Приветствую вас, дорогие друзья!
Захотелось в честь пятницы порадовать вас ещё каким-нибудь краеведческим рассказом. Недавно я показывал вам
усадьбу Братцево на северо-западной окраине города, сегодня хочу показать снятую несколькими днями позже усадьбу Алтуфьево на самом севере. Это был чудный морозный и ясный день и я подумал, что не съездить никуда погулять было бы преступлением. Но мороз был весьма и весьма добротный, поэтому на длительные походы не тянуло, а хотелось вот так ближе к закату просто осмотреть что-то небольшое. Так мой выбор и пал на усадьбу Алтуфьево, что расположена у самой развязки МКАД с Алтуфьевским шоссе у одноимённого пруда. Усаживайтесь поудобнее, берите напитки, закуски и начнём!
1. Непосредственно на берегу пруда расположен храм Воздвижения Креста Господня в Алтуфьеве. Ограда и часовня мученика Уара на заднем плане современные, сооружены в конце 90-х - начале 2000-х при реконструкции храма.
2.
3. Алтуфьевский (Самотёчный) пруд получил своё название по местности Алтуфьево (бывшее село, известное с 1584 года). В пруд впадают овраги Чернышёвой (Самотёчный ручей), Крутой и Малый, вытекает Самотёка. В прошлом впадал также Лианозовский ручей, от которого остался южный залив пруда. В прошлом этот залив был гораздо длиннее.
Другое название пруда - Самотёчный. Так в старину обычно именовали любой пруд с проточной водой. По-видимому, с пруда название перешло на реку, на которой он был устроен, её стали называть Самотёкой (Самотышкой).
Берега водоёма укреплены бетонными плитами. Из рыб водятся верховка, изредка попадается карась. Площадь пруда составляет 4,0 га.
4. Церковь была сооружена на средства И.И. Вельяминова в 1760-1763 гг., т.к. существовавшая ранее на этом месте «…издавна построенная каменная церковь во имя Софии и дочерей её Веры, Надежды и Любови пришла в совершенную ветхость, - и от этой ветхости вся разселась...». Однако неясно, была ли при сооружении ныне существующего здания использована старая церковь, и в какой степени. Строительная практика той эпохи показывает, что лишь в исключительно редких случаях прежнюю постройку разбирали до основания, обычно её предпочитали реконструировать. Кроме того, еще одна дата, относящаяся к предыдущей алтуфьевской церкви - 1750 г. показывает, что тогда в ней проводились какие-то строительные работы, Сомнительно, чтобы за десять лет прошедших после них церковь совсем уж «расселась» и потребовалась ее стопроцентная замена.
Основной объем храма - четверик с сильно скругленными углами перекрыт сомкнутым восьмилотковым сводом. На него опирается верхний ярус, в котором первоначально находились полуциркульные проемы звона. К основному объему первоначально примыкали три притвора и апсида. Благодаря их криволинейно выпуклым фасадам план церкви сочетает элементы кресчатой и лепестковой композиций. Наружные стены обработаны типичной для барокко плоскостной деталировкой: рустом, филенками и нишами, наличники окон первого этажа с гнутыми сандриками; на втором ярусе окна-обманки, т.е. ложные. Цоколь, выложенный из белого камня, ныне заштукатурен.
5.
6. Церковная лавка.
7. Судя по метрике 1887 г., составленной для Императорского Московского археологического общества священником церкви в Алтуфьеве С.Н. Буравцовым, её внутреннее убранство в основном относилось к XIX в., видимо, к периоду после Отечественной войны 1812 г.: «Иконостас деревянный, окрашенный белою лаковою краскою в виде четырех плоских и продолговатых колонн, местами вызолоченный и с резьбою по местам, о трех малых ярусах. Царские двери местами резные, насквозь из дерева, местами с накладною на них резьбою. Позлащенные; форма верхушек царских дверей дугообразная Солея пред алтарем устроена из белой лещади, возвышена от помоста храма на одну ступень и отделена от последнего решеткою. Клиросы отделяются решеткою из дерева. Затем - малым иконостасом. Колокольни нет, колокола висят на церкви, четыре колокола новейшего времени. В церкви на стенах нет никакого росписания, снаружи стены никаких иконных изображений не имеют». (М.А. Александровский, очевидно, ошибочно считал, что «тело иконостаса старое, но верхние ярусы новые, потому, что их отрезал гладкий потолок» при устройстве звона).
В алтаре храма, по крайней мере до 1908 г., хранился крест 1704 г. из церкви подмосковного села Сергиевское-Комягино (Богородский уезд), которое, как и Алтуфьево, было вотчиной Акинфовых. В него были крестообразно вделаны «часть Животворящего Креста Господня, ветвь Страстей Господних, камень Гроба Господня, персть горы Голгофы, персть горы, где обретается крест Господний и Животворящий Крест Господний в честь и славу во Святой Троице Славному Богу Господу нашему Иисусу Христу и в радость вечную православным построил ближний окольничий Никита Иванович Акинфов и благослови сына своего стольника Канбара Никитича на вечное благословение и детям его и потомку и в благословенный род наш Акинфовых и на вечную радость и поставлен в церкви Преподобного отца нашего Сергия Радонежского в подмосковной вотчине в селе Сергиеве на отгнание всяких страстей и болезней и на исцеление душ и телес наших 1704 году февраля в 8 день». Перенос в Алтуфьево креста из Сергиевского-Комягино, очевидно, связан с его покупкой в 1729 г. у Никиты Канбаровича Акинфова Василием Авраамовичем Лопухиным - братом владельца усадьбы Ясенево Федора Лопухина.
Незадолго до Февральской революции в алтуфьевской церкви Императорской археологической комиссией было «разрешено промыть иконостас, возобновить позолоту, но не ярко и не трогая икон, переложить голландские печи, с условием сохранения старых изразцов, если таковые имеются, окрасить снаружи и внутри стены клеевыми красками, крыши - масляными красками, в прежние цвета, с условием не закрашивать».
Церковь была открыта почти всё время советской власти за исключением небольших перерывов после революции и в 1941 г., оставаясь единственным действующим храмом в этом районе. Поэтому в неё были частично перенесены иконы из закрытого храма в Бибиреве (обратно они были возвращены не все). В 1980 г. в церкви был освящён приставной престол Трифона.
Храм в Алтуфьеве значительно пострадал уже в постсоветскую эпоху. В 1991-1995 гг. в ходе реконструкции по проекту архитектора Н.В. Надеждина площадь здания увеличилась более чем вдвое, но оно лишилось своих пропорций и внутреннего убранства XIX в. и «задавило» находящийся рядом господский дом усадьбы, утратив большую часть своей ценности в качестве памятника архитектуры.
В ходе реконструкции был уничтожен «звон», превращённый в световой барабан: для этого пробили свод церкви, срезали перекладины, на которых висели колокола, застеклили проёмы звона, превратив их в окна, свод бывшего «звона», ставший сводом храма расписали. Таким образом, церковь в Алтуфьеве перестала являться храмом «иже под колоколы». Церковная главка начала XIX в. (согласно метрике 1887 г. она была покрыта железом и окрашена в синий цвет, крест на главе был деревянным, обшитым железом, окрашен жёлто-золотистой краской) и её высокий трибун, напоминающий ампирное надгробие, были заменены главой и трибуном, выполненными совсем в других формах… Небольшая кирпичная трапезная 1986 г. с полуциркульными окнами, заменившая ветхую деревянную и примыкающий к ней притвор были разобраны и заменены новой большой трапезной над входом в которую была сооружена колокольня (она стоит не на отдельном фундаменте, а на перекрытиях первого этажа).
Старый алтарь был снесён и заменён новым, большей площади (новые элементы комплекса стилизованы под старое церковное здание). Оставшуюся часть церкви усилили стальными поясами. В довершение всего декоративные элементы комплекса были окрашены в красный цвет, что нехарактерно для построек середины XVIII в.: «…был выбран нестандартный вариант оформления - умышленное искажение».
Надгробье справа в кадре - одно из немногих, которые сохранились от кладбища при церкви Воздвижения Креста Господня.
7а. Вот как церковь выглядела в 1978 году (
источник).
7б. Ещё один хороший снимок 1957 года, когда это ещё была не Москва, а именно село (
источник).
8. Дом причта с крестильным храмом Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в Алтуфьеве. Построены на рубеже 1989-1990 гг. на средства компании «Трансэкспо».
9.
10. Библиотека и просфорная храма Воздвижения Креста Господня. Двухэтажный кирпичный дом, построенный в 1990 году. Библиотека расположена на 2-м этаже (на снимке - вход слева). Кроме того, в этом здании находится склад для свечей, икон и т.п.
11.
12.
13. Общий вид на храмовый комплекс.
14. В отличие от него сама усадьба практически не реставрировалась, хотя нуждается в этом.
15. В 1760-е годы Алтуфьево (второе название - Воздвиженское) перешло во владение И. И. Вельяминова, при котором был заложен господский дом «в тринадцать покоев» (1767 г.) в стиле барокко, новый каменный храм и давно утраченный регулярный парк с двумя прудами. В последней трети XVIII века усадьба несколько раз перешла из рук в руки и была вновь перестроена при Куракиных в 1790-х годах (вероятно, надстроенный Куракиными второй этаж был деревянным). Современный вид главный дом приобрёл при Н. А. Жеребцове в 1849-1861 годах. Последним владельцем Алтуфьева до 1917 года был нефтяной промышленник Г. М. Лианозов; именем этого семейства до сих пор называется район, в котором расположена усадьба. При Лианозове к дому сделали пристройку.
16. После Октябрьской революции 1917 года в господском доме расположилась больница. Церковь ненадолго закрыли. Служба прерывалась дважды: после революции и во время Великой Отечественной войны. По данным переписи 1926 года в селе насчитывалось 84 дома, в которых проживали 377 человек.
В советское время в усадьбе Алтуфьево находились учреждения ГУЛАГа, а земли принадлежали колхозу «Красная нива». А в 1960 году Алтуфьево вошло в состав Москвы, ранее находившееся в 8 километрах от столицы. Через десять лет после этого, в 1970-х годах началась многоэтажная жилая застройка Алтуфьева и Лианозова. Дачи были снесены, на этом месте находится Лианозовский парк культуры и отдыха, также включающий в себя парк бывшего дачного поселка. Позднее, в 1980-1990 годах в усадебном доме располагалась фабрика Всероссийского общества спасения на водах. А в 1989 году рядом с церковью появилась крестильня. К ней в 1993-1995 годах были пристроены трапезная и колокольня. В таком виде церковь изображена на гербе района Лианозово.
17.
18. Господский дом сохранил вид, полученный в 1851 году, когда Алтуфьевым владел Николай Жеребцов. В оформлении фасадов использованы элементы, характерные для средневекового русского зодчества, причём как каменного, так и деревянного: кувшинообразные колонки, кокошники и другое. Внутри в одном из помещений есть барельеф на тему отечественной истории. Фронтон дома украшен гербом Жеребцовых. Дом в Алтуфьеве на сегодняшний момент является единственным образцом усадебного господского дома в русском стиле.
19. Герб покрупнее.
20. Внутри ныне, как пишут, располагается церковно-приходская школа.
21. Яблоневый сад. Где-то за ним прячется полуразрушенное здание пивоварни и бывшие конюши. Я про них, к сожалению, на тот момент не знал. Впрочем, ничего особенно примечательного в отличие от самого здания усадьбы в них нет.
22. А вот сама усадьба прекрасна. И отчаянно нуждается в качественной реставрации.
23. Общий вид.
24.
25. Прогуляемся немножко вдоль пруда. В 2022 году как раз велись работы по очистке его дна и вообще приведению в порядок. Сейчас, наверное, уже закончили, я точно не в курсе.
26. Меня сразу заинтересовала вот эта мощная штука среди льдин.
27.
28. Она дробила лёд и производила какие-то работы. А всякие сложные машины и механизмы меня всегда интересовали.
29. Как раз в момент прогулки она стала двигаться к берегу.
30. Овраг Чернышёвой. Название верхнего течения реки Самотёки. Название антропонимическое, дано по находившейся здесь когда-то деревне.
31.
32. Прогулочная зона у Алтуфьевского пруда.
33. Когда эта машина причалила к берегу, я поинтересовался у рабочих, что это. Оказалось, что это судно называется землесос-экскаватор для дноуглубительных работ «Акватория» (идентификационный номер М-11-2682). В данном случае оно вело работы по очистке дна от ила, но, как признались рабочие, в этот день из-за того, что морозы вдарили конкретные и пруд промёрз, они решили работы завершать до следующей оттепели, т.к. по их словам, работать стало на тот момент совершенно невозможно.
34. Классная вещь!
35.
36. Возвращаемся к усадьбе кружным путём.
37. Общий вид с другого берега с двух ракурсов.
38.
39. Рябинка.
40. Ещё разок храм на закате.
41. И в завершение - главный дом усадьбы с тыльной стороны (ближе к МКАД).
42. Надеюсь, что его всё же приведут в порядок.
43. И на этом на сегодня всё.
Надеюсь, что было интересно и познавательно. Спасибо за внимание, хороших выходных и до скорой новой встречи. Будьте здоровы, живите богато и никогда не старейте душой!