Когда-то давно, лет уже 25 назад, когда деревья были выше, трава зеленее, а машин на улицах было меньше, из окна моего дома было хорошо слышно звук двигателя разгоняющегося вдали за парком троллейбуса. Мне очень нравился этот звук и с тех самых пор запал в душу. Как и звук грохочущих ночью вдали грузовых составов на МОЖД.
Сейчас, когда машин на улицах стало очень много, звук троллейбусного движка можно было услышать разве что ранним-ранним утром или совсем поздно вечером, но он неизменно пробуждал в памяти что-то светлое, идущее из детства, и наполнял душу теплом. И вот теперь его не будет. Настал момент, когда власти вслед за 86-м и
43-м, добили последний троллейбус, ходивший по моей родной улице - маршрут № 65. С сегодняшнего дня его заменили бездушные дизельные автобусы Т65.
Вместе с ним убили и 4-й маршрут, ходивший из центра на юго-запад, о нём я уже
рассказал. Таким образом, некогда самая большая в мире сеть ныне насчитывает лишь 10 полноценных маршрутов (без учёта 20к). Какой из этих 10 маршрутов станет "лебединой песнью" московского троллейбуса остаётся лишь гадать. Но то, что станет и произойдёт это скоро, кажется, уже ни у кого сомнений не вызывает. Иррациональная, граничащая с безумием ненависть властей к "рогатым" скоро приведёт к тому, что этот вид транспорта окончательно покинет Москву (Химкинский троллейбус, заходящий на окраину Москвы, не в счёт). Поэтому, как бы не хотелось обратного, приходится писать вот такие "эпитафии". Чтобы хотя бы здесь это осталось для истории. Чтобы спустя 50 и 100 лет кто-то мог посмотреть эти снимки, как мы смотрим Pastvu и вспомнить (или узнать впервые), что был когда-то в Москве такой вид транспорта - троллейбус.
1.
2. Когда я отправился вчера после обеда снимать последний день работы 65-го, то выяснил, что из-за аварии произошёл сбой в графике и придётся потрудиться, чтобы нормально снять маршрут на всём его протяжении. Когда я ехал в Серебряный бор, то, согласно данным Яндекс-карт, троллейбусы вереницей вместе с 70-ми стояли на Соколе и не могли объехать ДТП. Только два из них проскочили (к слову о троллейбусах с автономным ходом, которым не страшны ДТП и обрывы конташки и которые московские власти упорно не хотели покупать). А пока я их ожидал, походил у круга и поснимал отдыхающих "рогатых".
3. Для тех, кто не читал ранее напомню историю этой конечной: автобусно-троллейбусная станция «Серебряный бор» была введена в эксплуатацию в 1953 году вместе с новой троллейбусной линией по Беговой улице, Хорошёвскому шоссе и Таманской улице от 2-го Боткинского проезда. По новой линии был запущен новый троллейбусный маршрут № 20 - Серебряный бор - площадь Революции, впоследствии сокращённый до Белорусского вокзала.
В 1960 году сюда от Моста Окружной железной дороги был продлён троллейбусный маршрут № 21 - Серебряный бор - станция метро «Аэропорт». В том же году был организован новый троллейбусный маршрут № 35 - Серебряный бор - станция метро «Краснопресненская», но уже в 1964 году он был перенаправлен по другой трассе.
В 1965 году было введено в эксплуатацию продолжение троллейбусной линии вглубь Серебряного бора с разворотным кольцом «Берег Москвы-реки», куда был продлён маршрут № 21, по старой трассе которого (Серебряный бор - станция метро «Аэропорт») был запущен укороченный маршрут № 21к.
В 1973 году в связи с сокращением основного маршрута № 21 до станции метро «Полежаевская» маршрут № 21к, продолжавший ходить до станции метро «Аэропорт», был перенумерован в № 65, в дальнейшем его трасса значительно изменилась.
4. В 1992 году был введён укороченный маршрут № 20к - Серебряный бор - 2-й Часовой завод (Белорусский вокзал). В 1998 году в связи с сокращением основного маршрута № 20 до Белорусского вокзала троллейбус № 20к был перенумерован в № 86 с дальнейшим изменением трассы. В 1995 году был восстановлен маршрут № 21к, на этот раз он стал работать по трассе Серебряный бор - станция метро «Полежаевская», просуществовав в таком виде до 13 сентября 2010 г., когда по той же трассе был восстановлен маршрут № 20к.
С 10 октября 2013 года по 10 октября 2019 г. каждое лето по выходным дням с 9:00 до 20:00 маршрут № 20 продлевался к Берегу Москвы-реки с сохранением межрейсового отстоя на Серебряном бору.
3 июня 2017 года троллейбусный маршрут № 86 был переведён на обслуживание автобусами под № Т86, с тех пор конечная станция стала автобусно-троллейбусной. 1 июня 2020 г. на обслуживание автобусами был переведён маршрут № 21, в связи с чем была выведена из эксплуатации троллейбусная линия к Берегу Москвы-реки (ежегодное летнее продление маршрута № 20 в апреле 2020 г. не вводилось). Незадолго до этого, в мае 2020 г., на территории конечной станции были установлены зарядки для электробусов и другая сопутствующая инфраструктура для дальнейшего перевода серебряноборских маршрутов на обслуживание электробусами, введённая в эксплуатацию 23 июня 2020 г. в связи с запуском электробусного маршрута № Т21.
13 июля 2020 г. на обслуживание автобусами был переведён троллейбусный маршрут № 65, одновременно были практически полностью (за исключением нулевых рейсов маршрута 20к) выведены из эксплуатации троллейбусные линии по улице Куусинена, на Песчаной площади и Новопесчаной улице. Состоит из пяти путей для отстоя троллейбусов, сохранилось оригинальное здание диспетчерской 1953 года постройки.
5. Ныне станция обслуживает автобусы: № Т65 - Станция метро «Аэропорт» - Серебряный бор; № Т86 - Станция метро «Сокол» - Серебряный бор, Троллейбусы: № 20 - Белорусский вокзал - Серебряный бор (по выходным в летний период - Берег Москвы-реки) и его сокращённый вариант № 20к - Станция метро «Полежаевская» - Серебряный бор; а также электробус № Т21 - Станция метро «Полежаевская» - Берег Москвы-реки (межрейсовый отстой). К слову, теперь уехать с Берега Москвы-реки напрямую до метро стало практически невозможно. 90% "инновационных" электробусов высаживают толпу пассажиров на кругу и становятся на зарядку. А многочисленным пассажирам необходимо делать пересадку на автобус или троллейбус на и без того битком забитой остановке Серебряный бор. Вот такие инновации!
6. На конечной, кстати, есть неплохая общедоступная столовая.
7. С сегодняшнего дня 65-й, как ранее и его брат по несчастью 86-й, стал дизельным автобусом с литерой Т.
8. Как уже говорилось, 65-й появился после перенумерации в 1973-м году маршрута № 21к (метро «Аэропорт» - Серебряный бор), в 1973-м был сокращён до метро «Полежаевская». В 1978-м вновь продлён на этот раз до метро «Сокол», куда и ходил неизменно вплоть до 2007-го. 16.06.2007 в связи с закрытием левого поворота с Новопесчаной улицы на Ленинградку в область, маршрут заворачивают в сторону метро «Аэропорт». Тем самым он обретает старую/новую конечную, но дальше следует до самой Беговой улицы, затем по её нечётной стороне, у метро «Беговая» сворачивает с ТТК на чётную сторону Хорошёвки и следует прямо в Серебряный бор.
Маршрут же 86, который также связывал «Сокол» с Серебряным бором уходит с чётной стороны Хорошёвки в сторону Серебряного бора и приходит на чётную сторону Новопесчаной и нечётную сторону Куусинена. Таким образом в сторону «Сокола» и «Аэропорта» по Куусинена и Новопесчаной следуют 43-й и 65-й, а в сторону Серебряного бора 43-й и 86-й. А на Хорошёвском шоссе и на Беговой улице в сторону Серебряного бора наоборот следовали 65-й и 20-й, а в сторону Ленинградки 20-й и 86-й. 20-й, к счастью, пока ещё остаётся.
27.12.2008 65-й был временно частично переведён на улицы Мнёвники и Демьяна Бедного в связи со стройкой развязки, 25.08.2010 вернулся на обычный маршрут, где и ходил до вчерашнего дня.
9. Посмотрев на карту, я увидел, что ДТП на Соколе растащили и троллейбусы пошли, а первые два с автономным ходом уже подъезжали к Серебчику. Вот первый из них на Хорошёвском мосту. Ранее, кстати, он успел поработать на маршрутах №1/1к, затем №11/11к, №17/28/34/34к, №54/66 и наконец №35/65. Все они, кроме 28-го уже канули в лету.
10. Хорошёвское спрямление.
11. А вот и следующий, сбежавший от ДТП "автономник" подоспел.
12. С Живописным и Хорошёвским мостами.
13. Походя снял трамвайную конечную «Маршала Жукова». Она была открыта в 1967 году вместе с линией от Щукино. До 1974 года носила название «Новохорошёвское шоссе». Переименована одновременно с проспектом. Обслуживает маршруты: № 28 - Станция метро «Сокол» - просп. Маршала Жукова; № 31 - Станция метро «Войковская» - просп. Маршала Жукова, ранее в 2008-2013 годах была конечной маршрута № 23 (Михалково - проспект Маршала Жукова), а в 1993-2016 годах - маршрута № 28к (Проспект Маршала Жукова - станция метро «Щукинская), который был отменён 6 мая 2016 года.
14. Проспект Маршала Жукова. Когда-то
тихая и уютная четырёхполоска.
15. 65-й на фоне лужковского "шедевра" ЖК «Дом на Карамышевской набережной» (2005 г.), в народе «Дом-краб».
16. Бульвар Генерала Карбышева. Последний уголок уюта и зелени, который ещё не тронули ненасытные застройщики.
17. А вокруг растут бетонные джунгли.
18. Пошли косяком те, что стояли перед ДТП.
19. Башня вдали - местная достопримечательность - экспериментальный двадцатипятиэтажный одноподъездный каркасно-панельный жилой дом серии И-521А. Построен в 1979 году; проектное предложение серии разработали архитекторы Р. Саруханян, Л. Соммершаф, К. Шолохова, И. Гравэ, инженеры В. Фёдоров, A. Лапин, В. Намай (МНИИТЭП М-2). Долгое время был самым высоким зданием в этом районе. Особенностью дома является его многолучевая (4 луча) конструкция и необычная расстановка балконных ритмов.
20. Остановка Улица Народного Ополчения.
21. Один за другим.
22. Взгляд назад. Но вот после этого возник длинный перерыв при движении в сторону Серебряного бора.
23. На эстакаде развязки улиц Народного Ополчения, Мнёвники и проспекта Маршала Жукова.
24. Наиболее сохранившаяся в первозданном виде часть проспекта. Здесь он всё такой же четырёхполосный и зелёный. На заднем плане строится метро.
25. Просто проспект Маршала Жукова.
26.
27. 65-й у платформы Хорошёво МЦК.
28. В сторону Серебчика.
29. У метро «Полежаевская» и «Хорошёвская». За ним следует пока ещё живой 20-й.
30. Вот они вместе. 65-й готовится повернуть на улицу Куусинена, где он в последние годы проходил только по чётной стороне.
31.
32.
33. В связи с перерывом в движении из-за произошедшего ранее ДТП, я решил сразу переместиться на Беговую улицу пока троллейбусы входили в график. Вот 65-й около развязки ТТК с Хорошёвским шоссе и улицей 1905-го года.
34.
35. На Беговой улице.
36.
37. Грушевая аллея на 1-м Боткинском проезде. Именно в этих местах 15 мая 1896-го года состоялась печально известная давка на Ходынке. На аллее стоял ряд деревянных палаток, из которых должны были раздавать царские подарки пришедшим на праздник людям. В состав подарка входили: кружка для пива/меда, хлеб, колбаса и платок, в который это все надо было заворачивать. Народ собрался с вечера. Ночью пошли слухи, что буфетчики раздают подарки своим, и на всех не хватит. Под утро толпа нахлынула с криками на палатки. Буфетчики стали кидать подарки в толпу, что еще больше усилило хаос. В давке, которая случилась во дворе нынешнего дома 33 по Ленинградскому проспекту, погибло тогда более 1000 человек. "Ходынка" - это здесь, а не там, где сейчас парк, метро ЦСКА и прочая, как ошибочно считают многие. Кстати, раньше по 1-му Боткинскому проезду тоже ходил
троллейбус № 1.
38. 65-й на фоне обновлённого стадиона "Динамо".
39.
40. На фоне кусочка Петровского путевого дворца, построенного по проекту знаменитого архитектора М. Ф. Казакова в 1776-1796 гг.
41. У метро «Аэропорт».
42.
43. У Чапаевского парка.
44. На Новопесчаной улице.
45.
46. Поворачивает в сторону метро «Аэропорт». Теперь в районе метро «Сокол» и «Аэропорт» остался только 70-й, а всего на Ленинградке два маршрута - 70 и 20. Только вот, боюсь, ненадолго это.
47. Просто Ленинградка.
48. Остановка Песчаная площадь. Здесь же разворачивался некогда 6-й троллейбус.
49. Поехал в сторону Ленинградки.
50. На чётной стороне улицы Куусинена.
51. Остановка Международный центр научно-технической информации. На заднем плане парк "Берёзовая роща", а из-за него торчит башня ВЭБ-Арены (стадион ЦСКА).
52.
53. Улица Куусинена.
54.
55. Хорошёвское шоссе рядом с метро «Беговая».
56. Остановка 2-й Хорошёвский проезд. Теперь здесь остался только 20-й.
57. В районе бывшего Хладокомбината № 7, застраиваемого человейниками.
58. На перекрёстке Хорошёвки с улицами Генерала Ивашутина и 4-й Магистральной.
59. У восточного вестибюля метро «Полежаевская».
60. И у западного на улице Куусинена.
61. 65-й уехал в закат. А вместе с ним и троллейбусы с моей улицы. Навсегда. Спасибо тебе, за годы нашей дружбы, "рогатый", мне будет тебя не хватать.
Всё. Будьте здоровы, живите богато!