строениями на заднем плане. Только там современный БЦ, а тут советские панельки серии II-18-01/09 МИБ.
3. Улица Преображенский Вал (до 1922 г. - улица Преображенский Камер-Коллежский Вал), бывшая таможенная граница Москвы. Общественный центр ВАО «Моссовет» в здании бывшего кинотеатра им. Моссовета, сооружённого в 1985 г.
4. Небольшой сквер возле исторической территории женского двора Преображенской старообрядческой общины.
5. Туда мы обязательно заглянем, только чуть позже и через другой вход.
6. Башенка.
7. Преображенский Вал в сторону Измайловского Вала. Слева тянется складской корпус Преображенской старообрядческой общины. Построен в начале XIX века вдоль линии Камер-Коллежского вала. Отражает период размаха в строительстве Преображенской общины после манифеста 15 октября 1801 года, давшего некоторые свободы различным вероисповеданиям. Использовался для хранения еды и дров, и для других хозяйственных нужд. Представляет собой удлинённую в плане одноэтажную кирпичную постройку с двускатной крышей. В советское время - больничные бараки.
До недавнего времени памятник пребывал в удовлетворительном состоянии, но в конце 2014 года произошёл пожар, в результате которого над большей частью корпуса обрушилась кровля, началось разрушение. Правообладатель объекта не определён, хотя этот вопрос выносился на рассмотрение Штаба по вовлечению имущества Москвы в хозяйственный оборот. Есть заявка Русской православной старообрядческой церкви о передаче памятника ей.
Является выявленным объектом культурного наследия. Является частью архитектурного комплекса с более поздним объектом - Больницей при Преображенской старообрядческой общине федосеевцев Поморского согласия (кирпичное здание справа).
8. Взгляд назад в сторону метро.
9. Упомянутая выше Больница при Преображенской старообрядческой общине федосеевцев Поморского согласия (1912-1914 гг., проект архитектора Л. Н. Кекушева, при активном участии подрядчика М. М. Малышева, состоявшего в общине). Один из последних реализованных проектов Кекушева в Москве. Двухэтажное краснокирпичное здание в стиле классицизированного позднего модерна, сложное, ассиметричное в плане (лицевой фасад выполнен по трехризалитной схеме), с богатой пластикой фасадов, разнообразными коваными элементами ограждения междуэтажной лестницы, металлическими кронштейнами зонтиков над входами. Сохранение первоначальной функции здания в советское время позволило сохраниться и большей части интерьеров.
Долгое время здесь размещался противотуберкулёзный диспансер, позднее в здании располагался Городской клинико-диагностический центр, но с сентября 2014 года он переехал, и здание опустело. Появились трещины на стенах под карнизом, выбиты несколько окон, памятник требует реставрации. Есть заявка Русской православной старообрядческой церкви о предоставлении памятника под нужды религиозной организации. Однако правообладатель до сих пор не определён.
10. Угловой дом жилого конструктивистского архитектурного ансамбля жилого посёлка «Преображенское» на углу Преображенского Вала и Ковылинского переулка.
11. Мы ещё более подробно посмотрим на него в следующей части и прогуляемся вглубь.
12. Преображенская старообрядческая община образовалась в 1771 году во время эпидемии чумы в Москве. После обращения старообрядцев-беспоповцев к генерал-губернатору Москвы были выделены земли за Камер-Коллежским валом у Преображенской заставы для организации нового старообрядческого кладбища и карантина для больных старообрядцев. Изначально в 1770-е годы в этом карантине были выстроены временные деревянные быстровозводимые бараки возле Преображенского кладбища. Но со временем старообрядческий купец Илья Ковылин приобрел два кирпичных завода в соседнем селе Семёновском и вместе со своим товарищем купцом Зеньковым на средства старообрядческой общины выстроил целый старообрядческий городок с часовнями и каменными жилыми корпусами по типу знаменитого Выговского монастыря, существовавший долгое время как их частная собственность. В 1808 году, в конце своей жизни, Илья Ковылин самолично путешествовал в Санкт-Петербург, где от лица московских старообрядцев ходатайствовал о том чтобы официально оформить все строения Преображенского старообрядческого карантина в качестве нового благотворительного учреждения Преображенского богадельного дома, так как присвоить статус старообрядческого монастыря не позволяли законы Российской империи. И 15 мая 1809 года устав Преображенского богадельного дома был высочайше утверждён самим императором Александром I, и с этого времени данное гражданское благотворительное учреждения было официально подконтрольно только ведению государственной полиции, но не церковному епархиальному начальству. После этого, постепенно Преображенский богадельный дом приобрёл значение Всероссийского духовного центра старообрядцев-беспоповцев федосеевского согласия.
Одним из первых каменных строений в этом старообрядческом карантине явилось здание Успенской церкви, - построенное в 1784-1790 годах в псевдоготическом стиле, предположительно по проекту архитектора Василий Баженов, или его ученика Фёдора Соколова (в 1854-1857 годах она была частично перестроена по проекту архитектора А. И. Вивьена). Вокруг этой церкви были выстроены каменные жилые корпуса. А в 1806 году была построена каменная ограда с башенками на монастырский манер, и главные врата мужской обители с надвратной пятиглавой Крестовоздвиженской церковью.
13. Затем по соседству с северной стороны, на расстоянии около ста саженей, был выстроен новый самостоятельный архитектурный ансамбль - женский двор с шестью корпусами, и также обнесённый похожей каменной оградой с надвратным корпусом, где в 1811 году посреди двора была возведена главная Крестовоздвиженская церковь женской старообрядческой общины.
Во время расцвета в этой старообрядческой общине жили и окормлялись в её часовнях более 3 тысяч человек. Но в конце 1830-х и в 1840-е годы, при правлении императора Николая I на Преображенском кладбище прошли несколько ревизий и полицейских розысков. Большая часть лидеров этой старообрядческой общины были судимы как за финансовые махинации в Преображенском богадельном доме, так даже и за оскорбление царского величества и за подстрекательство к мятежу, и высланы из Москвы в ссылки на постоянное место жительства по различным городам Российской империи. И община отчасти распалась, и разъехались по этим городам вместе со своими наставниками. Часть общины перебралась за границу - в Пруссию, и там был создан старообрядческий Войновский монастырь в посёлке Экертсдорф (бывшая Восточная Пруссия, ныне посёлок Войново в районе Мазурских озёр - на северо-востоке Польши). После этого в Преображенском богадельном доме остались жить, как и было положено по уставу этой богадельни, лишь нетрудоспособные лица (престарелые, больные, немощные и калеки), которых мужского пола было не больше 25 человек, а женского пола менее 300 человек. И так как на женском дворе пустовало несколько корпусов, то поэтому женский двор разделили забором на две половины, из которых западная часть стала женским двором, а на другую свободную восточную половину двора с большим корпусом поселили нетрудоспособных мужчин. После чего весь первоначальный мужской двор Преображенского богадельного дома с Успенской и надвратной Воздвиженской церквями был выкуплен Святейшим правительствующим синодом у Преображенского богадельного дома и превращён в Никольский единоверческий мужской монастырь.
Официально Преображенская старообрядческая община как религиозная организация была зарегистрирована лишь в 1906 году, после издания 17 (30) октября 1905 года царского Манифеста, вводившего гражданские свободы, в частности, свободу совести и свободу вероисповедания. После революции 1917 года Преображенская старообрядческая община была упразднена, но в Советское время сохранялась действующая Крестовоздвиженская старообрядческая церковь на территории бывшей женской старообрядческой общины.
А с 1990-х годов в корпусах женского двора бывшего Преображенского богадельного дома и Крестовоздвиженской церкви вновь возрождена старообрядческая поморская община. Но вход на её территорию часто бывает закрыт для посторонних посетителей. Впрочем, мне повезло, было было открыто.
14. Но сначала ещё немного бывшей больницы. Уж больно интересное здание. И крепкое.
15. Но реставрация необходима.
16. Особенно это касается вот таких изящных деталей.
17. Боковой фасад.
18. И задний.
19. Ну, а теперь движемся на территорию женского двора.
20. Надвратный корпус с моленной Преображенского старообрядческого монастыря, он же Преображенский корпус на женском дворе Преображенского Богаделенного дома, оформляющий главный въезд на территорию комплекса, сооружён в начале XIX в. и предназначался для размещения призреваемых. Сооружение корпуса началось не ранее 1810 г. и завершилось приблизительно в 1812 г. Автором проекта корпуса предположительно являлся архитектор Управы Благочиния Ф. К. Соколов. Первоначально был выстроен основной объём, затем в центре его восточного фасада был выстроен крупный ризалит, на втором этаже которого разместилась Преображенская часовня («надворотная моленная»). Отличительной особенностью корпуса являлся уникальный белокаменный портал с объёмными фигурами львов и виртуозной по технике исполнения глубокой рельефной резьбой, украшавший с наружной стороны его сквозной проезд. Вскоре после завершения строительства со стороны торцевых фасадов корпуса появились двухэтажные кирпичные и деревянные пристройки. Пристройки, вероятно, ремонтировали в 1866 г. Не позднее середины XIX в. окна получили рамочные штукатурные наличники.
В 1930-х гг. «Львиные ворота» были демонтированы реставратором П. В. Барановским и перевезены в музей усадьбы Коломенское (в настоящее время хранятся в фонде резного камня музея). Позднее на восточном и северном фасадах были срублены белокаменные пентаграммы, располагавшиеся по сторонам тройных окон второго этажа. На северном фланге восточного фасада тройное окно первого этажа растёсано под дверь. На южном фасаде частично срублена белокаменная полка междуэтажного членения, а также разобрана одна пристройка первой четверти XIX в. На западном фасаде вместо пристроек сооружена деревянная наружная лестница, ведущая на второй этаж.
По некоторым сведениям, в начале 90-х годов на ОКН были проведены ремонтные работы. В процессе работ были разобраны пристройки, примыкавшие со стороны торцевых фасадов, произведены вычинки белокаменного цоколя и восстановлены круглые окна второго этажа в центральной части западного фасада. В 1980-1990 гг. здесь располагалась торговая база Куйбышевского райпищеторга. На западной стороне здания между окнами имеется узор из «пентаграмм в огне» (на втором этаже). Следов моленной не сохранилось.
21. Кстати, как я прочёл уже на обратном пути, фотографировать на территории почему-то нельзя, хотя фотографий в сети хватает. Впрочем, из немногих встреченных мною там людей, никто не выразил мне какого-то недовольства. Но, если вдруг кто-то захочет повторить мой поход, то на всякий случай предупреждаю, если хочется поснимать, то лучше спросить разрешения хотя бы. Я просто не знал, увидел объявление на обратном пути уже.
22. Крестовоздвиженский собор на женском дворе Преображенского богаделенного дома сооружён в начале XIX в. Его строительство началось, вероятно, около 1805 г. по инициативе купца-старообрядца И. А. Ковылина (1731-1809), а завершилось уже после его кончины в 1811 г. Характер фасадного декора здания и некоторые другие особенности позволяют предположить поэтапное сооружение его объёмов - основного четверика, трапезной и колокольни, а также изменение первоначального проекта в ходе работ. Возможно, по первоначальному замыслу здание должно было состоять лишь из основного объёма четверика. Об этом свидетельствует сохранившаяся на западной стене четверика старая закладка большого оконного проёма, выходящего на чердак трапезной. Вслед за сооружением трапезной была возведена колокольня, архитектура которой свидетельствует о принадлежности её проекта творчеству другого зодчего. Высказанные некоторыми исследователями предположения об участии в строительстве здания В. И. Баженова или М. Ф. Казакова не нашли подтверждения в источниках.
В период гонений на старообрядцев с 1852 по 1905 г. часовня была опечатана, богослужения в ней не проводились. В годы советской власти часовня не закрывалась. Богослужения в ней были лишь ненадолго запрещены в начале 1920-х гг.
В результате последнего ремонта, который был проведён в 2000-2003 гг. стены были заново выкрашены, произведены вычинки белокаменного цоколя, главка позолочена, в интерьерах первоначальное напольное покрытие из лиственницы было заменено ламинатом. Двусветный одноглавый храм отличается отсутствием алтарной апсиды. Колокольня церкви по своему типу сходна с колокольней Кирилло-Белозерского монастыря.
Федосеевцы относятся к беспоповцам, т.е. старообрядцам, отрицающим существование в наши дни благодатной церковной иерархии, сохранившей каноничное апостольское преемство. Поэтому их храмы (строго говоря, это часовни) не имеют алтарей, так как, с точки зрения беспоповцев, литургию служить больше некому. В отличие от поморцев, федосеевцы сохранили изначальное беспоповское мнение, оформившееся вместе с самим беспоповством, что раз нет священства, то некому венчать и браки. Поэтому они проповедуют безбрачие для своих наставников и церковнослужителей. Состоящим в гражданском (невенчанном) браке федосеевцы предписывают не креститься, не кланяться и не прикладываться к иконам на общей молитве.
23.
24. Двухэтажное здание в стиле классицизма с элементами неоготики. Построено в 1800-е гг., архитектор М. Ф. Казаков. Бывшая «Палата женская первая» в составе ансамбля памятников Преображенской старообрядческой общины.
25. На территории очень тихо и уютно.
26. Детальки.
27.
28.
29. Ильинский корпус (Детская палата). Построен на женском дворе Преображенского Богаделенного дома в 1805-1808 гг. на средства одного из наиболее авторитетных деятелей Преображенской федосеевской общины Ефима Ивановича Грачёва. Самое раннее изображение здания имеется на акварели с видом Преображенского кладбища, выполненной в 1827 г. Автором этого проекта с большой вероятностью может считаться архитектор Московской Управы благочиния Ф. К. Соколов.
По своим габаритам корпус, очевидно, должен был соответствовать Больничной (Грачёвой) палате, расположенной напротив. Его продольные фасады, вероятно, предполагалось решить симметрично, разместив в окнах второго этажа тройные окна. При реализации проекта, однако, корпус был продлён к западу, получив на переднем фасаде несимметрично расположенный ризалит, а также одноэтажную пристройку, закрывающую его западный и частично северный фасады. Вскоре после завершения работ со стороны северного фасада корпуса была сооружена двухэтажная ретирада, объединённая с ним коротким переходом. Во второй половине XIX в. окна здания, подобно остальным корпусам женского двора, получили штукатурные наличники. Часовня, посвящённая Илии Пророку, располагалась в восточном торце второго этажа.
30. На всём протяжении своего существования здание использовалось для размещения призреваемых, и, в соответствии с посвящением часовни, располагавшейся на втором этаже, называлось Ильинским корпусом. После 1883 г. в источниках появляется его второе название - Детская палата. В 1919-1920 гг. корпус приспособили под коммунальные квартиры. В 1980-1990 гг. его занимало СМУ. В 1993 г. здание было передано Московской Преображенской общине христиан древнеправославного старопоморского федосеевского согласия.
31.
32.
33. Какой же монастырь без котиков?
34.
35.
36. Ещё детальки.
37.
38.
39. Восточный (Успенский) мужской корпус. Двухэтажное здание в стиле классицизма с элементами неоготики. Построено в 1805 году, архитектор М. Ф. Казаков, перестроен в первой четверти XIX в. - начале XX в., архитектор Ф. К. Соколов. Сразу за ним располагается Преображенский рынок.
40.
41. А ещё на территории сохранился вот такой чудесный деревянный дом с резными наличниками конца XIX - начала XX вв.
42. Пишут, что это кельи.
43.
44. Южный (женский) корпус (или бывшая «Палата женская вторая»). Двухэтажное здание в стиле классицизма с элементами неоготики. Возведено в 1805 году, архитектор М. Ф. Казаков. На данный момент является единственным неотреставрированным зданием на территории.
45. Судя по всему, в советское время здесь тоже разместили коммуналки или общежитие какое-нибудь.
46.
47.
48. Слева в кадре - Больничная палата.
Корпус построен в 1-й четверти XIX в. на средства одного из наиболее авторитетных деятелей Преображенской Федосеевской общины Ефима Ивановича Грачёва. Самое раннее изображение здания имеется на акварели с видом Преображенского кладбища, выполненной в 1827 г. Автором этого проекта с большей вероятностью может считаться архитектор Московской Управы благочиния Ф. К. Соколов.
При сооружении здания его основной объём был дополнен со стороны заднего фасада одноэтажной хозяйственной пристройкой, вероятно, не предусмотренной проектом. Постройка сооружена в «перевязку» с основным объёмом, однако её фасадный декор имеет более упрощённый и лаконичный характер. Вскоре, после завершения работ на переднем фасаде здания, имевшем первоначально по сторонам ризалита по две оконных оси, было добавлено ещё по одной оконной оси с окнами, не имеющими выложенных перемычек.
Со второй половины XIX в., в связи со спецификой использования, здание стало называться «Больничной палатой». Чуть раньше, в здании был произведён ремонт. В ходе ремонта окна здания были обрамлены штукатурными наличниками, в настоящее время практически везде утраченными. Призреваемые размещались в здании до 1920-х гг., затем здание было приспособлено под коммунальные квартиры. В 1980-х - 1990-х гг. в здании размещалось РСУ Куйбышевского района. В 1993 г. здание было передано Московской Преображенской общине христиан древнеправославного старопоморского федосеевского согласия.
49. И двигаемся к выходу.
50. Взгляд назад на Крестовоздвиженскую церковь (часовню).
51. И на этом на сегодня всё, пост и так вышел очень объёмный.
А продолжение в
следующем выпуске. Надеюсь, что вам было интересно. Спасибо за внимание и до скорой новой встречи. Будьте здоровы, живите богато и никогда не старейте душой!