Ещё раз приветствую, друзья!
Продолжаем, начатую в
прошлом выпуске, виртуальную майскую прогулку по одной из центральных трамвайных линий от Краснопролетарской улицы (метро «Новослободская») до Белорусского вокзала через Сущёвскую улицу, Палиху и Лесную. В прошлый раз мы остановились у трамвайной остановки «Лесная улица». Теперь движемся дальше. Как всегда, усаживайтесь поудобнее, берите напитки, закуски и погнали!
1. На этом отрезке Лесной улицы сразу бросается в глаза очень красивое здание Московского тормозного завода «Трансмаш» - одного из старейших машиностроительных предприятий России. Завод разрабатывает и производит тормозное оборудование для всех типов грузовых и пассажирских вагонов, локомотивов, моторвагонного подвижного состава, скоростных и высокоскоростных поездов и подвижного состава метрополитена.
В дни Первой мировой войны из Риги в Москву был эвакуирован завод «Унион», ставший военно-артиллерийским. После войны завод получил наименование «Электросила» и изготавливал электроприборы. 17 ноября 1921 года принято постановление Межведомственной сметной комиссии ВСНХ о создании Московского тормозного завода. В 1973 году создано производственное объединение по производству тормозного оборудования (ОПТО) «Трансмаш». В производственное объединение вошли Московский, Первомайский и Белёвский заводы. В 1993 году завод был акционирован.
2. Дореволюционная промышленная архитектура прекрасна!
3. Слева более поздние корпуса «Трансмаша», справа - бывшие казармы жандармерии (конвойной команды) 1917 года, что в нём сейчас неясно. Рядом расположена всем известная Бутырская тюрьма.
4. К зданию заводоуправления слева примыкает красивый красный жилой дом постройки 30-х годов на углу с 1-й Миусской улицей. Про Миусы, кстати, нужно будет тоже отдельный рассказ как-нибудь сделать.
5. А напротив - бывшая подпольная типография РСДРП 1905-1906 гг. В этом доме в 1905-1906 годах находилась подпольная типография ЦК РСДРП. С 1924 года в здании находится музей. Его организаторами были те, кто в своё время создавал тайную типографию и работал в ней, поэтому экспозиция точно передаёт быт прошлого.
Прикрытием для типографии был магазин «Торговля кавказскими фруктами Каландадзе». Внешний вид магазина сохранён, вывеска и витрина выходят на Лесную. Под торговым помещением находится подвал, использовавшийся как склад. Здесь в бочках под сыром хранились отпечатанные листовки. Собственно печатный станок находится в замаскированной пещере, которую выкопали под подвалом.
Так же, из торгового зала со старинными витринами, прилавком и конторкой можно попасть в подвал и в жилые помещения, служившие не только для маскировки тайной жизни хозяев, но и местом отдыха печатников. Подпольная типография на Лесной так и не была обнаружена царской полицией.
6. Остановка «Миусское депо». Прежние названия (до 9 сентября 2017 года) - «4-й Троллейбусный парк», (до 29 марта 2019 года) - «Миусский парк». Слева расположен комплекс зданий самого бывшего Миусского парка конно-железных дорог, затем Миусского трамвайного парка, затем одноимённого депо и, наконец, 4-го троллейбусного парка им. П.М.Щепетильникова, ныне превращённого в дурацкую хипстерскую зону для чревоугодия и пьянства.
7. Бывший административно-жилой корпус. Двух-трёхэтажное кирпичное здание с подвалом. Построено в 1874 г. (юго-западная часть), 1901-05 гг., перестроен в 1908-10 гг., 1932 г. Архитекторы Н.К. Жуков, М.Н. Глейнинг, инженер Н.А. Сытенко.
8. В конце 1873 г. Московской городской управой был заключён контракт с графом Уваровым по строительству конно-железных дорог. Подрядчиком строительных работ по возведению Миусского парка конно-железных дорог выступил московский купец Иван Андреевич Бусурлин. Так, между Лесной улицей и Миусской площадью был за один год возведён парк конно-железных дорог, который включал в себя:
- мастерскую для ремонта вагонов с кузницей;
- конюшню на 114 лошадей;
- вагонный сарай на 100 вагонов;
- казарму для служащих с магазинами на 1-м этаже;
- склады для дров, сена и овса, а также для навоза;
- полицейскую будку;
- колодец.
Все здания и сооружения были обнесены забором с двумя широкими въездными воротами. Парк открыт в августе 1874 г. с открытием пробного движения от Смоленского вокзала до Воскресенской пл.
С появлением в Москве в 1899 г. электрического трамвая менялся и облик Миусского парка. В работы первой очереди по сооружению электрического трамвая входила и реконструкция Миусского конного парка. Она была проведена в 1903-1904 гг. и до 1907 г. в парке осуществлялась совместная эксплуатация конки и электрического трамвая. Все деревянные постройки были снесены, а на их месте возведены каменные вагонные сараи, казармы и контора. Новые здания были построены в эклектичных (неорусских) формах. Комплекс зданий спроектировали архитекторы Михаил Николаевич Глейниг и Николай Константинович Жуков. Все фасады выдержаны в едином парадном стиле, кирпич красного цвета контрастирует с белыми (ныне утрачены) элементами декора: аркатурными поясами, аттиками, декоративными фризами, фигурными лопатками, филёнками. Административное здание и вагонный ангар оформлены высокими окнами с полукруглым верхом, отделанными кирпичным рустом и веерными перемычками. Интерьеры решены сдержанно, в них выделялись метлахская плитка пола и филенчатые двери. Автором конструкции ангара чаще всего называют инженера Владимира Шухова. Здание отличается высокими пролётами, каркас составляют стальные клёпаные фермы, общий размер - 29 на 70 метров, 8 световых фонарей, расчётная вместимость - 250 вагонов.
Реконструкция парка осуществлялась несколько лет и была полностью закончена в 1910 г. Парк одновременно много лет выполнял задачи не только по эксплуатации трамвайных линий, но и служил вагоноремонтными мастерскими для всего трамвая города. За период реконструкции в парке были построены цеха: вагонный, механический, электромеханический, заново построен вагонный сарай для хранения 40 вагонов, на месте конюшен построены административно-жилой корпус и ещё один вагонный сарай на 220 вагонов.
В 1914 году в Миусском трамвайном парке вагоновожатым и кондуктором на линии «Б» служил писатель Константин Паустовский. Позднее в парке работал большевик Михаил Калинин (в 1908-1910 годах он был помощником мастера на тяговой подстанции), начал свою карьеру Александр Павлович Леонов - его имя впоследствии было присвоено Василеостровскому трамвайному парку в Санкт-Петербурге.
В 1921 году Миусский трамвайный парк был назван именем Петра Матвеевича Щепетильникова (1880-1909), члена РСДРП, участника Революции 1905-1907 годов, члена Исполкома Моссовета. Пётр Щепетильников работал слесарем в Миусском трамвайном парке, где возглавлял комитет большевиков, сформировал боевую дружину, которая сражалась на баррикадах Миусской площади, в Весковском переулке, в самом Миусском парке. Во время Декабрьского вооружённого восстания 1905 г. участвовал в боях в Бутырском и других районах Москвы. Интересно, что находящийся по соседству Клуб им. Зуева, построенный в 1930 г., был назван в честь столяра Миусского трамвайного парка С.М. Зуева, который в мае 1907 г. убил управляющего парком инженера Кребса.
В 1932 году Миусский трамвайный парк им. Щепетильникова вместе с другими трамвайными предприятиями Москвы получил статус трамвайного депо. В 1952 г. в связи с продолжением массовой ликвидации трамвайных маршрутов в центре Москвы и развитием троллейбусной сети начались работы по реконструкции трамвайного депо под троллейбусный парк. Были укреплены конструкции вагонных сараев и зданий мастерских, закрыты и переделаны ремонтные ямы, уменьшены проёмы ворот вагонных сараев, реконструированы внутренние помещения для персонала парка. Были ликвидированы рельсовые нуги и проведены новые контактные электросети для троллейбусов. Работы проводились с 1952 по 1958 год по проектам, разработанным в институте «Моспроект» при Архитектурно-планировочном управлении г. Москвы.
9. 18 июля 1955 года на 6 маршрутов (№ 3, 9, 10, 11, 13, Б) вышли первые 93 троллейбуса серии МТБ-82. Несмотря на то, что в последующие 2 года предприятие фактически будет являться трамвайно-троллейбусным, юридически оно (в отличии от Трамвайно-троллейбусного парка им. Артамонова на Малой Пироговской ул.) свой статус не меняло. В 1956 году в депо насчитывалось 95 трамвайных вагонов и 186 троллейбусов, шла планомерная подготовка к окончательному переводу депо на новый вид городского пассажирского транспорта. 11 ноября 1957 года трамвайное депо было полностью преобразовано в 4-й троллейбусный парк, сохранивший именование в честь Петра Щепетильникова.
В 1961 г. на балансе парка насчитывалось 310 троллейбусов (при вместимости бывшего вагонного сарая в 90 машино-мест), в 19б7 г. число эксплуатируемых троллейбусов выросло до 322. С этого времени началась замена машин МТБ-82 на ЗиУ-5. В августе 1974 года, в 100-летний юбилей парка, его коллектив был награждён Орденом Октябрьской Революции. В 1975 г. на балансе парка числилось 356 троллейбусов, к 1986 г. их число сократилось до 230 машин (была произведена замена на модель ЗиУ-9), а к 1991 г. - уже до 180 троллейбусов. В начале 1996 г. парк имел на балансе 211 троллейбусов ЗиУ-9 и ЗиУ-10 при ёмкости депо в 160 машино-мест и отсутствии отдельной отстойной площадки, в связи с чем троллейбусы приходилось оставлять на ночной отстой на Миусской площади и на всех прилегающих к ней улицах.
По состоянию на 1 января 2000 г. на балансе предприятия числилось 205 машин: 174 ЗиУ-682 (ЗиУ-9), 24 сочленённых ЗиУ-683 (ЗиУ-10), 2 сочленённых ЗиУ-6205, 4 АКСМ-101 и 1 ВМЗ-170. Начиная с 2001 г. в парк вместе с массовыми поставками различных модификаций ЗиУ-9 в небольших количествах поставлялись троллейбусы ВМЗ-5298 «Лидер», БТЗ-5276-01 и БТЗ-52761Р. С 2003 г. начались поставки троллейбусов МТрЗ-6223 (8 машин) и ТролЗа-5275.00 (8 машин) с модификациями МТрЗ-52791 «Садовое Кольцо» (8 машин) и Тролза-5275.05 «Оптима», последняя модель стала одной из самых массовых на предприятии: с 2005 года в 4-й парк поступило 40 машин данной модели. Одновременно начались поставки откапиталенных на МТрЗ троллейбусов ЗиУ-682ГМ1. С 2006 г. в парк стали приходить троллейбусы Тролза-5265.00 «Мегаполис» и БКМ-20101, а с 2007 г. - различные модификации белорусского троллейбуса АКСМ-321 (в основном БКМ-321, также приходили машины СВАРЗ-6235.01). Последняя массовая поставка троллейбусов в 4-й парк состоялась в 2012 году: на предприятие пришли 29 машин Тролза-5265.00 «Мегаполис» и 9 машин БКМ-321. Последний новый троллейбус прибыл в парк в начале 2013 года, это была машина Тролза-5265.00 «Мегаполис» под № 4570, более никаких новых машин на предприятие не поставлялось, поскольку практически сразу же началась подготовка к закрытию 4-го троллейбусного парка, заключавшаяся в постепенной передаче маршрутов и троллейбусов на другие площадки, в основном в 5-й троллейбусный парк.
Троллейбусный парк им. Щепетильникова, как и другие троллейбусный парки, организованные на месте трамвайных, на протяжении всей своей истории испытывали острую нехватку мест для размещения троллейбусов. Во 2-м троллейбусном парке эта проблема частично была решена путём строительства открытой площадки для отстоя троллейбусов и нового филиала в Новокосино на 150 мест, однако в данном случае ни тот, ни другой вариант воплотить в жизнь не получалось. Поэтому троллейбусы оставались ночевать на всех близлежащих к троллейбусному парку улицах и на Миусской площади. Именно поэтому возникла потребность в строительстве новой территории для 4-го троллейбусного парка, для данного проекта была подготовлена площадка в промзоне № 46 «Коровино», на пересечении Вагоноремонтной ул. и Ижорской ул. На протяжении многих лет проект троллейбусного парка на 300 мест перетекал из одной программы в другую, пока в 2013 г. не был окончательно отменён, что и предопределило судьбу 4-го парка.
В это же время появились слухи о возможном закрытии парка с продажей территории под коммерческую застройку (как это произошло с комплексом зданий всё того же 5-го троллейбусного парка на Малой Пироговской ул.). В 2006 году жителям Тверского района был представлен проект вывода парка и строительства на его месте крупного жилого комплекса. Историческим зданиям в этом проекте уделялось немного места - сохранялся один из вагонных сараев и линия исторических фасадов парка вдоль Лесной улицы. Из-за поднявшейся волны возмущения комплекс зданий удалось сохранить, что, однако, не спасло от закрытия сам 4-й троллейбусный парк.
В последние годы своей деятельности на балансе парка числилось 200 троллейбусов, ежедневно на линии выходило 159 машин, обслуживавших 15 столичных маршрутов протяженностью 225,8 км в четырёх округах Москвы:
№ Б - Садовое кольцо (против часовой стрелки, с к/ст «Курский вокзал», передан 5 апреля 2014 г. в 5-й парк);
№ Бк - Садовое кольцо (по часовой стрелке, с к/ст «Смоленский бульвар», передан 12 апреля 2014 г. в 5-й парк);
№ 3 - Ул. Милашенкова - Трубная пл. (передан 5 апреля 2014 г. в 6-й парк);
№ 3к - Ул. Милашенкова - Самотёчная пл.(передан 5 апреля 2014 г. в 6-й парк);
№ 10 - Даниловская пл. - Самотёчная пл. (передан 18 января 2014 г. в 5-й парк);
№ 10к - Даниловская пл. - ул. Новый Арбат (отменён 28 декабря 2008 г.);
№ 18 - Рижский вокзал - Стрельбищенский пер. (передан 18 января 2014 г. в 5-й парк);
№ 29 - Ул. Милашенкова - станция метро «Динамо» (передан 5 апреля 2014 г. в 6-й парк);
№ 29к - Ул. Милашенкова - Савёловский вокзал (передан 5 апреля 2014 г. в 6-й парк);
№ 30 - Станция метро «Выхино» - пр. Энтузиастов (передан 26 сентября 2009 г. в НАТП);
№ 35 - Тишинская пл. - ул. Маршала Тухачевского (передан в апреле 2013 г. в 5-й парк);
№ 35к - Станция метро «Краснопресненская» - ул. Маршала Тухачевского (передан в апреле 2013 г. в 5-й парк)
№ 42 - Станция метро «Динамо» - Рижский вокзал (передан 30 ноября 2013 г. в 5-й парк);
№ 47 - Бескудниковский пер. - Самотёчная пл. (передан в июне 2013 г. в 6-й парк);
№ 47к - Бескудниковский пер. - ул. Сущёвский Вал (отменён 21 апреля 2008 г.);
№ 95 - Станция метро «Краснопресненская» - Савёловский вокзал (передан 18 сентября 2009 г. в 5-й парк);
11 апреля 2014 года считается последним днём работы парка, на следующий день (12 апреля) на маршрут Бк (последний маршрут, обслуживаемый 4-м парком) вышли троллейбусы 5-го троллейбусного парка. 22 марта 2017 года помещения бывшего 4-ого троллейбусного парка были переданы в аренду инвестгруппе «Сигма» сроком на 49 лет. По условиям торгов «Сигма» должна была провести реставрацию зданий Миусского депо общей площадью 17,4 тыс. м² и приспособить их «к современным условиям». При этом охранный статус объекта запрещал изменение его этажности или застройку. При этом, из аукционной документации следовало, что проведённое в 2016 году обследование технического состояния депо выявило разрушение декоративных элементов фасадов, выпадение кирпичей из стен, отслаивание штукатурки и краски. После завершения реконструкции «Сигме» разрешалось использовать здания депо по своему усмотрению, однако условия аукциона запрещали компании организовать здесь производство, «загрязняющее интерьер», хранение взрывчатых, пожароопасных и отравляющих веществ, а также «шумную и экологически вредную деятельность.
В мае 2017 года на территории парка (а также на всех близлежащих улицах) была полностью демонтирована троллейбусная контактная сеть и начались активные работы по реконструкции комплекса зданий Миусского трамвайного парка, завершившиеся к февралю 2019 года. 13 февраля 2019 г. в помещениях бывшего вагонного сарая, мастерских и котельной открылись первые рестораны нового гастрономического центра «Депо Москва». Официальное открытие состоялось 7 марта 2019 года с участием мэра Москвы Сергея Собянина. О бывшем троллейбусном прошлом данного места напоминают несколько троллейбусов, установленных в качестве функциональных экспонатов в главном здании гастрономического центра.
10. Вид в сторону Белорусского вокзала.
11. Очередная Девятка-морковка. Жаль, что не Татра...
12.
13. Двигаемся дальше.
14. Вдали над старой Москвой нависает Мордор Сити.
15. Взгляд назад. Слева доходный дом СО Россия (не додумался я его снять отдельно!), чьи аббревиатуры и сейчас украшают фасад. Был построен в 1913 году по проекту архитектора Флегонта Флеогонтовича Воскресенского, брата более известного своими церковными постройками зодчего, и сына известного инженера, строителя гидросооружений на Волге и богаделен.
С.Ф. Воскресенский, внук священника, как и отец, много строил бесплатно благотворительных заведений. За помощь такого рода учреждениям, отец и сын были возведены в потомственное дворянство. Много построек Воскресенского расположены на северной окраине старой Москвы.
В 1914 году СО Россия устроило в новом доме госпиталь, т.к. раненых было удобно подвозить от с Александровского (Белорусского) вокзала. Воскресенский пожертвовал на него средства, содержал 3 койки в госпитале в 1914-1917 годах.
16. Впереди остановка «ДК Зуева». Прежнее название (до 29 августа 2018 года) - «2-й Лесной переулок».
17. Вид обратно. Вот тут доходный дом видно получше.
18. Ещё одно примечательное сооружение это, конечно, клуб им. С. М. Зуева в честь которого названа остановка.
Проект Дома культуры был создан архитектором Ильёй Александровичем Голосовым. ДК Зуева - его первая работа, которую он спроектировал в 1926 г. Начало строительства было приурочено к 10-летию Октябрьской революции и завершено в августе 1929 г. Открытие Дома культуры состоялось 4 февраля 1930 г.
Своё первое название «Клуб союза коммунальников им. товарища Зуева» ДК получил в честь Сергея Зуева - слесаря трамвайного парка, передовика производства, участника революции 1905 г. казнённого по обвинению в убийстве своего начальника Ф. Кребса.
В советское время в ДК располагалась театральная студия В. В. Книппера, при которой также существовал детский сатирический театр «Ёж».
По задумке архитектора внешний вид ДК должен был ассоциироваться с миром техники. Динамичный характер эпохи выражался в принципиально новых архитектурных решениях. Здание, решённое в авангардных формах из стекла и бетона, фиксирует угол Лесной ул. и Миусского пер. Клуб стал новым типом общественного здания, наиболее полно выразившим новые архитектурные формы и принципы. По своему назначению клуб был и культурным центром, и учреждением дополнительного образования, где весь день должны были протекать различные образовательные, культурные и политические процессы, отнюдь не ограничивающиеся кружками, театром и кино.
Родившийся под влиянием кубизма, дом культуры построен на основе асимметрично расположенных правильных геометрических тел. Композиционным центром здания является вертикальный остеклённый цилиндр, на который нанизан весь корпус с большими поверхностями окон.
На углу здания, внутри этого цилиндра, расположена винтовая парадная лестница, решённая архитектором эффектным образом. Лестница проходит внутри стеклянного цилиндра и ведёт в фойе главного зрительного зала на втором этаже. Помимо зрительного зала в клубе также было несколько многофункциональных помещений для репетиций и работы кружков, которые обслуживались ещё двумя прямыми лестницами, не лишёнными изящества и смелых композиционных решений.
Учитывая предназначение здания именно как клуба рабочих, Илья Голосов придал ему сходство с промышленной архитектурой. Центральный цилиндр вызывает ассоциацию с корпусом элеватора, горизонтальный «пояс» третьего этажа напоминает заводской переход-галерею. Большие застеклённые поверхности на фоне серой бетонной штукатурки усиливают впечатление промышленного сооружения.
Под строительство клуба был отведён небольшой участок удлинённой прямоугольной формы площадью 1470 м², что существенно усложняло проектирование здания. Под застройку было использовано 9/10 всей территории, поэтому архитектор создал просторную террасу на крыше площадью 265 м². В связи с маленьким размером участка Голосов консольно вынес часть помещений верхних этажей за красную линию первого этажа - вертикальные и горизонтальные выступы в виде балконов, эркеров, террас и галерей. Главный вход расположен с торцевого фасада, в средней части которого над входом на высоту всех этажей выполнен вертикальный выступ с открытыми лоджиями в верхней части.
Клуб имеет два зала: большой, рассчитанный на 950 мест, и малый на 285 мест. Внутренние помещения здания спроектированы свободно, грамотно связаны между собой и не производят впечатления затеснённости. Основные несущие конструкции и стены здания изготовлены из железобетона и кирпича.
Перестройки и реконструкции отразились на состоянии Дома культуры. В последующие годы клуб пережил множество изменений: был срезан частично остеклённый балкон вдоль длинного фасада и заложены окна зрительного зала; лоджии над входом были остеклены; в 1970-е гг. интерьеры были облицованы мрамором, появились новые люстры, двери, паркет. Уже в наше время клуб утратил эффектную вывеску из объёмных букв, получив на месте композиционного центра фасада голую стену.
19. Здесь раньше были въездные ворота троллейбусного парка...
20. С 22 сентября 2012 года по 9 сентября 2017 года здесь находился единственный в Москве используемый в регулярном маршрутном движении оборотный трамвайный тупик. Был введён в эксплуатацию 22 сентября 2012 года взамен разворотного кольца на Лесной ул., ликвидированного в 2008 году для строительства офисного центра. В тупике находятся последовательно пошёрстный и противошёрстный съезды, что позволяло эксплуатировать на линии по Лесной ул. лишь трамвайные системы из вагонов МТТА-2 с дверьми с двух сторон.
Все 5 лет эксплуатации тупик обслуживал единственный трамвайный маршрут № 9 - МИИТ - станция метро «Белорусская».
В августе 2017 года в связи со строительством трамвайной линии по Лесной ул. и трамвайного разворотного кольца на пл. Тверская Застава тупик был демонтирован. Тем не менее, оба съезда были сохранены и использовались до последнего дня работы маршрута № 9 по старой трассе.
21. Противошёрстный съезд. На месте БЦ справа ранее располагалось трамвайное кольцо.
21а. Вот так оно выглядело в 1992 г. (
источник). Исторически кольцо располагалось у Белорусского вокзала, затем в 1946 г. оно было закрыто и до 1984 года трамвай разворачивался по 2-й Тверской-Ямской ул. через пер. Александра Невского и 3-ю Тверскую-Ямскую ул. В связи со строительством кольцо было перенесено сюда, на бывший пустырь.
Новое кольцо продолжало обслуживать трамвайный маршрут № 5 - Медведково - Лесная ул., разворачивавшийся на старом кольце с 1946 года.
В 1995 году в связи с закрытием линий по проспекту Мира и Трифоновской улице маршрут № 5 был укорочен до Останкино, а вскоре и полностью закрыт. Немного ранее, в 1994 году была временно закрыта линия к Нововоротниковскому переулку, поэтому сюда были направлены разворачивавшиеся там маршруты № 9 и 19. В том же 1995 году сюда с ул. Двинцев был перенаправлен маршрут № 50. Теперь кольцо обслуживало следующие маршруты:
№ 9 - Ул. Двинцев - Лесная ул. (через Тихвинскую ул.);
№ 19 - Ул. Двинцев - Лесная ул. (через ул. Образцова);
№ 50 - Пр. Энтузиастов - Лесная ул.
В 1997 году маршрут № 9 был возвращён на кольцо «Нововоротниковский пер.», а сюда в 1998 году был продлён с Каланчёвской улицы маршрут № 7. В том же 1998 году маршрут № 50 был укорочен до станции метро «Семёновская».
Таким образом, в последние годы кольцо обслуживало маршруты:
№ 7 - Станция метро «Ул. Подбельского» - Лесная ул.;
№ 19 - Станция метро «Новослободская» (Нововоротниковский пер.) - Лесная ул. (кольцо «Ул. Двинцев» было демонтировано в 2002 году).
В соответствии с решением Правительства Москвы (т.е. мэра Лужкова) от 4 мая 2007 года линию было запланировано демонтировать в 2008 году вместе с оборотным кольцом. В качестве официального повода были выдуманы мифические пробки, которые якобы создает трамвай. Однако на самом деле причиной послужило желание застройщика построить на месте кольца деловой центр, а встраивание конечной в здание было бы дорого и неудобно. Стоит заметить, что в соответствии с постановлением правительства от 6 февраля 2006 года инвестор должен был реконструировать и встроить трамвайное кольцо за свой счёт. Очевидно, что инвестор смог договориться о более приемлемом для него варианте.
Организация «Москвичи за трамвай» и местные жители неоднократно проводили митинги против уничтожения линии, но это не помогло.
С 27 июня 2008 года кольцо было закрыто, его территория отдана под нужды делового центра. На демонтаж было выделено в общей сложности порядка 30 млн руб, но судьба этих денег неизвестна, так как линия была просто заброшена. Маршрут № 7 был перенаправлен на кольцо "Нововоротниковский пер.", а самопересекавшийся маршрут № 19 продлён до Каланчёвской улицы.
Был обещан пуск заменяющего автобусного маршрута № 0, который в итоге стал ходить, но интервал его движения не позволял даже близко считать автобус заменой 2 трамвайных маршрутов.
22. Взгляд назад.
23. И в сторону нового кольца.
24.
25. Трамваи очень оживляют улицу.
26. Вид обратно.
27. Поливалки тоже фотогеничные.
28.
29. Жемчужина площади - старообрядческий храм Святителя Николы Чудотворца у Тверской заставы. Даже с бизнес-центром он смотрится хорошо.
30. Сооружён в 1914-1921 годах архитектором А. М. Гуржиенко по проекту архитектора И. Г. Кондратенко.
31. Остановка «Станция метро „Белорусская“».
32. Старой застройки здесь осталось не то, чтобы много. Вот разве что этот дом купца Шерупенкова справа. Построен в 1870-е гг. В 1890-х гг. здесь размещалось Миусское городское начальное училище. Связан с именами А.П. и И.П. Чеховых.
33. Подходим к переезду через 1-ю Тверскую-Ямскую. Какое же уродство строят на заднем плане. Как же оно изгадило вид площади.
34.
35. Заход трамвая на кольцо.
36. Старое кольцо располагалось чуть ближе к Тверскому путепроводу. Было построено в начале XX в. В разное время носило названия «Тверская Застава», «Александровский вокзал» и «Брестский вокзал». Закрыто в 1946 году.
37. Строительство нового однопутного трамвайного разворотного круга на пл. Тверская Застава, а также новой линии от трамвайного тупика на Лесной ул. началось 24 июня 2017 года. Работы были проведены в рамках благоустройства площади. Внутри трамвайного кольца был воссоздан существовавший до 2005 года сквер с памятником Максиму Горькому.
Первый тестовый трамвай зашёл на новое кольцо 19 августа 2017 года. Разворотный круг введён в эксплуатацию 9 сентября 2017 года.
38. С момента открытия разворотный круг обслуживал трамвайные маршруты № 7 - Станция метро «Бульвар Рокоссовского» - Тверская Застава и № 9 - Нововоротниковский пер. - МИИТ - Тверская Застава, который позднее стал курсировать до Каланчёвской ул.
16 февраля 2019 г. маршрут № 9 был отменён, а на его место к Тверской Заставе был продлён маршрут № 50. Однако данное изменение продержалось всего 2 недели, уже 2 марта 2019 г. маршрут № 50 был перенаправлен по другой трассе, а на его место был возвращён маршрут № 9.
39. Вот такая история.
И на этом на сегодня всё. Надеюсь, что вам понравилось. Спасибо за внимание и до скорых новых встреч. Будьте здоровы, живите богато и никогда не старейте душой!