Как вы все, наверное, уже знаете, у меня также есть
дзен-канал. И вот один мой глубокоуважаемый читатель, представившийся Андреем и имевший честь работать на территории Электрозавода, к моему рассказу об Электрозаводской ветке, прислал интереснейшие фотографии того как выглядит территория внутри со своим авторским описанием. С удовольствием публикую эти уникальные кадры и рассказ с его позволения.
Но сначала напомню немного истории для понимания, что такое есть собственно Электрозавод:
Комплекс зданий завода построен в готическом стиле в 1916 году по проекту архитектора Г.П. Евлавнова. Изначально предназначался для Товарищества русско-французских заводов резиновых и телеграфных производств (товарищества «Проводник»). С 1920-х годов - Московский электрозавод. До 2007 года здание принадлежало Московскому электроламповому заводу, образованному в 1939 г. по решению СНК СССР путём реорганизации Московского электрозавода, из которого также были выделены Завод автотракторного электрооборудования (АТЭ-1), Московский трансформаторный завод и Московский прожекторный завод.
Территория предприятия составляет львиную долю московской промзоны № 19 «Хапиловская» (в честь заключённой в коллектор реки Халиловки). Специализация этой промзоны - машиностроение и легкая промышленность. Из предприятий легкой промышленности - шелковый комбинат им. Щербакова, фабрика "Красная Заря", Московская шерстопрядильная фабрика". Из предприятий машиностроения можно выделить машиностроительный завод "Вымпел", а также собственно Электрозавод, который, как уже упоминалось выше, по факту состоит из трёх независимых друг от друга предприятий:
1) функционирующего в рамках своего профиля и поныне Московского трансформаторного завода (ныне - холдинговая компания «Электрозавод»);
2) АТЭ-1 - старейшего советского завода автотракторного электрооборудования, выпускавшего комплектующие для самых первых ГАЗов и АМО. В настоящее время производство выведено во Ржев;
3) Московского электролампового завода (МЭЛЗ) появившегося ещё в царское время (1907 г.), как небольшая ламповая мастерская, и превратившегося уже в первые годы советской власти завод в многопрофильное предприятие, в активе которого были не только производство широкой гаммы источников света, но и фотоэлектронных и электронно-оптических приборов, электронно-лучевых трубок, в том числе цветных телевизионных трубок, нитевидного вольфрама и молибдена для светотехнической и электронной промышленности. В последние несколько лет существования особое внимание на МЭЛЗе уделялось созданию и освоению производства энергосберегающих источников света: натриевых ламп высокого давления и компактных люминесцентных ламп, обеспечивающих пятикратное снижение потребления электроэнергии. Используя многолетний опыт производства изделий из стекла, на предприятии начали выпуск стеклоизделий для пищевой промышленности, пользующихся большим спросом. Это давало возможность поддержать в тяжелые времена производство традиционной продукции, сохранить лучшие кадры, знания и опыт которых позволяют продолжать развитие новых перспективных направлений в светотехнике, электрооптике и технике отображения информации. Ныне производство ликвидировано, все помещения сдаются в аренду.
1. Главный и самый красивый готический 1-й корпус Электрозавода на одноимённой улице с главной проходной. Моё фото лета 2019-го года. Далее в рассказе все фото от глубокоуважаемого Андрея.
2. Начнём нашу виртуальную экскурсию с того как выглядит арка главной проходной изнутри. Вид в сторону Электрозаводской улицы.
3. Она же немного со стороны.
4. Напротив ворот проходной расположен памятник героям Великой Отечественной войны, которые работали на Электрозаводе.
5. Заглянем внутрь самого красивого 1-го корпуса, он же главный. В результате поздней реконструкции и модернизации (судя по всему) вся былая красота времён постройки была заключена под ракушечник.
6.
7.
8. Первоначально здание завода было 3-х этажным, в 50-е годы было надстроено ещё 2 этажа. На фото хорошо видно, где заканчиваются перила 30-х, и начинаются перила 50-х.
9.
10.
11. Вид на лестницу со двора.
12. Завод пеерживал многие модернизации, 30-х, 50-х, 70-х и даже 90-х годов.
13. В плане архитектуры завод представляет собой полную эклектику, если не сказать бардак. Несколько фото внутренних дворов корпусов № 3, 4 и 5.
14.
15.
16.
17.
18.
19. Здание слева, напоминающее готический собор - это внутренняя заводская ТЭС. Она работает.
20.
21. Крупным планом.
22. Всё, что находится севернее корпуса 3 - самая заброшенная и депрессивная территория. Сдаётся по метрам различным организациям. Конкретнее - в аренду сдаются все корпуса севернее 21к3, а то, что расположено южнее и западнее - действующие цеха электрозавода, продукцию которых возят по
Электрозаводской ветке. Ну, а большая часть помещений и мелких корпусов заброшена. Как, например, вот эти (строения 10 и 11):
23. Вид изнутри.
24. В районе корпуса № 22 творится очень много интересного. Сам корпус тоже заброшен, в нём некоторое время находился авто-мото-сервис, но только на первом этаже.
25. Как ни удивительно, рядом расположена палатка с шаурмой, самсой и прочей такой нехитрой снедью. Имеется несколько столиков, как в кафе. Там живёт мужик и готовит, а за ней свалка металлолома.
26. Здесь же, на площади перед ним заброшенными корпусами есть вот такое очистное сооружение.
27. Оно пребывает в ужасном состоянии, но, почему-то работает. Зимой туда сваливают снег и заливают кипятком из наружного крана, подведённого по ржавой трубе, а в одной из его канав, при этом, живут рыбки. Вот такое вот единение с природой.
28. Пешеходная галерея от заброшенного корпуса с фото № 22-23 к корпусу № 22.
29.
30.
31. Эти же переходы снаружи. Они нависают над основным внутризаводским проездом.
32.
33. От вышеуказанных переходов, пройдя насквозь через корпус 22, переход продолжается. На высоте метров под 20, он, изгибаясь, проходит над тупиками действующей внутризаводской железной дороги, основным проездом и заброшенной ж/д линией, а затем упирается в строение № 8.
34.
35.
36. Над заброшенной железкой.
37. И над действующей.
38. Вид изнутри. Очевидно, это остатки какого-то вредного производства, потому что все цеха связаны этими переходами, 2 из них ж/д веткой, и они, как бы не совсем заброшены, а законсервированы. В некоторых местах, в том числе в переходах, как здесь, стоят датчики на химию и радиацию.
39. Теперь прогуляемся по территории. Основной действующий проезд по территорию завода организован с односторонним движением. Он начинается с Электрозаводской улицы севернее ж/д переезда и готической проходной, между строением 21 и главным зданием, спускается вниз между зданиями 16, 25, 23, 9 и 10 , поворачивает налево мимо корпуса 22, затем направо, между 15 и 8 и выходит к Яузе.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58. А теперь плавно перейдём к самому интересному, внутренним железнодорожным путям. Помимо того, что Электрозаводская ветка была электрифицирована ранее, многократно перестраивалась (по всей территории разбросаны артефакты), на данный момент, она чуть ли ни единственная центральная промышленная линия, которая всё ещё и востребована. В период реконструкции МК МЖД в МЦК, пути были отремонтированы, как по всей длине, так и внутри завода. Это хорошо видно на фото далее.
59. Сразу за воротами начинается веер. Он достаточно большой, хотя видно, что раньше он был больше. Самый левый путь уходит к корпусу 41, от него обратным ходом идут несколько путей к корпусам 28, 64, 65 и далее. Территория там закрыта, и пути, не используются.
60.
61. Путь к корпусу № 41.
62.
63. Далее он заходит в здание корпуса 41. От него отходит путь в обратную сторону, и пересекает всю территорию завода насквозь, через корпуса, и даже пересекает основную станцию поперёк.
64. Пересечение путём внутризаводской станции.
65.
66.
67.
68.
69. Дальние тупики. Сама станция достаточно большая. Представляет особо 2 параллельных пути с 2-мя съездами и тупиками. Станция рабочая вся. Тянется до строения 18, где самый дальний тупик раздваивается на два пути. Кстати, на фото хорошо видны тросы, которые некогда держали контактную сеть.
70. Корпус без названия, используемый как депо для снегоочистителя.
71.
72.
73.
74. Виды на внутризаводскую станцию. От дальних тупиков отходит ещё один путь, он непригоден к эксплуатации. Путь, проходит, как трамвай, по проезду основного маршрута (см. выше про основной проезд), и заканчивается уже за территорией завода, упираясь в проезжую часть набережной Яузы. Следует отметить, что когда-то давно существововало ответвление, которое пересекало Яузу по мосту и заканчивалось на территории неустановленного предприятия в районе Попова проезда.
75. Это хорошо видно на карте 1952-го года. Вскоре этот путь вместе с мостом через Яузу были ликвидированы. На карте 1968-го года их уже нет. Также видно ещё одно несуществующее ныне ответвление вглубь завода. Подписчик говорит, что оно, закручиваясь как улитка, шло по проездам внутри основного здания, под всеми готическими арками. В арках остались следы от контактной сети времён электрификации, а из под асфальта иногда проступают рельсы.
76.
77.
78.
79.
80. Заводские железнодорожные котики.
81.
82.
83. Вот что любезно приславший фото и описание подписчик говорит в целом о территории:
"Общее впечатление от завода просто потрясающее. Не смотря на запущенность и полный бардак, размах строителей поражает. Высота этажей старых корпусов метро по 10. Когда идёшь внутри, проходишь через все эти готические арки, ощущаешь себя в картинах архитекторов утопистов 20-30-х годов. Фантазия дорисовывает над всем этим эстакады с паровозами и дирижабли".
84.
85.
86. И вновь котик!
87. Ну и для наглядности - созданная по памяти (и, возможно, имеющая некоторые неточности) авторская схема существующих внутризаводских путей от подписчика с небольшим описанием.
Ещё раз сердечно благодарю глубокоуважаемого подписчика Андрея за присланные фото и описание, без него создания этого материала было бы невозможным. А всем остальным спасибо за внимание! Будьте здоровы и живите богато!