Приветствую вас, дорогие читатели!
Как и обещал в
предыдущем посте про Светлый проезд, сегодня мы с вами продолжим (и завершим) изучать трамвайный маршрут № 6 на северо-западе столицы. Но, если в
прошлый раз, когда речь шла о нём, гуляли от Братцева до Восточного моста, то теперь наоборот пройдёмся как бы навстречу от улицы Константина Царёва вдоль Волоколамки и улицы Свободы, ну и завершим наш поход всё у того же Восточного моста над Сходненским деривационным каналом. А уже в следующий раз изучим окрестности, к трамваю не относящиеся. Словом, запасайтесь чаем/кофе/чем покрепче и давайте гулять!
1. Итак, прогулку мы начинаем от улицы Константина Царёва. Вид в сторону 1-го Волоколамского путепровода. На первом отрезке прогулки нам также будут попадаться и другие маршруты трамвая. Вот, например, 23-й (Михалково - станция метро «Сокол»).
2. Под 1-м Волоколамским путепроводом, по которому проходит одноимённое шоссе. Трамвай № 30 (Михалково - Улица Кулакова).
3. Нам предстоит подняться вот на тот трамвайный путепровод, который носит название Новый Панфиловский, т.к. сооружён в 2015-м году взамен старого путепровода 1925 года постройки. Кстати, годом позже на месте старого появился и существующий 1-й Волоколамский путепровод. Это было необходимо для запуска движения поездов по МЦК, т.к. габариты старых путепроводов не позволяли пропустить под ними контактную сеть.
4. Остановка «Панфиловский путепровод». До 6 июня 2016 года остановка называлась «Улица Панфилова», которая как раз начинается здесь.
5. Взгляд назад и нам предстаёт один из красавцев-трамваев Pesa Fokstrot, многие из которых сейчас из-за нехватки комплектующих простаивают в депо. А те, что на ходу - ходят лишь по маршруту № 31 (Станция метро «Войковская» - Проспект Маршала Жукова).
6. Выходим к Волоколамскому шоссе и Панфиловскому трамвайному треугольнику. Налево Строгино и Тушино, направо станция метро «Сокол».
7. Нам - налево.
8. Взгляд назад в сторону «Сокола». Про этот участок я
рассказывал в прошлом году.
9. Поднимаемся на путепровод. За ним растут очередные говённые прекрасные человейники аккурат на опушке оставшейся части Всехсвятской рощи.
10. Тем временем мимо проехал 400-й Витязь.
11. Вид с путепровода на МОЖД (МЦК). Северная горловина станции Серебряный бор. Вправо уходит
соединительная ветвь № 28 к станции Подмосковная.
12.
13. А вот эта улочка, которая пересекает трамвайные пути, носит гордое имя Большой Волоколамский проезд. Хотя, фактически это тупик.
14. Взгляд назад.
15. Линия идёт вдоль Всехсвятской рощи. Это участок леса, сохранившийся от Большой Всесвятской рощи (XIX в.). Входит в состав лесопарка Покровское-Стрешнево. Название - от бывшего села Всехсвятского. Площадь 29 га. Преобладают березняки с участием столетних сосен, от существовавшего ранее бора сохранились редкостойные высоковозрастные сосняки. Во Всехсвятской роще гнездятся обычные для городских лесопарков птицы - дрозды рябинник и белобровик, зарянка, пеночки весничка и трещотка, пересмешка, славка-черноголовка, большой пёстрый дятел и др. В настоящее время ведётся собянинское благоустройство рощи и всех окружающих парковых зон.
16.
17.
18. Вид обратно.
19.
20. Скоро в Москве, наверное, вообще будет трудно сделать кадр так, чтобы в него не попали человейники.
21. Ещё один вагон Pesa.
22. Подходим к перекрёстку с Пехотной улицей.
23. Остановка «Пехотная улица».
24. Уже знакомый нам 400-й Витязь. 15-го маршрута (Таллинская улица - Станция метро «Сокол»).
25.
26. Остановка «Улица Академика Курчатова» у перекрёстка с одноимённой улицей.
27. Подходим к трамвайному треугольнику «Покровское-Стрешнево». Здесь наш 6-й маршрут сворачивает вправо и далее идёт в Тушино в гордом одиночестве.
В 1945-2019 гг. здесь находилась обычная трамвайная развилка с поворотом от Авиационной улицы в сторону Братцево. В сентябре 2019 года в рамках капитального ремонта сети Краснопресненского трамвайного депо началось строительство полноценного трамвайного треугольника с организацией поворота из Братцево в сторону Щукино. Полностью строительные работы на данном участке были завершены в конце января 2020 года. В настоящий момент новый поворот используется только для нулевых рейсов маршрута № 6 из Братцево в Краснопресненское депо и обратно. К моменту постройки о.п. Щукинская планировалась организация по данной трассе постоянного маршрута, но пока что воз и ныне там.
Фактически данные работы можно считать не новым строительством, а восстановлением поворота, существовавшего короткий промежуток времени с 6 ноября 1944 года по февраль 1945 года, когда трамваи маршрута № 6 при выезде с новой на тот момент линии в Тушино следовали направо, на однопутное кольцо «Покровское-Стрешнево» (Авиационная улица - Щукинская улица - улица Академика Курчатова) и лишь затем следовали в сторону Сокола.
28. Вид в сторону Щукинской. Про этот участок я рассказывал
здесь.
29. А нам направо, в сторону Волоколамского шоссе.
30. Живописная кривая.
31. Коли уж ведут типа благоустройство парка, восстановили бы что ли
Виндавскую улицу в каком-то виде, брусчаточку бы положили... Хотя, это вряд ли.
32. Подходим к трамвайному путепроводу над Рижским направлением МЖД.
33. Взгляд назад.
34. Вдали виднеется храм Покрова Пресвятой Богородицы в Покровском-Глебове-Стрешневе. Покровская церковь была построена в 1600-1620 гг. (по другим сведениям - 1646 г.). Неоднократно перестраивалась в XVIII-XIX вв. Восстановлена в конце 1990-х гг. по проекту архитектора С. А. Киселёва.
35. А путепровод носит имя 2-й Волоколамский. Сооружён в 1943-м году, в 1944 году на путепроводе была уложена трамвайная линия и организовано исключительно трамвайное движение. Реконструирован в 1974 году.
36. Детали ограды.
37. Рижское направление от Москвы.
38. Выходим к Волоколамскому шоссе.
39. Вид обратно.
40. Далее до самого канала имени Москвы линия и шоссе идут параллельно.
41.
42. Красивая горка!
43. Взгляд назад.
44. Остановка «Больница РЖД» (до 19 октября 2019 года - «Больница МПС»).
45. Приближаемся к каналу имени Москвы. Линия начинает спуск к Тушинскому тоннелю.
46.
47. Тоннель Волоколамского шоссе под каналом Волга - Москва (с 1947 г. - канал им. Москвы) построен в 1935-1937 гг. с архитектурным оформлением В. Ф. Кринского. Первоначально он включал два параллельных на одном уровне разделённых между собой проезда для односторонней езды. В 1944 г. была проложена трамвайная линия - по одной колее в каждом тоннеле. В 1972 г. был открыт ещё один тоннель, по которому стало осуществляться движение по Волоколамскому шоссе из центра. Правый тоннель 1937 г. стал использоваться для движения в центр, а трамвайная линия была целиком переложена в левый тоннель. Одновременно был открыт пешеходный переход. Это позволило успешно пропускать под каналом возросшие транспортные потоки, следующие по Волоколамскому шоссе.
48. В 2001 г. было построено ещё два тоннеля: трёхполосный для движения прямо по Волоколамскому шоссе из центра и двухполосный для движения на ул. Свободы (имеющий также пешеходный тротуар). В отличие от старых тоннелей эти два не прямые. Особенно сильно искривлённый тоннель к ул. Свободы. При строительстве этих тоннелей канал осушали и срывали его насыпь. Таким образом, общее количество тоннелей под каналом теперь составляет 5. Оба старых тоннеля (1937 и 1972 г. постройки) стали использоваться для движения в центр.
Кстати, наверху вдоль канала мы с вами прогуляемся в следующий раз.
49. Въездные порталы тоннеля были оформлены скульптурами авиаторов - покорителей воздушного пространства. Освещение осуществлялось художественными бра, расположенными в верхней части боковых стен. Тематика оформления органично продиктовывалась духом близко расположенного Тушинского аэродрома. После «реконструкции с расширением проезда» скульптурное оформление было утрачено, освещение заменено на типовое. Да и аэродрома Тушинского уже нет.
50.
51. Трамваи проследуют тоннель с ограничением скорости и с опущенными полупантографами. Это связано с габаритами тоннеля.
52. 10 января 2019 г. произошёл прорыв канала. Соседний автомобильный тоннель был частично затоплен, но в тот же день данный участок канала спустили в р. Москву, затопление остановили и возобновили автомобильное движение по тоннелю. Впоследствии всё было восстановлено и сейчас функционирует в обычном режиме.
53. Остановка «Канал имени Москвы».
54. Взгляд назад.
55. По трамвайной эстакаде я идти не решился, пришлось бы постоянно прижиматься к отбойникам и прятаться от трамваев, уж больно там тесно.
56. Поэтому проехал одну остановку до Тушинской улицы.
57. Взгляд назад на развязку улицы Свободы с Волоколамским шоссе.
58. И с трамвайчиком.
59.
60. Следуем дальше по улице Свободы. Улица в 1960 году в черту Москвы в составе г. Тушино (идеологическое название ей было присвоено после 1917 году). В 1964 году к улице Свободы была присоединена Садовая улица.
61. Дом-ровесник вхождения города Тушино в состав Москвы. Построен в 1960-м году.
62. И трамвай на фоне него.
63. Остановка «Ул. Циолковского - театр танца "Гжель"».
64. Ещё один симпатичный дом 1955-го года.
65. И дом 1956-го напротив.
66. Вообще застройка этого участка улицы Свободы практически вся тех лет. Эти два дома серии II-03 построены в 1955-м году.
67.
68. Детали оформления дома с фото № 64.
69. И взгляд назад.
70. Ещё один красивый дом индивидуального проекта, построенный в 1957 году. Рядом с остановкой «Улица Мещерякова».
71. Ну и самыми красивыми на улице, на мой взгляд, являются вот эти два дома, стоящие непосредственно рядом с Восточным мостом. Эти дома также относятся к серии II-03, только декорированы побогаче. Построены в 1955-1956 гг.
72.
73. Административное здание, построенное в 1952-м году. В здании, находившемся на месте восточного крыла современного дома, с начала 1940-х годов располагался Первый московский флотский экипаж - войсковая часть 45708, сформированная приказом Наркома Военно-морского Флота СССР № 0780 от 20 августа 1941 года.
74. Взгляд назад.
75. И идём на Восточный мост.
76. Трамвай въезжает на мост со стороны Братцева.
77. И уже знакомые нам по первому рассказу об этой линии служебное кольцо и остановка «Восточный мост».
78. Жалко, что на момент съёмки ещё не было зелени. Недавно просто проезжал на трамвае мимо, кольцо выглядит очень живописно.
79. Трамвай на фоне ещё лужковских человейников 2005-го года. Последнее время ловлю себя на мысли, что в сравнении с ПИКовским кошмаром - подобные дома уже даже отторжения не вызывают особого, скорее даже некоторую приязнь.
80. Ну и на этом всё.
А в следующий раз мы прогуляемся вдоль Сходненского канала до канала имени Москвы и далее вплоть до Щукино и осмотрим местные красоты. Надеюсь, что было интересно. Спасибо за внимание и до скорой новой встречи. Будьте здоровы, живите богато и никогда не старейте душой!