Трамвайная линия Медведково - ВДНХ и окрестности. Часть 1-я

May 03, 2023 18:51

Приветствую вас, дорогие друзья!

Делая актуальные по времени рассказы, я также не забываю разгребать и многочисленные прошлогодние архивы. И сегодня я хотел бы начать цикл, отснятый в начале лета прошлого года и посвящённый трамвайной линии от Медведково до станции метро «ВДНХ» длиной около 10 км, а заодно показать вам окрестности. В этом выпуске мы с вами начнём с севера и прогуляемся от кольца Медведково до станции метро «Бабушкинская». Усаживайтесь поудобнее, берите чай/кофе/что покрепче и начнём.

1. Вагоновожатый приветствует вас! На кольце в момент съёмки шёл ремонт.



2. Конечная трамвайная станция «Медведково» была введена в эксплуатацию 11 сентября 1966 года вместе с новой трамвайной линией от Уржумской улицы. При открытии кольцо стало обслуживать трамвайный маршрут № 17 - ВДНХ (южная) - Медведково, который в 1997 году продлили до кольца Останкино ввиду демонтажа кольца ВДНХ (южная). Более подробно с перипетиями истории данного маршрута можно ознакомиться по ссылке.

В 1973 году сюда также был продлён из Ростокино трамвайный маршрут № 5 - Белорусский вокзал - Медведково. В 1995 году из-за демонтажа линий по проспекту Мира и Трифоновской улице он был сокращён до Останкино с одной стороны и до Уржумской улицы с другой. В 1988-1994 годах кольцо обслуживало короткую версию этого маршрута: № 5к - Станция метро «Новослободская» (Нововоротниковский переулок) - Медведково. С подробной историей маршрута № 5 можно ознакомиться здесь.

В 1975 году с того же кольца «Ростокино» сюда был продлён третий маршрут: № 25 - Белорусский вокзал - Медведково. Но из-за практически полного дублирования трассы маршрута № 5 и демонтажа линии по Самарскому переулку был отменён в следующем 1976 году и был возрождён лишь 1 сентября 2013 года, но уже по другой трассе (Останкино - Сокольническая застава). Кстати, самого Самарского переулка тоже больше нет. Он получил своё название в XIX веке по находившимся в нём Самарским баням. До этого он назывался Салтыковский - по соседним владениям графа Салтыкова (ныне здесь Екатерининский парк, ранее сад ЦДРА). Ещё раньше переулок был известен как Божедомская улица. Переулок начинался как продолжение Делегатской улицы от улицы Дурова и проходил на северо-восток мимо Екатерининского парка (слева) до Олимпийского проспекта. А подробно об истории маршрута № 25 можно почитать здесь.

На снимке - диспетчерская конечной трамвайной станции.


3. Кольцо Медведково - трёхпутное. Третий путь немного видно слева в кадре за строительным заборчиком.


4.


5. Начинаем двигаться по линии на юг. Остановка «Медведково».


6. Трамвай поворачивает с кольца на Полярную улицу. Она получила своё название в в 1964 г. по расположению в северной части Москвы. Также название напоминает об освоении Арктики.


7. Тополиный пух, жара... июнь! В районе очень много тополей, поэтому пух, словно снежок меня сопровождал весь поход. Впрочем, кадры с ним получались атмосфернее. Остановка «Улица Тихомирова».


8. Взгляд назад.


9. Справа на месте Лосиноостровского завода строительных материалов и конструкций растут как грибы после дождя монстры ПИКа (ЖК «Полярная 25»).


10. Линия полностью выделенная, поэтому трамвай не стоит в пробках, а маршрут является, пожалуй, самым востребованным в Москве. Ну или одним из самых.


11. Перекрёсток с Чермянской улицей, названной так в 1968 г. по расположению вблизи реки Чермянка.


12. Взгляд назад. Вдалеке виднеется купол храма в честь святого благоверного князя Дмитрия Донского в Раеве (открыт в октябре 2012 г.).


13. Вид в сторону перекрёстка с улицей Молодцова. Остановка «Поликлиника».


14. Вид обратно.


15. Линия полностью обслуживается трамваями Витязь из депо им. Баумана.


16. Перекрёсток с улицей Молодцова.


17. Взгляд назад. С улыбчивой вагоновожатой.


18. На перекрёстке линия вместе с Полярной улицей уходит по дуге влево.


19.


20. Символ Медведкова - медведь и скульптурная композиция, посвящённая защитникам Отечества на заднем плане.


21. Вид обратно. Остановка «Улица Молодцова» (до 24 сентября 2016 года называлась «Улица Молодцова - Дом мебели»).


22. И остановка в противоположном направлении. Вдали - огромный жилой комплекс «Заповедный уголок» (2009 г.).


23. Основная масса застройки в этой части улицы - 60-х - 2000-х гг.


24.


25. Взгляд назад.


26. Вот, например, домик серии I-511/14 1966-го года. Лет 10 назад в этих краях жил бывший одноклассник и в этом доме мы регулярно затаривались винишком для коротания зимних и не только пятничных вечеров.


27. А приезжал я сюда в гости, конечно же, на трамвае.


28. Взгляд назад.


29. Исторический кадр с закрытым Макдаком. НеВкусно и точка тогда ещё не было.


30. Остановка «Кинотеатр „Полярный“». А слева он сам. Построен в 1964 году. В 2005 году был заключён договор с ООО «Дивиди Групп». Инвестор обязался превратить старое здание в развлекательный центр, но не сделал этого в установленный срок. В результате кинотеатр пустовал несколько лет, а между Правительством Москвы и «Дивиди Групп» шли судебные тяжбы. В 2013 году кинотеатр попал в адресную инвестиционную городскую программу на 2014-2016 годы - планировался ремонт за счёт бюджетных средств, но в итоге продолжил стоять заброшенным до 2022 года.

А 29 декабря 2022 года здание было снесено. Так что это тоже исторический кадр.


31. Потихоньку приближаемся к перекрёстку с проездом Дежнёва.


32. Вот и он. Линия поворачивает налево.


33. Остановка «МФЦ Южное Медведково» (до 17 июня 2017 года - «Полярная улица»).


34. Линия пересекает проезд Дежнёва и далее идёт вдоль него. А назван он так в 1964 г., в честь, как вы, вероятно, уже догадались, Семёна Ивановича Дежнёва (около 1605-1673) - русского землепроходца, впервые (в 1648 г.) обошедшего мыс Необходимый на северо-восточной оконечности Евразии, названный впоследствии его именем.


35. Взгляд назад.


36. Летом хорошо!


37. Вид обратно.


38. Всё-таки при планировке советских спальников был правильный подход. Дороги всегда (ну или почти всегда) отделяли от жилых домов зеленью. Но теперь это ж драгоценная земля, а, значит, бабло! А то, что все жильцы новостроек дышать выхлопами будут - то такое.


39.


40.


41. Приближаемся к перекрёстку с проездом Шокальского/Заповедной улицей.


42. Проезд Шокальского (назван в 1964 г. в память об океанографе и картографе Юлии Михайловиче Шокальском (1856-1950), президенте Географического общества СССР в 1917-1931 гг.) за кадром слева, а Заповедная улица (названа в 1978 г.; не по заповеднику, а потому, что поблизости (на Медведковском кладбище) находится храм Покрова Пресвятой Богородицы конца XVI - начала XVII в., который взят под охрану государства, т. е. заповедан как памятник архитектуры) уходит вправо.


43. Взгляд назад.


44. Остановка «Проезд Шокальского».


45. Вид обратно.


46. Перед мостом через Яузу линия идёт по красивой дуге.


47. Остановка «Сухонская улица».


48. И прогулочная зона на Заповедной улице и Чукотском проезде вдоль Яузы. Я там гулял этой весной, потом сделаю отдельный рассказ.


49.


50. У моста также шла реконструкция линии. Надо сказать, что весной этого года она так и не была завершена до самого конца.


51. 1-й Медведковский мост через Яузу. Сооружён в 1964 г. для трамвайных путей. Соединяет проезд Дежнёва и улицу Менжинского. Назван по бывшему селу Медведкову, в районе которого расположен. Авторы проекта - инженер О. В. Сосенко и архитектор К. П. Савельев.


52. Яуза.


53. Вид обратно. Справа - панельный жилой дом серии 1605-АМ/12 1978-го года постройки.


54. Решил сделать небольшое отступление и спустился ненадолго к Яузе.


55. Под мостом.


56. Вид по течению.


57. И в сторону истока.


58. Вообще приятное место. Тихое.


59. Чукотский проезд. Назван в 1982 г. по Чукотскому полуострову. Здание 46-го ЦНИИ Министерства обороны.


60. Ещё разок мост.


61. Остановка «Ул. Менжинского, 38». Название улице присвоено в 1965 г. в честь Вячеслава Рудольфовича Менжинского (1874-1934), одного из организаторов и руководителей ВЧК и ОГПУ. Справа четырнадцатиэтажный девятиподъездный панельный жилой дом серии ПП-83. Набор панелей П-55. Построен в 1988 году, мой ровесник.


62. Взгляд назад.


63. Далее линия поворачивает на Енисейскую улицу.


64.


65. Взгляд назад.


66. Неплохую зону отдыха сделали.


67. Поворот на Енисейскую. Здесь тоже шёл ремонт.


68. Вид обратно.


69. И подходим к конечному на сегодня пункту маршрута - метро «Бабушкинская».


70. Остановка «Станция метро „Бабушкинская“». Синий трамвай уходит дальше по Енисейской.


Ну, а мы направимся туда уже в следующем выпуске. А на сегодня всё. Надеюсь, что вам понравилось. Спасибо за внимание и до скорой новой встречи. Будьте здоровы, живите богато и никогда не старейте душой!

архитектура, история, Северное Медведково, фото, прогулки, краеведение, трамвай, малые реки, Бабушкинский, Южное Медведково, Россия, Москва

Previous post Next post
Up