В самом начале марта, когда до домашнего ареста самоизоляции оставался ещё без малого месяц, мы со Стасом решили совершить какую-нибудь длинную и утомительную прогулку в наших славных традициях, а именно, чтобы километры по ж/д путям среди промзон и подальше от цивилизации. В этом начинании к нам с удовольствием присоединились Юра с Таней и было решено отправиться пешком из Восточного Бирюлёва по железнодорожной ветке в сторону расположенного в Видном Московского Коксогазового завода или просто «Москокса».
Год назад я уже предпринимал попытку преодолеть этот путь в компании ещё одного Юры, но тогда нас хватило только до МКАДа. В этот раз было решено шагать до победного. И мы пошли.
1. Свой путь мы начали от промстанции Обменная, где заканчиваются владения РЖД и начинается ведомственная ветвь МКГЗ. Обменной она зовётся собственно именно за то, что здесь меняются локомотивы, таскающие сырьё и готовую продукцию. Локомотивы РЖД привозят сюда вагоны с Бирюлёва-Товарного и передают их во власть заводских тягачей. Точно также происходит обмен в обратном направлении.
2. Взгляд назад в сторону Бирюлёва-Товарного. За переездом на Бирюлёвской улице начинаются владения РЖД.
3. Западная горловина Обменной. Станцию эту я бы, пожалуй, назвал одной из самых уютных и живописных промышленных станций Москвы. При этом она ещё и действующая, к тому же действующая весьма активно, что сейчас большая редкость для промышленных железок столицы.
4. Здесь можно медитировать. Или, например, трапезничать в полной темноте, как сделали мы со Стасом, когда забрели в Бирюлёво ночью
прошлым летом.
5.
6. Липецкий путепровод, сооружённый в 1987-м году. Оставалось ровно полмесяца до отмены последнего в этих краях маршрута троллейбуса № 11к (Метро "Каширская" - Загорье), который ходил по этому путепроводу. К сожалению, отснять последние дни его работы на память не удалось.
7. Взгляд с другой стороны.
8. Приближаемся к восточной горловине станции.
9. Она не менее, а, возможно, даже более живописна, чем западная. Её с обеих сторон окаймляет Бирюлёвский дендропарк, создавая неповторимую атмосферу единения железки с природой.
10. Здесь мы решили остановиться на перекур в предчувствии удачи.
11. И не зря! Не прошло и пары минут, как сначала появились конные менты (они же в народе "ментавры"), а сразу за ними он!
12. Один из заводских ТГМов «Москокса». Тут следует отметить, что обслуживают они не только лишь «Москокс», но и находящиеся по соседству предприятия. Данные цистерны, судя по всему, он притащил с Видновской нефтебазы ОАО «Лукойл», которую мы с вами ещё увидим в конце повествования.
13.
14.
15. Перекур подошёл к концу, пора было следовать дальше.
16. Машем ручкой станции Обменная...
17. И потихоньку движемся в сторону МКАД, за которым, как известно, жизни нет. Но мы решили всё-таки поискать там её следы.
18. Входной почему-то был погашен.
19. К слову, местные жители очень любят прогуливаться по этой живописной ветке.
20. И, действительно, где ещё в Москве встретишь такую заповедную железку?
21. Берёзки гармонично дополняют железную дорогу, а рельсовый путь в свою очередь прекраснейшим образом дополняет этот исконно русский пейзаж. Таким образом, слившись в единое и неразрывное целое, это выглядит очень уютно, умиротворяюще и благотворно влияет на психику. Так, что, если на душе смутно, то на недельку до второго поезжайте в Бирюлёво! Только, будучи в уединении с железкой и природой, не забывайте об осторожности, составы ходят достаточно часто!
22. Загорьевское болото к тому моменту ещё не оттаяло после пусть и тёплой, но зимы. Да и вообще в тот день ещё в приличном количестве лежал редкий в наших широтах прошедшей зимой гость - снег.
23. Вот и он - МКАД, величественное Кольцо Всевластия, практически круглосуточно стоящее в пробках. Посмотрим, если жизнь там, на другой стороне.
24. Вот мы и в другом субъекте Федерации, а именно в Московской области. На заднем плане всё тот же пресловутый МКАД, практически граница миров.
25. Надеюсь, вы поняли, что это у меня просто настроение хорошее и мой юмор не несёт в себе ни малейшего желания как-то обидеть жителей области :)
26. Вдали начинают виднеться "замки" совхоза им. Ленина, а ветвь делает вот такую живописную петлю.
27. Тут сзади раздался протяжный гудок и вот он его источник.
28.
29. Пролетел довольно быстро.
30. По правую сторону от ветви тянутся обширные клубничные поля буржуазно-коммунистической "империи" Паши Грудинина, за попытку отжать которые при бракоразводном процессе, Зюганов окрестил в чирикалке жену Паши не иначе, как "гидрой капитализма".
31. Детские площадки здесь выдержаны в фирменном стиле. Вот, как в Москве при Лужкове в 90-х - начале нулевых над каждой детской песочницей делали козырёк в виде кепки, так здесь всё "клубничное". Отсюда и народное прозвище верного продолжателя дела Ленина, убеждённого сторонника идей марксизма-ленинизма, а по совместительству бизнесмена и клубничного олигарха Паши Грудинина - Клубникин.
32. Начинается промзона «Видное-Восточное». Слева трасса А-105, которая всем известна, как дорога в аэропорт Домодедово.
33. Переезд. Слева начинается обширная территория складского комплекса «Альтаир».
34. А справа вот такой симпатичный полузаброшенный тупичок с милыми старыми фонарями.
35. Путь справа явно не используется, хотя имеет аж несколько стрелок.
36.
37. Здесь какая-то ведомственная территория.
38. Рельсы выглядят брошенными, но тотальной разрухи не наблюдается.
39. Ещё одна стрелка на бетонный завод ООО “РУСМАКС”.
40. Взгляд назад.
41. Ещё один переезд, а за ним начинается станция Заводская, которая и обслуживает МКГЗ и все остальные близлежащие предприятия. В некоторых источниках указано, что Заводская это один из парков Обменной, но я не располагаю точной информацией, поэтому для удобства буду звать её Заводской.
42. На переезде уложена брусчатка, что мне лично очень понравилось.
43. Вот мы и на Заводской. Её красота более индустриальна и сурова, чем у пасторальной и зелёной Обменной, но это совсем её не портит. Также, следует отметить, что, когда мы пересекли МКАД, солнце окончательно спряталось и подул холодный ветер, а также периодически накрапывали осадки в виде снегодождя. Это добавляло суровости общей картине.
44. Какой-то заводской ТГМ совершает манёвры вдали, только с такого расстояния неясно наш это старый знакомый с Обменной или же какой-нибудь его собрат.
45. Вид обратно.
46.
47.
48. А вот этот полувагон, стоящий среди кучи других с Куйбышевской, Южно-Уральской и прочих железных дорог нашей необъятной Родины меня озадачил. Собственник из города Киева, а маркировка на нём стояла РЖД. Нет, ну то, что с Украиной по-прежнему идёт торговля - это секрет Полишинеля, да и эстонские вагоны я на этой ветке встречал, но почему маркировка РЖД мне непонятно. Лизинг такой что ли?..
49.
50. Приближаемся к МКГЗ. Активно идут манёвры. Запах тепловозов, романтика!
51. Собрат нашего старого знакомого.
52. Взгляд назад.
53. А вот, если мне не изменяет память, и он сам.
54. Снова собрат. Поехал обратно на завод.
55. Тут вообще внушительный куст подъездных путей. Эти ведут к каким-то не вполне ясным складским территориям.
56. Во всяком случае, мне не удалось найти вменяемой информации, что расположено за этими воротами.
57. Тёплые ламповые светофоры, как я люблю.
58. Заводской ТГМ толкает к этим неясным складам очередной состав. Жизнь кипит!
59. Путь влево - продолжение ветви к другим предприятиям, туда мы ещё пойдём.
60. Общий план Заводской с южной стороны.
61. Суровая промышленная красота.
62. Въездные ворота «Москокса». Как они манили нас!.. Как наркотик наркомана, но территория очень строго охраняется и, если бы мы были всё-таки решились, то, скорее всего, расширили бы в этот вечер свою личную географию посещённых отделений полиции.
63. Поэтому, поразмыслив, мы решили постоять у ворот и пофоткать, что внутри отсюда.
64. С виду тишь да гладь, но на самом деле с охраной там всё очень сурово.
65. Прошло пару минут и показался наш старый знакомый 0245.
66. Постоял с минуту, светофоры переключились на разрешающий лунно-белый сигнал и наш дружок-ТГМ поехал обратно.
67. А мы решили влезть на вот этот расположенный рядом "террикон" из собянинских бордюров.
68. Шутки шутками, но здесь образована огромная свалка покромсанных бордюров. И мы не без основания предположили, что это одно из мест, где находят своё пристанище меняемые каждый год бетонные бордюры из нашей столицы. При всём при этом на Викимапии сия труднопроходимая груда мусора с торчащими тут и там острыми кусками гранита, арматуры и прочей травмоопасной снеди гордо именуется не иначе как пейнтбольный клуб «Бастион». И вот такие виды на завод открываются с её вершины.
69. А потом нас с неё даже прогнали. Вероятнее всего, потому что мы были без пейнтбольных ружей и прочего необходимого снаряжения. Но мы не расстроились и пошли дальше, по тому пути, что уходил круто влево под горку от Заводской.
70. ТЭЦ МКГЗ. Установленная электрическая мощность 30 МВт. Обособленное подразделение ООО «Мечел-Энерго» в городе Видное существует с 2008 года. С января 2010 года преобразовано в Московский областной филиал. Основной вид деятельности - обеспечение потребностей Открытое акционерное общество «Московский коксогазовый завод» (потребляет 98% тепловой энергии и 55% электроэнергии).
71.
72. Ответвление на территорию складской базы ООО «Сантехкомплект».
73. И ещё одно с другой стороны. Здесь путевое развитие поинтереснее.
74. Взгляд назад.
75.
76. Какой-то заброшенный пустырь на фоне индустриальной красоты «Москокса».
77. Впереди переезд через Белокаменное шоссе.
78. Уютный домик дежурного.
79. Пришли мы сюда вовремя. Как раз в это время дежурный опустил шлагбаум и появился один из наших знакомых ТГМов, который совершал последний в этот день рейс с нефтебазы.
80. После его прохода дежурный погасил свет и, вероятнее всего ушёл. Или лёг спать. На этой ноте Таня с Юрой отбыли в столицу.
81. А мы со Стасом решили: "Гулять так гулять!". И пошли дальше.
82.
83. Вечерняя промка встретила нас тишиной и умиротворением. Правда, где-то вдали раздавался многоголосый собачий лай, но, к счастью, его обладателей мы так и не повстречали. А они нас.
84. Развилка. Налево Видновская нефтебаза, направо ОАО «Гипсобетон» и РПО «Албес».
85. Взгляд назад.
86. Конец левого ответвления - ворота нефтебазы. Дальше хода нет.
87. И конец правого ответвления. Налево - РПО «Албес», которое специализируется в области производства строительных материалов для наружной и внутренней отделки зданий и сооружений. Это широкая номенклатура алюминиевых и стальных изделий, изготовленных методом холодной прокатки из листового, крашенного в заводских условиях металла (алюминия и оцинкованной стали). Направо - ОАО «Гипсобетон». Между прочим, крупнейшее предприятие в России по производству гипса. Здесь производится строительный и медицинский гипс, гипсоцементно-пуццолановый вяжущий (ГЦПВ), а также сухие строительные смеси, пазогребневые плиты и железобетонные изделия. Завод "Гипсобетон" входит в холдинг "Моспромстройматериалы". Основан в 1948 году.
88. А потом мы решили немножко пройтись по Видному и заглянуть на общедоступную часть территории МКГЗ.
89. Красиво. Московский коксогазовый завод («Москокс») - российское предприятие коксохимической промышленности, расположенное, как уже говорилось, в Видном Московской области. Строительство начато в 1938 году, с началом войны было приостановлено, и возобновлено лишь после её окончания. Первый кокс и коксовый газ был получен на заводе 1 апреля 1951 года. С октября 2006 года входит в компанию «Мечел». По состоянию на 2010-е годы производит кокс, бензол, каменноугольную смолу. Коксовая продукция вырабатывается на четырёх коксовых батареях, предназначена в основном для использования в металлургической промышленности, среди потребителей как предприятия Центральной России, так и Украины и Евросоюза.
90. Вот бы где на экскурсии побывать. Ну в смысле внутри. Мечта!
91. Ну, а затем мы потихоньку стали двигаться в сторону Расторгуево, чтобы уехать на электричке обратно во ВнутриМКАДье. Вот такой вот вид из Видного.
92. И напоследок - живописный спуск с троллейбусной линией. Когда наши власти добьют в Москве троллейбус - можно будет приехать поностальгировать в Видное. Или в Химки. Или в Подольск.
На этом всё. Надеюсь, что вам понравилась наша затянувшаяся прогулка. Спасибо за внимание!
Будьте здоровы и до новых встреч!