И снова о трамваях. Мартовская прогулка Братцево - Восточный мост

May 20, 2022 00:52

Рад приветствовать вас, дорогие читатели!

Так уж сложилось, что ранняя весна у меня прошла под знаменем трамваев. После уже виденной вами прогулки от Угрешки до Пролетарки, в марте-апреле, я решил плотно заняться трамваями района Тушино, а именно 6-м маршрутом, который уже давно собирался охватить. Но, ввиду того, что он длиннющий, то одного раза не хватило и пришлось делать это в два захода, попутно поснимав другие интересности этих краёв. В общем, сегодня у нас с вами будет прогулка от конечной станции Братцево до Восточного моста. Присаживайтесь поудобнее, надеюсь, что вам понравится!

1. Конечная трамвайная станция «Братцево», что уютно расположилась в сквере у перекрёстка улицы Героев-Панфиловцев и бульвара Яна Райниса на северо-западной окраине Москвы, является достаточно молодой по меркам истории системы московского трамвая. Она была введена в эксплуатацию 21 февраля 1969 года вместе с новой трамвайной линией от несуществующего ныне кольца «Захарково» («Химкинский бульвар») рядом с нынешней (но построенной чуть позже) метро «Сходненская». С момента ввода в эксплуатацию кольцо обслуживает единственный трамвайный маршрут № 6 - Станция метро «Сокол» - Братцево. В 1988 - 2017 годах кольцо обслуживало укороченную версию маршрута № 6 под номером 6к - Восточный мост - Братцево. В настоящее время такой укороченный маршрут пускается нерегулярно.



2. С вводом данного кольца в эксплуатацию, жители нового микрорайона Братцево сразу получили удобную транспортную связь с ближайшим метро (на тот момент «Сокол» и соседними районами). Через несколько лет, в 1975-м году открылась метро «Сходненская» и теперь большинство жителей Братцева используют данный маршрут, чтобы добраться именно до неё. И, пожалуй, наряду с 17-м маршрутом (Останкино - Медведково), маршрут № 6 можно отнести к наиболее скоростным и оттого востребованным, т.к. на всём протяжении (за исключением перекрёстков) идёт полностью по выделенной линии и соответственно не стоит в пробках. Это, конечно, субъективно, но у меня сложилось вот такое мнение.


3. Общий вид конечной. Рядом с домом на заднем плане находится одноимённая автобусная (а ранее и троллейбусная) конечная.


4. 6-й маршрут в настоящее время обслуживают только Витязи и Львята. Трамваи Pesa с 6-го маршрута сняли, равно как и Татры. Только Татры уж точно навсегда, а Pesa пока неясно. Вроде как нашли для них какой-то выход. Я не вдавался в детали, но проблема в том, что там уже достаточно давно не хватает комплектующих и большая часть ПС стоит с поломками в депо, а те, что на ходу, кажется, ходят только по 31-му маршруту. Больше я их нигде не встречал в последнее время.


5. Трамвайная линия в точности повторяет характерный изгиб улицы Героев-Панфиловцев. Впереди остановка «НИИАТ» и сам Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта слева.


6. Слева длинный полукруглый двенадцатиэтажный четырнадцатиподъездный панельный жилой дом серии 1605-АМ/12. Построен в 1980 году. Пишут, что его местное название - «Китайская стена». Кстати, встречал подобное название по отношению к другим длинным домам в других районах.


7. Взгляд назад.


8.


9. Рыжее здание слева - учебно-лабораторный корпус РХТУ им. Д. И. Менделеева.


10. А справа потихоньку уходят в прошлое кварталы хрущёвок. На момент съёмки пару домов были расселены, теперь они уже огорожены, а деревья, разумеется, спилены. Больше всего в таких ситуациях и жалко собственно деревья. Новостройки здесь вырастут, а вот деревья нет.


11. Трамвай и учебно-лабораторный корпус крупным планом.


12. Остановка «Университет им. Менделеева».


13. Двигаемся дальше. Впереди замаячили трубы районной тепловой станции «Тушино-1».


14. Остановка «Туристская улица».


15.


16. Сине-белое здание около РТС - ПАО «МАК Вымпел». Ранее территория и здания на ней принадлежали ОАО «Радиофизика», которая располагается по соседству. Слева - мемориал героям-панфиловцам, в честь которых и названа в 1966 году данная улица.


17. Взгляд назад.


18. Сам мемориал представляет собой памятную стену с именами погибших и статую, изображающую советского солдата, рвущегося в бой с ППШ в руке. На стене закреплена доска с боевым путем тех самых 28 панфиловцев; отмечены такие пункты, как Алма-Ата, Москва, Великие Луки, Истра, разъезд Дубосеково и пр.


19. Трамвай отлично сочетается с трубами РТС, а трубы с ним.


20. Сама РТС построена в 1963 году. Установленная тепловая мощность: 200 Гкал/час. Годовая выработка теплоэнергии: 484 458 Гкал/час.


21. Эстетика панельных домов серии П-43 (1979-1980 гг.).


22. Остановка «Планерная улица» (исторический вариант написания и произношения, как и в случае с одноимённой станцией метро - Планёрная).


23. Потихоньку приближаемся к «Сходненской». Слева здание ПАО «Радиофизика».


24. Вид обратно.


25. Публичное акционерное общество «Радиофизика» - одно из ведущих радиотехнических предприятий России, ведет своё начало от СКБ № 38 завода им. М.В. Хруничева, образованного приказом Минрадиопрома № 385 от 31 декабря 1960 г. В 1966 году на базе СКБ № 38 организовано «Конструкторское бюро радиотехнических приборов» (КБРП). В 1981 году оно переименовано в Научно-исследовательский институт радиофизики им. академика А. А. Расплетина (НИИРФ). В 1993 году предприятие приватизировано и переименовано в Публичное Акционерное Общество «Радиофизика».

Публичное акционерное общество «Радиофизика» (ПАО «Радиофизика») является правопреемником Научно-исследовательского института радиофизики им. академика А.А. Расплетина (НИИРФ), награжденного в 1985 году орденом «Трудового Красного Знамени». Является предприятием радиоэлектронного профиля, специализируется на разработке радиолокационной и радиотелеметрической аппаратуры, средств спутниковой связи, антенной техники и отдельных компонентов.

Также является признанным лидером в разработке антенн для радиолокаторов, систем связи, передачи энергии и других областей применения. Значительную часть разработок составляют фазированные антенные решетки (ФАР). С 1980 года ведётся разработка антенн миллиметрового диапазона волн. Разработаны и выпускаются зеркальные антенны для портативных, стационарных и мобильных станций спутниковой связи (диаметр антенн от 1,2 м до 12,4 м.).


26. Приближаемся к метро. Справа - одна из моих любимых серий панелек - П-55. Люблю их за этот характерный окрас. Построены во второй половине 90-х.


27.


28. Взгляд назад.


29. Остановка «Станция метро „Сходненская“».


30. Поскольку пересечь перекрёсток с бульваром Яна Райниса и Химкинским бульваром прямо по рельсам весьма проблематично, ибо помимо самих трамваев там ещё и машины перекрёстным потоком, то переносимся на другую сторону в обход. Взгляд назад в сторону метро. А заодно, по случаю пятницы (а тогда была пятница) я зацепил себе пивка.


31. С ним сразу стало как-то веселее. А мы тем временем пришли в ту часть района, где линия идёт вдоль старой застройки бывшего города Тушино.


32. Взгляд назад. Примерно здесь располагалось несуществующее ныне трамвайное кольцо «Химкинский бульвар» ("Захарково"). Оно было введено в эксплуатацию в 1958 году вместе с новой трамвайной линией от разворотного кольца «Тушино» ("Восточный мост"). Новое трамвайное кольцо стало обслуживать маршрут № 6 - Площадь Марины Расковой (станция метро «Сокол») - Захарково.

В 1964 году кольцо было переименовано в «Химкинский бульвар». В 1969 году трамвайная линия и маршрут № 6 были продлены до существующей конечной станции «Братцево». Сюда же был продлён трамвайный маршрут № 6к - Площадь Марины Расковой (станция метро «Сокол») - Химкинский бульвар. В таком виде маршрут проработал до 1970 года, после чего был отменён. А кольцо было выведено из постоянной эксплуатации и затем разобрано в 1980-ых годах.


33. Симпатичный дом 1957-го года постройки.


34. А рядом с ним 1954-го (слева) и 1955 года соответственно. Все вместе они составляют как бы единый ансамбль.


35.


36. Сходненский сквер напротив, часть которого ранее занимало трамвайное кольцо. В середине кадра - памятник тушинцам - участникам Великой Отечественной войны (09.05.2005).


37. Взгляд назад.


38. Остановка «Нелидовская улица» и ещё один красивый дом слева.


39. Построен в 1955 году.


40.


41. Даже с арочкой. Красота же!


42. Идём дальше.


43. Очередной симпатичный дом, сохранившийся от послевоенной застройки города Тушино. Построен в 1953 году.


44. Перекрёсток с улицей Фабрициуса. Когда улица входила в состав бывшего города Тушино, то называлась Пионерская. С 1960 года в черте Москвы. В 1964 года для устранения одноимённости переименована в честь советского военного деятеля Яна Фрицевича Фабрициуса (1877-1929), участника Гражданской войны и подавления Кронштадтского восстания.


45. Ещё один милый домик 1955 года на фоне человейника.


46. А вот здесь раньше было одно из некогда довольно многочисленных одноуровневых пересечений трамвайной линии и железной дороги. Перпендикулярно трамвайным путям шёл подъездной путь Тушинского машиностроительного завода от станции Тушино. Сохранилась будка дежурного по переезду (справа).


47. И остатки подъездного пути с двух сторон от трамвайной линии.


48. Красивый в тот день был закат.


49. Вид в противоположную сторону. Сам переезд сохранился, но крестовина уже разобрана. Как, впрочем, и сам ТМЗ. Теперь это памятник ушедшей эпохе, дорога в никуда.


50. Двигаемся дальше.


51.


52. Ещё один симпатичный жилой дом серии I-204-5. Середина 50-х.


53.


54. И по соседству ещё один жилой дом той же серии и тех же лет.


55. В таком чудесном закатном свете даже человейник напротив смотрится как-то человечнее.


56. Взгляд назад. Внезапно первый (и единственный) попавшийся мне за день укороченный маршрут № 6к до Восточного моста.


57. Приближаемся к перекрёстку Сходненской и Лодочной улиц, а также Строительного проезда.


58. Слева остатки исторической застройки 11-го микрорайона Тушина. Конец 40-х - начало 50-х.


59. Домик 1952-го года.


60. Взгляд назад. Справа те самые человейники построенные на месте других домиков 11-го микрорайона, которым повезло меньше.


61. Остановка «Западный мост». Трамвай поворачивает на Лодочную улицу.


62. И вид обратно с другой стороны.


63. Вид с Западного моста на Сходненскую ГЭС № 193. Здесь можно медитировать. Особенно с пивом. Чем многие местные, к слову, и занимаются. Расположена ГЭС в месте забора воды из деривационного канала, который через р.Сходню подпитывает водой Москву-реку. На месте слива этой ГЭС в 1939 г. обнаружен знаменитый «Сходненский череп». Пишут, что это самое древнее (10 тысяч лет) свидетельство присутствия человека в московском регионе, а также самое древнее свидетельство использования ткани в мире.

ГЭС деривационного типа, с закрытым машинным залом и водонапорным бассейном. Оснащена двумя турбинами радиально-осевого типа (Френсиса), диаметр рабочего колеса - 2,5 м, расчетный напор - 34,7 м, частота вращения - 187,5 об/мин, расход воды - 49,5 м3/с; генераторы - вертикальные, зонтичные, типа СВ-546/110-32, мощность 15,0 МВт, напряжение 10,5 кВ.

Вода к турбинам из канала № 305 подается через водонапорный бассейн по металлическим трубопроводам (установленными вместо деревянных в 2005 - 2007 г.г.) внутренним диаметром 4,4 м, толщиной стенок 12 мм и длиной 184,4 м. Для прекращения доступа воды в трубопроводы в аварийных и ремонтных случаях в здании ВНБ смонтированы затворы размером 6 х 6 м. Маневрирование ими осуществляется стационарными лебедками грузоподъемностью 60 тонн. В ВНБ имеется кран грузоподъемностью 25 тонн. Для монтажа и ремонта агрегатов в машинном зале предусмотрен кран грузоподъемностью 125/25 тонн.

Передача выработанной генераторами электроэнергии в энергосистему осуществляется на напряжении 110 кВ по двум ЛЭП 110 кВ через два трансформатора мощностью по 25000 кВА. При ГЭС имеется открытое распределительное устройство, на котором установлены 2 трансформатора 110/10,5 кВ мощностью по 25000 кВА и два трансформатора 10,5/6,6 кВ мощностью по 2500 кВА (для электроснабжения ПС шлюза № 7).


64. Эстетика воздушных высоковольтных ЛЭП.


65. Вид в сторону Восточного моста и улицы Свободы. Справа - территория Московского машиностроительного предприятия им. В. В. Чернышёва (оно же завод «Красный октябрь», он же 500-й завод).

Одно из ведущих предприятий российского оборонно-промышленного комплекса, специализирующееся на выпуске авиационных двигателей. Высокая квалификация сотрудников в сочетании с передовыми технологиями позволяют с полным правом сказать, что сегодня ММП им. В. В Чернышёва является признанным лидером российской авиационной промышленности.

Сегодня ММП им. В В. Чернышёва - это стабильный, современный, модернизированный комплекс, включающий в себя литейное, термическое, сварочное, гальваническое, кузнечно-прессовое, механообрабатывающее, механосборочное, испытательное производства.).


66. Остановка «Новопоселковая улица (по требованию)».


67. Очередной симпатичный домик 1953-го года.


68. И ещё один. Кстати, в хорошем состоянии. Судя по всему, отремонтирован и за него можно не опасаться.


69.


70. Вид в сторону Восточного моста.


71. И взгляд назад.


72. Подходим к служебному трамвайному кольцу «Восточный мост». Там как раз вёлся какой-то вялотекущий ремонт, впрочем, не мешающий эксплуатации.


73. Взгляд назад.


74. Трамвайное кольцо «Тушино» было введено в эксплуатацию в 1944 году вместе с новой, построенной в годы войны трамвайной линией от Авиационной улицы, по которой был запущен маршрут № 6 - Площадь Марины Расковой - Тушино. В 1958 году трамвайная линия и маршрут № 6 были продлены к конечной станции «Захарково», в том же году кольцо стало обслуживать укороченную версию маршрута № 6 под номером 6к - Площадь Марины Расковой - Тушино. В 1969 году кольцо на 19 лет было выведено из постоянной эксплуатации в связи с продлением маршрута № 6к в Захарково. В это же время оно было переименовано в «Восточный мост».


75. В 1970 году маршрут № 6к был отменён и восстановлен лишь в 1988 году. Но на этот раз он дублировал другой участок маршрута № 6 - от конечной станции «Братцево». Для организации данного маршрута был построен новый съезд на кольцо, с этого времени была реализована возможность разворота трамваев с обеих сторон. 18 сентября 2017 года трамвайный маршрут № 6к - Братцево - Восточный мост был отменён во второй раз. Кольцо снова было выведено из постоянной эксплуатации. Но, как мы с вами видели, нерегулярно такой маршрут всё же встретить можно.


76. Кстати, кому интересно - на этом замечательном сайте можно увидеть старые фотографии кольца. И не только его.


77. Остановка «Восточный мост» и отдыхающий на кольце тот самый 6к, который нам встретился ранее.


78. И 6-ка со стороны улицы Свободы.


79. На этом с трамваями пока заканчиваем, а в продолжении повествования ещё раз вернёмся сюда уже с противоположной стороны солнечным днём.


80. И, в качестве завершения, бонусом, закат над оттаивающим после зимы Сходненским деривационным каналом с Восточного моста...


81. ...И с ближнего к кольцу берега. Красивый промышленный пейзаж.


На этом всё. Надеюсь, что вам понравилось и было интересно. Спасибо за внимание и до скорых новых встреч. Будьте здоровы, живите богато и никогда не старейте душой!

жд, архитектура, транспорт, история, фото, прогулки, краеведение, трамвай, Россия, Тушино, Братцево, Москва

Previous post Next post
Up