Троллейбус 4-го маршрута покинул Москву

Jul 13, 2020 00:19

Даже жалкие остатки некогда самой большой троллейбусной сети в мире продолжают не давать покоя столичным властям. Многострадальному московскому троллейбусу нанесён очередной удар. С понедельника 13-го июля отменяются и переводятся на дизельные автобусы 4-й и 65-й маршруты. Таким образом, в столице остаётся 10 маршрутов, если не считать укороченную версию 20-го - 20к. Но, судя по темпам этого "троллейбусоцида", который власти нарастили в этом году, судьба и этой десятки оставшихся незавидна. Теперь нам остаётся лишь гадать какой из них станет последним.

Про последний день 65-го я расскажу отдельно, а сегодня покажу вам отснятый в пятницу материал по 4-му. Вообще я, конечно, предпочитаю снимать последний день работы маршрута, но охватить за воскресенье два в разных концах города было бы непросто. А тут всё сложилось удачно, я работаю недалеко от южной конечной 4-ки, пятница, отличная погода и короткий день.

1. Троллейбус 4-го маршрута в Москве появился в 1938-м году и ходил по короткому маршруту Киевский вокзал - посёлок Совкино (Мосфильм). В этом же году он продлевается сначала до Октябрьской (Калужской) площади, а затем и вовсе до Комсомольской площади через весь центр. В 1942-м продлевается ещё дальше - до Сокольнической заставы, но уже в 1943-м обрезается с запада сначала до Ленинских гор, а затем и вовсе до Калужской заставы, а с востока вновь до Комсомольской площади.

Далее идёт непонятное чередование урезаний/продлений на одном и том же участке. Сначала в том же 1943-м он вновь продлевается до Сокольнической заставы, а в 1945-м вновь обрезается по Комсомольской площади, но уже в следующем 1946-м возвращается в Сокольники и на следующие 11 лет маршрут от Калужской до Сокольнической застав остаётся неизменным. В 1957-м он продлевается с юго-западной стороны до новой конечной остановки МГУ, а с востока чуть позже до Преображенской заставы и на два года становится вот таким длиннющим, охватывающим по сути всю Москву того времени с юго-запада на северо-восток. В 1959-м его обрезают до Охотного ряда, а остановку МГУ переименовывают и называют в честь открытого как раз в 1959-м году метро «Университет».



2. Главное здание МГУ.


3. В 1963-м 4-ка обрезается до проспекта Калинина (ныне Новый Арбат), а спустя 10 лет обретает свою нынешнюю конечную - Улица Лебедева на юго-западе (хотя, официальной конечной до вчерашнего дня и числилась станция метро «Университет»), а в центре его конечной становится метро «Октябрьская». В 1984-м году происходит последнее изменение маршрута, он продлевается от метро «Октябрьская» по Большой Якиманке, Якиманскому проезду, Большой Полянке и улице Серафимовича до кинотеатра «Ударник». Этот маршрут остаётся неизменным и 4-ка следует им с тех пор вплоть до 12 июля 2020-го года. С 13-го июля на этот маршрут выйдут уже автобусы Т4.


4. 4-й троллебус около круга на перекрёстке Ломоносовского с улицей Лебедева. Улица получила своё название 30 марта 1956 года в память физика Петра Николаевича Лебедева (1866-1912).


5. Ушёл на разворот.


6. Дальше по Ломоносовскому проспекту до 18.05.2019 ходили в сторону Киевского вокзала троллейбусы 34 и 34к, которые были заменены сначала на автобусы, а теперь на электробусы. Контактная сеть при этом висит без дела почти на всём протяжении пути, кроме площади Киевского вокзала.


7. 4-ка на фоне МГУ. Теперь на Ломоносовском вообще не осталось постоянно эксплуатруемой линии троллейбуса.


8. Троллейбус № 4 у остановки Улица Лебедева.


9. Единственный маршрут, который пока ещё будет периодически использовать эту линию при рейсах в/из 8-го троллейбусного парка это 28-й (метро «Парк Культуры» - Ленинский проспект). Но скоро, думаю, и до него доберутся.


10. Остановка Станция метро «Университет» (северный вестибюль).


11.


12. Конечная трамвайная станция «Университетская». Была открыта в 1954 году вместе с линией по улицам Вавилова и Ломоносовскому проспекту.
Обслуживает маршруты № 14 - Станция метро «Университет» - Станция метро «Октябрьская» (через улицу Вавилова); № 26 - Станция метро «Университет» - Станция метро «Октябрьская» (через Черёмушки) и № 39 - Станция метро «Университет» - Станция метро «Чистые пруды».

В 1955-1963 и в 1968-1986 гг. станция обслуживала трамвайный маршрут № 12 - Станция метро «Университет» - проезд Энтузиастов.
В 1959-1979 и в 2007-2012 гг. станция обслуживала трамвайный маршрут № 22 - Станция метро «Университет» - Черёмушки. Закрыт с 1 октября 2012 года, выпуск передан на маршрут № 26.


13. Парковые рейсы 28-го.


14. А вот там, где стоят два троллейбуса находится официальная конечная 4-ки - метро «Университет». Эта конечная троллейбусная станция (тогда - «МГУ») была введена в эксплуатацию в 1957 году и с самого начала работы она обслуживает троллейбусы маршрута № 4, на тот момент троллейбусы следовали по маршруту - МГУ - Сокольническая застава. Одновременно была запущена троллейбусная линия по Ленинскому (от Калужской заставы), Ломоносовскому проспектам и проспекту Вернадского в виде короткого участка - ведь изначально станция располагалась на площади около дома № 23 по Ломоносовскому проспекту и конечной трамвайной станцией «МГУ». В 1961-1962 гг. станция также обслуживала троллейбусный маршрут № 37 - Станция метро «Университет» - улица Кравченко.

С 1964 года станция обслуживала троллейбусный маршрут № 49 - Станция метро «Университет» - Балаклавский проспект. Одновременно была введена в строй троллейбусная линия по Ломоносовскому (участок от Ленинского проспекта до улицы Вавилова), Нахимовскому и Севастопольскому проспектам (до улицы Обручева). В 1973 году старая отстойно-разворотная площадка была ликвидирована, конечная была перенесена на другую сторону Ломоносовского проспекта, к дому № 18 - именно там разместился диспетчерский пункт. Одновременно оба маршрута были продлены до улицы Лебедева. Но при этом возможность прямого проезда (со стороны Ленинского проспекта) отсутствовала, троллейбусы маршрутов № 4 и 49 делали обязательный заезд на конечную станцию (отстой троллейбусов 4-го маршрута осуществляется на Ломоносовском проспекте, а троллейбусы 49-го маршрута отстаивались на дублёре). В связи с этим приходилось выходить из только что пришедшего троллейбуса и пересаживаться в готовящийся к отправлению, что в итоге отнимало как минимум 7-10 минут.


15. 21 мая 2020 г. троллейбусный маршрут № 49 (Балаклавский проспект - Улица Лебедева) был закрыт и переведён на обслуживание автобусами под № Т49. Одновременно с этим троллейбусная линия по Ломоносовскому и Нахимовскому проспектам от Ленинского проспекта до Профсоюзной улицы, а также от Севастопольского проспекта до Варшавского шоссе стала служебной и стала использоваться для «нулевых рейсов» из/в парк. 13 июля 2020 г. был закрыт и переведён на обслуживание автобусами троллейбусный маршрут № 4, в связи с чем была по сути (без учёта нулевых рейсов 28-го) закрыта ещё остававшаяся в эксплуатации часть линии по Ломоносовскому проспекту (от Ленинского проспекта до улицы Лебедева), а также конечная троллейбусная станция «МГУ» с путями отстоя.

С начала 2000-ых существовали планы перенести конечную троллейбусную станцию на ул. Лебедева, где существовала возможность построить отдельное здание диспетчерской, а также организовать огороженную стоянку для троллейбусов. По иронии судьбы в реальность эти планы начали воплощаться лишь в 2019 г., осенью было построено здание диспетчерской, которое, однако, так и не было введено в эксплуатацию. В марте 2020 г. полностью готовое здание с подведёнными коммуникациями было разобрано, а 1 июня 2020 г. автобусный маршрут № Т49 был продлён к уже существовавшей автобусной конечной станции «МГУ» на пересечении с Мичуринским проспектом. Теперь эта конечная обслуживает только автобусы № С10 - Ул. Академика Зелинского - станция метро «Университет» и № Т4 - Кинотеатр «Ударник» - станция метро «Университет» (отстой автобусов осуществляется на Ломоносовском проспекте).


16. Хотя, если исходить из здравого смысла, то транспорт в современном городе должен выглядеть вот так. Электрический и экологически чистый трамвай и такой же троллейбус. Но один из этих символов Москвы, к сожалению, уходит в историю. Трамвай они пока не трогают, но, правда, и совершенно не развивают. За все годы громких заявлений о его развитии они ограничились восстановлением пары коротких закрытых ранее участков и закупками нового (ну хоть это!) подвижного состава. Но строительства обещанных новых линий и восстановления кучи старых мы, наверное, при этих властях не дождёмся. И это в лучшем случае. Могут, ведь, начать пилить вслед за троллейбусом.


17. Обратите внимание какие новые машины выводятся из эксплуатации и раздаются в другие города. Что им помешает, если засвербит, сотворить то же самое и новенькими трамваями?.. На заднем плане застройка Ломоносовского 1956-го года. Хорошие там дворы. Я там пил в студенческие годы и бывал на вписках, а в плохих дворах я не пью.


18.


19. Встал в очередь на конечную.


20. Подходим к Ленинскому. 4-ка на фоне довольно интересного дома индивидуального проекта 1956-го года. Интересен он тем, что, во-первых, он 24-хподъездный (да, прописью двадцатичетырёхподъездный), а также другими любопытными фактами: «Атом для мира» - такой лозунг на трёх языках (французский, русский, английский) висел на доме. В доме прямо под лозунгом располагался уникальный демонстрационный зал Всесоюзного объединения «Изотоп» (где сейчас магазин парфюмерии и косметики «Иль-де-Ботэ» до этого - «Салон каминов») особой конструкции (занимал площадь двух этажей, квартир, которые должны были в этой части 2-го этажа). Работал в целях удовлетворения потребностей организаций в средствах измерения радиационного фона, радиационно-защитной технике и средств индивидуальной защиты, оборудовании технологического контроля (радиоизотопные уровнемеры, плотномеры, влагомеры, гамма-реле), а также в поставке широкого ассортимента источников ионизирующего излучения и услугах связанных с обращением с радиоактивными веществами.

Линия троллейбуса здесь, как мы видим, расходится. Правая пересекает Ленинский и идёт в направлении 8-го парка, левая поворачивает на Ленинский в сторону центра.


21. 4-ка как раз поворачивает на Ленинский. Это место, кстати, носит название - Площадь 60-летия СССР.


22.


23. Ленинский в сторону МКАД. Виден троллейбус маршрута М4 (единственный троллейбус, оставшийся от проекта магистраль, бывший маршрут № 62 к/т «Ударник» - метро «Озёрная».


24. В сторону центра. Всегда любил Ленинский за то, что он проектировался в то время, когда думали не только о машинах, но и о людях. И об эстетике. Именно поэтому он красиво и грамотно застроен, а ещё здесь много деревьев, поэтому прогулка вдоль такой, казалось бы, оживлённой магистрали оставляет скорее приятное впечатление. Как, впрочем, и поездка по ней.


25. 4-ка в сторону улицы Лебедева подъезжает к остановке Ленинский проспект, 68.


26. У Молодёжной улицы. На заднем плане дом 1957 года. Он был известен в советское время благодаря негосударственному кооперативному магазину "Олень", где продавались дары леса, уникальные деликатесы, добытые охотниками.


27. Остановка Молодёжная улица.


28. Типичный двор на Ленинском. Посмотрите какой простор, сколько зелени. И даже парковка есть. А сейчас бы было сплошное асфальтовое поле, песочница с горкой и чахлое деревце в лучшем случае.


29. РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина. Основная «кузница кадров» российского нефтегазового сообщества. Основан 17 апреля 1930 года на базе нефтяного факультета Московской горной академии под названием Московский нефтяной институт. В 1945 году награждён орденом Трудового Красного Знамени, в 1980 году - орденом Октябрьской Революции, в 2000 году - орденом Дружбы Народов Социалистической Республики Вьетнам. В 2010 году получил статус Национального исследовательского университета.


30. Остановка Университетский проспект у пересечения с оным. Площадь эта носит имя Академика Прохорова. Название присвоено 25 октября 2016 года в память об Александре Михайловиче Прохорове (1916-2002) - советском физике, профессоре, академика АН СССР, академике РАН, одном из основоположников важнейшего направления современной физики - квантовой электроники, лауреате Нобелевской премии по физике за 1964 год (совместно с Николаем Басовым и Чарлзом Таунсом), одном из изобретателей лазерных технологий. На Университетском проспекте в июле 2015 года установлен памятник знаменитому физику.

На заднем плане пятиэтажный тринадцатиподъездный кирпичный жилой дом индивидуального проекта. Построен в 1950 году. Часть, выходящая на улицу Дмитрия Ульянова, построена в 1959 году. Одно из самых старых зданий этой части проспекта.


31. 4-й и его собрат м4, который пока ещё остаётся.


32. Университетский. Тоже зелёный и прекрасный в отличие от современных убогих магистралей.


33. Идём по Ленинскому дальше.


34. Шикарное здание универмага «Москва». Оно было спроектировано авторским коллективом в составе архитекторов Ю. Пересветова, Б. Соболевского, Л. Ляхова, инженеров Р. Ратова, П. Третьякова, Е. Фармаковской, М. Рожковой. Строился универмаг в 1959 - 1962 годах. Открыт в 1963 году. Сорок лет универмаг «Москва» считался третьим по величине универмагом Москвы (после ГУМа и ЦУМа), и отличался от них подчеркнутой современностью (конечно, для того времени) облика и строительных конструкций, что подчеркивалось сплошными стеклянными стенами здания. Общая площадь семиэтажного здания 22 тысячи квадратных метров. Площадь торговых залов 7 тысяч квадратных метров. Товарооборот в 1979 году составил 326 миллионов рублей. В 1976 году коллектив универмага награжден орденом Трудового Красного знамени.


35. Сравните с Кутузовским примерно аналогичным по ширине, но без дублёров, разделённых вот такими бульварами. Где приятнее гулять? Слева дома 1956-го года, типичный для Ленинского.


36. Очередной виновник прогулки. Надо сказать, что я довольно давно не был не Ленинском пешком. Кажется, с лета 2013-го года, поэтому прогулялся с удовольствием, как в старые-добрые времена.


37. Остановка Улица Ляпунова.


38. Сквер на площади Академика Тамма. Названа в 1995 г. в память об Игоре Евгеньевиче Тамме (1895-1971) - выдающемся физике-теоретике, лауреате Нобелевской премии, Герое Социалистического Труда, дважды лауреате Государственной премии.


39. На фоне главного здание НИИ Органической химии им. Зелинского.


40. Здание построено в стиле сталинского ампира в начале 1950-х годов.


41. Три в ряд. 4-й и два м4. Остановка Дворец труда профсоюзов.


42. Подходим к бывшим юго-западным воротам Москвы - площади Гагарина. Она названа так 11 апреля 1968 года в связи с тем, что на этой площади 14 апреля 1961 года жители Москвы встречали первого космонавта. Ранее северная часть площади именовалась площадью Калужской Заставы, так как здесь в 1742-1852 годах на Камер-коллежском валу находилась застава при въезде в Москву по Калужскому шоссе.


43. Титановый монумент Ю. А. Гагарину высотой 42 м установлен в 1980 г. (скульптор П.И. Бондаренко, архитекторы Я.Б. Белопольский, Ф.М. Гежевский, конструктор А.Ф. Судаков). На ребристом постаменте стоит человек-ракета, приготовившийся к полёту. Сама статуя устанавливалась большим краном, а не вертолётом. Внизу расположен титановый шар, символизирующий спускаемый аппарат. Именно по Ленинскому проспекту в апреле 1961 г. торжественно въехал в город Юрий Гагарин, чтобы доложить руководителям государства о первом космическом полёте человека. Сейчас здесь расположена развязка Ленинского, улицы Косыгина, проспекта 60-летия Октября и ТТК.


44. Взгляд назад.


45. Улица Косыгина. Сюда раньше уходил с Ленинского троллейбус № 7 (метро «Парк Победы» - к/т «Ударник»), ныне обслуживаемый электробусами. Однако, контактная сеть висит.


46. Ленинский в центр крупным планом.


47. Кстати, в честь Гагарина названа не только площадь, но и целый район (обратите внимание на дом 1960 года на заднем плане). Хотя, здесь нет ничего удивительного. Юрий Алексеевич это безусловно заслужил.


48. Дома, образующие парадный въезд в город. Проект застройки Калужской площади (с 1968 г. - площадь Гагарина) был составлен в конце 1939 г. ленинградскими архитекторами Е. А. Левинсоном и И. И. Фоминым. Он предусматривал застройку площади со стороны Москвы полуциркульными восьмиэтажными жилыми корпусами по обеим сторонам Большой Калужской улицы (ныне - Ленинский проспект). Её начало акцентировалось двумя высотными башнями (в том числе дом № 30). Использование полуциркульных форм было одним из излюбленных приёмов творческого тандема Е. А. Левинсона и И. И. Фомина. Этот приём был применён ими в проекте Первого дома Ленсовета на Карповке - наиболее известной работе архитекторов.

Проект юго-восточного корпуса (дом № 37), был разработан до войны московским архитектором А. Е. Аркиным. Заказчиком строительства выступал Центральный совет ВЦСПС. Он же разработал и проект дома № 30, заказчиком которого выступало МГБ СССР. В 1940 г. оба здания были заложены, но затем работы по строительству были прерваны из-за войны. Строительство ансамбля возобновилось в 1946 г. После войны оба проекта были переработаны и заново утверждены в августе 1947 г.

Из-за того ленинградские архитекторы не могли вести полноценный авторский надзор, функции магистрального архитектора были переданы А. Е. Аркину. Оба здания, несмотря на общее композиционное решение, получили разное оформление, что в частности коснулось и завершений башенных частей.

Здание МГБ было построено в 1950-м году. Здание ВЦСПС окончательно было возведено к концу 1952 г. 12 ноября 1952 г. был составлен акт об осмотре крепления железобетонных фигур на башне жилого дома. При строительстве широко применялся труд заключённых, в том числе А. И. Солженицына.


49. м4 и 4 перед площадью Гагарина. Линия влево по стрелке ведёт на улицу Косыгина. Её использовал 7-й маршрут, когда ещё был троллейбусом.


50. На минутку заглянул в Нескучный отдохнуть и перекурить на лавочке. Там было, как и всегда, хорошо.


51. 4-ка на фоне центральной клинической больницы Московского Патриархата имени святителя Алексия, митрополита Московского (ГКБ № 5). История больницы берет свое начало в конце XIX века, когда в соответствии с волеизъявлением Александры Ксенофонтовны Медведниковой Постановлением Московской городской думы от 6 июня 1900 года, был избран участок городской земли на Калужской улице, напротив Нескучного сада для постройки больницы и богадельни. Благотворительный комплекс, состоящий из больницы и богадельни имени Ивана и Александры Медведниковых, стал самым крупным и самым известным даром семьи Медведниковых Москве. Архитектурный ансамбль больницы создавался по проекту одного из лучших зодчих эпохи модерна, академика архитектуры Сергея Устиновича Соловьева (1859-1912 гг.).


52. Более подробно историю этого необычного лечебного учреждения рекомендую почитать на официальном сайте.


53.


54. Все дома по левой стороне представляют собой единый комплекс жилых домов 1939-1940 гг. постройки. Они были построены для высших чинов органов госбезопасности и обороны, а также для членов Президиума Академии наук СССР. Этот комплекс получился настолько удачным, что с некоторыми изменениями был повторён на Фрунзенской набережной.

С правой стороны - комплекс зданий Энергетического института им. Г. М. Кржижановского (ОАО «ЭНИН»). Здание построено в 1928-34 гг., по проекту архитектора А.Ф. Мейснера.


55. Очередная 4-ка на фоне Московского научно-практического центра дерматовенерологии и косметологии ДЗМ (Бывшая Городская больница имени М. И. Любимова (1912 - 1913 гг., архитектор - А. Ф. Мейснер). Здания в том же цвете дальше - Бывшие Шелапутинское училище для мальчиков и Шелапутинское училище для девочек. Построены в 1901-1903 гг., архитектор Р. И. Клейн. После революции надстроены и объединены в одно здание.


56. Дорожка к Александринскому дворцу - Президиуму Российской академии наук. Дворец построен в 1756 году архитектором П. Иестом. В основе здания лежат П-образные палаты - главный дом усадьбы, созданной П. А. Демидовым, сыном уральского заводчика и известным садоводом-любителем.


57. У главного входа в Нескучник и Первой Градской. На той стороне - «Жилой дом Академии наук СССР», построенный в 1939 году по проекту архитектора А. В. Щусева для сотрудников Академии наук СССР. В этом доме, в частности, жили академики В. И. Смирнов, С. С. Намёткин, Л. С. Понтрягин, В. И. Векслер, Н. А. Доллежаль, А. В. Топчиев, А. Н. Несмеянов, а также доктор наук, ведущий телепередачи "Очевидное-невероятное" С. П. Капица.


58. Взгляд назад.


59. Ленинский в центр. Дом для академиков Щусева и далее ещё один дом 1940-го года, построенный по проекту И. В. Жолтовского для сотрудников Совнаркома СССР на месте планировавшегося А. В. Щусевым продолжения жилого комплекса, южная часть которого уже была выстроена.


60. Взгляд назад.


61. На фоне бывшего здания Госстандарта, построенного в 1969 году.


62.


63. Восьми-одиннадцатиэтажный пятиподъездный кирпичный жилой дом индивидуального проекта. Построен в 1942 году. В конце 1960-х сделана пристройка с северной стороны. По линии, пересекающей Ленинский, раньше оборачивались через Донскую улицу и Безымяный проезд укороченные рейсы 4-го и 7-го троллейбусов, следовавших до метро «Октябрьская» - 4к и 7к соответственно.


64. Любопытный факт: этот проезд долгое время не имел названия и в 1994 году это было увековечено официально, он получил наименование Безымянный проезд.


65. Вот уже вдали и Калужская площадь.


66. 4 и его собрат м4 на фоне Ильича, здания МВД, а также ФСИН и Минюста.


67. Небольшая зарисовка с мусорным баком.


68. Вот и район Якиманка. Вправо как раз отходит троллейбусная линия, которую использовали укороченные рейсы. Не знаю, есть ли таковые у единственного пока оставшегося на Ленинском маршруте м4.


69. Обожаю закатный свет!


70.


71. Остановка Станция метро «Октябрьская». Которая кольцевая.


72. Попытка снять Садовое с Крымским мостом против солнца. Могло быть и хуже.


73. А вот и одноимённая радиальная станция метро подоспела. Это уже Большая Якиманка.


74. Малыш 4-й на фоне гигантского здания восьмиподъездного панельного жилого дома серии КМС-101 (1985 г.).


75. И на фоне резиденции посла Франции на территории Французского посольства. Но вообще, исторической справедливости ради, некогда (а именно в 1888 г.) директор и владелец Ярославской Большой мануфактуры Николай Васильевич Игумнов, подал прошение о строительстве нового каменного дома. И дом этот был построен молодым архитектором Николаем Поздеевым, бывшим в то время городским архитектором Ярославля. Особняк в псевдорусском стиле был построен в 1895 г. на месте небольшого деревянного дома купца Николая Лукьянова. Для строительства кирпич выписывался из Голландии, а многоцветные изразцы для оформления были изготовлены на знаменитом заводе Кузнецова. Интерьеры дома были оформлены архитектором П. С. Бойцовым и братом автора проекта, И. И. Поздеевым.

После революции 1917 г. дом служил рабочим клубом фабрики «Гознак», институтом переливания крови, институтом мозга. В 1938 г. его передали в распоряжение французского правительства для посольства. В 1979 г. после переезда посольства в новое здание по соседству (дом № 45) он стал официальной резиденцией послов Франции. В настоящее время здесь проживают посол и некоторые сотрудники посольства, а также проводятся официальные мероприятия.


76. Вот уже и колокольня Ивана Великого вдали замаячила со Спасской башней Кремля. Когда уйдёт и м4, то больше троллейбус на таком фоне будет снять нельзя.


77. С исторической и не очень застройкой. Хотя, следует признать, что духа старой Москвы на Якиманке уже давно практически нет.


78. Только небольшое количество сохранившихся старых зданий не даёт забыть, что вы находитесь в центре Москвы. Справа - здание 2-го Московского городского казённого училища, проект которого был выполнен в 1901-1902 гг. архитектором А. А. Никифоровым. Строительные работы начались позднее - в 1905 г., после того, как были сломаны все старые постройки, а завершились летом 1906 года. Слева - шестиэтажный трёхподъездный кирпичный жилой дом.
Построен в 1911 году. Судя по всему, верхний этаж надстраивали позже. Между ними пролегает 2-й Хвостов переулок. Он находятся на земле, которой в XIV в. владел московский боярин, тысяцкий Алексей Петрович Хвост Босоволков, убитый в 1356 г.; от него Хвостовы. На этом землевладении находились 1-й и 2-й Петропавловские переулки, названные по церкви святых апостолов Петра и Павла, воздвигнутой в 1644 г. 2-й Петропавловский переулок некоторое время назывался также Кисельным по фамилии домовладельца XVIII в. купца Кисельникова. В 1922 г. переулки получили названия 1-й и 2-й Хвостовы.


79. Советский уродец, воткнутый в историческую среду сильно испортил облик улицы. Ну, а про современные новоделы с бездарными попытками закосить то под модерн, то ещё подо что-нибудь я и вовсе говорить не хочу. А Бродников переулок между жилыми домама рубежа XIX-XX вв. назван по фамилии купцов Бродниковых - владельцев свечного завода, находившегося здесь в XVIII в. До 1922 г. - Полянский переулок по соседству с улицами Больщая и Малая Полянка. В 1983 г. к нему был присоединён расположенный на его продолжении переулок Полянского Рынка, чьё название напоминало о существовавшей до 1938 г. площади Полянского Рынка.


80. Взгляд назад. 4-ка следует к своей северной конечной.


81. Малая Якиманка.


82. 4-ка повернула с Большой Полянки на Якиманский проезд.


83. Большая Полянка перед Малым Каменным мостом. Справа семиэтажный жилой дом с ротондой, архитектор А. Г. Мордвинов. Построен в 1940 г. с элементами «сталинского мавританского» стиля.


84. 4-ка отправилась на новый круг на юго-запад и въезжает на Малый Каменный мост.


85. Встречная.


86. Со знаменитым «Домом на набережной».


87. Болотная набережная.


88. Конечная с троллейбусным разворотным кругом «Кинотеатр "Ударник"». Круг под Большим Каменным мостом был сооружён примерно в 1951 году и первоначально выполнял функции служебного для проходивших по ул. Серафимовича троллейбусных маршрутов № 1, 4, 8, а позднее и 33. Постоянного пассажирского движения по данной трассе в те годы не существовало. Лишь в 1980 г. кольцо начинает использоваться в качестве постоянной конечной для троллейбусных маршрутов, в том году был запущен новый троллейбусный маршрут № 33к - Ул. Кравченко - кинотеатр «Ударник».

В 1984 г. в связи с начавшей капитальной реконструкцией Октябрьской пл. к кинотеатру «Ударник» начали переводить троллейбусные маршруты, ранее заканчивавшиеся у станции метро «Октябрьская». В 1984 г. сюда был продлён троллейбусный маршрут № 4 - Ул. Лебедева - кинотеатр «Ударник», а в следующем 1985 г. - троллейбусные маршруты № 7 - Ул. Генерала Ермолова - кинотеатр «Ударник» и № 62 - Станция метро «Юго-Западная» - кинотеатр «Ударник», заменивший собой одновременно отменённый маршрут № 33к. После завершения реконструкции Октябрьской пл. маршруты троллейбусов практически не поменялись: маршрут № 4 продолжил оборачиваться у кинотеатра «Ударник», точно также как и маршрут № 62, а маршрут № 7 будет сокращён до ставшей уже Калужской площади лишь 1 апреля 2001 г.

В 1993-1995 гг. кольцо обслуживало новый троллейбусный маршрут № 84 - Ул. Кравченко - кинотеатр «Ударник», трасса которого в этот период была аналогична отменённому маршруту № 33к. Также в 1993 г. сюда был укорочен от Манежной пл. маршрут № 8 - Москворецкий рынок - кинотеатр «Ударник», оборачивавшийся здесь до 1997 г., когда был переведён к Красной пл. С 1 декабря 2005 г. кольцо стало обслуживать восстановленный троллейбусный маршрут № 33к - Ул. Кравченко - кинотеатр «Ударник», 17 января 2006 г. появился новый троллейбусный маршрут № 1к - Станция метро «Нагатинская» - кинотеатр «Ударник». Маршрут № 33к в 2007 г. был укорочен до Калужской пл. и вместе с маршрутом № 1к просуществовал до 8 октября 2016 г. - дня введения новой маршрутной сети «Магистраль». Незадолго до этого, 2 мая 2016 г., в связи с закрытием троллейбусных линий на Кремлёвском кольце к кинотеатру «Ударник» был сокращён троллейбусный маршрут № 33 - Ул. Кравченко - кинотеатр «Ударник», ставший таким образом практически полным дублёром своей укороченной версии.

В рамках новой маршрутной сети «Магистраль» неизменным остался всё тот же троллейбусный маршрут № 4. 8 октября 2016 г. к кинотеатру «Ударник» были снова продлены троллейбусные маршруты № 8 и 84, причём изменение последнего произошло ещё 23 сентября 2016 г., в связи с чем тот на протяжении 2 недель полностью дублировал маршрут № 62. В день введения «Магистрали» эта ошибка была устранена путём объединения маршрутов № 62 и 84 в единый троллейбусный маршрут № м4. Одновременно были отменены троллейбусные маршруты № 33 и 33к, также объединившись в единый троллейбусный маршрут № м4к.

Спустя ровно год, 7 октября 2017 г. в рамках реализации второй очереди проекта «Магистраль» был отменён троллейбусный маршрут № м4к. Одновременно к кинотеатру «Ударник» был снова продлён троллейбусный маршрут № 7 - Станция метро «Парк Победы» - Кинотеатр «Ударник». К этому времени (после отмены маршрутов № 13 и 63) разворотный круг стал конечным пунктом двух последних в истории Московского троллейбуса линий, заходивших внутрь Садового кольца (по Большой Полянке и Большой Якиманке).


89. В последующие годы в связи с сокращением сети Московского троллейбуса постепенно отменялись проходящие здесь троллейбусные маршруты. 18 мая 2019 года был переведён на обслуживание автобусами (а затем 6 мая 2020 г. на электробусы) троллейбусный маршрут № 7, в связи с чем были выведены из эксплуатации троллейбусные линии от к/ст «Ул. Генерала Ермолова» по Кутузовскому проспекту, Большой Дорогомиловской ул., Бережковской набережной, Воробьёвскому шоссе, Мосфильмовской ул., части Ломоносовского проспекта, по Мичуринскому проспекту и ул. Косыгина до развязки на пл. Гагарина.

18 июня 2020 г. был отменён и переведён на обслуживание автобусами троллейбусный маршрут № 8, в связи с чем были выведены из эксплуатации троллейбусные линии по Большой Полянке, Садовому кольцу (Серпуховской пл.), улицам Люсиновской, Большой Серпуховской, Павловской и Большой Тульской, по Варшавскому шоссе и Болотниковской ул. до к/ст «Москворецкий рынок». Таким образом, было полностью отменено движение троллейбусов по последнему участку Садового кольца, внутри него в пассажирской эксплуатации осталась последняя троллейбусная линия маршрутов № м4 и 4 по Большой Якиманке.

Ну, а с сегодняшнего дня, то бишь 13 июля был отменён и переведён на обслуживание автобусами троллейбусный маршрут № 4, в связи с чем была закрыта остававшаяся в эксплуатации часть линии по Ломоносовскому проспекту от Ленинского проспекта до улицы Лебедева. Таким образом, на всей троллейбусной линии от станции метро «Озёрная» до кинотеатра «Ударник» в работе остался единственный троллейбусный маршрут № м4. И скоро, когда снимут и его сделать вот такой кадр с троллейбусом на фоне Кремля будет уже невозможно.


90. Ну и бонусом Кремль с Москва-рекой.


91. Да Дом Пашкова с князем Владимиром.


И на этом всё. Спасибо за внимание.
Будьте здоровы и живите богато. И любите историю больше, чем чиновники с Тверской, 13!

Гагаринский, архитектура, история, троллейбус, фото, прогулки, Якиманка, Россия, Проспект Вернадского, Москва

Previous post Next post
Up