От Красных ворот до Авиамоторной. Памяти 24-го троллейбуса.

Feb 05, 2020 21:58

В минувшую субботу в Москве по сложившейся в последние годы печальной традиции в очередной раз стало на один троллейбусный маршрут меньше. На этой раз жертвой властей пал 24-й маршрут, который ходил от станции метро "Красные ворота" до "Авиамоторной". Конечно, он был не так знаменит, как уничтоженная "Букашка", ходившая по Садовому или 1-й, ходивший по Тверской, но в своём роде был довольно уникален. Теперь вместо "рогатых" по этому маршруту ходят дизельные автобусы Т24, а центр Москвы лишился ещё одного маршрута. Таким образом, общее количество маршрутов уменьшилось до 35-ти, а до своего 90-летия в 2023-м году московский троллейбус может и вовсе не дожить.

Памятуя об этом, в пятницу 31 января в последний день работы маршрута, я решил после работы не лениться, а пройтись по всему пути следования 24-го, поснимать на прощание "рогатых", а также улицы, по которым ходил маршрут. Тем более, что я эти края очень люблю, но как-то всё больше шлялся там без фотоаппарата. К тому же погодка выдалась на удивление приятная, валил снежок, но было тепло и практически безветренно.

1. Доехал до "Красных ворот", вышел из метро и сразу же, как по заказу показался 24-й.



2. Троллейбусный маршрут № 24 в практически неизменном виде пережил более 60 лет. Он открылся в 1956 году. До 2003-го года он был уникален тем, что не имел технологической связи с остальной троллейбусной сетью. Для пуска троллейбусного маршрута в 50-е была построена самостоятельная линия по Новой Басманной улице, Доброслободской и Каланчёвской улицам, а также по улицам Радио и Авиамоторной. Только в 2003 году трасса была продлена до самого метро "Авиамоторная", где линия соединилась с основной троллейбусной сетью.

Поскольку трасса маршрута была почти полностью обособлена от основной троллейбусной сети, выдача троллейбусов из парка на маршрут до 2003 года осуществлялась путём перестановки штанг у крестовины на площади Разгуляй, с 2003 года появилась возможность осуществления нормальных нулевых рейсов через шоссе Энтузиастов (линия продлена вокруг квартала по Авиамоторной улице, на шоссе Энтузиастов установлены стыковые стрелки).

До 2017-го года маршрут обслуживается 2-ым троллейбусным парком ГУП «Мосгортранс». После его закрытия маршрут был переведён на обслуживание Новокосинским автобусно-троллейбусным парком, который, скорее всего, ждёт такая же судьба.


3. Здесь, на Лермонтовской площади около здания МПС троллейбусы высаживали своих пассажиров, чтобы развернуться и отправиться обратно в сторону "Авиамоторной". Теперь здесь будут пыхтеть дизельные автобусы.


4. А теперь давайте пройдёмся по маршруту. Начало Новой Басманной улицы. Слева памятник архитетуры - поликлиника Наркомата путей сообщения. Построена в 1933-1936 гг. в стиле конструктивизма по проекту архитектора И. Фомина. В настоящее время - Центральная поликлиника ОАО «РЖД».

На другой стороне (ближе к путепроводу над Алексеевской соединительной ветвью) - Дом Куракина. Он был построен в 1790-е гг. предположительно по проекту М.Ф. Казакова, в настоящее время там располагается Центральная научно-техническая библиотека ОАО «РЖД». Сотрудники библиотеки рассказывают, что именно здесь А.С. Пушкин познакомился на балу с Н. Гончаровой).

Ещё правее в кадре (с зеленоватым окрасом) - Бывшая Куракинская богадельня при усадьбе князя Б. Куракина. Комплекс выстроен в 1730-1740 гг. Архитектор М.Ф. Казаков. Богадельная перестроена в 1902 г. по проекту архитектора М.С. Шуцмана. До 1935 г. высилась башня Никольского храма при богадельне. В настоящее время там расположен Московский дом национальностей.


5. Новобасманный путепровод над Алексеевской соединительной ветвью МЖД. Построен в 1964 году на месте старого путепровода. Слева высится реставрируемый Храм апостолов Петра и Павла на Новой Басманной. Построен в 1705-1728 гг. под руководством зодчих Ивана Запрудного и Ивана Мичурина по личному указу Петра I, который пожаловал на строительство храма 2000 рублей. Колокольню храма начали строить в 1745 году под руководством Карла Бланка и закончили в 1746 году.

Справа высится ещё одно примечательное здание - Доходный дом Московского Басманного Товарищества. Он был построен в 1913 г. архитектором А. Н. Зелигсоном по заказу Московского Басманного (Ново-Басманного) Товарищества. Предполагалось, что здание станет частью большого жилого комплекса, возвести который планировалось вдоль всего Басманного туп. до Старой Басманной ул., однако война и последовавшая за ней революция помешала реализации этого проекта. Тем не менее, дом на момент постройки относился к числу самых больших в городе. Для обслуживания дома рядом были возведены ещё несколько зданий.


6. На Алексеевской ветви как раз ведутся работы по расширению её до четырёх путей. Путепровод на улице Казакова уже разбирают для последующей перестройки, какая судьба ждёт Старобасманный и Новобасманный путепроводы пока неясно.


7. Сразу же слева ещё одно интересное старое здание. Это дом генерала Высоцкого постройки конца XVIII - начала XIX века.


8. Центральный дом детей железнодорожников. Особняк построен в 1898-99 годах по проекту архитектора М. Ф. Бугровского. В 1890-х годах усадьбу приобрёл золотопромышленник, потомственный почётный гражданин коммерции, купец 1-й гильдии, советник Николай Дмитриевич Стахеев.

В 1898-99 годах архитектор М. Ф. Бугровский, ставший практически личным архитектором Стахеева и построивший для него целый ряд доходных домов в Москве, на месте снесённых старых построек выстроил в усадьбе роскошный особняк в стиле «неогрек», возведение которого стоило Стахееву 1 млн рублей. Для отделки был приглашён скульптор В. Г. Гладков.

С 1918 года особняк находился в ведении Народного комиссариата путей сообщения. С 1940 года здесь размещается Центральный дом детей железнодорожников. Большая часть интерьеров сохранилась до наших дней без каких-либо серьёзных реставраций и переделок.


9. Северный вход в Сад имени Баумана, образованный в 1920-м году на территории бывшего исторического поселения Басманной слободы, известной с XVI в. и располагавшейся к северо-востоку от Земляного вала.


10. Военная Комендатура города Москвы, бывший главный дом городской усадьбы Е. П. Ростопчиной - Шереметевых - И. К. Прове (построен на месте выгоревшего во время пожара 1812-го года предшественника).


11. На этой улице вообще расположен целый архитектурный музей под открытым небом. За что собственно я её и люблю.


12. Слева главный дом городской усадьбы С. М. Шибаева. Построен в 1772 году. Перестроен в 1874-75 годах. За его углом расположен 1-й Басманный переулок, куда уходит техническая линия троллейбуса. Кажется, её использует для выдачи пока ещё не уничтоженный 22-й маршрут. Кстати, сказать, его можно будет покамест встретить почти по всему маршруту следования бывшего 24-го во время выдачи на линию/ухода с линии в парк утром и вечером. Но, по слухам, 22-й следующий в очереди на уничтожение. А вот в той Магнолии на углу, мы в студенческие годы очень любили прикупить винишка с целью последующего его распития в Саду им. Баумана.


13. 1-й Басманный.


14. Очень красивое здание городской усадьбы И. К. Прове. Построено в 1892 году по проекту архитектора К. В. Треймана. Сегодня по адресу Новая Басманная улица, 22 располагаются банковское учреждение и Государственный хор им. А. В. Свешникова. Дурацкие афиши очень портят вид, конечно.


15. Ещё одно примечательное здание - Дом Перовских. С середины XVIII века владения на месте нынешнего дома принадлежали известному роду Мордвиновых. В период с 1810 по 1811 гг. здесь проживал известный историк Николай Карамзин. Пожар 1812 года уничтожил старое здание и уже в бытность Николая Семёновича Мордвинова, к 1819 года, появилось это строение, возведённое на прежнем фундаменте.


16.


17. Как вы вероятно уже догадались, мы подошли к площади со звучным и жизнеутверждающим названием Разгуляй. Она располагается на исторической Покровской дороге, между улицами Старой Басманной, Новой Басманной, Спартаковской и Доброслободской. А название своё она получила ни много ни мало от кабака. Кабак «Разгуляй» находился на месте нынешнего дома № 38 по Старой Басманной улице. Название установилось в официальном языке не позднее 1750-х годов, а сам кабак просуществовал до 1860 года.

Сама площадь на стрелке Старой и Новой Басманной сложилась во второй половине XVII века, с основанием Капитанской слободы (современная Новая Басманная улица). В конце XVII века на Разгуляе обосновалось семейство Я. В. Брюса; на месте Брюсова дома, в усадьбе графа А. И. Мусина-Пушкина, в пожар 1812 года погиб подлинник «Слова о полку Игореве».


18. Взгляд обратно в сторону Красных ворот.


19. Здание, в котором предположительно и находился знаменитый кабак «Разгуляй».


20. Памятник 7-й Бауманской дивизии народного ополчения. Открыт 14 октября 2015 года.


21. Красное здание на другой стороне - очередной памятник архитектуры «Дом Мусина-Пушкина» (1790-1800 гг. архитектор - М. Ф. Казаков).


22. Именно в тот момент, когда я переходил дорогу и на объектив налип снег пронёсся виновник прогулки - 24-й троллейбус. Впрочем, я не сильно расстроился, а просто включил в телефоне приложение Яндекс.Транспорт, чтобы больше не было таких неожиданностей.


23. Спартаковская улица. Вдали - Богоявленский кафедральный собор в Елохове. Современный храм выстроен в 1835-1845 гг. по проекту зодчего Евграфа Тюрина. В храме-предшественнике, кстати, в 1799 году был крещён Пушкин. А ещё это один из немногих московских храмов, которые никогда не закрывались, даже в советское время.


24. Новая Басманная за Разгуляем переходит в Доброслобскую улицу. Улица образована в 1974 г. из Доброслободского и Чечёрского переулков. Доброслободский переулок, давший название улице получил своё по находившейся здесь в XVIII в. Доброй слободе. Слева - новодел БЦ «Басманов» (2008 г.).


25. Здесь уже довольно много современной застройки, но сама улица всё равно уютная.


26. А снегопад в свете фонариков в этот вечер создавал неповториму атмосферу какого-то рождественного волшебства.


27. В такую бесснежную зиму это чувствовалось особенно остро. Вообще я не могу себя отнести к большим фанатам этого времени года, но вот такую погоду люблю.


28. Аптекарский переулок. Своё название обрёл в XVIII веке. В то время здесь была аптека, основанная в Немецкой слободе в 1702 г. Яганом Готфридом Грегори.


29. По правой стороне улицы стоит ещё одно симпатичное здание.


30. Это бывший доходный дом купца Никиты Лаврентьевича Кириллова. Построен в 1897-1899 гг. по проекту архитекторов К.  Дуванова и П. Егорова. Сохранил выразительный эклектичный декор с наличниками в духе раннего классицизма (а над проездной аркой и подъездами - в духе барокко) на обработанной «дощатым» рустом поверхности стен. Уцелели оконная столярка и ковка козырьков подъезда.


31. В 2003 г. дом признан аварийным по распоряжению Правительства Москвы, «с дальнейшей реконструкцией под нежилые цели». Распоряжением 2009 г. Юрий Лужков включил дом в Адресную инвестиционную программу на 2012-2014 гг. и отнёс затраты по реконструкции на счёт города. В 2016 г. Мосгорнаследие отказало дому в постановке на охрану по заявке активиста Архнадзора. К 2017 г. один подъезд был отселён полностью, другой частично. 1 августа 2019 г. в доме произошёл пожар. Какая его ждёт судьба неясно, но хочется верить, что его не постигнет участь 24-го троллейбуса.


32. А вот, кстати, и он.


33. Здесь Доброслобская улица пересекается с Денисовским переулком.


34. Здесь всё такое родное, сколько раз я бродил этими улицами и переулками, начиная со школьных лет...


35. Местные дворы.


36.


37. Подходим к улице Радио. Слева - здание постройки 1889 года, в котором размещался механический завод А. К. Дангауэра и В. В. Кайзера. Прямо уходит Елизаветинский переулок. Здесь линия 24-го троллейбуса встречалась с трамвайной и дальше до самой "Авиамоторной" они шли уже вместе.


38. Взгляд назад.


39. Улица Радио. Название дано 13 сентября 1929 г. по первой советской радиовещательной станции, построенной в 1922 г. в районе этой улицы. Первоначально (улица известна с XVIII в.) носила название Вознесенская, по церкви Вознесения Господня, что на Гороховом поле (построена в 1788-1793 гг.). На заднем плане здание усадьбы XVIII-XIX вв. (Архитектор Д.В. Ухтомский, В.И. Баженов), в котором ныне располагается Московский государственный областной университет.


40. 24-й в сторону метро "Красные ворота".


41. И в сторону "Авиамоторной". На заднем плане тот самый храм Вознесения Господня на Гороховом поле. Существующая церковь построена в 1788-1793 гг. в стиле московского классицизма и по ряду деталей приписывается архитектору Матвею Федоровичу Казакову. Домовый храм при усадьбе А. К. Разумовского существовал с 1733 года, когда о его строительстве распорядился тогдашний владелец имения граф М. Г. Головкин.


42.


43. А вот и трамвайчик. Кстати, среди прочих маршрутов здесь ходит собрат бывшего 24-го троллейбуса, а ныне автобуса Т24 - трамвай № 24. Не припомню, есть ли ещё где-то в Москве такие совпадения номеров маршрутов разных видов транспорта.


44. Внезапно проехал в парк троллейбус 22-го маршрута. Как я уже говорил, их пока ещё можно поймать на этой линии утром и вечером, когда они выдаются из парка на свой маршрут или уходят обратно.


45. Взгляд назад.


46. Местные закоулки.


47. Подходим к Лефотовскому мосту и границе районов и округов. Здесь заканчивается Басманный район ЦАО, а за Яузой уже ЮВАО и район Лефортово.


48. Лефортовский мост. Построен в 1777 году по проекту архитектора С. Яковлева. 23 августа - 15 ноября 1940 года был реконструирован по проекту инженера В. А. Пащенко и архитекторов К. Т. Топуридзе и И. В. Ткаченко. До реконструкции мост назывался Дворцовым, потому что соединял дворцы Слободской и Лефортовский с Екатерининским. Нынешнее название дано мосту по району Лефортово.


49. Яуза, ТТК и на заднем плане Троице-Введенский приход у Салтыкова моста (1819-1825). О нём в том числе я рассказывал в рамках осеннего поста о прогулке в тех краях.


50. Один из моих любимых московских парков, с которым тоже связано множество тёплых воспоминаний. Кстати, это самый первый регулярный сад на территории современной Москвы. Появившись в окрестностях Немецкой слободы после возвращения Петра I из Европы, сад стал предшественником многих парков Санкт-Петербурга. Впервые он упоминается в 1703 г. как часть загородной усадьбы Ф. А. Головина. Этот дворцово-парковый ансамбль был популярным местом проведения придворных церемоний, и москвичи прозвали его «Версалем на Яузе». Парк неоднократно менял название. К настоящему времени парк лишь отчасти сохраняет первоначальную планировку и замысел.


51. 24-й отправляется от остановки «Лефортовский мост» в начале Красноказарменной улицы.


52.


53. В этот момент они почему-то прямо косяком пошли.


54. Красноказарменная тоже одно из родных для меня мест. Нежно люблю эту улицу. Сама она известна с середины XIX в., называясь вначале Красноказармская. Имя получила по первоначальному цвету казарм на углу улицы (занимавших здания служб бывшего Екатерининского дворца), выстроенных из красного кирпича. Собственно сами казармы сейчас не слишком красные. Они как раз слева на фото (Изначально это один из служебных корпусов Екатерининского дворца,сооружён в 1776 г., возможно архитектором С. Яковлевым). С правой стороны улицы - здание манежа Алексеевского военного училища (начало XIX в., архитектор О.И. Бове).


55. А дальше по улице стоит ещё одно примечательное строение - бывшее здание 3-го Кадетского корпуса им. Александра II (1830-е гг., архитекторы К.А. Тон, Е.Д. Тюрин). В настоящее время там располагается 154-й отдельный комендантский Преображенский полк Военной комендатуры г. Москвы.


56. Детальки улицы.


57. Вот в этом магазине мы в студенческие годы крайне любили взять пива и отправиться в Лефортовский парк к Головинским прудам.


58. Очередной виновник прогулки.


59. И один из моих любимых дворов в этих краях. Влюбился я в него давно, поэтому не смог пройти мимо и в этот раз.


60. Образует этот двор-полуколодец вот это общежитие бывшей Академии Бронетанковых Войск 1934-го года постройки. Довольно интересное здание. И какое-то уютное. Впрочем, в этих краях вообще много такого.


61.


62. Очень крутой подъезд.


63.


64. Местный кот пробежал.


65.


66. А теперь пойдём обратно на Красноказарменную.


67. У Краснокурсантского сквера стоит стела «Кадетский плац. 1774». Она установлена в память о существовавшем на месте нынешнего сквера плаце при 1-м и 2-м Кадетских корпусах.


68. Дальше в сторону "Авиамоторной" улица почти полностью застроена "сталинками". Хотя, попадаются и исключения, вот как дом 2012-го года справа. Но, надо сказать, немного.


69. Пронёсся какой-то рейс в парк. Теперь, когда линия по сути стала лишь технической там только такие и встретишь.


70. Слева девятиэтажный одиннадцатиподъездный кирпичный жилой дом. Хотя, и построен в 1957 году, но представляет собой вполне себе классическую "сталинку".


71.


72. Очередной 24-й проехал к "Авиамоторной".


73.


74. А ещё попался трамвай в праздничном новогоднем оформлении.


75. Взгляд назад.


76. Справа высится коплекс ВЭИ или полностью Московская площадка Федерального государственного унитарного предприятия Российского федерального ядерного центра - Всероссийского научно-исследовательского института технической физики им. академика Е.И. Забабахина - филиала Всероссийского электротехнического института. Предприятие входит в госкорпорацию по атомной энергии «Росатом». Основными направлениями деятельности Центра является исследования и разработка высоковольтной техники, силового и электротехнического оборудования, комплексных систем автоматизации, электроники различного назначения.


77. А слева около одного из многочисленных корпусов МЭИ выставлены Су-34...


78. И истребитель Су-27 пилотажной группы «Русские витязи». Также на площадке выставлен вертолёт Ми-8МТ, но кадр с ним, к сожалению, не вышел.


79. Идём дальше и потихоньку приближаемся к "Авиамоторной".


80. Ещё один какой-то парковый рейс. Пронёсся мимо без остановки, с огромной скоростью и погашенным светом. Как призрак. Это выглядело в тот последний для 24-го маршрута вечер особенно символично.


81. Пользуясь, отсутствием машин и другого транспорта, я перебежал улицу и сделал вот такой кадр.


82. И сразу же проехал ещё один 24-й в белом окрасе.


83. А за ним сразу же ещё один уже в синем окрасе "Московского транспорта".


84. Не успел я перевести дух, как навстречу приехал ещё один и остановился на фоне МЭИ.


85. Собственно МЭИ - один из крупнейших технических университетов России в области энергетики, электротехники, электроники, информатики. Располагает современными учебными корпусами, учебными и научными лабораториями, общежитиями, мощной экспериментальной базой, опытным заводом, учебно-научной теплостанцией, учебно-научным телецентром, мощной сетью довузовской подготовки и послевузовского образования. Оснащен современным технологическим оборудованием, парком мощных, средних и персональных ЭВМ (более 1700 комплектов).

Готовит инженерные и научные кадры для иностранных государств начиная с 1946 года. В настоящее время в МЭИ (ТУ) обучаются студенты и аспиранты из 68 стран мира. За успехи в подготовке инженеров и научных кадров награжден двумя орденами России и шестью орденами зарубежных государств.


86. Подходим к углу Красноказарменной и Авиамоторного проезда.


87. Вид в сторону Авиамоторной улицы. Там теперь уже была конечная 24-го троллейбуса.


88. Взгляд назад с хитросплетением трамвайных и троллейбусных проводов.


89. На конечной стоял и ожидал отправления 24-й с 83-го фото и я решил не садится в метро, а прокатиться на прощание на нём обратно к Красным воротам.


90. Сзади подъехал 22-й, чтобы уехать в парк, а я заскочил в 24-й и под грустную музыку проехал весь маршрут. Надо сказать, что я был такой не один, со мной весь путь также проделали парень с девушкой, которые тоже провожали 24-ку в последний путь.


91. И в заключение прощальное фото у конечной "Станция метро "Красные ворота". 31.01.2020, около 22.30. Троллейбус 24-го маршрута готовится отправиться в один из своих последних рейсов. И уйти в вечность.


Спасибо за внимание!

архитектура, транспорт, история, троллейбус, Лефортово, Басманный, фото, прогулки, краеведение, трамвай, Россия, Москва

Previous post Next post
Up