Вчера был последний день работы моего, пожалуй, самого родного маршрута троллейбуса № 43. Наравне с 65-м, который пока ещё остаётся, он был самым первым, про который я узнал, когда вообще стал понимать, что такое транспорт и троллейбус. Это был первый маршрут, на котором я ехал ещё за ручку с родителями и которым пользовался регулярно всю свою сознательную жизнь. И вот теперь его заменит бездушный дизель Т43, а на моей родной улице остаётся лишь (причём, только с чётной стороны) один 65-й. Да и то вряд ли надолго.
Очередной плевок в душу от властей. Наверное, пора бы привыкнуть, но всё равно как-то бередит душу. Да, я смирился с тем, что они ударно уничтожат московский троллейбус уже в этом году, сколько ни бейся, ни пиши им, они будут врать в своих отписках и интервью, но продолжать делать своё чёрное дело. Но всё равно грустно... О том, что вчера был последний день 43-го, я случайно узнал под конец дня рабочего и вместо отдыха мне пришлось собрать силы и проводить дорогой сердцу маршрут, поснимать его на память для себя и потомков.
1. 43-й на остановке Улица Куусинена, дом 9. Там я начал свой сегодняшний поход. На заднем плане - символ района "Красный дом АКДОНа". Этот восьмиэтажный девятиподъездный кирпичный жилой дом серии II-02 был построен в 1956 (правое крыло и центральная часть) и в 1957 (левое крыло) годах. Его соорудили специально для лётчиков авиационной Краснознамённой дивизии особого назначения (АКДОН). Преобладали двухкомнатные коммуналки. В подвале находились: кинозал, бомбоубежище, помещения для занятий различных кружков и "красный уголок". Подобных домов в Москве только три. Ещё два находятся соответственно на улице Строителей и улице Бориса Галушкина.
2. Особенно цинично выглядит объявление слева, где написано, что 43-й маршрут троллейбуса в числе прочих претерпит изменения из-за репитиции парада 17-го и 18-го числа. Видимо, распоряжение "убить" маршрут поступило сверху прямо сегодня.
3. Сначала доехал на нём до ближайшей конечной - Карамышевской набережной.
4. Конечная троллейбусная станция «Карамышевская». Была введена в эксплуатацию в 1963 году вместе с новой троллейбусной линией от Хорошёвского шоссе (ныне проспект Маршала Жукова) по улице Народного Ополчения. По новой троллейбусной линии был запущен новый троллейбусный маршрут № 43 - Карамышевская набережная - станция метро "Аэропорт". В 1969 году к нему добавился новый троллейбусный маршрут № 61 - Карамышевская набережная - станция метро "Сокол". С тех пор до 2020 г. набор обслуживаемых маршрутов не менялся. Лишь в 1995-1999 гг. существовал укороченный маршрут № 43к - Карамышевская набережная - станция метро "Войковская". В 1987 году было построено продолжение троллейбусной линии в Крылатское.
Изначально конечная станция представляла из себя пути отстоя на ул. Народного Ополчения, диспетчерская находилась на первом этаже жилого дома по адресу Карамышевская наб., 34/1, а троллейбусы разворачивались на перекрёстке с Карамышевской набережной. В апреле 2012 года была введена в эксплуатацию новая конечная станция с огороженной территорией и отдельным зданием диспетчерской. Вывод конечной станции был связан с предстоящей на тот момент реконструкцией ул. Народного Ополчения и строительством Северо-Западной хорды.
Новая конечная троллейбусная станция «Карамышевская» стала самой последней построенной и введённой в эксплуатацию конечной станцией в системе Московского троллейбуса, однако по факту этот проект является капитальной реконструкцией старой конечной станции. Последней построенной с нуля и введённой в эксплуатацию полноценной станцией стала конечная у станции метро «Беляево» (открылась 2 декабря 2000 г.), а последней построенной с нуля, но так и не введённой в эксплуатацию стала конечная станция «Большая Юшуньская ул.» (построена в апреле 2004 г.).
Одновременно с этим на подъездах к станции велось строительство транспортной развязки улиц Народного Ополчения, Мнёвники и проспекта Маршала Жукова, в рамках которого также были построены одни из последних новых троллейбусных линий в Москве: 25 августа 2010 г. были открыты новые линии по «Эстакаде А» (включая так никогда и не использовавшийся левосторонний съезд на улицу Народного Ополчения), а также односторонняя (в сторону Хорошёвского шоссе) линия по ул. Мнёвники, куда был перенаправлен 43-й маршрут. 7 декабря 2013 г. была введена в эксплуатацию вторая часть (в сторону Карамышевской набережной через «Эстакаду В») линии по улице Мнёвники, став таким образом одной из двух последних новых троллейбусных линий в Москве (вместе с открытой в сентябре 2013 г. линией по улицам Покрышкина и Никулинской).
1 июня 2020 г. троллейбусный маршрут № 61 был отменён и переведён на обслуживание автобусами под № Т61. В связи с этим была выведена из эксплуатации сквозная троллейбусная линия по улице Народного Ополчения под проспектом Маршала Жукова, а также разворотный круг у платформы МЦК Панфиловская. Практически одновременно с этим на территории станции началась установка зарядных станций для электробусов, на обслуживание которыми будут по планам переведены бывшие троллейбусные маршруты. Однако, скорее всего, по факту будет переведён только Т61, т.к. 43-й это очень длинный маршрут, который постоянно стоит в пробках, чудо-электробусы это не потянут (например, бывший 1-й троллейбус уже много лет на автобусах именно по этой причине).
17 июня 2020 г. был отменён и заменён на обслуживание автобусами второй троллейбусный маршрут № 43, в связи с чем конечная троллейбусная станция «Карамышевская» вместе с троллейбусными линиями по Карамышевской набережной, улицам Народного Ополчения и Мнёвники, части улиц Куусинена и Новопесчаной, а также по Ленинградскому шоссе была по сути выведена из пассажирской эксплуатации.
5. Поехал обратно.
6. 43-й на фоне нового Карамышевского моста над КиМом. Кадр для истории.
7. Когда-то здесь была тихая улица, а вокруг утопали в зелени пятиэтажки...
8. По правую сторону они ещё остались, но ненадолго. Собянин и Ко и здесь построят пятидесятиэтажные человейники, к бабке не ходи.
9. Улица Мнёвники. Когда-то она была
такой, но потом её превратили в безликий, воняющий выхлопами автобан, который невозможно перейти, не спускаясь в подземник. 43-й был здесь первым и единственным за всю историю маршрутом троллейбуса.
10. Просуществовал он здесь недолго. С 31.03.2012 по 16.06.2020.
11. Вообще же 43-й, как я уже сказал выше, был запущен в 1963-м году, только до 2012-го года, он ходил вместе с другими маршрутами по проспекту Маршала Жукова. В 1974-м году он был продлён от «Аэропорта» на север к Речному вокзалу и далее к Прибрежному проезду в пару к 6-му маршруту, который ходил в том же направлении (Никольская больница, позднее кинотеатр «Нева») ещё аж с 1938-го года, когда была построена линия по Ленинградскому шоссе. 6-й пал жертвой геноцида чуть раньше - 10.03.2020 г. Теперь на Ленинградском шоссе больше нет троллейбусов. Кстати, кинотеатра «Нева» тоже нет.
12. В 1976-м сняли кольцо у метро «Аэропорт» и 43-й (как и 65-й) стал поворачивать к метро Сокол с Новопесчаной улицы сразу налево. Так он и ходил затем аж целый 31 год, но в 2007-м Ленинградку расширили, понастроили тоннелей и развязок (а ранее убили трамвай) и левый поворот был отменён. 43-й вновь стал дважды (с обеих сторон) проезжать у метро «Аэропорт» с разворотом у Петровского путевого дворца, что значительно увеличило время хода по маршруту. 65-й же отправили по этой стороне на Беговую, а на Новопесчаную завернули в обратном направлении 86-й, который убили ещё раньше.
13. И вот теперь всё.
14. Сейчас Берлин спустя полвека восстанавливает свой троллейбус. Кто знает, может быть, через полвека и у нас придут к власти любящие город (если от него ещё что-то останется) москвичи, а не понаехавшие "эффективные менеджеры"...
15. Раньше улица Мнёвники не продолжалась к Пресне по эстакаде, а заворачивала в сторону Хорошёвского шоссе. Собственно улица Мнёвники и сейчас туда заворачивает, а продолжение по эстакаде официально именуется Краснопресненским проспектом. На углу стоит вот такая симпатичная "сталинка" 1951 года, сдаваемая под клиники, офисы и ещё какую-то лабуду.
16. В направлении «Полежаевской» 43-й поворачивал в сторону Хорошёвского шоссе через тоннель. Это с 2012-го года была его ещё одна "фишка".
17. Здесь я сел на него и поехал к метро «Аэропорт».
18.
19. Там я вышел в раздумьях и принял решение не ехать на Прибрежный проезд, потому что время уже было достаточно позднее, а силы после рабочего дня небезграничны.
20. Поэтому на метро я доехал до «Войковской», чтобы оттуда уже, походя снимая, вернуться пешком. 43-й вдали спускается с путепровода над МОЖД.
21. Бывший троллейбус № 6, про который я упоминал выше, и 57-й троллейбус (Мост Октябрьской железной дороги - метро «Войковская», который сегодня работает также последний день, с завтрашнего дня ему на смену придёт дизельная пыхтелка Т57. Также сегодня последний день работы маршрута № 8 (Москворецкий рынок - Кинотеатр «Ударник»), а завтра последний день работы маршрута № 30 (метро «Авиамоторная» - метро «Выхино»).
22. Вот так ударно убивают московский троллейбус. Пачками.
23.
24. На Ленинградке совершенно невозможно снимать другую сторону. Впрочем, теперь уже и не нужно.
25. Далее я пошёл к путепроводу над Рижским направлением, который в народе зовётся Мост Победы. Слева мощный и красивый восьми/девятиэтажный одиннадцатиподъездный кирпичный жилой дом в стиле сталинского ампира. Построен в 1939 году. Остальные два крыла (со двора) построены в 1953 году.
26. Сам Мост Победы был сооружён в 1960 г. через пути Рижского направления Московской железной дороги взамен ранее существовавшего здесь двухпутного моста, построенного во время Великой Отечественной войны, в 1943 году. Авторы проекта - инженер И. Ю. Аршавский и архитектор К. Н. Яковлев.
27.
28. А тем временем разгорался красивый закат. Ленинградка привычно стояла в пробке.
29. В ожидании очередного 43-го в сторону Карамышевской набережной, снял идущую с Окружной в депо Подмосковная по соединительной ветви "Ласточку".
30. Вдали показался 43-й.
31. Вот он, красавец! Больше на Мосту Победы троллейбусов не будет.
32. Только 57-й ещё сегодня проедет по нему парковыми рейсами без пассажиров и на этом всё.
33.
34. Просто закат с Моста Победы.
35. У Гидропроекта. Полное название - Всероссийский проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт «Гидропроект» им. С. Я. Жука (1965-1968 годах). Правда, ныне здание мало напоминает
оригинал.
36. Теперь здесь остался только 70-й. Наверное, ненадолго и убьют его, полагаю, оптом с оставшимися 20-м, 59-м и 65-м, чтобы очистить бывший 1-й троллейбусный парк от "рогатых".
37.
38. Виды бывшего села Всехсвятского.
39. Сколько раз, сколько сотен раз я выходил здесь из метро и ждал его, чтобы доехать до дома... Сколько воспоминаний и мыслей связано с этим местом. Да и вообще люблю я Сокол. Меня даже крестили в церкви за метро.
40.
41. Новопесчаная улица. 43-й поехал в парк.
42. А навстречу уже едет другой. Правда, пришлось подождать его 20 минут. Хорошо, что лето и на улице тепло.
43.
44. Подъезжает к остановке Кинотеатр «Ленинград». Кинотеатр был открыт в 1958 г. С марта 2011 г. не работает по причине нерентабельности. Архитекторы: Е. Гельман, Ф. Новиков, И. Покровский. Инженер: М. Кривицкий.
Распространенный миф о том, что на месте кинотеатра «Ленинград» был храм Преображения Господня на территории снесённого большевиками братского кладбища (ныне Мемориально-парковый комплекс героев Первой мировой войны), не соответствует действительности. Храма там быть не могло, т.к. до конца 1950-х гг. на месте кинотеатра был овраг, в котором протекала речка
Таракановка, заключённая ныне большей частью в коллектор.
45. Это, строго говоря, 65-й, но мне очень хотелось сделать кадр троллейбуса с фонтаном на Песчанке, который наконец запустили, а 43-го на горизонте не было. Фонтан носит название «Георгиу-Деж» (в народе - «Песчаный»), сооружен в 1955 г., назван в честь румынского коммунистического деятеля Георге Георгиу-Дежа. Где-то я читал, что его питают воды той самой Таракановки, но, скорее, это всё-таки районная легенда.
46. Снова 65-й у живописной остановки Песчаная площадь.
47. А сразу за ним парковый рейс 43-го. Жаль, что фотография, где они вместе не удалась.
48.
49. И вновь улица Куусинена. Один из последних рейсов 43-го. С сегодняшнего дня по той (нечётной) стороне улицы регулярных троллейбусов нет. На заднем плане Дом культуры Всероссийского общества слепых, где в начале нулевых был (о, нравы!) гей-клуб "Душа и тело" и по выходным вечерами нашу улицу заполоняли заднеприводные. Потом этот рассадник разврата, к счастью закрыли.
50.
51. Подождал очередной 43-й у своей бывшей второй школы, из которой меня, как и из первой выгнали за дурное поведение. Сколько воспоминаний нахлынуло пока ждал! Например, как в 7-м классе мы кидались капитошками в открытые двери троллейбуса и убегали в школу от разгневанных пассажиров, эх... Теперь это история, которую невозможно будет повторить.
52. Доехал на нём же до метро «Полежаевская» и сделал прощальный кадр.
53. Ну и бонусом несколько более ранних снимков, которые мне нравятся. Песчаная площадь, май 2020.
54. У бывшего кинотеатра «Ленинград» тогда же.
55. На фоне "сталинок" Новопесчаной и Триумф-Паласа тогда же.
56. В сторону Ленинградского проспекта.
57. 65-й и 43-й ещё вместе по разные стороны. Теперь останется только 65-й и только с одной стороны. Надолго ли? Вряд ли.
58. У метро «Аэропорт», то ли 2016-й, то ли 2017 год, лето.
59. У «Войковской». Конец прошлого или начало этого года.
60. И снова улица Куусинена. Разгар самоизоляции, апрель 2020-го.
Прощай, 43-й! Спасибо тебе за нашу тридцатилетнюю дружбу!
А вам спасибо за внимание. Будьте здоровы и всегда верьте в лучшее!