Приветствую вас, друзья!
Давненько мы с вами по трамвайным рельсам не гуляли. А некоторый запас фото, посвящённый данному виду транспорта, у меня за этот год скопился. И сегодня я хотел бы из прохладного уже не по-летнему октября перенести вас виртуально во вторую половину мая и прогуляться по одной из центральных линий от Краснопролетарской улицы (метро «Новослободская») до Белорусского вокзала через Сущёвскую улицу, Палиху и Лесную. Рассказ будет в двух частях, т.к. ЖЖ не позволяет пропустить весь объём информации, которым хотелось бы в данном повествовании поделиться. И сейчас у нас часть 1-я. Усаживайтесь поудобнее, берите напитки и закуски, включайте Янку Дягилеву - «По трамвайным рельсам» и начнём.
1. И начнём мы, как вы уже догадались, от трамвайного кольца «Нововоротниковский переулок».
Данная конечная была открыта в 1936 году после переноса трамвайной линии с Новослободской улицы на Сущёвскую и Краснопролетарскую улицы Изначально кольцо использовалось не для разворота трамваев, а в качестве двух линий с односторонним движением.
В качестве оборотного кольца линии стали работать в 1954 году, начав обслуживать трамвайные маршруты:
№ 19 - 1-я Новотихвинская улица (ныне улица Двинцев) - станция метро «Новослободская» (Нововоротниковский переулок) (через улицу Образцова);
№ 27 - Коптево - станция метро «Новослободская» (Нововоротниковский переулок);
№ 29 - Михалково - улица 10-летия Октября (транзит).
16 июня 1958 года была демонтирована линия на юг по Краснопролетарской улице, в связи с чем был изменён маршрут № 29 (о его истории можно почитать
здесь), а кольцо приобрело свой современный вид.
В 1965 году в связи с демонтажом линии по улице Сущёвский Вал маршрут № 27 был перенаправлен на кольцо «Улица 8 марта», сюда же был направлен новый маршрут № 9 - Улица Двинцев - станция метро «Новослободская» (Нововоротниковский переулок) (через Тихвинскую улицу). Перипетии истории маршрута можно посмотреть
тут.
2. В 1994 году кольцо «Нововоротниковский переулок» вместе с линией от улице Палиха было временно закрыто, в связи с чем маршруты № 9 и 19 были перенаправлены на кольцо «Лесная улица», ныне несуществующее.
Движение по линии было восстановлено в 1997 году, но возвращён на это кольцо был лишь маршрут № 9, который был закрыт в 2002 году в связи с ликвидацией кольца «улица Двинцев» в связи с тем, что линия пересекала ТТК. Только после этого сюда был возвращён маршрут № 19.
В 2008 году в связи с закрытием кольца «Лесная улица» сюда был перенаправлен маршрут № 7, но уже в 2017 году в связи с открытием линии до площади Тверская Застава кольцо перестаёт обслуживать этот маршрут (история маршрута
здесь). Вместо него сюда перенаправляется восстановленный в 2012 году маршрут № 9 (более подробно о его изменениях можно прочитать
здесь). В 2018 году маршрут № 9 был в очередной раз перенаправлен на Каланчёвскую улицу, а маршрут № 19 был сокращён до МИИТ.
Очередное изменение произошло 2 марта 2019 г.: маршрут № 19 был окончательно закрыт, а вместо него сюда был перенаправлен трамвайный маршрут № 50. Более подробно с историей 19-го маршрута можно ознакомиться
здесь.
Таким образом, в настоящее время кольцо обслуживает единственный маршрут: № 50 - ДК «Компрессор» - Станция метро «Новослободская» (Нововоротниковский переулок). Об исторических изменениях маршрута можно почитать
тут.
3. Слева от трамвайной остановки располагается храм Пимена Великого в Новых Воротниках. Построен в 1696-1702 годах на месте сгоревшего в 1691 году деревянного храма Святой Троицы с приделом преподобного Пимена, сoopужённого в 1658 году в слободе переселившихся сюда из Белого города воротников, стражников многочисленных московских ворот (Новый Пимен в отличие от Старого, оставшегося в Земляном городе). Храм перестраивался в XIX веке, обновлялся в 1897-1907 годах.
Проект внутреннего переоформления составлен в 1897 году архитектором Ф. О. Шехтелем (роспись - по образцу росписей В. М. Васнецова в киевском Владимирском соборе; мраморный двухъярусный иконостас 1907 года - И. А. Орлов по рисункам Ф. О. Шехтеля).
В советские годы храм не закрывался. В 1928-1929 годы его молодёжным хором руководил монах Пимен, будущий патриарх Московский и всея Руси. В 1936 году храм захватили обновленцы. Здесь с 1944 и вплоть до смерти в 1946 году имел свою последнюю кафедру «митрополит» Александр Введенский.
Левее в кадре стройплощадка административного здания на месте снесённого жилого дома 1910 года постройки.
4. Трамвай поворачивает на Краснопролетарскую улицу. Первоначально улица называлась Ворóтническая, затем Пименовская. Первое название связано с нахождением улицы в Новых Воротниках - слободе упомянутых выше стражников при городских воротах, выведенных сюда из прежней их слободы близ Малой Дмитровки. Следующее по времени название улица получила от храма. Переименована в 1929 г. по расположенной здесь типографии «Красный пролетарий» (бывшая типография Кушнерёва, основанная в 1873 г.).
5. Буквально через 50 метров линия поворачивает налево на Селезнёвку. Селезнёвская улица в свою очередь названа в начале XIX в. по фамилии домовладельца - почтамтского штаб-лекаря И. Е. Селезнёва.
6. На фоне красивой исторической каланчи бывшего главного здания Сущёвской полицейской части, построенного в 1850-х гг.
Сущёвская полицейская и пожарная часть - одно из колоритнейших строений города. Таких в Москве осталось только две. Вторая, Сокольническая, находится рядом с метро «Сокольники». Ранее подобные здания были рассредоточены по всей Москве, они одновременно выполняли правоохранительную и противопожарную функции.
Сущёвская полицейская часть как учреждение функционировала с 1786 г., но на современном месте была помещена около 1818 г., когда действительный статский советник Д. И. Киселёв продал казне большой земельный участок. Основное здание с пожарной каланчой построили только в начале 1850-х гг., по проекту архитектора М. Д. Быковского. Главный корпус поставлен с отступом от линии улицы, узкие протяжённые боковые корпуса ограничивали внутренний двор (западный корпус ныне почти полностью уничтожен). Служебные корпуса в глубине двора не сохранились. Главным образом здание примечательно именно высокой пожарной каланчёй с площадкой для дозорного. Каланча была восстановлена в недавнее время. Архитектура здания в целом характерна для второй четверти XIX в. Реставрация здания произведена в 1970-1980 гг.
7. Сущёвская полицейская часть помнит многих известных заключённых, в разное время пользовавшихся «гостеприимством» её арестного дома. В 1870-е гг. здесь была заключена игуменья Митрофания (в миру - баронесса П. Г. Розен), устроительница Владычне-Покровской общины в Москве, обвинявшаяся в подлоге. В 1909 г. в Сущёвском арестном доме некоторое время провёл В. В. Маяковский по подозрению в пособничестве побегу женщин-политзаключённых из Новинской тюрьмы. Отсюда он писал сестре: «Дорогая Люда... Сижу опять в Сущёвке, в камере нас три человека, кормят или, вернее, кормимся очень хорошо» и просил прислать книги и рисовальные принадлежности. В дореволюционных газетах можно было прочитать и такое сообщение: «24 февраля в Сущёвском полицейском доме трое арестантов, крестьяне Алексей Румянцев, Константин Монахов и Василий Светцов, взломав пол в чулане, спустились через проделанное ими отверстие в выгребную яму, откуда выбрались во двор и скрылись».
Помимо прочего в Сущёвской полицейской части сжигали тиражи запрещённых книг. Последнее такое «аутодафе» было устроено в январе 1888 г. - была сожжена книга В. А. Гиляровского «Трущобные люди». Позже «дядя Гиляй» вспоминал об этом: «Через несколько минут я был уже в Сущёвской части. На большом дворе, около садика, стояло несколько человек пожарных и мальчишек. Снег был покрыт сажей и клочками сгоревшей бумаги. Я увидал высокую решётчатую печь, в которой догорал огонь». Впоследствии запрещённые цензурой книги сжигать перестали, а перерабатывали в бумажную массу.
В 1898 г. здесь (а также в Сретенской полицейской части) была устроена самая первая в Москве станция «Скорой помощи» (
источник).
Ныне в здании расположен центральный музей МВД России.
8. Ещё через 50 метров линия вновь поворачивает, на этот раз на Сущёвскую улицу. На заднем плане - торговый дом «Дружба», построенный в узнаваемом лужковском стиле в 90-е на месте оптового рынка у метро «Новослободская», наземный вестибюль которой прячется за зданием.
9. Заезд на кольцо со стороны Сущёвской улицы.
10. Современное название улицы улицы употребляется с середины XVIII в. и восходит к названию существовавшего на её месте села Сущёвское (известно с конца XIV в.), из которого в XVII в. образовались село Старое Сущёво и деревня Новое Сущёво. Название села связано с некалендарным личным именем Сущ, отчеством Сущов (ср. Онкудин Сущ и Степашка Сущов в грамоте 1495 г.). В конце XVII - начале XVIII вв. улица называлась Казанский пер. по церкви в с. Старое Сущёво, освящённой во имя Казанской иконы Божией Матери.
11. Остановка «Станция метро „Новослободская”».
12. Встречный трамвай.
13. Двигаемся в направлении Палихи.
14. Симпатичный жилой дом 1910 года постройки.
15. Ещё одно примечательное здание - библиотека искусств им. А. П. Боголюбова (1891 г.). В 1878 году известный художник-маринист А. П. Боголюбов построил здесь деревянную избу-мастерскую. В 90-х годах XIX в. здание перешло к Н. С. Третьякову, племяннику знаменитого коллекционера и мецената П. М. Третьякова. Новый владелец не стал разрушать деревянную мастерскую, а повелел пристроить к ней со стороны улицы каменное строение. Автором проекта стал архитектор А. Э. Эрихсон. Вплоть до 1998 года здание состояло из двух совершенно разных частей: фасадной каменной, и находящейся за ней деревянной. В 1998 году деревянная часть была снесена и вместо неё выстроено новое здание.
16. Старенькое здание 1870 года с интересным граффити напротив.
17. Дальше по улице справа можно увидеть комплекс исторической застройки, которая ныне относится к Всероссийскому НИИ автоматики имени Н. Л. Духова (ВНИИА) - одному из ведущих предприятий ГК «Росатом», основанному в 1954 году и занимающегося производством высокотехнологичной продукции гражданского и военного назначения. Более подробно о прошлом и настоящем института можно почитать на его
официальном сайте.
А слева у нас арочка, через которую можно выйти к метро «Менделеевская», заглянув по пути в «Настоишную» и отведав пару настоек.
18. Взгляд назад.
19.
20. Впереди уже виднеется улица Палиха.
21. И одноимённая трамвайная остановка, носившая до 1 сентября 2018 года название «Сущёвская улица».
22. Сирень была в самом цвету.
23. Вид обратно.
24. Наша линия поворачивает направо. Здесь расположена сложная трамвайная развязка. На заднем плане - красивый четырёхэтажный кирпичный дом 1910 г. постройки.
25. Данная развязка является уникальным для Москвы местом. Здесь сооружена двойная рельсовая «вилка», в этом месте маршрут трамвая № 19 с 2002 по 2008 год пересекал сам себя. В 2017-2018 годах по этой же трассе следовал маршрут № 9. Проще говоря, это перекрёсток четырёх трамвайных линий: налево - на улицу Палиха, направо - к площади Борьбы, прямо - Тихвинская улица, а назад - Сущёвская.
С 28 июня 2008 года по 22 сентября 2012 года путь на запад (к Белорусскому вокзалу) был закрыт. После устройства оборотного тупика до 2017 года на Лесную улицу могли заезжать только двусторонние вагоны. После сооружения в 2017 году разворотного кольца на Тверской Заставе данное ограничение было устранено.
26. Для лучшего понимания также приведу цитату с
сайта «Московский трамвай»:
От площади Борьбы - рукой подать до одного из знаменитых, неповторимых узлов московской трамвайной сети на стыке Лесной, Тихвинской, Сущёвской улиц и улицы Палиха. Здесь мы наблюдаем крайне редкую конфигурацию трамвайных путей - так называемую "противовилку". В терминологии трамвайщиков узел схождения трех двухпутных трамвайных линий называется "треугольником", если движение вагона посредством переключения стрелок возможно с каждого направления на каждое, и "вилкой", если лишь одно направление позволяет дальнейшее движение по любому из других, а два оставшихся не связаны. "Противовилка" же образуется двумя противоположно поставленными "вилками" (сначала на слияние, затем на разветвление линий).
Функционально этот узел напоминает "четырёхугольник ленинградского типа": на этом соединении четырёх линий следование возможно во всех "прямых" направлениях, а также в диагонально противоположных поворотных, однако смежные повороты отсутствуют. Особая прелесть противовилки - в отсутствии традиционной для четырёхугольников крестовины и двукратное сокращение числа стрелок (с 8 до 4 по сравнению с четырёхугольником ленинградского типа) без потери функциональности. Такой узел изумительно украшает этот типичный старомосковский уголок: его появление как раз и объясняется несовпадением осевых линий всех четырёх стремящихся сюда улиц, потому и традиционную крестовину здесь было установить невозможно.
27. На заднем плане - бывшая усадьба Бахметьева XVIII века. До 1940-х годов прошлого века в здании располагались бани: они назывались "Бани №1 Октябрьского р-на". С середины 1950-х они были переименованы Тихвинские бани. Фасады здания восстанавливались неоднократно и изменены до неузнаваемости.
28. 50-й следует с Тихвинской улицы на Сущёвскую, а 7-ка (Станция метро «Бульвар Рокоссовского» - Белорусский вокзал) поехала к площади Борьбы с Палихи. Туда (на Тихвинскую и площадь Борьбы) мы тоже как-нибудь обязательно прогуляемся.
29. Встречная 7-ка к Тверской заставе. Мы сейчас повернём налево и пойдём вслед за ней.
30. Улица Палиха. Принято считать, что своё название она получила в XIX в. от поля, простиравшегося в прошлом от неё до Бутырской слободы. Первоначально улица называлась Полиха, но с застройкой местности мотивация названия забылась, и оно приобрело современную форму под влиянием московского "аканья". Однако городские названия на -иха в Москве обычно наследовали имена поселений (именовавшихся, как правило, по владельцам), ср. Барышиха, Носовихинское шоссе, Плющиха.
Слева в кадре двухэтажное (в прошлом жилое) здание конца XIX в. с адресом Палиха, 14, где с давних времён располагается известный магазин пиротехники. Во всяком случае, в 90-е он уже там был, только в отдельной пристройке, а теперь переместился в здание.
31. Двигаемся в сторону Новослободской улицы.
32. На коротеньком 9-м маршруте (МИИТ - Белорусский вокзал), кстати, работают Морковки. Ловите пока они ещё остались в Москве.
33. Взгляд назад.
34. Подходим к перекрёстку.
35. На другой стороне уже Лесная улица.
36. 7-ка пересекает Новослободскую улицу.
37. За ней по Лесной следует 9-ка.
38. Остановка «Лесная улица».
39. Взгляд назад. Слева трёхэтажный кирпичный жилой дом (1900 г), справа двухэтажное нежилое здание (1863 г.).
40. Лесная улица и ближние переулки (1-4-й Лесные) получили название в XIX в. по находившимся здесь с XVIII в. лесным складам.
На этом мы пока закончим, а продолжение уже очень скоро в
следующем выпуске. Надеюсь, что было интересно. Спасибо за внимание и до скорой новой встречи. Будьте здоровы, живите богато и никогда не старейте душой!