Ноябрьское возвращение на Пресню. Часть 3-я

Feb 01, 2024 16:10

Приветствую вас, дорогие друзья!

Сегодня у нас третья и заключительная часть рассказа о прогулке по Пресненскому району, предпринятому мной в конце ноября. В прошлый раз мы с вами остановились около огромного комплекса зданий бывшей Трёхгорной мануфактуры. И, как вы, наверное, догадались большая часть сегодняшнего рассказа будет посвящена ей. Усаживайтесь поудобнее, запасайтесь напитками, а также закусками и поехали!

1. Спускаемся к комплексу с восточной стороны. Вниз ведёт лестница с Рочдельской улицы, расположенная прямо у остановки «Трёхгорная мануфактура».



2. Советский корпус мануфактуры, построенный в 1976 г.


3. На площади напротив него располагается памятник рабочим Трёхгорной мануфактуры, павшим в Великой Отечественной войне.


4. А непосредственно перед зданием установлено вот такое мозаичное панно, куда более интересное, чем само здание. Советские мозаичные панно - это вообще отдельный вид искусства, не похожий ни на что. В данном случае мы имеем рельефное и весьма абстрактное изображение трёх женщин и, как я понимаю, тканевых рулонов, что должно было символизировать блеск и славу московской текстильной промышленности в лице её старейшего предприятия. Трёхгорная мануфактура была основана в 1799 г. Ранее за мозаичным панно, предположительно, находилась проходная предприятия, теперь там магазин Eurospar. Автором панно является художник Валентин Иванов, а появилось оно вместе со зданием в 1976 г.


5. Ещё один советский корпус предприятия, но построенный раньше. Соответственно и выглядит куда интереснее.


6. Восточный въезд и вход на территорию. Туда-то мы и направимся.


7. Как уже было сказано выше, датой основания Трёхгорной мануфактуры является 1799 г., когда сын крестьянина и впоследствии купец Василий Прохоров вместе с мастером красильного дела Фёдором Резановым заключили договор об устройстве на берегу Москва-реки ситценабивной фабрики, которая получила название Трёхгорной по местности, в которой расположилась. Основой выпускаемой продукции молодого предприятия стал кумач, хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, обычно окрашенная в ярко-красный, реже в синий цвет. В XVIII - первой половине XIX века кумач изготавливался в основном татарами Казанской губернии, но со второй половины XIX века производство кумача освоили и на фабриках других губерний Российской империи. А на Трёхгорке, как мы теперь знаем, ещё раньше.

В 1812 г. Василий Прохоров выкупает у своего компаньона Резанова его долю и становится единоличным владельцем фабрики. После Отечественной войны 1812 года он передаёт управление фабрикой своему сыну. Тимофей Прохоров совместно со своим двоюродным братом, художником Ефимом Зориным, изучив зарубежный опыт текстильного производства, стал активно внедрять его на фабрике.

Производство начинает активно развиваться и уже в 1820 г. при фабрике была открывается первая в Российской Империи ремесленная школа, в которой обучают текстильному производству и искусству набивки рисунков на ткани ручным способом самих работников фабрики и их детей. Помимо ремесленной школы, для рабочих открываются первый в стране фабричный театр, вечерние классы для обучения рабочих грамоте, а также библиотека, амбулатория, летние санатории. В 1835 г. в Москве проходит выставка мануфактурных изделий, где император Николай I поблагодарил владельцев Трёхгорки за учреждение школ и «попечение о нравственности рабочих».

Продукция фабрики уже тогда пользовалась большим спросом, а также неоднократно отмечалась высокими наградами на международных ярмарках в разных странах.

На фото справа мы видим бывший ткацкий корпус мануфактуры, в котором размещался также и красильный цех. Построен в 1884 году по проекту архитектора В.Г. Залесского. Перестроен в 1896 г. по проекту архитектора А.Н. Милюкова. Выявленный объект культурного наследия.


8. В начале 1870-х гг. внук основателя Иван Яковлевич Прохоров взялся за юридическую реорганизацию производства. На семейном совете было принято решение учредить товарищество на паях. В конце 1873 г. был составлен проект Устава «Товарищества Прохоровской Трёхгорной мануфактуры», 15 марта 1874 г. он был «Высочайше утверждён». На собрании пайщиков Иван Яковлевич Прохоров был избран директором-распорядителем, на его брата Алексея Яковлевича возлагалось ведение торговых дел.

В ночь с 22 на 23 декабря 1877 г., на Прохоровской мануфактуре произошёл сильнейший пожар, в результате которого сгорели дотла все фабричные корпуса, расположенные по берегу Москва-реки, а также находившиеся внутри машины и товары. На время восстановления фабрики производство переносится в Серпухов. К перезапуску обновлённого производства в 1881 г. на заводах в Англии закупается самое передовое оборудование, а на предприятии открывается научная химико-аналитическая лаборатория, которую возглавил талантливый химик Освальд Миллер.


9. В конце XIX века был издан указ столичного генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича, который запрещал сброс отработанных вод в Москва-реку, и фабрика, несмотря на установку очистных сооружений, оказалась под угрозой закрытия, так как в реку всё равно попадали остатки краски и других загрязняющих веществ. Н. И. Прохоров не смог добиться отмены этого указа, по его просьбе это сделал Н. А. Найдёнов.

В 1897 году авторскую мастерскую Трёхгорки приглашают возглавить художника Оскара Грюна, который начинает внедрять передовые на тот момент идеи в оформление текстиля, такие как броские черты, контраст цветов и динамичная жизнь фабрики как объект искусства. Особенной популярностью у покупателей пользовались ставшая знаменитой «грюновская» роза, а также серия эскизов с производственными мотивами - катушками, веретёнами и молотками.

В 1900 г. Трёхгорная мануфактура за технические достижения удостаивается Grand Prix на Парижской выставке, школа ремесленных учеников получает золотую медаль, а Н. И. Прохоров становится кавалером ордена Почётного легиона.

Во время Декабрьского восстания 1905 г. Трёхгорка становится главной базой боевых дружин. В помещении прядильной фабрики была организована мастерская по изготовлению оружия, в химической лаборатории производились взрывчатые вещества.


10. В 1910 г. первой женщиной на руководящей должности Трёхгорной мануфактуры становится сестра поэта Владимира Маяковского Людмила. Она управляет отделом аэрографии и создаёт в этой техники орнаменты с абстрактными геометрическими формами, мягкими цветами и оптическими эффектами. Модельер Джорджио Армани в 1987 году отобрал ее работы для альбома «Women of Russian Avant-garde».

К началу Первой Мировой войны Трёхгорка представляет собой мощное текстильное производство, включающее в себя бумагопрядильную, ситценабивную и ткацкую фабрики. Количество рабочих и мастеровых составило 7290 человек.

В сентябре 1918 г. фабрику национализируют, Прохоровское акционерное правление заменено рабочим заводоуправлением. Примерно тогда же (если исходить из старых карт Москвы) на производство приходит железная дорога. Ветвь была проложена от Товарной станции Московско-Брестской железной дороги (ныне Москва-Товарная-Смоленская). Впоследствии из этой ветви появился целый куст подъездных путей, который обслуживал многочисленные предприятия в районе Камушков, а на месте нынешнего ЦМТ появилась крупная товарная станция, которая была разобрана перед строительством комплекса.

В то же время в период 1919-1920 гг. производство фактически остановлено ввиду нехватки сырья и топлива. Постепенное восстановление начинается в середине 1920 г. В 1926-1928 гг. для снабжения паром Трёхгорной мануфактуры в рамках реализации плана ГОЭЛРО по проекту архитектора М. Бабицкого и инженера А. Сорокина была построена теплоэлектростанция (выведенная в 2012 г. из эксплуатации ТЭЦ-7 на Краснопресненской набережной).

В 1936 году Трёхгорной мануфактуре было присвоено имя Дзержинского. Работы по разработке нового ассортимента, начавшиеся в 1930-х гг., прекратились с началом Великой Отечественной войны, а фабрика практически полностью перешла на производство ткани для обмундирования Красной армии, а также боеприпасов. В 1943 году предприятие внесло более 450 тысяч рублей на постройку танковой колонны «Москва».


11. В послевоенное время предприятие занимало ведущее положение в стране в своей области, однако в течение длительного времени не переоснащалось и производило свою продукцию ещё на дореволюционном оборудовании. Как вспоминала впоследствии главный инженер производства Александра Бирюкова, в 1963 г. 1300 станков на предприятии было 1895 г. выпуска. В то же время известность предприятия только росла, а изготовляемая им продукция пользовалась большим спросом у населения. Пик выпуска тканей на Трёхгорке пришёлся на 80-е годы, когда была достигнута производительность в 200 млн. метров различных тканей.

В 1992 г. с приходом новых времён фабрика приватизируется и превращается в ОАО «Трёхгорная мануфактура», вслед за чем производительность начинает падать, как и число персонала. В 2002 г. контрольный пакет акций предприятия покупает группа компаний «Базовый элемент» Олега Дерипаски. В 2008 г. ткацкое производство на фабрике окончательно сворачивается, оставшиеся производственные мощности выводятся в город Гаврилов Ям Ярославской области, а на исторической территории от некогда огромного производства остался лишь головной офис, представленный коммерческим отделом, отделом продаж, оптовым складом, дизайн-центром, швейным цехом и фирменным магазином. Огромная территория начинает сдаваться в аренду различным организациям, здесь начинают размещаться офисы, рестораны, кафе, магазины, салоны, развлекательные клубы и т.д. На территории также проходят концерты и выставки. В конце нулевых на концерты в расположенный тут Famous приезжала Леди Гага и бурлеск-дива Дита фон Тиз. На вечеринках в Vanilla Ninja можно было встретить Микки Рурка, Скарлетт Йоханссон и Миллу Йовович.


12. Ввиду того, что комплекс зданий Трёхгорной мануфактуры представляет собой яркий образец промышленной архитектуры, его решили не сносить (хотя, собирались), а превратить из арт-кластера с ядром в виде ночных клубов и временных галерей в полноценное современное пространство. И это на мой взгляд всё же лучше, чем снос, застройка и забвение, которые постигли огромное количество предприятий, некогда работавших на Пресне.

В 2016 г. на бывшей фабрике началась масштабная реконструкция, призванная вернуть историческим корпусам первоначальный облик, которая продолжается и по сей день, хотя сделано уже немало. Как выглядела территория до начала реставрационных работ в 2015 г. можно посмотреть в блоге замечательного московского блогера и краеведа Евгения Чеснокова.


13. Но части зданий, как например, Ткацкому корпусу, реставрация ещё только предстоит.


14. В целом общий вид пространства сейчас уже довольно симпатичный, однако впечатление портит обилие автомобилей. Парковка на территории платная, но въезд свободный, поэтому их здесь просто огромное количество. Надо будет попробовать в тёплое время года приехать сюда ночью, когда их поменьше и работает архитектурная подсветка.


15. Хорошо, что нашлось место для деревьев.


16. Слева в кадре можно увидеть уже отреставрированный бывший отбельный цех Трёхгорной мануфактуры. Проект был разработан в 1900-м и реализован в 1906 г. Переход к ткацкому корпусу справа, судя по всему, появился уже в советское время.


17. Параллельно с реконструкцией территории, реализуется также проект по аудиту исторических ценностей, создан исторический архив Трёхгорной мануфактуры: оцифрованы уникальные образцы тканей, переведены в цифровой формат фотографии, документы, отражающие жизненные перипетии фабрики. Создан цифровой каталог, включающий свыше 15 тысяч предметов: 2216 рисунков, 2381 образец текстиля, 4836 печатных изданий (книги, газеты, альбомы), 4471 фотодокумент, 1187 документ. Хочется надеяться, что в будущем здесь помимо развлекательных заведений и офисов появится также полноценный музей истории предприятия.


18. Взгляд назад.


19. Очень красивое здание.


20. По соседству завершается реставрация бывшего граверного цеха Трёхгорной мануфактуры. Он был построен в 1897 г. по проекту архитектора С. Коновалова.


21. Ещё один исторический корпус на фоне башен ЦМТ, которые стоят на месте бывшей грузовой станции Трёхгорной мануфактуры, обладавшей даже своей сортировочной горкой. Там же располагались склады Трёхгорки. Надо будет как-нибудь собраться с силами и мыслями и написать об этом ныне несуществующем кусте подъездных путей подробнее.


22. Откапиталили корпуса довольно качественно.


23. Слева большое здание, в котором располагается офис «Ингосстраха». Вообще оно советской постройки 1979 г. Ныне его отделали под современное. А как оно выглядело раньше, можно увидев кликнув по ссылке.


24. Южная часть комплекса. Практически вся постройки конца XIX - начала XX века. Сзади выглядывает башня химической водоочистки главного корпуса недействующей ТЭЦ-7. Про неё надо будет тоже как-нибудь рассказать отдельно.


25. Здесь, к сожалению, восстановили не все исторические оконные проёмы.


26.


27. А вот проход к самому красивому и высокому бывшему прядильному корпусу пока перекрыт, там продолжаются реставрационные работы. Мы с вами ещё взглянем на него дальше с другой стороны.


28.


29. Трубы тоже относятся к бывшей ТЭЦ.


30.


31. Здесь пока тоже ещё не всё привели в первозданный вид. Но в целом все постройки в хорошем состоянии.


32. Слева, наверное, будет какой-то ресторан с панорамным остеклением. Хотя, может быть, и выставочный павильон.


33.


34.


35. Здесь тоже реставрация ещё не вполне завершена. Это бывшее здание ещё дореволюционной электрической станции Трёхгорной мануфактуры.


36. Но самое атмосферное место здесь, в уголке.


37. Здесь находится угловой двор на стыке здания бывшей отделочной фабрики Трехгорной мануфактуры (справа), где находится куча ресторанов со стороны улицы 1905 года, и здания красильного цеха (слева). И вытяжки с многочисленных кухонь ресторанов создают здесь вот такой неповторимый колорит. Плюс, здесь реставрацию пока даже не начинали. А служит это место курилкой для работников. Выглядит, конечно, эпично.


38. Здесь кажется, тоже были ткацкие цеха. А ещё внутри стояли машины для печати рисунка на ткани.


39. Что было в этом здании, к сожалению, не знаю.


40. Теперь сплошные кабаки.


41. А вот и вновь самый красивый и большой прядильный корпус - пятиэтажное с подвалом кирпичное прямоугольное в плане здание, которое состоит из двух корпусов с лестничной башней, стоящей на стыке двух основных объёмов. Здание было выстроено в 1897 г. по проекту архитектора А. Н. Милюкова. Фасады здания решены в формах эклектики конца XIX в. в «кирпичном стиле», характерном для промышленной архитектуры 1890-х гг., ритмически расчленены вертикальными плоскими лопатками по всей высоте здания с карнизами и декоративными завершениями. В исторических интерьерах здания полностью сохранились конструктивные элементы - металлические колонны и балки.

Существующие фасады, в основном, сохранили первоначальное архитектурное решение. Трансформации подвергались объёмно-пространственные композиции дворового и боковых фасадов. С двух сторон прядильный корпус был обстроен поздними разновысотными строениями. С южной стороны существовали две поздние пристройки: первая - надстройка первоначального технического одноэтажного помещения со стороны малого зала (надстроена двумя этажами в разное время); вторая - одноэтажная пристройка вдоль всего южного фасада, перекрывающая наполовину окна первого этажа большого зала. С западной стороны пристройка в два этажа перекрыла подвальный, первый и часть второго этажа большого зала. При реставрации поздние «наслоения» с южной стороны были снесены, а зданию возвращён первоначальный облик. Пока ещё продолжаются работы внутри здания, а также благоустройство вокруг, поэтому, хотя леса и сняты, территория вокруг корпуса по-прежнему огорожена. Но уже видно, что получилось красиво.


42. Ещё один взгляд на территорию.


43. И выходим к улице 1905 года у перекрёстка оной с Рочдельской и Мантулинской улицами. Именно здесь на территорию предприятия некогда заходил железнодорожный подъездной путь, а на улице имелся переезд. Сейчас здесь один из выходов с территории, а также выезд для автомобилей.


44. Вид на комплекс со стороны улицы 1905 года с территории ЦМТ.


45. На другом берегу активно застраивают территорию Трёхгорного (впоследствии Бадаевского) пивзавода. Историческую застройку Клейна обещали сохранить, но вид на неё скоро изуродуют монстры на ножках (рендер откроется в новом окне).


46. Классический вид.


47. Мануфактура с набережной.


48. Концентрация кабаков. Вид в сторону Шмитовского проезда.


49. Закрытая ТЭЦ-7.


50. Вид в сторону ТТК. Как всё изменилось за 20 лет...


51. Фасад корпуса мануфактуры со стороны набережной. Прохода туда нет, это территория ТЭЦ.


52. КПП под охраной.


54. Стоило сделать кадр и ко моей персоне сразу проявили интерес. Правда, благожелательный, без наездов.


55. Двигаемся на север. Кабаки.


56. Фасады некоторых строений сильно искажены арендаторами.


57. Затем я повернул на Трёхгорный Вал. Вид на прядильный корпус с другого фасада. Слева бывшая общага Трёхгорной мануфактуры. Сейчас, вероятно, там живут мигранты. Впрочем, я на 100% не уверен. Лишь предполагаю.


58. Угол Трёхгорного Вала и Шмитовского проезда у перекрёстка с улицей 1905 года. Справа - парк Декабрьского восстания.


59. Исторический корпус Прохоровских казарм на Трёхгорном Валу, ныне жилой дом. Построен в 1890 г., в советское время надстроен одним этажом.


60. Далее по улице стоят ещё два исторических жилых корпуса Трёхгорки. Этот построен тоже в 1890 г., а впоследствии надстроен. Не так давно был отреставрирован. Справа в кадре кусочек его брата-близнеца.


61. Во дворе прячется ещё один жилой корпус. На этот раз неотреставрированный. Его хотели снести ещё при Лужкове, но он чудом уцелел.


62. Построен в 1885 году.


63. Ещё одно примечательное строение рядом - жилой дом киевского мещанина С. В. Биммана на углу Нововаганьковского и Большого Трёхгорного переулков, построенный в 1912 году по проекту В. А. Попова и Р. И. Клейна. Интересен тем, что в этом доме несущие металлоконструкции выполнены из железнодорожных рельсов, в том числе, маленьких, видимо, узкоколейных. Есть клеймо «ДЕМИДОВА Н. Т. 3.VIII М-ЦА 1876 ГОДА».

Вот что писала внучка С. В. Биммана о доме:

«В 1911 году на основании купчей от 18 июля 1911 г., моим дедом, киевским мещанином - Бимман Симеоном Викторовичем, немцем по национальности, была приобретена земля по адресу: г. Москва, Большой Трёхгорный переулок, вл. 6 у крестьянина Московской губернии Серпуховского уезда, Хатунской волости деревни Глочаевой Федора Максимовича Насакина, который в свою очередь приобрёл её по купчей от 6 июня 1888 г. от Александры Степановны Крыловой. Дед не получил высшего образования, но самоучкой достиг статуса помощника присяжного поверенного и вёл арбитражные дела лиц купеческого звания. В 1912 г. дом на приобретённой земле был построен, и семья в него переехала. По рассказам отца, Бимман Сергея Сергеевича, я знаю, что дом был построен из лучшего немецкого кирпича. Строила его бригада немецких строителей.

Дом был оборудован водопроводом, паровым отоплением (в подвале стоял котёл, который топился дровами), там же были оборудованы 2 ванные комнаты. В доме было электрическое освещение и центральная канализация. Первоначальный проект предусматривал 3-х этажный дом, но в процессе работ, проект пересмотрели и построили ещё 4-ый этаж. На крыше размещалась обсерватория с телескопом, выбор и установку которого консультировал проф. Штернберг. Кроме того, в шпиле находилась молельня.

Дом имеет уникальную планировку, стоит на пересечение 2-х улиц и формирует архитектурную среду этого района. В настоящее время эти архитектурные особенности утеряны. Окна эркеров на 2, 3, 4 этажах заложены кирпичом.

Дом отапливал истопник, он же дворник и жил он с семьёй на 4-ом этаже. На первом этаже дома помещение предназначалось под магазин (лавка скобяных изделий), и его арендовал отец знаменитого писателя Леонида Леонова, а семья Леоновых квартировала на 3 этаже. Затем за революционную деятельность Максим Леонов был выслан из Москвы приблизительно в 1914 г. После этого магазин никому в аренду не сдавался. Семья деда жила в квартире 2-го этажа.

Архитектор проекта - Владимир Александрович Попов, но на чертежах стоит подпись и самого Клейна, который завизировал проект» (источник).

В 2010-х годах дом был реконструирован, вследствие чего был существенно изменён его прежний облик.


64. Возвращаемся на Трёхгорный Вал. Элитный ЖК «Трилогия», построенный при Лужкове. Он любил вот такое как бы «сохранение истории». Левая часть ЖК является бывшей исторической семейной казармой для рабочих Прохоровской мануфактуры. Вот такая смесь бульдога с носорогом.


65. Большой Предтеченский переулок. Здание Главного управления обустройства войск. В основе (нижние этажи) - историческое здание Прохоровского мануфактурно-технического училища. Здесь в 1816 г. Тимофей Прохоров открыл упомянутую в начале первую в России фабричную ремесленную школу. Все расходы по её содержанию он нёс сам. В школе обучалось около 30 мальчиков - детей рабочих мануфактуры и жителей Москвы. В 1830 г., после эпидемии холеры в Москве, Прохоров, желая облегчить участь сирот, принял в эту школу 100 детей и лично ежедневно контролировал процесс обучения. В советское время здание было надстроено и передано военным.


66. Жилой дом 1917 г. во дворе.


67. И одна из сохранившихся пока пресненских хрущёвок на улице Заморёнова. Относится к серии I-510. Построена в 1962 году.


68. Проход для худеньких.


69. Улица Заморёнова. Четырёхэтажное административно-торговое здание 1914 г. Ранее, судя по всему, это был жилой дом.


70. Улица Заморёнова в сторону Конюшковской улицы, где я начал эту прогулку.


71. Улица Красная Пресня (бывшая Большая Пресненская). Историческое здание бывшего храма Чуда Архангела Михаила. Я уже показывал его (только со двора) в рамках весенней прогулки по Пресне. Напомню его историю:

Храм строился в 1914-1918 гг. и был освящён осенью 1918 г., то есть уже при советской власти. Относился к подворью Михайло-Архангельского монастыря Уфимской епархии, которому принадлежал и соседний доходный дом. Если монастырский доходный дом чрезвычайно сдержан по своей архитектуре (о модерне напоминает только облицовка «кабанчиком»), то изначальное оформление храма пока доподлинно неизвестно. По проекту и по современному остову, во всяком случае, можно судить, что он был выполнен в неорусском стиле.

Архитектор И. П. Машков построил храм с колокольней в северном новгородско-псковском стиле со скупым орнаментом и, по-видимому, майоликовыми панно над входом, а также тремя большими арочными окнами, прорезавшими всю центральную часть здания. Остатки треугольной ниши главного панно до сих пор видны под позднейшими наслоениями штукатурки. Под крышей можно рассмотреть орнамент, а рядом с окнами расположены ширинки, украшавшие стену.

Храм закрыт в 1920-х годах и превращён в трёхэтажный дом. Позднее завершённая щипцом колокольня была усечена, а ближайшие к универмагу окна унифицированы. Со стороны двора о церкви напоминает выступающая апсида и высокие окна с арочными завершениями. В конце 1970-х годов здесь располагался трест «Гидромонтаж», а в 1990-х годах - «Союзснабимпорт».


72. Главный фасад здания бывшего универмага Мосторга «Московско-Краснопресненский». Здание построено по проекту братьев Весниных в стиле конструктивизма в 1928 году.


73. И бонусом морозный закат по пути к метро.


На этом на сегодня всё. Надеюсь, что вам было интересно. Спасибо за внимание и до скорой новой встречи. Будьте здоровы, живите богато и никогда не старейте душой!

P.S.
Пост был дополнен несколькими февральскими фото 2024 г. для большей информативности.

Пресня, архитектура, история, Пресненский, фото, прогулки, промышленность, краеведение, промзона, Россия, Москва

Previous post Next post
Up