Прогулка по Октябрьскому полю

Jun 15, 2020 04:33

На прошлой неделе в день, когда Собянин объявил об отмене самоизоляции с 9-го числа, а именно 8-го я решил пройтись по окрестностям и зарулить в соседнее Щукино, ибо пришёл к выводу, что когда отменят пропуска - сразу захочется куда-нибудь подальше, а поближе гулять будет недосуг. И отправился я огородами к Октябрьскому полю, где довольно давно не был. Пройдя с улицы Зорге под МОЖД, я вышел к улице Народного ополчения.

1. А именно к недействующему троллейбусному разворотному кругу «Станция Панфиловская» - очередному, своего рода, напоминанию об убиваемом властями троллейбусе.

Этот разворотный круг под Песчаным путепроводом был построен в 1976 году при организации новой трассы маршрута 44 - Станция метро «Полежаевская» - Площадь Курчатова и оттянутого разворота с улицы Народного Ополчения на улу Маршала Бирюзова. По данной трассе маршрут № 44 курсировал до 13 декабря 1991 года, после чего был отменён, а линия по улице Маршала Бирюзова до площади Курчатова демонтирована (хотя остатки конктакной сети провисели там вполоть до 2000-го года). При этом разворот под Песчаным путепроводом был сохранён и использовался в качестве служебного разворотного кольца для маршрутов № 59 и 61.

15 июля 2017 года кольцо было возвращено в пассажирскую эксплуатацию в связи с сокращением трассы маршрута № 61. К этому времени рядом с кольцом была построена платформа МЦК Панфиловская, для связи с которой и был укорочен троллейбус № 61, который с данного момента стал курсировать по маршруту Карамышевская набережная - Станция Панфиловская. 1 июня 2020 г. троллейбусный маршрут № 61 был отменён и переведён на обслуживание автобусами под № Т61, в связи с чем кольцо было снова выведено из регулярной пассажирской эксплуатации.



2. В этих краях пока ещё остался последний действующий маршрут № 59 (Метро «Сокол» - Улица Генерала Глаголева). На заднем плане квартал домов 1955-го года, входящих в 4-й микрорайон Щукина. В советское время проживали военнослужащие сухопутных войск, ВВС, ВМФ и их семьи, слушатели "Консерватории".


3. Несмотря на то, что формально пропускной режим ещё действовал - дороги были полны. Слева забор Военной академии Министерства обороны Российской Федерации.


4. Далее я свернух в переулок между Военной академией и жилыми домами 1-го микрорайона Щукина. Там очень милые и живописные дворы, в которых всегда приятно прогуляться.


5. Вот этот двор вместе с окружающими домами появился в 1938-1939 годах. Впечатление немного подпортили кронированием тополей.


6. А вот дальше вернулась привычная зелёная благодать. Это вам не какой-нибудь очередной квартал человейников, закатанный в асфальт.


7. Тишь да гладь.


8. Ну и воспоминания разные с этими дворами связаны, куда же без этого?


9. Дом построен в 1951 году.


10. А вот на этой самой лавочке у фонтана, где девчонки, мы с друзьями в студенческие годы пили вискарь после матча Германия - Россия. А потом как-то пили пиво со Стасом. И всегда это было очень душевно! А вообще вы где-нибудь видели, чтобы сейчас во дворах делали фонтаны? А в те годы знали толк в планировке и уюте. Кстати, фонтан был отреставрирован в 2007-м году и вообще работает. Просто, как вы знаете, в этом году открытие сезона фонтанов затянулось.


11. Ещё немного деталей былой роскоши. Почти в каждом доме был парадный и чёрный ход, дворы украшались вот такими вазонами. То ли дело сейчас. Воткнули горку с песочницей, остальное под парковку и жизнь удалась!


12. Корпус «Маршал» Курчатовской школы (1952 г.), с 1954 по 1987 годы в школе учились дети советских разведчиков ГРУ ГШ СССР. На заднем плане торчат башни "замка", 19-28-этажного пятиподъездного монолитного муниципального жилого дома (2002 г.) по адресу Тепличный переулок, 4.


13.


14. Дальше я вышел к своему любимому Курчатовскому (или Берзаринскому) подъездному пути, который я нежно люблю и по которому никогда не лень пройтись (уже было в 2012, 2016 и 2019), но летом как-то ещё, странным образом, не доводилось. Вид в сторону Окружной.


15. И в сторону Курчатника. Состояние пути в целом нормальное, есть небольшой накат.


16. Въезд на автостоянку № 2331 МГСА СЗАО.


17. Выходим к появшейся не так давно площади перед западным вестибюлем о.п. Зорге МЦК. На заднем плане видно выросшие на территории ликвидированного совхоза ЗАО «Тепличный» человейники ЖК «Хорошёвский». Между ними торчит вдали радиотелевизионная башня "Октод" (2007 г.). Говорят, что её тоже хотят снести и застроить всю территорию Октябрьского радиоцентра (ранее Ходынская радиостанция) человейниками.

А, между прочим, Ходынская радиостанция это живая история, ибо является первой из построенных в Москве. Она была возведена в начале Первой Мировой войны на Ходынском поле всего за сто дней. С ее помощью Россия поддерживала связь с союзниками. После Октябрьской революции ХР носила название "Радиостанция имени Коминтерна", а с роспуском этой организации 15 мая 1943 года переименована в "Передающий радиоцентр Октябрьский". Радиостанция занимала значительные площади на территории нынешних Хорошёво-Мнёвников, но в 60-е годы после начала массового жилищного строительства потеряла 3/4 своих площадей.


18. Все средства СЦБ на ветке новые и в рабочем состоянии.


19. Переезд на углу 3-й Хорошёвской улицы и улицы Берзарина.


20. Взгляд назад со старыми телеграфными столбами.


21.


22. Взгляд назад со светофором в листве.


23. На этом участке ветки недавно явно велись ремонтные работы, кое-где были заменены стыки, кое-где рельсы и шпалы.


24. Этой ветке вообще везёт. Мало того, что стратегическая, так ещё и в то же время очень живописная.


25. Симпатичный домик 1958-го года серии I-402.


26. А дальше начинается самый живописный участок ветки, где она идёт через сквер. Очень гармоничное сочетание!


27.


28. Вдали виднеются купола построенного совсем недавно храма в честь святого великомученика Дмитрия Солунского.


29. Идиллическая картина. Хотя, конечно, железная дорога не место для детских игр, пусть и используемая редко и в основном по ночам.


30. Выходим к переезду на улице Народного опочения. Заградительный светофор.


31. Взгляд назад.


32. Переезд.


33. И вид с другой стороны.


34.


35. Птички.


36. Взгляд назад с 59-м.


37. Здесь всегда тихо и очень приятно находиться.


38. Вдали виднеется светофор у последнего переезда по ходу ветки. На улице Берзарина. А когда-то раньше здесь было путевое развитие, про которое я упоминал в предыдущих рассказах (по ссылкам выше).


39. Раньше путь проходил через территорию комбината железобетонных конструкций «КЖБК», которую сейчас застраивают человейниками. Путь, кстати, обслуживал и комбинат, на территории имелось путевое развитие.


40.


41. Внутри. Вообще я думал, что теперь по нему можно дойти до самых ворот Курчатовского института, но ошибся. Старый забор комбината используется как ограждение стройки.


42. А вот как это будет выглядеть потом. Между человейниками 1-й и 2-й очередей будут шумозащитные экраны, которые будут скрывать от глаз и слуха жителей железку. Да, ветка будет жить покуда жив Курчатник!


43. Дальше я неспешно двинулся в обратную сторону, но совсем иной дорогой. Здесь тоже есть на что взглянуть. Диспетчерская автобусной станции «Улица Расплетина» (1950 г.). До 1960-х годов это был частный дом. В нем жил начальник лагеря пленных немцев, которые после войны строили дома этом районе.


44. Дом 1958-го года.


45. И его сосед-одногодок с уютным сквером.


46. Улица Расплетина. Вдали виднеется ЖК «Новая Звезда» (2000 г.). Яркий представитель "лужковской" архитектурной эпохи.


47. "Сталинский" дворик. В те времена даже подъезды оформляли парадно, не то, что сейчас.


48. Детали эпохи. Дом 1953-го года.


49. Сравните аутентичную дверь с соседнего подъезда и вот это вот.


50. Улица Раплетина получила своё современное название 2 декабря 1967 года в честь академика А. А. Расплетина (1908-1967) - Героя Социалистического Труда, ученого и конструктора, специалиста в области радиотехники и электроники (мемориальная доска не сохранилась). В 1948-1967 году носила название 4-я улица Октябрьского поля, по своему расположению на Октябрьском (Ходынском) поле. Слева на фото здание комплекса Специализированного научно-исследовательского института приборостроения (Входит в состав интегрированной компании ОАО «Атомэнергопром»).


51. Закат над территорией Курчатника.


52. Доходим до угла с улицей Маршала Вершинина (справа).


53. А улица Расплетина уходит влево.


54. Мы же двигаемся по улице Маршала Вершинина, которая первоначально называлась 9-я улица Октябрьского Поля. В 1974 году переименована в честь К. А. Вершинина (1900-1973) - Главного маршала авиации, Героя Советского Союза. Во время Великой Отечественной войны командовал авиацией ряда фронтов, после войны главнокомандующий ВВС, командующий Войсками ПВО СССР. Это 5-й микрорайон Щукина. Дома здесь преимущественно 50-х годов. Лишь сзади торчит причудливый новодел - ЖК «Эльсинор» (2006 г.), ещё один представитель эпохи Лужкова.


55. Дамы на балконе баловались чаем.


56.


57. Во дворе «Эльсинора» притаился мини-квартал из "немецких" домиков 1949-1950 гг.


58.


59. А вот ещё один такой дом притаился во дворе на улице Народного ополчения, рядом с метро Октябрьское поле (1948 г).


60.


61. Остановка Станция метро «Октябрьское Поле». Раньше тут были ещё 19-й и 61-й троллейбусы, ставшие автобусами. Любил отсюда уезжать на 19-м в Крылатское потусить к однокурснику. Были времена... Тогда и сама улица Народного ополчения не входила в состав СЗХ, была уютной и зелёной с деревьями на разделительной. Теперь её превратили в безликий автобан.


62. Ещё один "немецкий" домик.


63. В этих же двориках расположена вентшахта Таганско-Краснопресненской линии. В воздухе незримо витает характерный запах метро.


64. Угол улиц Маршала Бирюзова и Маршала Соколовского. Дом 1947-го года. Собянин только объявил о снятии ограничений, а уже начали возводить летнюю веранду ресторана. В прошлом в здании располагался магазин МЯСО РЫБА.


65.


66. Улица Маршала Рыбалко.


67. И памятник ему.


68. Рядом с ним стоит памятник Т-34-85. Боевая машина установлена 9 мая 1985 года в честь 40-летия победы в Великой Отечественной войне, вклад в которую вносил коллектив в/ч 67748. Затем танк был переустановлен в честь 60-летия Победы 9 мая 2005 года по инициативе Управы и Муниципального образования района Щукино. Рядом располагалася Бронетанковый ремонтный завод Министерства обороны. Сейчас на его месте вырос человейник.


69. Песчаный путепровод. Сооружен в 1962 г. через Малое кольцо МЖД. Соединяет ул. Алабяна и ул. Народного Ополчения. Связывает с Октябрьским полем район Песчаных улиц, по которым и получил название. Авторы проекта - инженер З. В. Фрейдина и архитектор Ю. И. Гольцев. Слева - вестибюль о.п. Панфиловская МЦК.


70.


71. Взгляд назад.


72. И вот мы покидаем район Щукино СЗАО и попадаем в район Сокол САО.


73. Закат над Окружной.


74. И в завершение прогулки - вид обратно с красивыми "сталинками". Так называемые «Новые дома» на улице Левитана. В период 1950-1953 гг. на территории размером 7,3 га, между Песчаной улицей (ныне ул. Алабяна), линией Окружной железной дороги и улицей Левитана, было выстроено 17 многоэтажных жилых корпусов, получивших у москвичей название "новых домов на улице Левитана". Авторы проекта застройки: 3. Розенфельд, Н. Швец и А. Болонов. Пишут также, что во время ВОВ здесь был аэродром аэростатов заграждения.


На этом на сегодня всё. Спасибо за внимание и до новых встреч. Будьте здоровы и живите богато!

жд, история, троллейбус, Щукино, фото, прогулки, промзона, Серебряный бор, архитектура, подъездные пути, краеведение, промышленность, Сокол, МОЖД, Россия, Москва

Previous post Next post
Up