Последний троллейбус моей улицы. Памяти 65-го

Jul 13, 2020 15:14

Когда-то давно, лет уже 25 назад, когда деревья были выше, трава зеленее, а машин на улицах было меньше, из окна моего дома было хорошо слышно звук двигателя разгоняющегося вдали за парком троллейбуса. Мне очень нравился этот звук и с тех самых пор запал в душу. Как и звук грохочущих ночью вдали грузовых составов на МОЖД.

Сейчас, когда машин на улицах стало очень много, звук троллейбусного движка можно было услышать разве что ранним-ранним утром или совсем поздно вечером, но он неизменно пробуждал в памяти что-то светлое, идущее из детства, и наполнял душу теплом. И вот теперь его не будет. Настал момент, когда власти вслед за 86-м и 43-м, добили последний троллейбус, ходивший по моей родной улице - маршрут № 65. С сегодняшнего дня его заменили бездушные дизельные автобусы Т65.

Вместе с ним убили и 4-й маршрут, ходивший из центра на юго-запад, о нём я уже рассказал. Таким образом, некогда самая большая в мире сеть ныне насчитывает лишь 10 полноценных маршрутов (без учёта 20к). Какой из этих 10 маршрутов станет "лебединой песнью" московского троллейбуса остаётся лишь гадать. Но то, что станет и произойдёт это скоро, кажется, уже ни у кого сомнений не вызывает. Иррациональная, граничащая с безумием ненависть властей к "рогатым" скоро приведёт к тому, что этот вид транспорта окончательно покинет Москву (Химкинский троллейбус, заходящий на окраину Москвы, не в счёт). Поэтому, как бы не хотелось обратного, приходится писать вот такие "эпитафии". Чтобы хотя бы здесь это осталось для истории. Чтобы спустя 50 и 100 лет кто-то мог посмотреть эти снимки, как мы смотрим Pastvu и вспомнить (или узнать впервые), что был когда-то в Москве такой вид транспорта - троллейбус.

1.



2. Когда я отправился вчера после обеда снимать последний день работы 65-го, то выяснил, что из-за аварии произошёл сбой в графике и придётся потрудиться, чтобы нормально снять маршрут на всём его протяжении. Когда я ехал в Серебряный бор, то, согласно данным Яндекс-карт, троллейбусы вереницей вместе с 70-ми стояли на Соколе и не могли объехать ДТП. Только два из них проскочили (к слову о троллейбусах с автономным ходом, которым не страшны ДТП и обрывы конташки и которые московские власти упорно не хотели покупать). А пока я их ожидал, походил у круга и поснимал отдыхающих "рогатых".


3. Для тех, кто не читал ранее напомню историю этой конечной: автобусно-троллейбусная станция «Серебряный бор» была введена в эксплуатацию в 1953 году вместе с новой троллейбусной линией по Беговой улице, Хорошёвскому шоссе и Таманской улице от 2-го Боткинского проезда. По новой линии был запущен новый троллейбусный маршрут № 20 - Серебряный бор - площадь Революции, впоследствии сокращённый до Белорусского вокзала.

В 1960 году сюда от Моста Окружной железной дороги был продлён троллейбусный маршрут № 21 - Серебряный бор - станция метро «Аэропорт». В том же году был организован новый троллейбусный маршрут № 35 - Серебряный бор - станция метро «Краснопресненская», но уже в 1964 году он был перенаправлен по другой трассе.

В 1965 году было введено в эксплуатацию продолжение троллейбусной линии вглубь Серебряного бора с разворотным кольцом «Берег Москвы-реки», куда был продлён маршрут № 21, по старой трассе которого (Серебряный бор - станция метро «Аэропорт») был запущен укороченный маршрут № 21к.

В 1973 году в связи с сокращением основного маршрута № 21 до станции метро «Полежаевская» маршрут № 21к, продолжавший ходить до станции метро «Аэропорт», был перенумерован в № 65, в дальнейшем его трасса значительно изменилась.


4. В 1992 году был введён укороченный маршрут № 20к - Серебряный бор - 2-й Часовой завод (Белорусский вокзал). В 1998 году в связи с сокращением основного маршрута № 20 до Белорусского вокзала троллейбус № 20к был перенумерован в № 86 с дальнейшим изменением трассы. В 1995 году был восстановлен маршрут № 21к, на этот раз он стал работать по трассе Серебряный бор - станция метро «Полежаевская», просуществовав в таком виде до 13 сентября 2010 г., когда по той же трассе был восстановлен маршрут № 20к.

С 10 октября 2013 года по 10 октября 2019 г. каждое лето по выходным дням с 9:00 до 20:00 маршрут № 20 продлевался к Берегу Москвы-реки с сохранением межрейсового отстоя на Серебряном бору.

3 июня 2017 года троллейбусный маршрут № 86 был переведён на обслуживание автобусами под № Т86, с тех пор конечная станция стала автобусно-троллейбусной. 1 июня 2020 г. на обслуживание автобусами был переведён маршрут № 21, в связи с чем была выведена из эксплуатации троллейбусная линия к Берегу Москвы-реки (ежегодное летнее продление маршрута № 20 в апреле 2020 г. не вводилось). Незадолго до этого, в мае 2020 г., на территории конечной станции были установлены зарядки для электробусов и другая сопутствующая инфраструктура для дальнейшего перевода серебряноборских маршрутов на обслуживание электробусами, введённая в эксплуатацию 23 июня 2020 г. в связи с запуском электробусного маршрута № Т21.

13 июля 2020 г. на обслуживание автобусами был переведён троллейбусный маршрут № 65, одновременно были практически полностью (за исключением нулевых рейсов маршрута 20к) выведены из эксплуатации троллейбусные линии по улице Куусинена, на Песчаной площади и Новопесчаной улице. Состоит из пяти путей для отстоя троллейбусов, сохранилось оригинальное здание диспетчерской 1953 года постройки.


5. Ныне станция обслуживает автобусы: № Т65 - Станция метро «Аэропорт» - Серебряный бор; № Т86 - Станция метро «Сокол» - Серебряный бор, Троллейбусы: № 20 - Белорусский вокзал - Серебряный бор (по выходным в летний период - Берег Москвы-реки) и его сокращённый вариант № 20к - Станция метро «Полежаевская» - Серебряный бор; а также электробус № Т21 - Станция метро «Полежаевская» - Берег Москвы-реки (межрейсовый отстой). К слову, теперь уехать с Берега Москвы-реки напрямую до метро стало практически невозможно. 90% "инновационных" электробусов высаживают толпу пассажиров на кругу и становятся на зарядку. А многочисленным пассажирам необходимо делать пересадку на автобус или троллейбус на и без того битком забитой остановке Серебряный бор. Вот такие инновации!


6. На конечной, кстати, есть неплохая общедоступная столовая.


7. С сегодняшнего дня 65-й, как ранее и его брат по несчастью 86-й, стал дизельным автобусом с литерой Т.


8. Как уже говорилось, 65-й появился после перенумерации в 1973-м году маршрута № 21к (метро «Аэропорт» - Серебряный бор), в 1973-м был сокращён до метро «Полежаевская». В 1978-м вновь продлён на этот раз до метро «Сокол», куда и ходил неизменно вплоть до 2007-го. 16.06.2007 в связи с закрытием левого поворота с Новопесчаной улицы на Ленинградку в область, маршрут заворачивают в сторону метро «Аэропорт». Тем самым он обретает старую/новую конечную, но дальше следует до самой Беговой улицы, затем по её нечётной стороне, у метро «Беговая» сворачивает с ТТК на чётную сторону Хорошёвки и следует прямо в Серебряный бор.

Маршрут же 86, который также связывал «Сокол» с Серебряным бором уходит с чётной стороны Хорошёвки в сторону Серебряного бора и приходит на чётную сторону Новопесчаной и нечётную сторону Куусинена. Таким образом в сторону «Сокола» и «Аэропорта» по Куусинена и Новопесчаной следуют 43-й и 65-й, а в сторону Серебряного бора 43-й и 86-й. А на Хорошёвском шоссе и на Беговой улице в сторону Серебряного бора наоборот следовали 65-й и 20-й, а в сторону Ленинградки 20-й и 86-й. 20-й, к счастью, пока ещё остаётся.

27.12.2008 65-й был временно частично переведён на улицы Мнёвники и Демьяна Бедного в связи со стройкой развязки, 25.08.2010 вернулся на обычный маршрут, где и ходил до вчерашнего дня.


9. Посмотрев на карту, я увидел, что ДТП на Соколе растащили и троллейбусы пошли, а первые два с автономным ходом уже подъезжали к Серебчику. Вот первый из них на Хорошёвском мосту. Ранее, кстати, он успел поработать на маршрутах №1/1к, затем №11/11к, №17/28/34/34к, №54/66 и наконец №35/65. Все они, кроме 28-го уже канули в лету.


10. Хорошёвское спрямление.


11. А вот и следующий, сбежавший от ДТП "автономник" подоспел.


12. С Живописным и Хорошёвским мостами.


13. Походя снял трамвайную конечную «Маршала Жукова». Она была открыта в 1967 году вместе с линией от Щукино. До 1974 года носила название «Новохорошёвское шоссе». Переименована одновременно с проспектом. Обслуживает маршруты: № 28 - Станция метро «Сокол» - просп. Маршала Жукова; № 31 - Станция метро «Войковская» - просп. Маршала Жукова, ранее в 2008-2013 годах была конечной маршрута № 23 (Михалково - проспект Маршала Жукова), а в 1993-2016 годах - маршрута № 28к (Проспект Маршала Жукова - станция метро «Щукинская), который был отменён 6 мая 2016 года.


14. Проспект Маршала Жукова. Когда-то тихая и уютная четырёхполоска.


15. 65-й на фоне лужковского "шедевра" ЖК «Дом на Карамышевской набережной» (2005 г.), в народе «Дом-краб».


16. Бульвар Генерала Карбышева. Последний уголок уюта и зелени, который ещё не тронули ненасытные застройщики.


17. А вокруг растут бетонные джунгли.


18. Пошли косяком те, что стояли перед ДТП.


19. Башня вдали - местная достопримечательность - экспериментальный двадцатипятиэтажный одноподъездный каркасно-панельный жилой дом серии И-521А. Построен в 1979 году; проектное предложение серии разработали архитекторы Р. Саруханян, Л. Соммершаф, К. Шолохова, И. Гравэ, инженеры В. Фёдоров, A. Лапин, В. Намай (МНИИТЭП М-2). Долгое время был самым высоким зданием в этом районе. Особенностью дома является его многолучевая (4 луча) конструкция и необычная расстановка балконных ритмов.


20. Остановка Улица Народного Ополчения.


21. Один за другим.


22. Взгляд назад. Но вот после этого возник длинный перерыв при движении в сторону Серебряного бора.


23. На эстакаде развязки улиц Народного Ополчения, Мнёвники и проспекта Маршала Жукова.


24. Наиболее сохранившаяся в первозданном виде часть проспекта. Здесь он всё такой же четырёхполосный и зелёный. На заднем плане строится метро.


25. Просто проспект Маршала Жукова.


26.


27. 65-й у платформы Хорошёво МЦК.


28. В сторону Серебчика.


29. У метро «Полежаевская» и «Хорошёвская». За ним следует пока ещё живой 20-й.


30. Вот они вместе. 65-й готовится повернуть на улицу Куусинена, где он в последние годы проходил только по чётной стороне.


31.


32.


33. В связи с перерывом в движении из-за произошедшего ранее ДТП, я решил сразу переместиться на Беговую улицу пока троллейбусы входили в график. Вот 65-й около развязки ТТК с Хорошёвским шоссе и улицей 1905-го года.


34.


35. На Беговой улице.


36.


37. Грушевая аллея на 1-м Боткинском проезде. Именно в этих местах 15 мая 1896-го года состоялась печально известная давка на Ходынке. На аллее стоял ряд деревянных палаток, из которых должны были раздавать царские подарки пришедшим на праздник людям. В состав подарка входили: кружка для пива/меда, хлеб, колбаса и платок, в который это все надо было заворачивать. Народ собрался с вечера. Ночью пошли слухи, что буфетчики раздают подарки своим, и на всех не хватит. Под утро толпа нахлынула с криками на палатки. Буфетчики стали кидать подарки в толпу, что еще больше усилило хаос. В давке, которая случилась во дворе нынешнего дома 33 по Ленинградскому проспекту, погибло тогда более 1000 человек. "Ходынка" - это здесь, а не там, где сейчас парк, метро ЦСКА и прочая, как ошибочно считают многие. Кстати, раньше по 1-му Боткинскому проезду тоже ходил троллейбус № 1.


38. 65-й на фоне обновлённого стадиона "Динамо".


39.


40. На фоне кусочка Петровского путевого дворца, построенного по проекту знаменитого архитектора М. Ф. Казакова в 1776-1796 гг.


41. У метро «Аэропорт».


42.


43. У Чапаевского парка.


44. На Новопесчаной улице.


45.


46. Поворачивает в сторону метро «Аэропорт». Теперь в районе метро «Сокол» и «Аэропорт» остался только 70-й, а всего на Ленинградке два маршрута - 70 и 20. Только вот, боюсь, ненадолго это.


47. Просто Ленинградка.


48. Остановка Песчаная площадь. Здесь же разворачивался некогда 6-й троллейбус.


49. Поехал в сторону Ленинградки.


50. На чётной стороне улицы Куусинена.


51. Остановка Международный центр научно-технической информации. На заднем плане парк "Берёзовая роща", а из-за него торчит башня ВЭБ-Арены (стадион ЦСКА).


52.


53. Улица Куусинена.


54.


55. Хорошёвское шоссе рядом с метро «Беговая».


56. Остановка 2-й Хорошёвский проезд. Теперь здесь остался только 20-й.


57. В районе бывшего Хладокомбината № 7, застраиваемого человейниками.


58. На перекрёстке Хорошёвки с улицами Генерала Ивашутина и 4-й Магистральной.


59. У восточного вестибюля метро «Полежаевская».


60. И у западного на улице Куусинена.


61. 65-й уехал в закат. А вместе с ним и троллейбусы с моей улицы. Навсегда. Спасибо тебе, за годы нашей дружбы, "рогатый", мне будет тебя не хватать.


Всё. Будьте здоровы, живите богато!

Хорошёвский, история, троллейбус, фото, прогулки, Беговой, Сокол, Россия, Серебряный бор, Аэропорт, Хорошёво-Мнёвники, Москва

Previous post Next post
Up