Весенний Орёл. Парадный и не очень. Часть 1-я

Jun 19, 2021 02:06

Всех сердечно приветствую! Давненько не удавалось сюда ничего написать, ибо был ужасный дефицит свободного времени, а каждый его миг тратился в основном на прогулки. Но сегодня время наконец появилось, поэтому хочу вам рассказать о не столь уж давней поездке на родину Ивана Сергеевича Тургенева, а именно в губернский город Орёл, которую мы предприняли с моей тульской подружкой Леной.

Маршрут по Орлу я с помощью различных карт, панорам и прочих высоких технологий построил заранее и специально таким образом, чтобы от вокзала сначала пройтись по окрестным промышленным и не только непарадным уголкам города, а затем кружным путём попасть в исторический центр города и уже оттуда вернуться коротким путём обратно на вокзал. Фотографий получилось много, рассказ будет большой, поэтому я делю его на две части: условно непарадную и условно парадную. И начинаю с условно непарадной, чтобы не нарушать хронологический порядок прогулки. Не забудьте запастись чаем, кофе или чем-нибудь покрепче. Ну, а теперь приступим.

1. Как театр начинается с вешалки, так и город обычно начинается для приехавшего в него с привокзальной площади. Здесь нас встречает символ города - орёл и Большой концертный зал Орловской государственной филармонии. Здание построено по проекту архитектора С. А. Мхитаряна и открыто 8 октября 1955 года. Является одним из сооружений, формирующих ансамбль Привокзальной площади. А до 2019 года являлся Дворцом культуры железнодорожников.



2. А вот и сам вокзал со стороны площади. Как вы, наверное, уже заметили, город встретил нас просто-таки проливным дождём и сей факт, разумеется, не слишком радовал. Но всё же мы решили, что пережидать его бесполезно, а поэтому воспользовавшись средствами защиты (это сейчас про дождевик и зонт речь), отправились согласно намеченному плану.


3. Привокзальная улица с ансамблем домов 1953-1959 гг. Конечная автобусно-троллейбусная остановка «Железнодорожный вокзал».


4. Московская улица, которая ведёт из исторического центра в частный сектор за железной дорогой. Одна из крупных магистралей города.


5. Пройдя немного по Московской, мы свернули в ебеня на улицу Энергетиков. Здесь всё как мы любим!


6. Взгляд назад. Улица некоторое время идёт параллельно Курскому направлению МЖД.


7. Эту дорогу, кажется, последний раз ремонтировали ещё про Горбачёве, если не при Брежневе. Справа начинается довольно обширная территория Орловской ТЭЦ, в честь которой улица собственно и названа Энергетиков. Здесь дождь наконец начал немножко ослабевать и наше настроение немного пошло в гору.


8. Тихая, безлюдная промзона. Отличное место, где можно отдохнуть уставшему москвичу от опостылевшего собянинского тотального пиздеца.


9. Градирни. Сама ТЭЦ существует с 31 августа 1946-го года, когда была пущена в работу первая очередь Орловской ТЭЦ - были включены в работу первый котёл и первая турбина мощностью 2000 киловатт. Это событие стало днём рождения Орловской ТЭЦ. В 1948 году введена в эксплуатацию вторая очередь мощностью 6000 кВт. Первые 2 энергоустановки были получены по ленд-лизу. Они и обеспечили электроснабжение города Орла.

В 1977 году началось самое масштабное строительство в истории «Орёлэнерго» - расширение Орловской ТЭЦ тремя энергоблоками высокого давления. ТЭЦ со времени своего рождения прошла 6 очередей реконструкции и расширения, её сегодняшняя установленная мощность в 165 раз превышает уровень 1956 года и составляет 330 тысяч киловатт. В настоящее время Орловская ТЭЦ обеспечивает на 40 % потребность области в электроэнергии и на 70 % потребность города Орла в тепловой энергии.


10. Спустившись от ТЭЦ вниз к Оке, мы пришли к первому объекту, который очень хотелось осмотреть. Это мост-плотина ТЭЦ. Она была построена в 1954 году. До 1973 года действовала как ГЭС, а затем до 1998 была автомобильно-пешеходным мостом после чего проезд для автомобилей был закрыт. Теперь здесь можно встретить только редких прохожих.


11. Ока.


12.


13. Вид на ТЭЦ с плотины. Очень красивое и величественное сооружение. С присущими, кстати, сталинскому времени "рюшечками" типа звёзд и прочего. Но, конечно, состояние оставляет сильно желать лучшего.


14. И ещё вот такой планчик.


15. Затем по служебной лесенке мы поднялись наверх к ТЭЦ. Вид на Оку и город сверху.


16. И плотина с высоты.


17. Потом по вот этой вот дорожке мы двинулись совсем уж в дебри (ну мы же не нормальные туристы!), чтобы обогнуть территорию ТЭЦ сбоку с колючей проволокой и прочими замечательными атрибутами нашего бытия.


18. Ещё один вид с самого верха на плотину, гаражи и новые районы Орла.


19. Туалет для сильных духомЪ.


20. Как оказалось, обходили ТЭЦ мы прямо по территории приводной радиостанции «Орёл». Работала на частоте 605 кГц. Являлась приводной радиостанцией и маркером (радиомаяк дальнего привода ДПРМ аэропорта Орёл-Южный). Была предназначена для привода самолётов, оборудованных автоматическими радиокомпасами, в район аэродрома, выполнения предпосадочного манёвра и выдерживания направления полёта с требуемой глиссадой при заходе на посадку. Надпись на воротах гласит: "Опасно для жизни. СВЧ излучение".


21. Возвращаемся к Московской улице. За железной дорогой она становится Московским шоссе.


22. Очень непривычно поначалу было после Москвы видеть троллейбусы.


23. Местная застройка 1950-х годов с изуродованными деревьями.


24. Угловой дом, формирующий ансамбль этого квартала. 1958 год.


25. Ещё один "рогатенький".


26. Здесь мы свернули на улицу Ляшко, которая состоит в основном из частного сектора, представленного большей частию деревнянными домиками. Этот с виду вроде бы нежилой.


27. Но, если взглянуть на него с другого ракурса, то всё становится уже не столь печально.


28.


29. Привокзальный переулок. Слева - дореволюционный деревянный дом.


30. Гаражи, сделанные из бывших в употреблении грузовых вагонов.


31. Наконец мы вышли на Грузовую улицу с неиспользуемой ныне трамвайной линией. Трамвайное движение здесь закрыто на время ремонта Красного моста в центре города с 1 февраля 2021 года. Сейчас из всей трамвайной системы Орла действует лишь один маршрут, до которого, забегая вперёд, мы так и не дошли.


32. Собственно трамвайная линия нас и интересовала, точнее кольцо в её конце, только другая, на соседней улице Пушкина.


33. Поэтому нам пришлось ещё чуть-чуть побродить по окрестным переулкам.


34. После Москвы, словно, в другой мир попадаешь. У нас такое разве что в Троице-Лыково можно увидеть нынче.


35. Но вернёмся к трамвайным путям. На этот раз на улице Пушкина. Это вид в сторону центра.


36. А это в сторону железной дороги. Взяв в магазинчике справа отличного пива, мы двинулись к цели.


37. Какой-то прямо деревенский уют, но с трамвайной линией! Очень душевное сочетание. Жалко, что трамваи сейчас не ходят.


38. И вот мы подходим к кольцу «Улица Пушкина». Оно было открыто 23 июля 1953 года. Обслуживает маршрут № 3 - Улица Пушкина - завод «Химмаш». Время проезда по всему маршруту 45 минут. В настоящее время взамен трамвая здесь действует компенсационный автобусный маршрут № 3т «Улица Пушкина - ЦУМ».


39. Кольцо как кольцо, вроде бы ничего примечательного, но не совсем...


40. Оно имеет гейт на железную дорогу к железнодорожной станции Орёл. Правда, судя по виду, он давно не используется.


41. Путь на станцию.


42. Взгляд назад.


43. В отличие от разобранного ныне (надеюсь, временно) угрешского гейта в Москве, здесь нет прямой связки трамвайной линии со станционными путями станции Орёл. Трамваи здесь сгружали и ставили на рельсы, а дальше они уже следовали самостоятельно. Хотя, ранее, возможно, соединение и существовало.


44. Станция Орёл. Слева - грузовой двор, справа - пути пассажирского вагонного депо Орёл.


45. Южная горловина станции Орёл. Влево отходит путь к Семинарскому парку станции.


46. Путевая машинная станция № 309 станции Орёл.


47. Ветвь в Семинарский парк. Там расходятся пути на Курск, Льгов и Елец. Таким образом, станция Орёл представляет собой узел, где идущая с севера из Москвы дорога расходится на четыре направления - главный ход на Курск и второстепенные на Елец, Льгов и Витебск, который я не упомянул выше, потому что старая дорога на Витебск ответвляется здесь, в южной горловине станции Орёл.


48. Вообще железные дороги на территории нынешней Орловской области появились благодаря первому крупному проекту строительства и развития железнодорожной сети России в 1860-е годы. Автором проекта новых железнодорожных веток стал министр путей сообщения Павел Мельников. Для первоочередного строительства были предложены 4 ветки:

Южная (Москва - Севастополь), Восточная (Орёл - Елец - Тамбов - Саратов), Западная (Орёл - Смоленск - Витебск) и Юго-Восточная (Екатеринослав - Ростов-на-Дону). Кроме того, предусматривался проект сооружения Юго-Западной магистрали по маршруту Одесса - Брянск. Предпосылками к такому грандиозному сооружению железных дорог стали необходимость быстрых товароперевозок и нужды военно-промышленного комплекса Империи. Средства для строительства были нужны не малые и они были получены оригинальным способом - от продажи Аляски США. По стечению обстоятельств Орловская губерния оказалась в центре будущих железнодорожных магистралей, и это было не случайно. Министр финансов Михаил Рейтнер ожидал от новых железных дорог увеличение экспорта, а как следствие - получение валютных средств на дальнейшее развитие. Орёл же являлся одним из крупнейших сельскохозяйственных центров страны, а имея железнодорожный путь для вывоза продукции, как подчеркивал известный историк Александр Корнилов, он должен был стать главным экспортным узлом страны.

В мае 1864 года был издан указ о начале строительства первой очереди Южной дороги Москва - Орёл. Смета расходов на прокладку путей на разных участках магистрали даже по тем временам впечатляет. В черте Москвы каждая верста пути обошлась в 140 тысяч рублей, до Орла - 45 тысяч за версту, до Курска - 35 тысяч. Путь до Москвы из отдаленных участков страны стал гораздо легче.


49. Станция Орёл.


50. Южная горловина.


51. Справа - гаражи, кладовки, стройгруппа, пилорама дистанции пути ПЧ-25.


52. Ещё немного видов на север.


53.


54. И потихоньку движемся на юг. Влево, как я уже говорил, отходит линия к Семинарскому парку станции, правее - подъездной путь базы «Хозторг Черноземье», справа - тупик, а вот посередине - историческая линия на Запад (Орёл - Смоленск - Витебск).


55. Вот по ней-то мы и прогуляемся.


56. Взгляд назад.


57. И ещё один с рельсовым автобусом и входным светофором станции Орёл.


58. Частный жилой дом у старой железнодорожной линии. Хотел бы я себе такую дачу! Жарить шашлычки с видом на проносящиеся составы...


59. Величественное здание элеватора Орловского мелькомбината. Красота! А вот обслуживается комбинат через подъездной путь от Семинарского парка.


60. А мы идём дальше. Вновь стал накрапывать дождик.


61. Повсюду среди щебня на путях встречались вот такие камушки, напоминающие ягоды. Кто-нибудь может подсказать, что это такое?


62. Взгляд назад.


63. Ливенский путепровод. Построен в 1970 году. По нему проходит ещё одна важная городская магистраль 1-я Курская улица, которая соединяет юг города с Московской улицей.


64. Ещё один взгляд назад через телевичок.


65. Сделав привал под путепроводом, чтобы отдохнуть и переждать усилившийся дождь, мы обнаружили вот такое нетривиальное граффити.


66. Тем временем, дождь кончился и мы пошли к конечной точке прогулки по непарадной части города, а именно в сторону охраняемого моста.


67. Там открываются очень красивые виды, конечно. Перед мостом стоит входной светофор расположенной уже на другом берегу Оки станции Кромская.


68. С помощью телевичка удалось даже заглянуть на саму станцию. Она была открыта в 1891-м году на действующей линии. Сам мост открыт на месте старого, который в свою очередь был открыт в 1868-м году и тогда именовался «Витебским», на каждом берегу и в реке было по одной опоре. Он был разрушен в августе 1943 года. Заново построен после освобождения Орла от нацистских оккупантов. Опор в реке стало две, новый мост железный клёпанный однопутный. Мы ещё взглянем на него со стороны во второй части повествования. Охраняется полицейскими с собаками, поэтому, как вы понимаете пройти по нему нельзя.


69. Поэтому нам пришлось лезть в довольно высоку горку, которая после дождя была раскисшей. И это восхождение превратилось в целый квест с использованием подручных палок в качестве рычагов, но всё же спустя четверть часа мучений эту "гору" мы успешно покорили, отделавшись грязной обувью и были вознаграждены за труды работающей колонкой в 10 метрах от обрыва, где и отмылись. Вид с горки на входной.


70. И на мост с будкой охраны.


71. Ну, а затем мы поступательно двинулись в сторону центра...


Но об этом читайте уже в следующей части повествования. А на сегодня всё. Надеюсь, что было интересно, спасибо за внимание! До скорой новой встречи и, разумеется, будьте здоровы, живите богато и никогда не старейте душой! :)

Орёл, архитектура, история, троллейбус, фото, прогулки, промышленность, трамвай, промзона, Россия, железная дорога

Previous post Next post
Up