Понимаю, что, наверное, стоило бы написать о чём-то ещё, но так уж сложилось, что московские власти в очередной раз ликвидировали на этой неделе аж четыре троллейбусных маршрута. Все я отснять, к превеликому сожалению, не смог физически, поэтому я выбрал те, что мне ближе. В прошлый раз я
рассказал о 43-м, снятом с 17 июня, сегодня расскажу о 8-м, снятым соответственно позавчера.
"Восьмёрку" я выбрал неслучайно, это один из трёх (другие два - 4 и М4) остававшихся до позавчерашнего дня маршрутов троллейбуса внутри Садового кольца и даже рядом с Кремлём. Но от других, идущих по широченной (по меркам центра) Якиманке, он выгодно отличается тем, что последний из всех ходил по уютным узким улочкам старого центра Москвы. Точнее по улице Большая Полянка. Правда, в былые времена он ходил также по Пятницкой и Большой Ордынке, но об этом позже. Целью моей было в первую очередь запечатлеть "Восьмёрку" именно в исторической среде, а уж потом я с развязанными руками поснимал его по всему ходу движения и на память прокатился.
Ситуацию усугублял тот факт, что позавчера была репетиция парада и улицы стали перекрывать, еле удалось хотя бы вообще попасть сначала от метро «Библиотека им. Ленина» к Большому Каменному (перекрыли практически всё), а затем через двор Дома на набережной к его конечной Кинотеатр «Ударник». Менты наотрез отказывались дать пройти по прямой несколько шагов, пришлось обходить. Город встал в пробках, что также усугубляло ситуацию с движением троллейбусов. До кучи с 21.00 из-за выезда техники маршрут отменялся в центре и обрезался по Нагатинской, поэтому успеть всё было непросто. Но, кажется, удалось.
1. Тот самый кордон, через который никого не пускали пройти несколько десятков метров до остановки. 8-ка выезжает, развернувшись под Большим Каменным мостом.
2. Здесь я хочу сделать лирическое отступление и рассказать об истории "Восьмёрки". Маршрут № 8 впервые появился в 1938-м году, троллейбусы следовали от Курского вокзала до 1-й Хуторской улицы по Садовому Кольцу, затем по Долгоруковской (тогда - Каляевской) улице, а затем по Новослободской и Бутырской. В 1941-м году был отменён и вновь появился на картах в 1945-м по окончании войны и стал ходить от площади Восстания (ныне - Кудринская) до Добрынинской площади (ныне - Серпуховская).
В 1949-м был продлён от площади Восстания до Зоопарка, в 1950-м от Добрынинской до Южного речного вокзала, а в 1952-м от оного до Ленинской слободки (Нагорный пр.). В 1955-м году дважды менял южную конечную, хотя и в пределах одних краёв. Сначала его новой конечной стала Развилка Каширского шоссе, затем Рыбокомбинат. В 1961 году южное направление движения переносится с Большой Серпуховской на Люсиновскую улицу. В 1963-м маршрут вновь укорачивается по Ленинской слободке и только в 1979-м обретает нынешнюю южную конечную - Симферопольский бульвар (Москворецкий рынок). Спустя 10 лет, в 1989 году маршрут был укорочен и стал Манежная площадь - Москворецкий рынок.
В 1993-м приобрёл свой современный вид к/т «Ударник»- Москворецкий рынок, однако в 1997-м был перенесён с Большой Полянки на Большую Ордынку и Пятницкую и его новой северной конечной стала Красная площадь. Историческое фото. 8-ка, после пересечения Большого Москворецкого моста идёт на разворот на фоне Собора Василия Блаженного.
Источник фото 3. В таком виде маршрут просуществовал с коротеньким перерывом 17 лет. С 1 июня по 7 июня 2010 года его обрезали по метро «Добрынинская», но затем вернули. 16.08.2013 введён разворот у метро «Варшавская», а 07.06.2014 маршрут окончательно уходит с Васильевского спуска, будучи вновь укороченным по метро «Добрынинская». Линии по Пятницкой улице, улице Балчуг, Большой Ордынке и Москворецкому мосту были сняты в период 2014-2017 гг. Но история "Восьмёрки" на этом не закончилась.
Источник фото 4. 8 октября 2016-го года он возвращается на свою историческую Большую Полянку и его старой/новой конечной, как и в 1993-м году вновь становится к/т «Ударник». В таком виде маршрут и просуществовал ещё неполных четыре года вплоть до 17.06.2020, когда его история, к превеликому сожалению, окончательно подошла к концу. Теперь при вместо старой-доброй "рогатой" "Восьмёрки" дорогие москвичи будут пользоваться (и вдыхать вкусные и полезные выхлопы) дизельным автобусом Т8. Может быть, когда-нибудь его переведут на "моднейшие" электробусы с дизельным отоплением и в несколько раз дороже (как видим, зарядки стоят, а длина собственно маршрута уже не такая, какая была, когда он ходил к Зоопарку), но сама эпоха ушла безвозвратно.
5. Поскольку пешком пройти дальше было также нельзя, перейти Малый Каменный не давали всё те же менты, я сел в этот троллейбус и, надо сказать, не пожалел.
6. Как только мы отъехали, за нами пристроился ещё один 8-й, что позволило мне сделать несколько снимков через заднее окно.
7. На Якиманке.
8. И собственно в исторической среде на Большой Полянке.
9. У метро «Полянка» я вышел, чтобы сделать этот кадр да пошёл дальше пешком, ибо улица стояла в пробке. 8-й троллейбус на фоне Храма святителя Григория, епископа Неокесарийского в Дербицах (1668-1679 гг.). Один из моих самых любимых московских храмов, он прекрасен, поэтому я просто не мог не снять троллейбус на фоне этой красоты. Собственно, главным образом, из-за этого кадра я и собрался в итоге после работы второй день подряд не отдыхать, а гулять. Но ни капельки не жалею.
10. Он же на фоне другой местной достопримечательности - Храма Успения Богородицы в Казачьей слободке (1695-1697 гг.). Посмотрите как гармонично смотрится троллейбус в атмосфере старой Москвы, её узких улочек с церквами и купеческими особнячками! Когда-то это было обычным делом по всему центру Москвы, теперь это история.
11. Единственное, чем испохабили Большую Полянку ещё при Советах, так это этим огромным блочным жилым домом серии И-209 1971-го постройки года справа. Может быть, он был и неплох в целом для своей архитектурной эпохи, но впиливать такое в историческом центре, в старой Москве, конечно, неподдельное изуверство. Ещё один такой же за кадром у метро, где расположен магазин "Молодая гвардия".
12. Взгляд назад. Противники троллейбусов и трамваев часто пишут, что контактная сеть, мол, портит вид города. Посмотрите, как аккуратно её навесили при реконструкции Большой Полянки, никаких лишних тросов и прочих элементов. Всё смотрится вполне гармонично и незаметно. Паутины разномастных кабелей, натянутых между зданиями куда больше портят вид города, а контактная сеть наоборот лишь свидетельствует о том, что город современный и здесь есть экологически чистый электротранспорт.
13. Идём дальше. Город стоял в огромной малоподвижной пробке. Здесь и без того всегда были пробки, а с перекрытиями из-за репетиции пробки стали просто непролазные. На переднем плане справа - доходный дом М. М. Малышева, он же особняк «Мускат», построенный в 1915 году по проекту архитектора Г. А. Гельриха. На заднем плане - дом, построенный в начале 1900-х годов архитектором А. Никифоровым для размещения Учительского института. Кроме института в доме помещалась женская гимназия. В северном закругленном крыле была домовая церковь Андрея Стратилата. После революции в доме находился рабфак Горной академии. Дом был разрушен авиабомбой в 1941 году и затем восстановлен для Москворецкого райкома КПСС. После войны в доме был Университет марксизма-ленинизма.
14. Взгляд назад.
15. Вид в сторону Серпуховской площади с зумом. Две "Восьмёрки" вместе. Пробка, конечно, немного портила вид, но куда деваться?
16.
17.
18. Бывший доходный дом Н.С. Воробьева и М. Пайкерта. Построен в 1905 году, архитектор Л.В. Стеженский. Ныне - Университет Российской академии образования. Прекрасный образец столь модного в начале XX века модерна. Сейчас ничего подобного не строят. Деградация-с.
19. А это я уже стою и ожидаю "рогатого" у метро «Добрынинская» на Люсиновской улице. Ждать из-за пробки у Большого Каменного и на Большой Полянке пришлось без малого час. К сожалению, не удалось поснимать его на параллельных Большой Серпуховской и Павловской, где он ходил в северном направлении, но надо было что-то выбирать, а Люсиновскую я как-то всегда любил больше. Почему - не знаю.
20. 8-ка на фоне исторической застройки начала Люсиновской улицы.
21. Она же на фоне Храма Вознесения Господня за Серпуховскими воротами (1709-63 гг.) и стройплощадки ТИСа (кто в теме, тот поймёт :).
22. Главный дом усадьбы П. П. Игнатьевой - Н. А. Белкина. Построен в 1833 г. Позже к нему были пристроены флигели, левый из которых разрушен.
В первые годы советской власти усадьба отошла в ведение работников Коммунального Хозяйства Московской губернии. По архивным документам, здесь располагался Похоронный отдел Комитета рабочих и служащих Конских дворов.
Ранее числился по Малой Серпуховской улице, под номером 24. В 1981 г. здание было перемещено на 42 м вглубь квартала. Здание построено на более древней, сводчатой палате, практически вросшей в землю. Для передвижки пришлось отрывать глубокую траншею на всю длину передвижки - 42 м. Работа под руководством Э.М. Генделя длилась несколько месяцев.
23. Панельный жилой дом серии П-55 1995-го года постройки. Кстати сказать, довольно неплохой для панельки, как по мне. Необычный. Таких на Люсиновской несколько, а в целом по Москве вот именно таких, а не похожих больше не припомню.
24. Люсиновская улица раньше называлась Малой Серпуховской. Текущее название дано в честь Люсик («Люси») Лисиновой - студентки Московского коммерческого института, организатора Союза рабочей молодежи в Замоскворечье, бойца Красной гвардии, погибшей в ходе вооружённого восстания в Москве в октябре 1917 года. Улица уютная, зелёная.
25. У остановки 3-й Люсиновский пер.
26. Слева весьма величественный и монументальный десятиэтажный четырёхподъездный кирпичный жилой дом. Построен в 1954 году и стал памятником нереализованным при Сталине планам. Проект застройки Люсиновской ул. был разработан в 1953 году в магистральной мастерской, руководимой Г. Захаровым. Люсиновская ул. предполагалась как часть магистрали Север-Юг длиной 5 км, идущей от Москворецкого моста к южным окраинам города.
По проекту улица застраивалась по красной линии десятиэтажными жилыми домами, между ними в глубине располагались 16-этажные ступенчатые башни, увенчанные шпилями.
К 1954 году был построен вот этот первый десятиэтажный четырёхподъездный жилой дом, однако, через год строительство было свернуто в связи с реформой архитектурно-строительного дела в стране. Дом Захарова на Люсиновской фигурировал в качестве одного из объектов критики на Всесоюзном совещании строителей в Москве в ноябре 1955 года, когда было принято Постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» и в метро вместо дворцов стали появляться "сороконожки", а на улицах вместо монументальных сталинок - хрущобы. Впрочем, вероятно, в данном случае это спасло те памятники архитектуры Люсиновской улицы, которые сохранились до наших дней. Справа - остановка Улица Павла Андреева.
27. Взгляд с противоположной стороны улицы. За забором один из корпусов знаменитой парфюмерной фабрики ЗАО «Новая Заря», основанной потомственным парфюмером из Франции Генрихом Анри Брокаром, который приехал в Россию в 1861 году. Сама фабрика появилась в 1869 году. К началу ХХ века фабрику стали называть "Империей Брокара". К 1914 году фабрика обладала 8 золотыми медалями, полученными на Всемирных выставках в Париже, Ницце, Барселоне и других мировых центрах.
Уже в 1913 году у Товарищества «Брокар и Ко» было два государственных Герба: полученный в 1896 году на Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде и Малый Государственный Герб, пожалованный ему в 1913 году вместе со званием Поставщика Его Императорского Величества.
Апофеозом деятельности Анри Брокара стала Всемирная выставка 1899 года, проходившая на его исторической родине - в Париже. Продукция "Товарищества "Брокар и Ко"" получила там высшую награду - "Гран-при". В 1914 году в Москве открываются четыре магазина Брокара, расположенные в самом центре Москвы: на улицах Никольской, Тверской, Арбате и на Кузнецком мосту.
После Октябрьской революции 1917 года фабрика была национализирована и переименована в Государственный мыловаренный завод №5. Но это было не самое худшее. В 1920 году исторические здания, оборудование и часть рабочих были отобраны под фабрику "Гознак". Фабрике №5 предоставили соседние помещения разрушенной обойной фабрики (в них фабрика и поныне). Новый директор, молодой и энергичный коммунист А. Звездов смог найти общий язык с инженером немцем Бенгсеном и химиком-парфюмером французом Августом Мишелем. 1 ноября 1922 года фабрика под названием «Государственный мыльно-парфюмерный завод №5 «Новая Заря» заработала на новом месте. Название «Новая Заря», предложенное молодым Звездовым, было одобрено одним из руководителей Совнаркома М.И. Калининым. С этого времени, кроме мыла, стали выпускать парфюмерию.
В настоящее время "Новая Заря" единственная в России фабрика‚ самостоятельно разрабатывающая и производящая ароматы. С 1995 года продукция фабрики представляет Россию в знаменитом французском музее запахов «Осмотек» в Версале.
28.
29. Приближаемся к Серпуховской заставе. Слева - Исторический южный корпус Александровских казарм, возведенный в 1859 году. В 1990-х годах южный корпус отдан Российскому университету дружбы народов и ПАО «Банк Москвы», а северные корпуса, которых не видно на фото, оставлены военным.
30. Серпуховская застава. Слева - здание Управления Федеральной налоговой службы (УФНС) и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (УФСГСКК) по городу Москве 1997-го года постройки, приуроченной к 850-летию Москвы. Справа - знаменитый «Дом-корабль» на Тульской. Модернизированная вариация на тему дома-коммуны - неоконструктивизм 1970-х годов. Построен по индивидуальному проекту в 1986 г. Между ними, пожалуй, одно из самых уродливых зданий Москвы - ТЦ "Ереван-Плаза".
31. Здесь линии троллейбуса на север и юг вновь сходятся вместе. 8-ка в сторону Большого Каменного моста с Московским монетным двором на заднем плане.
32.
33. Большая Тульская улица. «Дом-корабль», «Дом атомщика», «Титаник», «Большой дом», «Дом холостяка», «Лежачий небоскреб» - только часть народных названий гигантского здания на Большой Тульской ул. Дом длиной 400 м и высотой 50 м строили почти два десятилетия. Строительство дома под кодовым названием «Титаник» было закончено в 1986 году группой архитекторов под руководством Владимира Бабата, однако задуман он был существенно раньше, ещё в 1970-е годы, предположительно, при участии Леонида Чериковера, автора превосходного жилого дома № 1 по Покровскому бул. (1936 г.).
«Титаник» строился Министерством среднего машиностроения (атомной промышленности) СССР. Это выразилось в качестве бетонных стен и феноменальной толщине оконных стекол: 6 мм. Не менее замечательно и «вертикальное расслоение» дома. На верхних этажах были запроектированы двухэтажные квартиры площадью до 200 м. По рассказам жильцов, знавших дом еще до его рождения, проект прошёл все инстанции, но на последнем просмотре в ЦК было сказано, что такие квартиры не сопоставимы со званием советского человека. Верхний 15-й этаж было велено срезать.
А дальше началось самое интересное: прораб, до тех пор строивший только атомные реакторы и не слишком боявшийся начальников из Мосстроя, заявил, что не даст загубить такой невероятный проект. И не дал: формально он выполнил приказ, но квартиры 14 этажа сделал-таки двухэтажными согласно проекту, только верхний уровень «выполз» в технический этаж, под самую крышу. Подъезды соединены проходами внутри здания. Не красавец, но памятник эпохе. А вот "Ереван-плаза" в своём уродстве, пожалуй, может поспорить как с "Европейским", так и с "Атриумом".
34.
35. Грустный сломавшийся 8-й, который в последний рабочий день на этом маршруте так и не смог закончить свой рейс. Ожидает техпомощи у остановки Автозаводский мост, платформа Тульская (ранее - ЗИЛ).
36. Следующий 8-й вновь пришлось подождать. Очень хотелось снять его на фоне этого мощного путепровода Павелецкого направления. Он расположен на границе Большой Тульской улицы и Варшавского шоссе. Первый путепровод был сооружен в 1899 году под руководством В.В. Тимофеева, главного инженера строительства Павелецкого направления Рязано-Уральской железной дороги. Первая реконструкция моста проведена в 1954 году по проекту инженера С.М. Воронина и архитектора Ю.И. Гольцева. Тогда в насыпи «пробили» арку для трамвайных путей. В 2004-06 гг. путепровод был полностью перестроен.
37. Вид с обратной стороны с экспрессом. По путепроводу проходит три главных пути Павелецкого хода, есть заделы для установки ещё одного пролётного строения под четвёртый главный путь. Задел хорошо видно на фото справа от фермы.
38. Пятиэтажный жилой дом 1899-го года, в 1930-х гг. надстроенный двумя этажами, бывшее общежитие. И правее комплекс бывшей Даниловской суконной мануфактуры (ныне бизнес-квартал). Товарищество Даниловской мануфактуры - одна из наиболее крупных российских текстильных фирм. в 1876. Первая фабрика товарищества - ткацкая - основана московским купцом 1-й гильдии Василием Ефремовичем Мещериным в 1867 в Даниловской слободе. Вырабатывались главным образом миткали (полуфабрикаты) для ситца и платков, которые затем отдавались в отделку и набивку на текстильные московские и иваново-вознесенские предприятия. В 1877-79 рядом с ткацкой фабрикой товариществом построена ситценабивная (ситцеплаточная) механическая фабрика, в 1879-81 - бумагопрядильная фабрика. К 1882 Даниловская мануфактура стала комбинатом с полным циклом производства с числом рабочих около 6 тыс. человек. В 1886 году на выставке в Нижнем Новгороде «Даниловская мануфактура» удостоилась Золотой медали, получив право изображать на своих изделиях государственный герб. А в 1900 году Товарищество «Даниловской мануфактуры» наградили в Персии Большой золотой медалью "Льва и Солнца" и присвоили ему почетное звание придворного поставщика персидского шаха.
К 1896 году были уже выстроены основные корпуса фабрики. В этом году было подано прошение на возведение водоёмной башни над главным 5-ти этажным корпусом. Следующий толчок в развитии фабрика получила под управлением барона Ф. Кноппа - было внедрено производство ткацких станков, для чего даже построили литейный цех. Годовой оборот фабрики в 1914 году достигал 20 млн. рублей!
В 1919 предприятия Даниловской мануфактуры национализированы и названы "Даниловская прядильно-ткацкая и красильно-набивная фабрика", в 1923 переименованы в «Фабрику им. 5-й годовщины Красной Армии», в 1925 - наиболее известное название «Фабрика имени М.В. Фрунзе», а в 1994 г. - «Даниловская мануфактура». В 1930 г. на территорию фабрики были переведены ремонтные мастерские, открытые в 1929 году у Крестьянской заставы. В том же году на торжественном собрании, посвященном празднованию 1 Мая, новое предприятие получило название "Завод имени 1 Мая". Все годы завод выпускал различную продукцию: оборудование для текстильной, легкой, химической, промышленности, выполнял заказы Минобороны и других отраслей.
В новые годы завод был приватизирован (ОАО "Текстильмаш", "Текма"), освоил производство металлоконструкций и оборудования для строительных объектов Москвы и России, специальных механизмов и устройств для коммунального хозяйства города. Впоследствии производство было свернуто, основные корпуса переделаны под торговые помещения и "заселены" преимущественно вьетнамцами. Открылся знаменитый на весь город "Вьетнамский рынок". К 2000-м г. рынок отчасти цивилизовался и стал известен как "Ярмарка на Тульской". В 2008 г. рынок был закрыт окончательно - на 7 га территории фабрики начато строительство делового квартала «Даниловская Мануфактура 1867».
39. Очередная "Восьмёрка". Видимо, пробка рассосалась и они пошли чаще. В это же время проехал последний 8-й в сторону центра. Все остальные крутили уже по кольцу на Нагатинской.
40.
41. Люблю арочки.
42. Взгляд назад.
43. Классное мозаичное панно с изображением космонавта на здании учебного корпуса № 1 школы № 630 им. дважды Героя Советского Союза Г. П. Кравченко.
44. Безымянный переулок в направлении Павелецкого хода.
45. Идём в сторону Окружной ж/д (МЦК). Справа - жилой дом индивидуального проекта в 1956 г., архитекторы Ю.В. Попов, Н.М. Шепетильников, В.Г. Шульгин, инженер-конструктор В.С. Николаев. Слева - БЦ «Варшавский».
46. На противоположной стороне шоссе - историческое здание казарм Даниловской камвольной прядильни. Здание разновременной постройки. Корпус в центре (четырёхэтажный) был построен в 1893 году. Затем в 1896 году к нему справа (если смотреть от шоссе) стали пристраивать такой же пятиэтажный корпус (арх. В.Е. Сретенский, пятиэтажным он был вследствие понижения рельефа). Строительство затянулось, в 1902 году были построены лишь 1-й и 2-й этажи с полуподвалом (видимо, так обозвали 1-й этаж), тогда же приступили к строительству 3-го и 4-го этажей. Корпус же слева (под прямым углом) - построен недавно. В настоящее время занято Московской академией экономики и права.
47. Очередной виновник похода.
48. На фоне путепровода МОЖД (МЦК).
49. И следующий с другой стороны путепровода, а вдали ещё один. Варшавский путепровод МЦК был возведён на месте старого царского в 2016-м году при реконструкции МОЖД под запуск пассажирского движения.
50. У остановки Станция Верхние Котлы.
51. И следующий.
52. А за ним ещё один. В него я сел.
53. Все желающие уехали на предыдущих и на пару остановок я смог побыть полноправным хозяином салона.
54. Варшавское шоссе, 38.
55. Хлебозаводской проезд.
56. Милый синий троллейбус на фоне монстров ЖК «Скай Форт», выстроенных на территории бывшего Нагатинского завода строительных материалов. Рядом с этими монстрами на Нагатинской улице символично расположена расформированная одна из площадок 8-го троллейбусного парка (в прошлом самостоятельного 7-го).
57. Южная конечная 8-ки - Москворецкий рынок.
58. L'amour ❤
59. Несмотря на то, что остановка называется Москворецкий рынок, конечная троллейбусная станция носит официальное «Болотниковская улица» по улице, на которой расположена. Она была введена в эксплуатацию вместе с троллейбусной линией по этой улице в 1967 году в связи со строительством Каховской линии метро. С самого начала существования станция обслуживала троллейбусный маршрут № 52 - Москворецкий рынок - Станция метро «Профсоюзная». С 1979 года до позавчерашнего дня станцией также обслуживался троллейбусный маршрут № 8 - Москворецкий рынок - Кинотеатр «Ударник».
21 мая 2020 г. троллейбусный маршрут № 52 был закрыт и переведён на обслуживание автобусами под № Т52. 18 июня 2020 г. тоже самое произошло с троллейбусным маршрутом № 8, в связи с чем конечная троллейбусная станция «Болотниковская ул.» была выведена из эксплуатации вместе с троллейбусными линиями по Болотниковской улице, Варшавскому шоссе, Большой Тульской и Люсиновской улицам, Подольскому шоссе, Павловской и Большой Серпуховской улицам, Садовому кольцу и улице Большая Полянка. При этом несмотря на то, что в целом троллейбусное движение по Садовому кольцу было отменено ещё в июле 2016 г., последний работавший отрезок на Серпуховской площади был выведен из эксплуатации лишь спустя 4 года после этого, вместе с 8-м троллейбусным маршрутом.
60. Уже история.
61. "Восьмёрка" на фоне самого Москворецкого рынка.
62. Простите, не смог удержаться :)
63. Болотниковская улица, кстати, тоже весьма уютная. И очень зелёная. По таким улицам должны ходить троллейбусы и трамваи, а не вонючие дизели.
64. Укороченная версия - 8к. Впрочем, это снято уже после 21.00 и все 8-ки крутили по Нагатинской.
65. В сторону Варшавки.
66. Ещё здесь очень милые и уютные дворы. Это вам не закатанные в асфальт собянинские (да и лужковские тоже) человейники.
67. На Варшавке.
68. Тот самый разворот, введённый в 2013-м году.
69. Прощай, "Восьмёрка"!..
Всё. Спасибо за внимание.
Будьте здоровы, живите богато!