Солнечный день на Светлом проезде

May 22, 2022 18:53

Физкульт-привет, мои любимые читатели!

Сегодня, прежде чем продолжить обещанный вам в прошлый раз рассказ о 6-м трамвае, я хочу сделать небольшое лирическое отступление и поделиться с вами прогулкой по одному нетривиальному кварталу, а именно 51-му микрорайону Сокола, который состоит всего из одной улицы - Светлого проезда. Дело в том, что, начиная прогулку по маршруту 6-го трамвая с другой стороны, я решил совместить приятное с полезным и, прежде чем пуститься в дальний путь к Восточному мосту, сначала заглянуть в этот потерянный во времени уголок, который всегда как-то незаслуженно обходил стороной. Тем более, что расположен он прямо рядом с трамвайной линией, так что далеко ходить было не нужно.

1. Прогулку начинаем от платформы Стрешнево МЦК, один из выходов с которой ведёт как раз к 51-му микрорайону Сокола.



2. 51-й микрорайон является эдаким Бермудским треугольником, ограниченным с трёх сторон Окружной железной дорогой, Рижским направлением железной дороги и улицей Константина Царёва, вдоль которой также проходит соединительная ветвь № 28 (Серебряный бор - Подмосковная), через которую осуществляется выдача Ласточек на МЦК из ТЧ-96 Подмосковная и наоборот. Фактически, главная и единственная улица микрорайона - Светлый проезд представляет собой замкнутую дорогу в форме прямоугольника со сторонами 250 и 200 метров, которая имеет единственное автомобильное соединение с улицей Константина Царёва, причём через переезд на упомянутой 28-й ветви.


3. В связи со всем вышеупомянутым, транспортная доступность микрорайона всегда была не очень, единственным общественным транспортом были автобусы и трамваи, проходящие по улице Константина Царёва, движение же автомобильного транспорта сильно зависимо от переезда. Впрочем, сейчас Ласточки там ходят не столь часто, а грузовых в последнее время вообще не видать, так что с этим проблема стоит не столь остро. Однако, открытие платформы Стрешнево (да ещё и с возможностью пересадки на Рижское направление (D2) сильно улучшило ситуацию и, вопреки мнению скептиков, местные жители довольно активно ею пользуются.


4. Светлый проезд, а вместе с ним и микрорайон появились в конце 1950-х годов. Застроен он был в основном типовыми кирпичными 4-этажными домами 1957-1959 годов постройки серий I-410 (САКБ) и МГ-1. Своё название проезд получил в 1964 году по предложению жителей района.

Среди местных жителей микрорайон называют «Кукуевка». Как предполагается, такое название появилось из-за железных дорог, которые по периметру окружают квартал. Проходящие со всех сторон поезда нередко издавали гудок «ку-ку» - отсюда и название - «кукуевка». Также пишут, что среди студентов расположенного по соседству МАИ, бытовало название «Кукуй-слобода».


5. Нельзя сказать, что микрорайон чем-то выделяется в архитектурном плане, но благодаря его замкнутости, правильной планировке и низкой этажности, а также большому количеству зелёных насаждений, он выглядит довольно уютным. Там приятно гулять. На фото дом серии МГ-1 1957-го года постройки. Всего таких домов в микрорайоне шесть, они расположены как бы посередине вдоль главной пешеходной аллеи по три с каждой стороны.


6. Соответственно левее и правее от домов серии МГ-1 расположены по две группы дворов, состоящих из двух домов серии I-410 (САКБ), как на фото, смотрящих фасадами друг на друга. Оба дома в этом дворе построены в 1957-м году.


7. Я как-то упустил момент, но, кажется, что недавно в микрорайоне было произведено благоустройство и ремонт домов, потому что раньше здесь всё выглядело не столь презентабельно. При этом отсутствует искусственный "пластмассовый" собянинский лоск, что не может не радовать.


8. Просто чисто, аккуратно, тихо и (внимание!) никаких человейников. Пока.


9. Собственно вот эта чистота да номера на автомобилях - единственное, что выдаёт в этой местности Москву. Если отбросить эти факторы, то микрорайон вполне можно было бы принять за какой-нибудь провинциальный городок.


10. Детские площадки довольно обыденные, но есть в каждом дворе, так что у местной детворы с этим проблем нет. Кстати, вот этот дом на фото, хотя и относится к той же серии, что и соседние - имеет свою особенность, дымовую трубу. Видимо, там во времена оны имелась своя котельная. Также на фото можно заметить замурованную вентшахту, что намекает на наличие бомбоубежища.


11.


12. Главная пешеходная аллея, проходящая через середину микрорайона. Довольно милое местечко. Пенсионер на лавочке читает газету, всё как в старые добрые времена.


13.


14. От главной аллеи по бокам расходятся дорожки, ведущие в каждый из дворов.


15. Дом серии МГ-1 1958-го года.


16. А венчает пешеходную аллею единственный местный «небоскрёб» - пятиэтажный жилой дом серии I-511, построенный позже всех остальных, в 1960 году. Судя по всему, в былые времена на первом этаже располагался магазин или несколько магазинов. Сейчас помещения пустуют. Вообще, надо сказать, с магазинами здесь не очень.


17. Слева от единственной пятиэтажки расположено ещё одно примечательное сооружение - здание мастерской скульптора Д. Б. Рябичева, построенное в 1967-м году. У истоков создания скульптурной мастерской стоял сам выдающийся скульптор современности Дмитрий (Даниил) Борисович Рябичев (1926-1995). Являлся народным художником России, лауреатом Государственной премии СССР, лауреатом Международной премии ЮНЕСКО.

В этой скульптурной мастерской были созданы многие произведения монументальной и станковой скульптуры для городов России и мира, среди которых монумент 14-ти туркестанским комиссарам, установленный в городе Ташкенте, скульптурно-архитектурный ансамбль «Мужество», скульптурно-архитектурный ансамбль в Коломне, посвященный подвигу воинов-коломенцев, погибших в Великой Отечественной войне, Мемориал воинам-сибирякам в городе Омске, памятник дружинникам, участникам боев на баррикадах 1905 года, установленный в Москве на Красной Пресне, и многие другие. Сегодня в Мастерской продолжают работать сын Дмитрия Борисовича скульптор Александр Рябичев и внучка Даниэла.


18.


19. Двор единственной пятиэтажки. Люки в подвальное помещение намекают, что здесь велась выгрузка товаров, которые затем продавались в неработающем ныне магазине/магазинах.


20. А ещё этот двор граничит с гаражами и здесь можно увидеть настоящую коллекцию различных типов советских заборов.


21. И весьма симпатичную детскую площадку.


22. Открытие какого-нибудь Перекрёстка или хотя бы Пятёрочки в пустующих помещениях очень не помешало бы жителям микрорайона, да и транзитным прохожим тоже.


23. Двигаемся обратно в сторону о.п. Стрешнево.


24. Ещё разок дом с трубой с другого ракурса.


25. А теперь взглянем на единственное здешнее производство - Хлебозавод № 24, существующий с 1973-го года (в 2003 году контрольный пакет акций ЗАО «Хлебозавод №24» приобрело ОАО «Хлебозавод №28»).


26. Хотя, точнее будет сказать, что уже не существующий, а существовавший. Во всяком случае всё на это указывает.


27. Если раньше вокруг хлебозавода вкусно пахло свежим хлебом, а на самом производстве чувствовалось какое-то движение, то сейчас здесь царит тишина и хлебом совсем не пахнет. Несмотря на кажущуюся провинциальность, это всё-таки Москва, а хлеб, как известно, вредное производство, похлеще металлургии и нефтепродуктов! И такие производства должны быть немедленно закрыты из заботы об экологии и выведены за пределы МКАД, а лучше всего в Китай. Иронизирую, если кто не понял.


28. Напротив хлебозавода расположен Технический пожарно-спасательный колледж № 57 им. В. М. Максимчука.


29. А вот как выглядит типовой двор микрорайона целиком.


30. За воротами хлебозавода тишина.


31. Видимо, дефективные менеджеры-таки добили производство, лишив людей рабочих мест, а Москву ещё одного собственного предприятия пищевой промышленности. Оптимизировали, так сказать. Теперь остаётся лишь дождаться сноса производства и появления в микрорайоне первого человейника.


32. Такого вон как те, на заднем плане кадра переезда на Светлом проезде через соединительную ветвь № 28 к улице Константина Царёва.


33. Единственным местом в здании завода, где есть хоть какое-то подобие бурления жизни - это вот этот маленький продуктовый магазинчик у переезда.


34. Ветвь № 28. Вид в сторону Подмосковной.


35. И редкий ныне зверь - Pesa Fokstrot 31-го маршрута у остановки «Станция Стрешнево» (ранее «Светлый проезд»).


На этом на сегодня всё. А в следующий раз, как и обещал, пойдём дальше по трамвайным рельсам. Прямо туда, под путепровод Волоколамки на заднем плане и далее. Спасибо за внимание и до скорой новой встречи. Будьте здоровы, живите богато и никогда не старейте душой!

жд, Стрешнево, архитектура, история, фото, прогулки, краеведение, трамвай, Сокол, МОЖД, Россия, Москва

Previous post Next post
Up