Всё ближе финишная черта, после которой история московского троллейбуса закончится. Всё происходит уже совершенно буднично и остаётся только гадать какой маршрут отправят на кладбище истории следующим. На прошлой неделе решил отснять для истории пару маршрутов пока я ещё в Москве и какова же была точность попадания! Интуиция меня не подвела. Вчера стало известно, что с понедельника будут уничтожены маршрут № 22 (16-я Парковая улица - Новорязанская улица) и № 70 (Братцево - Белорусский вокзал). Разумеется, с переводом на "экологически чистые" дизельные автобусы т22 и т70. Таким образом, с понедельника в Москве остаётся всего 7 маршрутов, в 2 раза меньше, чем, например, в Симферополе или Рязани.
У этих маршрутов, хотя они и находились в противоположных концах Москвы, было много общего. Они оба были длинные, популярные у пассажиров. Оба начинались практически от МКАД и оба шли практически до Садового кольца, только один с северо-запада, а другой с востока. Мало того, у обеих их околоМКАДных конечных рядом также расположены конечные трамваев, а обе конечные в центре расположены у вокзалов. При этом оба маршрута шли через очень интересные улицы и районы, поэтому могли бы условно называться даже экскурсионными, но теперь их история закончилась. Теперь пассажиры этих маршрутов будут "наслаждаться" не интересными видами из окна, а запахом дизельного топлива, "спасибо" товарищам Собянину и Ликсутову за наше счастливое детство это.
Как солнце встаёт на востоке, так и я начну с рассказа о восточном маршруте, а именно о 22-м, с которым у меня связано немало воспоминаний времён поздних школьных и затем студенческих лет. Снимки были сделаны в погожий день 26 июля, за чуть больше, чем неделю до снятия маршрута. Давайте вспомним каким был этот маршрут.
1. Сначала я доехал до метро Первомайская и решил прогуляться в сторону конечной (16-я Парковая улица), а уже потом идти в центр.
2. Местные дворики. Вообще приятный район.
3. Много зелени, в основном низкоэтажная сталинская застройка. Красота!
4. 22-й маршрут отличался своим постоянством. Он появился в 1954 г. и стал ходить от Казанского вокзала до Мейеровского проезда (ныне поспект Будённого), затем в том же 1954-м был продлён до 16-й Парковой улицы и более не менялся вплоть до весны этого года, когда из-за строительных работ по
сооружению III и IV путей между Курским вокзалом и Каланчёвской, его конечная была перенесена от фабрики «Большевичка» на несколько сот метров к новому кольцу Новорязанская улица. Чем руководствовались, создавая новое кольцо, чтобы через 4,5 месяца снять маршрут навсегда - понять сложно. Впрочем, действия московских властей по отношению к троллейбусу вообще не поддаются логике и здравому смыслу.
5. Теперь уже бывшая конечная троллейбусная станция «16-я Парковая». Была введена в эксплуатацию в 1954 году вместе с длинной троллейбусной линией от конечной станции «Мейеровский проезд» (Проспект Будённого) по Вельяминовской, Ткацкой улицам, Измайловскому шоссе и Первомайской улице. Также с момента постройки до примерно 1993 года существовало троллейбусное кольцо по 15-й Парковой, Нижней Первомайской и 16-й Парковой улицам, отметка у диспетчера при этом осуществлялась на остановке «16-я Парковая улица». В 1993 году для оборота троллейбусов была организована отдельная площадка рядом с трамвайной станцией, а разворотное кольцо вокруг 11-го квартала Измайлово было выведено из эксплуатации и демонтировано.
Со дня ввода в эксплуатацию станция обслуживала единственный троллейбусный маршрут № 22 - 16-я Парковая улица - Комсомольская площадь (Фабрика «Большевичка»). В 1992-1993 и 2005-2007 годах существовала укороченная версия этого маршрута: № 22к - 16-я Парковая ул. - Электрозаводский мост, перенумерованная в № 87. Маршрут № 87 просуществовал до 3 августа 2015 года, но в последующие годы периодически возобновлял свою работу на время ремонта трамвайных путей и закрытия Арбатско-Покровской линии метро.
3 августа 2020 года троллейбусный маршрут № 22 был закрыт и переведён на обслуживание автобусами. Вмести с ним была закрыта конечная троллейбусная станция «16-я Парковая» и троллейбусные линии по Первомайской улице Измайловскому шоссе, Ткацкой, Вельяминовской, Большой Семёновской улицам, Электрозаводскому мосту, Бакунинской, Спартаковской и Новорязанской улицам.
6. По соседству уютно расположена одноимённая конечная ещё одного вида электротранспорта, а именно трамвая. Она была открыта в 1951 году вместе с новой трамвайной линией по Первомайской улице от Измайловского посёлка (в районе 12-й Парковой улицы). На момент открытия кольцо обслуживало 2 трамвайных маршрута: № 32 - 16-я Парковая улица - Комсомольская площадь (1951-1993), укороченные рейсы маршрута № 32к - 16-я Парковая улица - станция метро «Семёновская» (1951-1956; 1986-1988) и № 34 - 16-я Парковая улица - Новогиреево (Перово поле) (обслуживается с момента открытия кольца).
С 1956 года кольцо обслуживается трамваями маршрута № 11, а с 2019 года в ходе реформирования трамвайной сети в Москве сюда был продлён 12-й маршрут, возникший в результате объединения маршрутов 12 и 34к. В то же время 34-й маршрут был укорочен до метро «Семёновская». Таким образом, ныне кольцо обслуживает маршруты № 11 - Останкино - 16-я Парковая улица; № 12 - 2-я улица Машиностроения - 16-я Парковая улица; № 34 - Станция метро «Семёновская» - 16-я Парковая улица.
7. 22-й на фоне симпатичного жилого дома постройки 1953-го года. К сожалению, некоторые фото приходилось делать против солнца, но уж таково было время на часах, ничего не попишешь.
8. А вот ещё один интересный дом с "излишествами". Построен по индивидуальному проекту в 1955 году.
9. В сторону 16-й Парковой.
10. Ещё один симпатичный дом 1949-го года. Их там вообще достаточно много, люблю такие улицы.
11.
12. Приближаемся к метро «Первомайская».
13.
14. Это уже у метро. Ну очень уютная улица.
15. Взгляд назад. Входы в метро расположены справа и слева за кадром.
16. Именно такими должны быть улицы современного города - троллейбусно-трамвайными. Но...
17. Ещё один интересный дом, построенный в 1951 году. Относится к исторической послевоенной застройке Измайлова.
18. И мощная более поздняя семиэтажная "сталинка" 1954-го года. Вид в сторону МКАД.
19. Надо сказать, раньше я, конечно, бывал в этом районе, но как-то всегда мимолётно, а не прогулочно. В этот раз удалось в полной мере оценить его уют. Та самая старая Москва, которой всё меньше и меньше за стеклобетонными собянинскими истуканами.
20.
21. Хотя, и этот район не избежал застройки человейниками.
22. Угол 3-й Парковой улицы.
23. 3-я Парковая. Раньше здесь ходил 51-й троллебус (Станция метро «Измайловская» - площадь Соловецких Юнг), заменён на дизельный автобус Т51 03.06.2017 г.
24. Перекусил в Макдональдсе и обратно на Первомайскую.
25. Виновник прогулки на фоне домика 1951 года.
26. А вот и вновь наш знакомый с первого фото с белым номером на чёрном фоне. Сделал круг.
27. Измайловский дом культуры «Строитель». Построен в 1952 году по проекту рхитектора Г. Я. Чалтыкьяна, перед ним по выходным разбивают ярмарку.
28. Последний отрезок Первомайской улицы перед обширной парковой зоной. Очень величественная застройка. Справа - 12-й квартал Измайлова, который состоит, в основном, из домов, построенных по индивидуальным проектам пленными немецкими военнослужащими в 1950-е гг. Первоначально южная часть застроена многоквартирными деревянными домами в 1930-е гг. Слева - 1-й и 2-й кварталы Измайлова, которые также возведены в основном в 50-е на месте деревянных домов.
29. Самый, на мой взгляд, красивый дом переменной (от пяти до восьми) этажности 1952 года.
30.
31. Взгляд назад.
32. Перспектива улицы с электротранспортом. Теперь точно такой же кадр сделать будет уже невозможно.
33. Участок Первомайской улицы через зелёную зону. Слева за забором
электродепо «Измайлово» (ТЧ-3), обслуживающее Арбатско-Покровскую линию метро и собственно Измайловский лесопарк.
34. Справа - роща, имеющая в народе прозвище «пьяной», так как через дорогу, на первом этаже здания, располагался винный магазин. За ней расположен Серебряно-Виноградный пруд и музей-заповедник - усадьба «Измайлово». Про неё я как-нибудь отдельно расскажу, у меня отснят небольшой зимний материальчик.
35. Взгляд назад.
36. Стадион «Ракета».
37. Трамваи здесь поворачивают в лесопарковую зону.
38. Измайловское шоссе.
39. Вид обратно.
40. Красиво, уютно.
41. Рядом с метро «Партизанская», на заднем плане путепровод МОЖД (МЦК).
42. Остановка ТПУ «Партизанская».
43. ТПУ и гостиничный комплекс «Измайлово». Построен для обслуживания XXII Олимпийских игр, проходивших в Москве в 1980 году. Состоит из пяти 30-этажных, идентичных по планировке, жилых корпусов общей вместимостью 10.000 мест: «Альфа», «Бета», «Вега», «Гамма» и «Дельта», поэтому в народе известен как "АБВГДейка" (по буквенным наименованиям своих корпусов).
44. У путепровода МОЖД.
45. Взгляд назад.
46. Ткацкая улица. Про неё я подробно рассказывал
здесь.
47. А вот и снова наш старый знакомый.
48. Люблю Ткацкую, она тоже очень уютная.
49.
50. Когда гулял по Ткацкой (ссылка выше), пропустил западное крыло бывшего Евангелическое убежище для детей, выходящее на улицу Ибрагимова. Построено в 1900 году. 1 мая 1920 г. здесь открылся Рабочий дворец им. В. М. Загорского. В 1988 г. открыт районный молодёжный центр с выставочными залом.
51. 22-й на фоне 3-го цеха НПЦ газотурбостроения «Салют».
52. Взгляд назад.
53.
54. Начало Ткацкой.
55. 22-й поворачивает на Вельяминовскую улицу в сторону Семёновской площади.
56. Вельяминовская тоже довольно зелёная. Названа в конце XIX века по фамилии геодезиста Вельяминова, участвовавшего в планировке окружающей местности под названием Благуша, которая начала застраиваться и вскоре была включена в пределы Москвы.
57.
58. Остановка Станция метро «Семёновская».
59. Пересекаем Щербаковскую улицу и направляемся дальше к проспекту Будённого.
60. Взгляд назад к Семёновской площади и Щербаковской улице.
61. У поворота на Измайловское шоссе. Мы уже были на Измайловском шоссе, а теперь мы снова на нём. А всё дело в том, что Измайловское шоссе состоит из двух отделённых друг от друга частей, первая часть Измайловского шоссе проходит по территории района Соколиная Гора, вторая - по территории района Измайлово. Первую и вторую часть разрывают Окружной проезд, МОЖД, Северо-Восточная хорда и Вернисажная улица.
62. На фоне Храма Воскресения Христова. Построен в 1855 году в основном на средства купца М. Н. Мушникова, а также пожертвования прихожан на Семёновском кладбище (основан в 1771 году в связи с эпидемией холеры). Детали убранства - по эскизам архитектора К. А.Тона. Главный престол - Воскресения Христова, приделы - иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (северный ) и святого равноапостольного князя Владимира (южный).
В 1901 году реконструирована трапезная и колокольня (арх. А.П.Михайлов), на хорах устр. придел свт. Николая Чудотворца. В 1930-е годы был закрыт. Обезглавлен, со стороны улицы сбит архитектурный декор Шатровая колокольня с восьмигранным ярусом звона разобрана. Сделаны пристройки. В здании храма размещались цеха. В 1956 году снесено кладбище, на его месте разбит сквер. Богослужения возобновлены в 1998 году.
А троллейбусные провода влево уходят к недействующему кольцу «Проспект Будённого», которое в 1954-м недолго было конечной 22-го маршрута, а также обслуживало маршруты № 25 - Проспект Будённого - Лубянская площадь (1957 г.- 2014 г.); № 25к - Проспект Будённого - Комсомольская площадь (Фабрика „Большевичка”) (2007 г.-2008 г.); № 45 - Проспект Будённого - 4-я Кабельная улица (2004 г.- 2014 г.); № 88 - Проспеки Будённого - Комсомольская площадь (Фабрика „Большевичка”) (2008 г.-2017 г.).
63. И вновь наш старый знакомый! Слева улица Семёновский вал, впереди - Большая Семёновская улица.
64. Взгляд назад.
65. Большая Семёновская.
66.
67. Остатки промышленной застройки бывшего Октябрьского деревообрабатывающего комбината у Электрозаводского моста. В 1923 г. по адресу Большая Семёновская улица, 11, располагалась фабрика «Привод» (б. Саутам) треста «Техноткань». В 1930 г. - ткацкая фабрика № 2 - филиал фабрики «Шерсть-сукно». Позже здесь стал располагаться Октябрьский ДОК, также известный как деревообделочная фабрика 2-го часового завода, ДОЗ Главчаспрома и др. Ныне - бизнес-центр.
68. Электрозаводский мост. Построен в 1954 году по проекту инженеров Ю. Ф. Вернера, С. М. Замятина и архитектора С. П. Леонтовича на месте Рубцовского (или Покровского) моста.
69. Линия на улицу Гастелло раньше обслуживала маршрут № 32 - Уссурийская улица - Гаражная улица, который был переведён на дизельные автобусы 29.04.2017 г.
70. Прошли пути Казанского направления. Взгляд назад. Справа - заводская застройка завода № 9 сложной телефонно-телеграфной аппаратуры НКС.
71. Большая Почтовая улица.
72. Переведеновский переулок.
73. 22-й на фоне Храма Николая Чудотворца в Покровском. Построен во 2-й половине XVIII - XIX вв. Архитекторы П. П. Зыков, А. А. Назаров. Богоявленское благочиние. Главный престол освящён в честь Николая Чудотворца, приделы - в честь апостолов Петра и Павла, в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы. В мае 1931 г. было принято решение о закрытии храма, в апреле 1932 г. начали разборку и переоборудование храма под хлебозавод. Сломали колокольню, надстроили над трапезной храма этажи, внутри появились перекрытия. Хлебозавод действовал до 1986 г. и был закрыт из-за аварийного состояния. Возвращён Русской Православной Церкви в 1992 г. В 1995 г. возобновились регулярные богослужения. Под руководством архитектора-реставратора В.Н. Шарапова храм восстановлен в прежнем виде, в 2006 г. воссоздана колокольня.
74. Дом причта Московской Покровской общины сестёр милосердия. Построен в 1902-04 годах. Архитектор И. С. Кузнецов.
75. Исторический квартал на Бакунинской улице (до 1918-го года улица называлась Большой Покровской). В основном состоит из жилых домов конца XIX - начала XX века и исторических корпусов пуговичной фабрики им. Балакирева.
76. Взгляд назад.
77. Архитектурный ансамбль построен в 1880-е гг. До революции - пуговичная фабрика Акционерного общества «Бенно Ронталлер» (позже «Ронталлер Б. и К°»), основанная в 1888 г. купцом саксонского происхождения Бенно Бернгардовичем Ронталлером. На фабрике изготовлялись кокосовые пуговицы. После революции стала называться Первой Государственной пуговичной фабрикой треста «Моспластмасс», ей было присвоено имя Н. Балакирева (рабочего фабрики, участника трёх революций и гражданской войны). Выпускала пуговицы кокосовые, пальмовые, роговые и других видов, запонки и пряжки.
В 1941-1945 гг. выпускала военную продукцию - противогазы, химические грелки, гильзы для патронов. В 1980-х гг. стала головным предприятием Московского производственного пластмассово-фурнитурного объединения. Была оснащена высокопроизводительным оборудованием по выпуску высококачественных термостойких пуговиц около 300 моделей из полиэфирных пластиков. В 1990-е гг. стала называться ООО «Балакиревка». В настоящее время не работает.
78. Ещё пару дореволюционных особнячков, а дальше сплошь позднесоветская застройка.
79. Остановка Бакунинская улица, 84.
80. Спартаковская площадь. Закат над ТТК.
81.
82. Взгляд назад. Вдали виднеются трубы-гиганты ТЭЦ-23 в Гольяново.
83. Это был последний троллейбусный маршрут в этих краях.
84. 22-й на Спартаковской улице на фоне величественного Богоявленского кафедрального собора в Елохове. Известно, что первый каменный храм на месте деревянного был выстроен в 1717-22 годах. В 1790-92 годах были перестроены трапезная с приделами (Благовещения и свт. Николая) и колокольня. В 1799 году в этой церкви был крещён Александр Пушкин. Крестным отцом Пушкина стал Артемий Иванович Бутурлин, дальний родственник матери поэта, Надежды Осиповны. «Мая 27. Во дворе колежского регистратора Ивана Васильева Скварцова у жильца его Моёра Сергия Львовича Пушкина родился сын Александр. Крещён июня 8 дня. Восприемник граф Артемий Иванович Воронцов, кума мать означенного Сергия Пушкина вдова Ольга Васильевна Пушкина».
В 1837 году старая церковь была почти полностью разобрана, а на её месте к 1845 году архитектором Е. Д. Тюриным было создано пятикупольное здание собора с включением части построек конца XVIII века. Освящение состоялось 18 октября 1853 года и было совершено Филаретом, Митрополитом Московским и Коломенским. В 1889 году трапезная надстроена архитектором П. П. Зыковым (вторым). В 1929 году живопись купола собора была реставрирована архитектором И. С. Кузнецовым.
Храм никогда не закрывался, хотя неоднократно был на грани закрытия в административном порядке: 1 марта 1930 года Московский облисполком принял постановление о закрытии церкви - решение было отменено 30 июня того же года Президиумом ВЦИК; 22 июня 1941 года, в воскресенье, по окончании литургии, власти предполагали закрыть собор, но решение было отменено - предположительно ввиду начавшейся в тот день войны с Германией. Собор приобрёл особое значение в 1933 году в связи с размещением недалеко от него канцелярии и резиденции митрополита Сергия. После закрытия 2 июля 1938 года собора Богоявления в Дорогомилове собор в Елохове стал Патриаршим Кафедральным - до 1991 года, когда таковым стал Успенский собор в Кремле. В 1943, 1945, 1971 и 1990 годах в нём происходили церемонии интронизации Московских Патриархов.
85. Комплекс городской усадьбы XVIII в. с флигелями (Усадьба Воронцовой), ныне - библиотека имени А.С. Пушкина.
86. Новорязанская улица. Она была проложена в 1877 г., а у названия её весьма нетривиальная судьба. Сначала она была названа в 1909 г. Новорязанской как новое продолжение ранее уже существовавшей Рязанской улицы, названной в свою очередь по близости к Рязанскому (ныне Казанскому) вокзалу. В 1923 г. была переименована в Новую Рязанскую улицу В 1929 г. улицы Рязанская и Новая Рязанская были объединены под общим именем Рязанской улицы, а в 1955 г. улица окончательно получила современное название во избежание путаницы с иными «рязанскими» названиями.
87. Взгляд назад. Поворот на Спартаковскую. На заднем плане - жилой дом 1941 года.
88. Закат на Новорязанской.
89. У остановки Спартаковская улица, на заднем плане - конструктивистский жилой дом 1932-го года постройки.
90.
91. Справа памятник архитектуры - Гараж на Новорязанской улице. С 1948 по 2014 год здесь располагался 4-й автобусный парк ГУП «Мосгортранс». Возникновение гаража на Новорязанской улице связано с ростом использования грузового автотранспорта в Москве в начале ХХ века. Первые грузовики появились на улицах города в сентябре 1907 года и предназначались для перевозки дров. В 1924-1925 годах Московское коммунальное хозяйство заказало партию немецких грузовых машин для городских нужд. К началу 1928 года их количество достигло 290 штук. Для размещения автомобилей потребовалось строительство гаража.
Работу над проектом поручили новатору, автору павильона СССР на выставке декоративного искусства в Париже 1925 года, Константину Мельникову. Для нового гаража на Новорязанской улице был отведён небольшой клиновидный участок земли. Вопреки ожиданиям Московского коммунального хозяйства, прямоточной системе расстановки Мельников предпочел более экономичную тупиковую. По причине небольшого размера участка строительства, гараж был решён в форме подковы, вдоль изгиба которой расположились парковочные места для грузовиков. Такая система позволила компактно разместить максимальное количество автомобилей, а также обеспечить их беспрепятственный въезд и выезд.
Главный фасад здания, выходящий на Новорязанскую улицу, был устроен в виде нескольких кирпичных выступов килевидной формы. В торце каждого выступа располагалось по паре ворот - для разнонаправленного движения автотранспорта. До настоящего времени сохранилась только одна пара ворот - все остальные были заложены кирпичами. Работа над инженерным решением здания была поручена соавтору Константина Мельникова Владимиру Шухову, изобретателю конструкций пространственных плоских ферм. Его инженерные решения были применены при проектировании перекрытий Музея изобразительных искусств им. Пушкина, Московского главного почтамта, Бахметьевского гаража, Киевского вокзала в Москве. Для гаража на Новорязанской улице инженер разработал несущие конструкции, не требовавшие большого количества опор. Это помогло увеличить вместительность здания. Гаражный комплекс был рассчитан на 250 крупногабаритных автомобилей.
В 1948 году гараж сменил профиль - с 19 октября на его базе заработал 4-й автобусный парк. В 2005 году мэрия Москвы приняла решение освободить гараж на Новорязанской от первоначальных функций и построить для «Мосгортранса» новые помещения на окраине города в районе Новокосино. С декабря 2013 года началась «оптимизация 4-го автобусного парка», включавшая вывод 4-го автобусного парка с основной территории на Новорязанской ул., а также с площадок на Рижской и Хапиловке и полным перебазированием парка на территорию в Новокосино. В 2014 году завершился процесс перевода парка на территорию в Новокосино. После освобождения гаража Мосгортрансом здание предполагалось приспособить под супермаркет, затем было решено открыть там музей «Московский транспорт». В 2017 году был объявлен тендер на проект реставрации и приспособления гаража под выставочное пространство. Проект приспособления гаража под музей был выполнен проектной компанией «Мераком». Автобусы, обслуживающие пассажирские маршруты Москвы, оставались в гараже до 2017 года.
92. Памятник архитектуры «Жилой дом работников трамвайного парка», построен в 1910-1911 гг. Является выявленным объектом культурного наследия: «Ансамбль зданий Рязанского трамвайного парка, 1910-1911 гг., архитектурная мастерская гражданского инженера М .К. Поливанова».
93. Остановка 2-й троллейбусный парк. Название, скорее всего, доживает последние дни. Парк закрыт. Кстати, это именно он ранее являлся Рязанским трамвайным парком и позже стал троллейбусным. Такая же метаморфоза происходила и с некоторыми другими транспортными предприятиями, например, Краснопресненским трамвайным депо или Миусским трамвайным депо.
94. А вот как 22-й уходил в Новокосинский парк. Доезжал до поворота на 1-й Басманный переулок, где расположена техническая линия.
95. Затем водитель переставлял штанги и троллейбусы уходили по 1-му Басманному на Новую Басманную и следовали по части бывшего
маршрута № 24 (метро «Красные ворота» - метро «Авиамоторная»), а затем выезжали на шоссе Энтузиастов и следовали в парк.
96. А вот и бывший 2-й троллейбусный парк, он же расформированная площадка «Новорязанская» филиала «Восточный» ГУП «Мосгортранс». Рязанский трамвайный парк строился в 1910-1911 гг. на территории, которая была передана городу правлением Московско-Казанской железной дороги. Ансамбль зданий, в который вошли: вагонный сарай (1910-1911), здание амбулатории, мастерских и гаража (1910), дом администрации (1910) и проходная (1910), был спроектирован в архитектурной мастерской гражданского инженера М.К. Поливанова. Ввод Рязанского трамвайного парка в эксплуатацию состоялся 1 апреля 1911 г., на линию стали выходить вагоны, переданные из закрываемого Сокольнического трамвайного парка (ныне - СВАРЗ).
В 1918 г. Рязанский трамвайный парк был законсервирован, на его территории хранились отставленные от работы трамвайные вагоны. Лишь к годовщине Октябрьской революции, 7 ноября 1925 г., удалось ликвидировать "трамвайное кладбище", восстановить трамвайный парк и снова обеспечить штатный выход вагонов на линию. В ноябре 1931 г. Рязанский трамвайный парк был назван в честь Н.Э. Баумана. В 1932 г. вместе с другими трамвайными предприятиями Рязанский трамвайный парк им. Баумана получил статус трамвайного депо. Постепенное снятие трамвайных линий в центре Москвы и развитие окраинных линий привело к необходимости перебазирования трамвайного депо на новую площадку. В соответствии с приказом № 4 Управляющего «Мострамвайтреста» от 5 января 1937 г. «О переводе трамвайного Бауманского депо в Ростокино и переоборудовании освобождаемого помещения под троллейбусное» подвижной состав Рязанского трамвайного депо им. Баумана был постепенно переведён на территорию запущенного в 1933 г. Ростокинского грузового трамвайного депо, которое вместе с пассажирскими вагонами получило и наименование в честь Н.Э. Баумана.
Трамвайное депо им. Баумана было передислоцировано с Новорязанской улицы (дом 23) весной 1937 г. в Ростокино (приказ №4 Управляющего "Мострамвайтреста" от 5 января 1937 г. "О переводе трамвайного Бауманского депо в Ростокино и переоборудовании освобождаемого помещения под троллейбусное"), а освободившееся помещение было переоборудовано под второй троллейбусный парк (для стоянки 70 машин и ремонтного цеха на 36 мест). В апреле этого года в парке и на подходах к нему была смонтирована контактная сеть, 9 июня он был введен в эксплуатацию. В послевоенные годы парк был превращен в испытательный полигон всех новых моделей троллейбуса: ТБЭС (в 1955 г. для выставочной линии "В"), ТБУ-1 (июль 1955 г.), ЗиУ-5 (в феврале 1959 г.), ЗиУ-7 (1967 г.), ЗиУ-9 (в декабре 1969 г.). В 1954 г. парк стал обслуживать внутривыставочную линию 9,5 км. на территории нынешнего ВВЦ (ВДНХ). В декабре 1991 г. в парке - 271 машина: 44 ЗиУ-10 и 226 ЗиУ-9. В 1995 г. в парке было 242 троллейбуса ЗиУ-9 и ЗиУ-10. В 1998 г. прибыл первый троллейбус ТролЗа-52642. В 1990-е годы планировалось построить филиал парка - открытую площадку на 100 троллейбусов в Измайлово, на Щелковском шоссе рядом с заводом "Хроматрон". Однако, позднее от этого проекта отказались. В 2008 г. во 2-й троллейбусный парк поступил первый опытный троллейбус ЛиАЗ-52802, построенный на Ликинском автобусном заводе на базе автобуса ЛиАЗ-5292. Данная конкретная модель так и осталась в виде единственного опытного экземпляра, в серию пошли лишь её дальнейшие модификации.
В том же 2008 г. предприятие снова получило партию новых сочленённых троллейбусов (5 машин Тролза-6206.00 «Мегаполис» и 2 машины ВМЗ-62151 «Премьер»), следующая партия из 3 машин Тролза-6206.01 «Мегаполис» и 2 машин ВМЗ-62151 «Премьер» пришла в 2010 г., ещё один троллейбус ВМЗ-62151 «Премьер» под № 2667 пришёл в парк в сентябре 2011 г., став последним поступившим в парк сочленённым троллейбусом, а также одним из последних сочленённых троллейбусов в целом по Москве.
97. 2-й троллейбусный парк на протяжении всей своей истории испытывал неудобства с размещением большого количества машин, поэтому уже в конце 1980-х гг. планировалось построить филиал парка в Измайлово - открытую площадку на 100 троллейбусов в Измайлово, на Щёлковском шоссе рядом с заводом «Хроматрон». Однако, позднее от этого проекта отказались в пользу строительства нового полноценного троллейбусного парка в Новокосино.
В 1997 году началось строительство нового троллейбусного парка в Новокосино на 150 машино-мест, растянувшееся в итоге на 8 лет. 30 декабря 2005 парк был официально открыт как «площадка Новокосино» 2-го троллейбусного парка. До 2009 года парк принимал на отстой и мелкий ремонт около двух десятков троллейбусов, обслуживавших 77-й маршрут. Летом 2009 года на новую площадку с основной территории 2-го троллейбусного парка были переведены маршруты № 22, 30, 53, 64, 68, 77 и 87.
В феврале 2014 г. троллейбусный парк в Новокосино был передан на обслуживание 4-му автобусному парку в качестве троллейбусной площадки. 21 мая 2015 года 4-й автобусный парк был переименован в Новокосинский автобусно-троллейбусный парк ГУП «Мосгортранс», а уже 1 августа 2015 года в состав НАТП был включён 2-й троллейбусный парк, таким образом, бывшая основная территория уже сама стала филиалом.
1 августа 2016 года Новокосинский автобусно-троллейбусный парк при слиянии со 2-м и 10-м автобусными парками образовал филиал «Восточный» ГУП «Мосгортранс», бывший 2-й троллейбусный парк стал в этом предприятии площадкой «Новорязанская». В последние годы с данной площадки осуществлялся выпуск на следующие маршруты: № 14 - Платф. Северянин - Электрозаводский мост (передан в апреле 2014 г. из 6-го парка); № 22 - 16-я Парковая ул. - Комсомольская пл. (передан в Новокосино); № 23 - Уссурийская ул. - станция метро «Измайловская» (отменён 14 июня 2017 г.); № 24 - Авиамоторная ул. - станция метро «Красные Ворота»; № 25 - Просп. Будённого - Лубянская пл. (отменён 4 июля 2014 г.); № 30 - Пр. Энтузиастов - станция метро «Выхино» (передан в Новокосино из 4-го парка 26 сентября 2009 г.); № 32 - Уссурийская ул. - Гаражная ул. (отменён 29 апреля 2017 г.); № 41 - Уссурийская ул. - Комсомольская пл.; № 45 - Лубянская пл. - 4-я Кабельная ул. (перенумерован в м8 8 октября 2016 г., отменён 10 июня 2017 г.); № 51 - Пл. Соловецких Юнг - станция метро «Измайловская» (отменён 3 июня 2017 г.); № 53 - Платф. Новогиреево - станция метро «Таганская» (передан в Новокосино); № 55 - Пл. Соловецких Юнг - станция метро «Первомайская» (отменён 11 февраля 2017 г.); № 64 - Ивановское - станция метро «Выхино» (передан в Новокосино); № 68 - Ивановское - пр. Энтузиастов (передан в Новокосино, отменён 3 августа 2015 г.); № 77 - Ивановское - ул. Плеханова (передан в Новокосино); № 83 - Уссурийская ул. - станция метро «Преображенская площадь»; № 87 - 16-я Парковая ул. - Электрозаводский мост (передан в Новокосино, отменён 3 августа 2015 г.); № 88 - Просп. Будённого - Комсомольская пл. (отменён 5 июня 2017 г.).
23 июня 2017 года стал последним днём работы площадки «Новорязанская». Перед её закрытием маршруты № 14, 24, 41 и 83 были переданы на площадку в Новокосино филиала «Восточный», либо же в 6-й троллейбусный парк, где также постепенно были отменены. Остальные же маршруты (23, 25, 32, 45 (м8), 51, 55 и 88) к моменту закрытия площадки уже были отменены и заменены аналогичными автобусными маршрутами.
Бывший 2-й троллейбусный парк стал третьим расформированным троллейбусным парком Москвы. 7 ноября 2003 года была закрыта старая территория 5-ого троллейбусного парка им. Артамонова, а 11 апреля 2014 года был закрыт 4-й троллейбусный парк им. Щепетильникова. В 2017 году было принято решение разместить на базе бывшего Рязанского трамвайного парка и соседнего с ним «Гаража на Новорязанской ул.» (бывшего 4-го автобусного парка) музей «Московский транспорт». В настоящее время территория бывшего парка является площадкой хранения списанных троллейбусов.
98.
99. Построенное 19 марта 2020 г. и теперь уже никому не нужное кольцо «Новорязанская улица» .
100. Вот такая история. Прощай, 22-й!
Спасибо за внимание! Будьте здоровы, живите богато!