Прогулка на Москокс

Apr 25, 2020 10:55

В самом начале марта, когда до домашнего ареста самоизоляции оставался ещё без малого месяц, мы со Стасом решили совершить какую-нибудь длинную и утомительную прогулку в наших славных традициях, а именно, чтобы километры по ж/д путям среди промзон и подальше от цивилизации. В этом начинании к нам с удовольствием присоединились Юра с Таней и было решено отправиться пешком из Восточного Бирюлёва по железнодорожной ветке в сторону расположенного в Видном Московского Коксогазового завода или просто «Москокса».

Год назад я уже предпринимал попытку преодолеть этот путь в компании ещё одного Юры, но тогда нас хватило только до МКАДа. В этот раз было решено шагать до победного. И мы пошли.

1. Свой путь мы начали от промстанции Обменная, где заканчиваются владения РЖД и начинается ведомственная ветвь МКГЗ. Обменной она зовётся собственно именно за то, что здесь меняются локомотивы, таскающие сырьё и готовую продукцию. Локомотивы РЖД привозят сюда вагоны с Бирюлёва-Товарного и передают их во власть заводских тягачей. Точно также происходит обмен в обратном направлении.



2. Взгляд назад в сторону Бирюлёва-Товарного. За переездом на Бирюлёвской улице начинаются владения РЖД.


3. Западная горловина Обменной. Станцию эту я бы, пожалуй, назвал одной из самых уютных и живописных промышленных станций Москвы. При этом она ещё и действующая, к тому же действующая весьма активно, что сейчас большая редкость для промышленных железок столицы.


4. Здесь можно медитировать. Или, например, трапезничать в полной темноте, как сделали мы со Стасом, когда забрели в Бирюлёво ночью прошлым летом.


5.


6. Липецкий путепровод, сооружённый в 1987-м году. Оставалось ровно полмесяца до отмены последнего в этих краях маршрута троллейбуса № 11к (Метро "Каширская" - Загорье), который ходил по этому путепроводу. К сожалению, отснять последние дни его работы на память не удалось.


7. Взгляд с другой стороны.


8. Приближаемся к восточной горловине станции.


9. Она не менее, а, возможно, даже более живописна, чем западная. Её с обеих сторон окаймляет Бирюлёвский дендропарк, создавая неповторимую атмосферу единения железки с природой.


10. Здесь мы решили остановиться на перекур в предчувствии удачи.


11. И не зря! Не прошло и пары минут, как сначала появились конные менты (они же в народе "ментавры"), а сразу за ними он!


12. Один из заводских ТГМов «Москокса». Тут следует отметить, что обслуживают они не только лишь «Москокс», но и находящиеся по соседству предприятия. Данные цистерны, судя по всему, он притащил с Видновской нефтебазы ОАО «Лукойл», которую мы с вами ещё увидим в конце повествования.


13.


14.


15. Перекур подошёл к концу, пора было следовать дальше.


16. Машем ручкой станции Обменная...


17. И потихоньку движемся в сторону МКАД, за которым, как известно, жизни нет. Но мы решили всё-таки поискать там её следы.


18. Входной почему-то был погашен.


19. К слову, местные жители очень любят прогуливаться по этой живописной ветке.


20. И, действительно, где ещё в Москве встретишь такую заповедную железку?


21. Берёзки гармонично дополняют железную дорогу, а рельсовый путь в свою очередь прекраснейшим образом дополняет этот исконно русский пейзаж. Таким образом, слившись в единое и неразрывное целое, это выглядит очень уютно, умиротворяюще и благотворно влияет на психику. Так, что, если на душе смутно, то на недельку до второго поезжайте в Бирюлёво! Только, будучи в уединении с железкой и природой, не забывайте об осторожности, составы ходят достаточно часто!


22. Загорьевское болото к тому моменту ещё не оттаяло после пусть и тёплой, но зимы. Да и вообще в тот день ещё в приличном количестве лежал редкий в наших широтах прошедшей зимой гость - снег.


23. Вот и он - МКАД, величественное Кольцо Всевластия, практически круглосуточно стоящее в пробках. Посмотрим, если жизнь там, на другой стороне.


24. Вот мы и в другом субъекте Федерации, а именно в Московской области. На заднем плане всё тот же пресловутый МКАД, практически граница миров.


25. Надеюсь, вы поняли, что это у меня просто настроение хорошее и мой юмор не несёт в себе ни малейшего желания как-то обидеть жителей области :)


26. Вдали начинают виднеться "замки" совхоза им. Ленина, а ветвь делает вот такую живописную петлю.


27. Тут сзади раздался протяжный гудок и вот он его источник.


28.


29. Пролетел довольно быстро.


30. По правую сторону от ветви тянутся обширные клубничные поля буржуазно-коммунистической "империи" Паши Грудинина, за попытку отжать которые при бракоразводном процессе, Зюганов окрестил в чирикалке жену Паши не иначе, как "гидрой капитализма".


31. Детские площадки здесь выдержаны в фирменном стиле. Вот, как в Москве при Лужкове в 90-х - начале нулевых над каждой детской песочницей делали козырёк в виде кепки, так здесь всё "клубничное". Отсюда и народное прозвище верного продолжателя дела Ленина, убеждённого сторонника идей марксизма-ленинизма, а по совместительству бизнесмена и клубничного олигарха Паши Грудинина - Клубникин.


32. Начинается промзона «Видное-Восточное». Слева трасса А-105, которая всем известна, как дорога в аэропорт Домодедово.


33. Переезд. Слева начинается обширная территория складского комплекса «Альтаир».


34. А справа вот такой симпатичный полузаброшенный тупичок с милыми старыми фонарями.


35. Путь справа явно не используется, хотя имеет аж несколько стрелок.


36.


37. Здесь какая-то ведомственная территория.


38. Рельсы выглядят брошенными, но тотальной разрухи не наблюдается.


39. Ещё одна стрелка на бетонный завод ООО “РУСМАКС”.


40. Взгляд назад.


41. Ещё один переезд, а за ним начинается станция Заводская, которая и обслуживает МКГЗ и все остальные близлежащие предприятия. В некоторых источниках указано, что Заводская это один из парков Обменной, но я не располагаю точной информацией, поэтому для удобства буду звать её Заводской.


42. На переезде уложена брусчатка, что мне лично очень понравилось.


43. Вот мы и на Заводской. Её красота более индустриальна и сурова, чем у пасторальной и зелёной Обменной, но это совсем её не портит. Также, следует отметить, что, когда мы пересекли МКАД, солнце окончательно спряталось и подул холодный ветер, а также периодически накрапывали осадки в виде снегодождя. Это добавляло суровости общей картине.


44. Какой-то заводской ТГМ совершает манёвры вдали, только с такого расстояния неясно наш это старый знакомый с Обменной или же какой-нибудь его собрат.


45. Вид обратно.


46.


47.


48. А вот этот полувагон, стоящий среди кучи других с Куйбышевской, Южно-Уральской и прочих железных дорог нашей необъятной Родины меня озадачил. Собственник из города Киева, а маркировка на нём стояла РЖД. Нет, ну то, что с Украиной по-прежнему идёт торговля - это секрет Полишинеля, да и эстонские вагоны я на этой ветке встречал, но почему маркировка РЖД мне непонятно. Лизинг такой что ли?..


49.


50. Приближаемся к МКГЗ. Активно идут манёвры. Запах тепловозов, романтика!


51. Собрат нашего старого знакомого.


52. Взгляд назад.


53. А вот, если мне не изменяет память, и он сам.


54. Снова собрат. Поехал обратно на завод.


55. Тут вообще внушительный куст подъездных путей. Эти ведут к каким-то не вполне ясным складским территориям.


56. Во всяком случае, мне не удалось найти вменяемой информации, что расположено за этими воротами.


57. Тёплые ламповые светофоры, как я люблю.


58. Заводской ТГМ толкает к этим неясным складам очередной состав. Жизнь кипит!


59. Путь влево - продолжение ветви к другим предприятиям, туда мы ещё пойдём.


60. Общий план Заводской с южной стороны.


61. Суровая промышленная красота.


62. Въездные ворота «Москокса». Как они манили нас!.. Как наркотик наркомана, но территория очень строго охраняется и, если бы мы были всё-таки решились, то, скорее всего, расширили бы в этот вечер свою личную географию посещённых отделений полиции.


63. Поэтому, поразмыслив, мы решили постоять у ворот и пофоткать, что внутри отсюда.


64. С виду тишь да гладь, но на самом деле с охраной там всё очень сурово.


65. Прошло пару минут и показался наш старый знакомый 0245.


66. Постоял с минуту, светофоры переключились на разрешающий лунно-белый сигнал и наш дружок-ТГМ поехал обратно.


67. А мы решили влезть на вот этот расположенный рядом "террикон" из собянинских бордюров.


68. Шутки шутками, но здесь образована огромная свалка покромсанных бордюров. И мы не без основания предположили, что это одно из мест, где находят своё пристанище меняемые каждый год бетонные бордюры из нашей столицы. При всём при этом на Викимапии сия труднопроходимая груда мусора с торчащими тут и там острыми кусками гранита, арматуры и прочей травмоопасной снеди гордо именуется не иначе как пейнтбольный клуб «Бастион». И вот такие виды на завод открываются с её вершины.


69. А потом нас с неё даже прогнали. Вероятнее всего, потому что мы были без пейнтбольных ружей и прочего необходимого снаряжения. Но мы не расстроились и пошли дальше, по тому пути, что уходил круто влево под горку от Заводской.


70. ТЭЦ МКГЗ. Установленная электрическая мощность 30 МВт. Обособленное подразделение ООО «Мечел-Энерго» в городе Видное существует с 2008 года. С января 2010 года преобразовано в Московский областной филиал. Основной вид деятельности - обеспечение потребностей Открытое акционерное общество «Московский коксогазовый завод» (потребляет 98% тепловой энергии и 55% электроэнергии).


71.


72. Ответвление на территорию складской базы ООО «Сантехкомплект».


73. И ещё одно с другой стороны. Здесь путевое развитие поинтереснее.


74. Взгляд назад.


75.


76. Какой-то заброшенный пустырь на фоне индустриальной красоты «Москокса».


77. Впереди переезд через Белокаменное шоссе.


78. Уютный домик дежурного.


79. Пришли мы сюда вовремя. Как раз в это время дежурный опустил шлагбаум и появился один из наших знакомых ТГМов, который совершал последний в этот день рейс с нефтебазы.


80. После его прохода дежурный погасил свет и, вероятнее всего ушёл. Или лёг спать. На этой ноте Таня с Юрой отбыли в столицу.


81. А мы со Стасом решили: "Гулять так гулять!". И пошли дальше.


82.


83. Вечерняя промка встретила нас тишиной и умиротворением. Правда, где-то вдали раздавался многоголосый собачий лай, но, к счастью, его обладателей мы так и не повстречали. А они нас.


84. Развилка. Налево Видновская нефтебаза, направо ОАО «Гипсобетон» и РПО «Албес».


85. Взгляд назад.


86. Конец левого ответвления - ворота нефтебазы. Дальше хода нет.


87. И конец правого ответвления. Налево - РПО «Албес», которое специализируется в области производства строительных материалов для наружной и внутренней отделки зданий и сооружений. Это широкая номенклатура алюминиевых и стальных изделий, изготовленных методом холодной прокатки из листового, крашенного в заводских условиях металла (алюминия и оцинкованной стали). Направо - ОАО «Гипсобетон». Между прочим, крупнейшее предприятие в России по производству гипса. Здесь производится строительный и медицинский гипс, гипсоцементно-пуццолановый вяжущий (ГЦПВ), а также сухие строительные смеси, пазогребневые плиты и железобетонные изделия. Завод "Гипсобетон" входит в холдинг "Моспромстройматериалы". Основан в 1948 году.


88. А потом мы решили немножко пройтись по Видному и заглянуть на общедоступную часть территории МКГЗ.


89. Красиво. Московский коксогазовый завод («Москокс») - российское предприятие коксохимической промышленности, расположенное, как уже говорилось, в Видном Московской области. Строительство начато в 1938 году, с началом войны было приостановлено, и возобновлено лишь после её окончания. Первый кокс и коксовый газ был получен на заводе 1 апреля 1951 года. С октября 2006 года входит в компанию «Мечел». По состоянию на 2010-е годы производит кокс, бензол, каменноугольную смолу. Коксовая продукция вырабатывается на четырёх коксовых батареях, предназначена в основном для использования в металлургической промышленности, среди потребителей как предприятия Центральной России, так и Украины и Евросоюза.


90. Вот бы где на экскурсии побывать. Ну в смысле внутри. Мечта!


91. Ну, а затем мы потихоньку стали двигаться в сторону Расторгуево, чтобы уехать на электричке обратно во ВнутриМКАДье. Вот такой вот вид из Видного.


92. И напоследок - живописный спуск с троллейбусной линией. Когда наши власти добьют в Москве троллейбус - можно будет приехать поностальгировать в Видное. Или в Химки. Или в Подольск.


На этом всё. Надеюсь, что вам понравилась наша затянувшаяся прогулка. Спасибо за внимание!
Будьте здоровы и до новых встреч!

жд, история, Бирюлёво-Товарное, фото, прогулки, промзона, заводы, Москокс, Заводская, Видное, подъездные пути, Павелецкое направление, краеведение, промышленность, Московская область, Россия, Бирюлёво Восточное, Москва, Обменная

Previous post Next post
Up