Апрельская прогулка вдоль Яузы. Часть 1-я

Jun 23, 2023 16:29

Приветствую вас, дорогие друзья!

В своём недавнем цикле рассказов про трамвайную линию от Медведково к ВДНХ я упомянул, что хочу в будущем сделать обзорную прогулку вдоль Яузы от проезда Дежнёва на юг в сторону Ботанического сада. А сейчас решил, что нечего откладывать написание этого обзора в долгий ящик, раз уж поднял эту тему.

12 апреля, в День космонавтики стояла замечательная солнечная погода, поэтому было принято решение отправиться гулять по долине Яузы, тем более, что я давно уже не поднимал здесь тему московских малых рек, хотя люблю её всем сердцем. В итоге прогулка выдалась аж до Останкинского пруда, поэтому разобью повествование на две части. Сегодня часть первая. Усаживайтесь поудобнее, берите что-нибудь вкусное и поехали!

1. Зайдя в парк у остановки «Сухонская улица» и пройдя несколько метро, можно увидеть вот такую небольшую сцену со зрительным залом под открытым небом. Официально этот комплекс носит название «Певческое поле». Он был торжественно открыт 3 сентября 2006 года в рамках благоустройства зелёной зоны поймы реки Яузы и мероприятий по её реабилитации в границах СВАО. Амфитеатр с эстрадой является основным композиционным ядром данной территории. Он призван служить местом проведения выступлений хоров, организации музыкальных фестивалей с активным участием воспитанников школы.



2. Напротив установлен памятный знак чернобыльцам. Рядом также имеется обелиск «Участникам и ветеранам Великой Отечественной войны», но фото с ним у меня, к сожалению, не вышло.


3.


4. Двигаемся к Яузе.


5. Здесь, у т.н. Утиного пляжа расположен мостик к Чукотскому проезду, на котором высится семнадцатиэтажный девятиподъездный панельный жилой дом серии П-44 (1992 г.).


6. Вид на север. Уток на Утином пляже в тот день было немного.


7. И вид на юг.


8.


9. В целом, благоустройство вполне пристойное. Хотя, я так понимаю, что сейчас его будут по традиции переделывать, во всяком случае южнее работы в апреле как раз начинались. А, может быть, эту часть и не тронут.


10. Листва едва заметна, природа только начинала пробуждаться от зимнего сна.


11.


12. Хорошее место для прогулок у местных жителей.


13. Куст-спрут.


14. В этих местах берега Яузы несколько заболочены, поэтому имеется большое количество живописных кочек.


15. Подходим ко 2-му Медведковскому мосту, который соединяет Полярную и Кольскую улицы.


16. Он был сооружён в 1959 г. Назван по бывшему селу Медведкову, в районе которого расположен. Авторы проекта - инженер С. М. Залеткин и архитектор Ю. И. Гольцев.


17. Взгляд назад.


18.


19. Дальше начинаются дикие берега.


20. Надо сказать, что именно дикие берега я люблю больше всего, но тогда они были столь раскисшие после таяния снега, что пройти там в спортивной обуви не представлялось возможным.


21.


22. Ещё живописные кочки.


23. Дальше пришлось идти в обход поверху. Там тоже благоустроенный парк.


24. И главная жемчужина района - храм Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове, расположенный рядом с небольшим Медведковским кладбищем, а также воскресная школа при храме (крупным планом на фото).


25. Храм был сооружён в 1634-1635 годах князем Дмитрием Пожарским в честь освобождения России от польской интервенции на месте более древней деревянной церкви, известной с 1620 года. Архитектурное сооружение представляет собой уменьшенный вариант собора Покрова на Рву. В иконостасе сохранены иконы XVII-XVIII веков. Является одним из последних московских одношатровых храмов.


26. Колокольня была пристроена в XIX веке. За весь период своего существования церковь ни разу не закрывалась. Это отчасти связано с тем что в 1930-х годах церковь находилась не на территории Москвы. При этом службы до Великой Отечественной войны шли только в нижнем тёплом приделе. После войны храм был отремонтирован, и в верхней церкви также начались службы.

В 1970 году реставрацией храма руководил архитектор Николай Недович. Металлическая кровля и окна на шатре были демонтированы, храму вернули первоначальный вид. В 1970-е годы у входа в храм был водружён большой мраморный крест, найденный на Медведковском кладбище. На нём была сделана надпись: «Крест - победа над смертью».

Несмотря на то, что создание храма было связано с освобождением Москвы и России от польской интервенции, в храме находится список с главной польской католической и православной святыни - Ченстоховской иконы Божией Матери. Согласно преданию, величайшая христианская святыня - Ченстоховская икона относится к иконам Пресвятой Богородицы, которые написал сам апостол Лука на столешнице от стола, за которым сидела Богородица.


27.


28. Общий вид.


29. Далее поворачиваем вновь в сторону реки.


30. В зарослях прячется последняя сохранившаяся деревянная опора бывшей воздушной ЛЭП села Медведково. Помимо храма и кладбища - это, кажется, единственное, что сохранилось от села, исчезнувшего после вхождения в состав Москвы. Не сохранилась и усадьба, принадлежавшая в XVI-XVII веках роду Пожарских. Она находилась восточнее церкви, близ нынешней Полярной улицы.


31. Болото.


32. Двигаемся дальше.


33.


34. На левом берегу виднеется вышка освещения стадиона «Свиблово». Ранее это был стадион РГСУ, ещё ранее - стадион ЦНИИС, но на многих картах был отмечен как «Локомотив». После проведения реконструкции вновь открыт летом 2015 года. Была построена хоккейная площадка, установлены трибуны, а покрытием футбольного поля стала искусственная трава с резиновой крошкой.


35. А это мостик над устьем одного из крупнейших притоков Яузы - реки Чермянки.


36. Чермянка является главной рекой района Бибирево. Общая длина Чермянки составляет 12 км, в пределах Москвы - 10,3 км, в открытом течении - 7,6 км. Площадь бассейна в городской черте около 20 км². Истоки находятся в Мытищинском районе Московской области. Течёт в районе улицы Корнейчука, улицы Плещеева, затем между Ясным и Юрловским проездами, устье - напротив Тенистого проезда.


37. Собственно устье. А название реки Чермянка (на карте города Москвы 1952 г. именуется как река Черёмушка) является славянским от основы прилагательного чьрмьнъ - «красный». По одной из версий, может обозначать красноватый цвет воды из-за наличия соединений железа (почва Алтуфьева - красные глины). Гидроним имеет широкие параллели по всей славянской языковой области. В русских говорах слово чермный часто смешивается со словом чёрный, отсюда и второй вариант названия - Черница (вероятно, также связанный с названием бывшей деревни Чернево). На берегах Чермянки находились деревни Подушкино, Юрлово, Сабурово, Козеево, Чернево и Медведково, а также расположена современная этнографическая деревня Бибирево.


38. Арт-объект - «парящая» конструкция, оплетённая лозой. Не имеет определённого названия. Создавался в мастерской Николая Полисского в Никола-Ленивце. При входе посетителей встречает эстрада, от которой начинается маршрут, обозначенный «парящей» конструкцией, оплетённой лозой. А на заднем планы можно увидеть характерные заборы, которые возникают там куда пришло собянинское благоустройство. В момент прогулки оно только начиналось.


39. Пешеходный мост «Яузская плотина».


40. Пишут что данный арт-объект также имеет неофициальное народное название - «памятник собачьей какашке».


41. «Яузская плотина» с другой стороны. Данный мост сооружён в 1960-1970-е годы для поддержания уровня воды в Яузе; возможно, связан с Лабораторией гидротехнических сооружений Центрального научно-исследовательского института транспортного строительства (ЦНИИС, он же Институт связи), стоявшей на берегу реки в этом месте у Игарского проезда.


42. Берега реки рядом с плотиной здесь искусственные. Из бетона.


43. Маленький залив с водопропускной трубой.


44.


45.


46. На другом берегу виднеются высотки 20-го и 21-го микрорайонов Свиблова.


47. Вид обратно.


48. А за полуостровом, который образуют Яуза и её старица виднеется ещё один памятник былой эпохи - бывший железнодорожный мост исторической ветви Лосиноостровская - Бескудниково, окончательно закрытой в конце 80-х годов.


49. Так это место выглядело в 1998 году (источник).


50. Ферма моста сохранилась ещё дореволюционная, 1900-го года, хотя сам мост немного передвинули в период с 1942 по 1951 годы, как пишут авторы сайта «Северяне».


51. Движение пассажирских поездов по мосту осуществлялось до 1987 года. Путь был полностью демонтирован в конце 1990-х. На протяжении 15 лет мост находился в запустении, пока в 2006 году не был отремонтирован и превращён в пешеходный. Форма неизменна с момента строительства. Народное название моста - «Перевёрнутый».


52. Вид со стороны старицы Яузы.


53. А вот тот же вид 1984-го года с электричкой следующей по мосту (источник).


54. Сам мост в наши дни сверху. Единственным строением, которое «помнит» железную дорогу является едва виднеющийся справа из-за деревьев девятиэтажный блочный жилой дом серии II-18-01/09.


55. Тот же вид в 1982 году (источник).


56. И похожий, но в цвете (источник).


57. А это фото 1988 года. Контактная сеть уже демонтирована, отсутствует накат на пути. Справа как раз тот самый девятиэтажный дом, упомянутый выше (источник).


58. Вид с моста на юг. Справа стоит стальная опора, вероятнее всего сохранившаяся со времён железной дороги. Рискну предположить, что она использовалась как подвес для фидеров. Вся ветка была запитана с Лосиноостровской.


59. Вид на север.


60. Красивая ферма. С заклёпочками.


61. Общий вид моста с другой стороны.


62. Идём дальше.


63. Красивый залив с ломкими ивами на берегу.


64. И, наконец, мы приблизились к территории бывшей усадьбы Свиблово.


Но об этом, как и об остальном - уже в следующей части. А на сегодня всё. Надеюсь, что было интересно. Спасибо за внимание и до скорых новых встреч. Будьте здоровы, живите богато и никогда не старейте душой!

Свиблово, жд, архитектура, история, Медведково, фото, прогулки, краеведение, малые реки, Россия, Яуза, Москва

Previous post Next post
Up