Тушино осталось без троллейбуса. 70-й не дожил до конца лета

Aug 03, 2020 17:21

Как и 22-й маршрут, про который я рассказывал в предыдущем посте, с сегодняшнего дня отменяется и переводится на "экологичные" дизельные автобусы другой интересный и самобытный маршрут № 70 (Братцево - Белорусский вокзал). Таким образом Северное и Южное Тушино, а также Покровское-Стрешнево остались совсем без троллейбуса. Также практически полностью (за исключением короткого участка от Белорусского вокзала до ТТК) остался без троллейбуса и Ленинградский проспект.

Как я уже упоминал, интуиция не обманула меня в предчувствии какие маршруты пойдут на "убой" следующими и я точно угадал, что это будут именно 22-й и 70-й. Поэтому смог спокойно и неспешно отснять их на память. Съёмки производились 27 и 30 июля. Давайте поглядим и запомним каким был этот самобытный и живописный маршрут "рогатого", вместо которого теперь будет загрязнять и без того загрязнённую московскую атмосферу очередной вонючий автобус.

1.



2. Как и в случае с 22-м троллейбусом, дальняя от центра конечная Братцево у 70-го располагалась рядом с одноимённой конечной трамвая. Трамвайное кольцо «Братцево» было введено в эксплуатацию в 1969 году вместе с новой трамвайной линией от кольца «Захарково» («Химкинский бульвар»). С момента ввода в эксплуатацию кольцо обслуживает единственный трамвайный маршрут № 6 - Станция метро «Сокол» - Братцево. В 1988 - 2017 годах кольцо обслуживало укороченную версию маршрута № 6 под номером 6к - Восточный мост - Братцево.


3. 70-й прибывает на конечную Братцево. Перекрёсток бульвара Яна Райниса, улицы Героев-Панфиловцев и Светлогорского проезда.


4. 70-й маршрут появился в 1976-м году и ходил от Братцево до метро «Аэропорт», в том же году в связи с ликвидацией круга у «Аэропорта» был продлён до Белорусского вокзала и с тех пор был неизменным, кроме периода с 21.07.2007 до 08.09.2011, когда рейсы в сторону Братцево в связи со строительством развязки и АБТ заезжали на Ленинградское шоссе и, развернувшись под мостом Победы, огибали стройку и заходили на Волоколамку с Ленинградки у Гидропроекта.


5. Конечная троллейбусная станция «Братцево» была введена в эксплуатацию в 1976 году вместе с новой троллейбусной линией от Больницы МПС по Волоколамскому шоссе, улице Свободы, Химкинскому бульвару и бульвару Яна Райниса. С момента открытия станция обслуживала троллейбусный маршрут № 70 - Братцево - Белорусский вокзал.


6. В 1993 году была организована укороченная версия этого маршрута под номером 70к. Маршрут ходил от Братцево до остановки Универсам (позднее - Захарково) на пересечении Химкинского бульвара и улицы Свободы. 30 марта 2020 года данный маршрут был закрыт и переведён на обслуживание автобусами по тому же маршруту. Троллейбусный маршрут № 70к являлся последним официальным укороченным маршрутом в системе Московского троллейбуса.

Сегодня, 3 августа 2020 года троллейбусный маршрут № 70 был закрыт и переведён на обслуживание автобусами. Вместе с ним была закрыта конечная троллейбусная станция «Братцево» и троллейбусные линии по бульвару Яна Райниса, Химкинскому бульвару, улице Свободы, Волоколамскому шоссе и Ленинградскому проспекту до развязки с Беговой улицей.

Теперь конечная обслуживает исключительно автобусы: № С3 - Братцево - улица Рословка; № Т70 - Братцево - Тверская Застава; № Т70к - Братцево - Захарково; № 62 - Братцево - Станция МЦД Тушинская; № 173 - Братцево - станция метро «Речной Вокзал»; № 212 - Братцево - Юровская улица; № 399 - Братцево - 13-й микрорайон Тушина.


7. Остановка Братцево для посадки пассажиров.


8. Бульвар Яна Райниса. Слева 5-й микрорайон Тушина (район Северное Тушино). Справа за кадром - дома, стоящие на т.н. горе Петровка. Абсолютная высота Петровки 179,1 м. Отметка уреза воды в Сходне 131,9 м. Таким образом, высота горы 47,2 м. До конца 1970-х гг. на горе находилась деревня Петрово.


9. Остановка Бульвар Яна Райниса, 20.


10. Несмотря на то, что это спальный район, улица неширокая, зелёная, что придаёт ей уюта. Вдоль неё приятно гулять.


11. Взгляд назад.


12. ЖК «Балтийский квартет» в стиле "таджикское барроко".


13. Бульвар Яна Райниса там, где он собственно бульвар. Слева очень приятный сквер. В своё время там было немало выпито, как, впрочем, и в Тушино в целом. Эх, куда ушли мои студенческие годы?..


14. Взгляд назад. Бульвар является границей районов. Слева - 8-й микрорайон Тушина, который входит уже в Южное Тушино.


15. Впереди метро «Сходненская». Помнится, в далёком детстве, увидев там вдали проезжающий троллейбус не мог успокоиться и хотел узнать, что же за маршрут там ходит. Благо, друг семьи как раз работал в этих краях и подсказал, что 70-й. Минуло уже лет 25, детство давно осталось в прошлом и вот теперь уже нет и 70-го...


16. Остановка Химкинский бульвар на одноимённом бульваре, в который переходит рядом с метро бульвар Яна Райниса.


17. Двое "рогатых" у ТРЦ "Калейдоскоп".


18.


19. Угол Химкинского бульвара и улицы Свободы. То самое, упомянутое выше троллейбусное кольцо «Захарково». Введено в эксплуатацию в 1976 году на действовавшей с 1970 года линии для обслуживания укороченных рейсов маршрута № 70. Лишь в 1993 году эти укороченные рейсы были оформлены в отдельный маршрут № 70к - Братцево - Универсам (ул. Свободы), который проработал 27 лет. Троллейбусный маршрут № 70к являлся последним официальным укороченным маршрутом в системе Московского троллейбуса и был закрыт 30 марта 2020 года с переводом на обслуживание автобусами. Однако на протяжении нескольких следующих месяцев кольцо продолжало использоваться для нерегулярных укороченных рейсов маршрута № 70, который был закрыт сегодня.


20. Здесь линия поворачивает на улицу Свободы. Хотя, теперь уже можно сказать поворачивала.


21. В сторону метро.


22. Бывшее кольцо «Захарково» и улица Свободы в область. Эта улица вошла в 1960 году в черту Москвы в составе города Тушино (навание улицы идеологическое, присвоено после 1917 г.). В 1964 году к улице Свободы была присоединена Садовая улица.


23. Угол улицы Свободы и Парусного проезда.


24. В сторону центра.


25. Как гармонично смотрится троллейбус на узеньких зелёных улочках! На таких улицах не должно быть вонючих автобусов.


26. Перекрёсток с Лодочной и Фабрициуса.


27. Перспектива.


28. Восточный мост над Сходненским деривационным каналом. Сооружён в 1937 году через деривационный канал между Химкинским водохранилищем и рекой Сходней на трассе улицы Свободы. Назван по расположению в восточной части канала, по аналогии с Западным мостом. В 2009 г. проведена глобальная реконструкция.


29. Длина канала 2,4 км. Отходит от канала им. Москвы вблизи Химкинского водохранилища, проходит вдоль Лодочной и Малой Набережной улиц по границе районов Южное Тушино и Покровское-Стрешнево Северо-Западного административного округа, впадает в реку Сходню близ окончания Железнодорожного тупика. Через канал перекинуты Восточный и Западный мосты.

Главное назначение канала - обводнение Москва-реки. По каналу и реке Сходне сбрасывается основная масса волжской воды (30 м³/с) из Химкинского водохранилища в реку Москву. Сток регулируется гидроузлом вблизи устья канала. Энергия воды срабатывается на Сходненской ГЭС, расположенной в конце канала. На отдельных участках почти не замерзает и является местом зимовки уток-крякв. Вблизи устья канала в 1939 г. во время земляных работ найден человеческий череп возрастом 15 тысяч лет, что является древнейшей антропологической находкой на территории Москвы.

Гидротехнический термин «деривация» и латинское слово derivatio, лежащие в основе названия, означают «отведение».


30. Как чудесно смотрелись на нём два вида электротранспорта... Теперь остался только один.


31. Дома ТСЖ «Свободы 20-24», сооружены в 1955-1956 гг.


32.


33. Всегда нравилась эта улица. А сколько раз я гостил здесь у школьного друга пока он не переехал жить в область, прямо на берегу канала жарили шашлыки... И почти всегда уезжал домой как раз на 70-м, если только транспорт ещё ходил.


34.


35. Префектура СЗАО.


36. 70-й на фоне симпатичного сталинского дома с аркой. Несмотря на то, что он сооружён только в 1960-м, имеет характерные "излишества" в архитектуре.


37. Перекрёсток с Тушинской улицей.


38. 70-й поехал на эстакаду развязки улицы Свободы и Волоколамского шоссе. Развязка построена в 2001-м году. Здесь же пролегает канал им. Москвы и проходит Рижское направление МЖД.


39. Совершенно бредовый и неуместный на четырёхполосной улице надземник. Это при том, что все остальные переходы поголовно наземные.


40. А вот мы уже и на Волоколамке у остановки Больница РЖД. Раньше здесь была конечная для всех остальных троллейбусов, кроме 70-го. Она долгое время носила название «Больница МПС» и была введена в эксплуатацию вместе с новой троллейбусной линией от конечной остановки «Посёлок Сокол» по Волоколамскому шоссе до больницы Министерства путей сообщения СССР в 1954 году. По новой линии был запущен троллейбусный маршрут № 12 - Площадь Революции - Больница МПС, продлённый уже в наше время до станции метро «Китай-Город». В 1976 году конечная станция перестала быть тупиковой в связи с вводом в эксплуатацию троллейбусной линии в Братцево.

25 декабря 2004 года в качестве замены демонтированной трамвайной линии по Ленинградскому проспекту был организован новый троллейбусный маршрут № 12к - Белорусский вокзал - Больница МПС, перенумерованный 15 мая 2007 года в № 82. Основной же маршрут № 12 26 декабря 2015 года был сокращён до Гидропроекта с одной стороны и 2 мая 2016 года до Белорусского вокзала с другой стороны, став таким образом полным дублёром ряда других маршрутов. 9 февраля 2019 года троллейбусный маршрут № 12 был окончательно отменён.

8 октября 2016 года в рамках новой транспортной системы «Магистраль» был запущен автобусный маршрут № м1 - Ул. Кравченко - Больница МПС, таким образом станция стала автобусно-троллейбусной. 1 июня 2020 г. троллейбусный маршрут № 82 был отменён и переведён на обслуживание автобусами под № Т82. Таким образом, была выведена из эксплуатации конечная троллейбусная станция «Больница МПС», троллейбусная линия по дублёру Волоколамского шоссе, ведущая к станции, а также кусочек линии по Беговой улице, 1-му и 2-му Боткинским проездам, использовавшиеся для заезда троллейбусного маршрута № 82. В начале июля 2020 года на территории конечной началась установка зарядных станций для электробусов. Коротенький Т82, скорее всего, перестанет быть автобусным.


41. У остановки Пехотная улица. Накрапывал дождик, а закат был просто прекрасен.


42. Новый путепровод через МОЖД (МЦК).


43. Небо переливалось всеми красками и было просто великолепным. Впрочем, забегая вперёд, скажу, что при съёмках 70-го мне с закатами вообще повезло.


44. Ушедшая история. Два вида электротранспорта на Волоколамке. Остановка Улица Панфилова.


45. В сторону Гидропроекта.


46. Между делом, сфоткал старые-добрые Татрочки, которых всё меньше и меньше остаётся в Москве. Синяя ливрея сильно портит их облик, конечно.


47. Трамвайное кольцо «Станция метро „Сокол”». Конечная 6, 15, 23 и 28 маршрутов. Кольцо было построено в 1979 году вместо закрытого ранее кольца на площади Марины Расковой. С 1979 года здесь разворачивались трамваи №№ 6 и 28, с 1995 года к ним добавился трамвай № 15, а с 25 декабря 2004 года ещё трамвай № 23. На кольце были два пути. 8 декабря 2007 года кольцо закрыто, а вместо него заработало новое кольцо в 100 метрах западнее. В 2008 году кольцо было полностью закрыто и разобрано в связи со строительством Алабяно-Балтийского тоннеля и транспортной развязки на Соколе. Заново построено в 2013 году, движение трамваев открыто с 19 августа 2013 г.


48. Остановка Гидропроект.


49. На фоне здания Головного системного конструкторского бюро концерна ПВО «Алмаз-Антей» им. академика А. А. Расплетина. Здание построено в 1953 году в стиле сталинской неоклассики, и с явными отсылками к архитектурной эпохе ренессансного палаццо. Архитекторы В. С. Андреев и Г. М. Вульфсон.


50. Остановка Станция метро «Сокол». Теперь здесь больше нет троллейбусов, как в своё время не стало трамваев. Точнее, 59-й троллейбус ещё остался, но его круг находится за вестибюлем метро и Храмом Всех Святых во Всехсвятском. Но и это, к сожалению, ненадолго, максимум до конца сентября, а, возможно, что и недели не пройдёт. Тут остаётся лишь делать предположения.


51. А ещё совсем, казалось бы, недавно здесь было целое царство троллейбусных маршрутов - 6, 12, 43, 70, 82, 86... 12-го уже давно нет вовсе, а остальные стали автобусами. Теперь и 70-й, последний из могикан.


52. Переместимся на другую сторону Ленинградки.


53. Сколько раз я ждал здесь троллейбуса, как, впрочем, и на противоположной стороне. Сколько воспоминаний! И вот теперь последний троллейбус, ходивший здесь тоже превратился лишь в воспоминание.


54. Величественный т.н. «Генеральский дом» переменной этажности (восьми-девяти-десятиэтажный) Включает в себя 17 (!) подъездов, построен в стиле раннего сталинского ампира. Центральная часть, выходящая на проспект (75 корпус 1), была построена в 1938 году. Крыло, выходящее к вестибюлю метро (75 корпус 1а) в 1953 году. Крыло, выходящее на ул. Алабяна (75 корпус 1б) в 1958 году. Архитектор Павел Стенюшин.

Пожалуй, один из самых знаменитых жилых домов на Соколе. Долгое время здесь предоставляли жилье семьям высокопоставленных военных. В элитный дом можно было попасть только за заслуги перед собственной страной. Дом начали строить еще до войны, а уже значительно позже его завершали пленные немцы. В 1950-е годы было пристроено два крыла, вследствие чего здание приобрело сначала Г- образную, а потом и П-образную форму.


55. И как прекрасен был закат!


56. Деревья даже превращённую в грохочущий жуткий автобан Ленинградку как-то сразу облагораживают и делают уютнее.


57. И снова закат. Справа Восьми-десятиэтажный десятиподъездный кирпичный жилой дом индивидуального проекта, построенный в 1945-м году, на другой стороне слева - шести-девятиэтажный пятиподъездный кирпичный жилой дом в стиле позднего сталинского ампира 1951 года постройки, сооружённый для семей работников Министерства иностранных дел СССР.


58. Парковый рейс 70-го у южного вестибюля метро «Аэропорт».


59. Уехал в закат. Теперь уже навсегда.


60. На фоне башен многофункционального комплекса SkyLight.


61. Взгляд назад.


62. У остановки Улица Серёгина.


63. Нельзя было просто так взять и не снимать этот прекрасный закат и уходящие в него троллейбусы!


64. Изящный и величественный Петровский путевой дворец. Построен примерно в 1779 году для остановок перед въездом в город царствующих особ по пути из Петербурга в Москву. Отделоч­ные работы во дворце - установка украшений на лестнице, медальонов и венцов в главном зале, фонарей - велись до 1781-1783 гг. Архитектор М. Ф. Казаков.

В 1920 г. Петровский путевой дворец был передан Военно-воздушной инженерной академии им. Н. Е. Жуковского, а с 1997 г. находится в ведении мэрии города Москвы. Дворец был отреставрирован, ему возвращён его прежний статус.


65. В такой вечер даже Ленинградка смотрится хорошо.


66. Подходим к Динамо. Справа здание недействующего фюзеляжного цеха завода АО «Российская самолётостроительная корпорация „МиГ”» (бывший ММЗ „Знамя труда” и ранее акционерного общества «Дукс», основанного в 1893 г.).


67.


68. Просто Ленинградка у метро «Динамо» (и «Петровский парк»). На заднем плане необычный двенадцатиэтажный четырёхподъездный жилой дом, построенный в 1964 году по индивидуальному проекту. Крайние подъезды с полнометражными квартирами. Два средних подъезда соединены между собой и состоят исключительно из однокомнатных квартир. В центре дома площадка с двумя лифтами (не работают), соединенными с цехами завода.

Вот, что пишут в частности об этом необычном доме:
"Архитектор, который построил это чудовище с коридорной системой - Леонид Борисович Карлик. Он дружил с Каро Алабяном, женился на тренере по художественной гимнастики Лисициан и проник через Микояна на завод МиГ (Микоян и Гуревич). Построил дома для рабочих завода по адресу Ленинградский проспект 33 - один из первых результатов постановления "О борьбе с излишествами в архитектуре". А потом , уже при Брежневе, и этот шанхай. Коридорная система подразумевала удобство для общения сотрудников завода после работы и в выходные. А на деле привела к тому, что один алкоголик с топором легко может терроризировать сразу весь этаж".


69. ТТК.


70. Остановка Отель «Советский» - Театр «Ромэн».


71. В сторону развязки Ленинградки и ТТК.


72.


73. Уходит старая Москва, уходит стремительно и навсегда...


74. Улица Правды. Ох, сколько здесь было вписок, сколько трэша и угара!


75.


76. Парковый рейс 70-го у остановки Белорусский вокзал по чётной стороне. Ранее остановка носила название 2-й Часовой завод. Сохранилась стрелка и кусочек линии в сторону Тверской. Сзади сияет подсветкой монументальный жилой дом Управления пароходства канала Москва-Волга. Построен в конце 1930-х гг., перестроен в 1953 г. в стиле позднего сталинского ампира. Так называемый «Дом с башенками».

Здание состоит из двух объёмов: основного - шестиэтажного и дополнительного - двухэтажного, увенчанного четырьмя прямоугольными башнями. Сооружён по проекту архитекторов М. А. Готлиба и А. Д. Хильковича. Заказчиком строительства являлось Управление пароходства канала Москва-Волга.


77.


78. Переход под Тверским путепроводом.


79. Троллейбусный разворотный круг «Белорусский вокзал» под новым Тверским путепроводом. Был введён в эксплуатацию в 1963 году на действующей линии по Ленинградскому проспекту. До новой конечной от площади Революции был сокращён троллейбусный маршрут № 12 - Больница МПС - Белорусский вокзал. В следующем 1964 году маршрут был снова продлён в центр Москвы, к проспекту Маркса (Охотный ряд), а кольцо временно стало служебным.

В 1976 году в связи с закрытием разворотного круга у станции метро «Аэропорт» сюда был продлён только что открытый троллейбусный маршрут № 70 - Братцево - Белорусский вокзал. В 1992 - 1998 гг. здесь разворачивался укороченный маршрут № 20к - Серебряный бор - Белорусский вокзал. В 1998 году одновременно с сокращением до Белорусского вокзала трассы основного маршрута № 20 укороченный маршрут № 20к был перенумерован в № 86 и до 2002 года ходил по той же самой трассе, что и 20-й маршрут. 29 апреля 2002 года маршрут был превращён в одностороннее кольцо вокруг Хорошёвского района, а 29 мая 2002 года перестал заезжать к Белорусскому вокзалу. В том же 1998 году к Белорусскому вокзалу был укорочен маршрут № 12, однако практически сразу же был во второй раз продлён в центр, на этот раз к Кремлёвскому кольцу с конечным пунктом на станции метро «Китай-Город».

С 25 декабря 2004 кольцо обслуживало укороченную версию 12-го маршрута под № 12к - Больница МПС - Белорусский вокзал. 15 мая 2007 года укороченный маршрут, который к этому времени уже не полностью дублировал трассу основного маршрута (имел заезд на 1-й Боткинский проезд), получил свой собственный № 82. 2 мая 2016 года 12-й маршрут был укорочен до Белорусского вокзала в третий раз, на этот раз в связи с началом полного демонтажа троллейбусных линий в центре Москвы. К этому времени маршрут уже был укорочен до Гидропроекта с другой стороны, поэтому был мало полезен, будучи полностью дублируемым другими маршрутами общественного транспорта. 9 февраля 2019 года маршрут № 12 был отменён без какой-либо компенсации.

Со 2-го мая 2016 года кольцо под Тверским путепроводом стало тупиковым конечным пунктом линии по Ленинградскому проспекту. Однако в рамках программы по капитальной реконструкции и благоустройству путепровода и площади Тверская Застава планировалось восстановить линию по самому путепроводу и построить разворотное кольцо на площади Тверская Застава. Таким образом, пассажиры маршрутов № 12, 20, 70 и 82 получили бы удобную пересадку в рамках большого нового ТПУ «Тверская Застава». К декабрю 2017 года все необходимые работы были проведены, на остановках даже были вывешены маршрутники нового типа со списком троллейбусов, однако до продления самих маршрутов дело так и не дошло. Так и болтаются без дела с тех пор провода...

1 июня 2020 года троллейбусный маршрут № 82 был отменён и переведён на обслуживание автобусами под № Т82, одновременно были выведены из эксплуатации троллейбусные линии по 1-му и 2-му Боткинским проездам, а также дублёрам Волоколамского шоссе в районе конечной станции «Больница РЖД».

Сегодня, 3 августа 2020 года троллейбусный маршрут № 70 был закрыт и переведён на обслуживание автобусами. Вместе с ним была закрыта конечная троллейбусная станция «Братцево» и троллейбусные линии по бульвару Яна Райниса, Химкинскому бульвару, улице Свободы, Волоколамскому шоссе и Ленинградскому проспекту до развязки с Беговой улицей. А на троллейбусном кольце «Белорусский вокзал» остался только один маршрут № 20. Пока остался.


80. Ленинградка. Здесь можно романтично посидеть и подышать выхлопными газами. На заднем плане - семи-восьмиэтажный пятиподъездный кирпичный жилой дом, построенный в 1940 году в стиле неоренессанса по проекту архитектора В.С. Бинкенберга.


81. 70-й у конечной Белорусский вокзал по нечётной стороне. Видно давно неэксплуатируемое ответвление в центр.


82. На фоне Тверского путепровода и Белорусского вокзала.


83. На полпути до Беговой улицы.


84. Просто поливалка.


85. И очередной 70-й к вокзалу.


86. И вот ещё несколько фото от уважаемого читателя eugene_bell в последний день работы маршрута.


87.


88.


89.


90.


91. И одно моё. Специально вчера поздно вечером вышел на «Соколе», чтобы снять один из последних рейсов в истории.


Вот и всё. Прощай, 70-й, мне будет тебя не хватать!
А вам спасибо за внимание!
Будьте здоровы, живите богато!

Хорошёвский, Покровское-Стрешнево, архитектура, история, троллейбус, фото, прогулки, краеведение, трамвай, Беговой, Сокол, Россия, Тушино, Москва

Previous post Next post
Up