А мы пойдём с тобою, погуляем по трамвайным рельсам...

Jan 31, 2020 14:03

Когда в пятницу на работе делать нечего, а сидеть всё равно надо, то что надо делать? Правильно, написать небольшой пост! У меня как раз завалялся небольшой материальчик об одной из двух моих любимых линий московского трамвая. Речь пойдёт о линии по Авиационной улице, что располагается в районе Щукино (вторая моя любимая линия - через парк Сокольники, там как-нибудь тоже надо будет погулять). Почему именно она одна из моих любимых? Да потому, что она практически полностью обособлена от автомобилей, идёт через тихие места, а на внушительном своём отрезке от улицы Академика Курчатова до метро Щукинская и вовсе идёт через Глебовский парк. Там тихо, уютно и романтично. Давайте гулять!

1. Начнём мы прогулку неподалёку от Нового Панфиловского трамвайного путепровода, сооружённого в 2015-м году взамен старого 1904-го года постройки. Вид в сторону Сокола и Войковской.



2. Но мы пойдём в другую сторону, к Щукинской. Тут на небольшом отрезке трамвайная линия проложена параллельно Волоколамскому шоссе.


3. Здесь ходят трамваи маршрутов № 6 (Братцево - Метро Сокол), № 15 (Таллинская улица - Метро Сокол), № 28 (Проспект Маршала Жукова - Метро Сокол), № 30 (Улица Кулакова - Михалково) и № 31 (Проспект Маршала Жукова - Метро Войковская).


4. Перекрёсток с Пехотной улицей. Трамвайная линия по дуге уходит левее от Волоколамки.


5. Остановка Пехотная улица с низкопольным польским трамваем Pesa-Fokstrot.


6. Взгляд назад. Стемнело почти мгновенно.


7. Здесь также осталось бегать ещё довольно много тёплых ламповых старичков - чехословацких трамваев модели Tatra T3. Конечно, уже давно не большинство, но встретить можно без проблем.


8. Идём в сторону перекрёстка с улицей Академика Курчатова.


9. Остановка Улица Академика Курчатова. Здесь расположено несколько небольших жилых кварталов, довольно известный ресторан "Загородный", существующий с 1958-го года ну и разные магазинчики.


10. На парковке рядом попался вот такой вот раритет. В весьма и весьма хорошем состоянии и наверняка на ходу.


11. Красавец!


12. Здесь начинается участок, идущий через Глебовский парк и здесь же расположена треугольная трамвайная развилка. Пути направо ведут в Братцево через Волоколамское шоссе и улицу Свободы. Туда поворачивает трамвай 6-го маршрута, остальные идут прямо к Щукинской и далее.


13. Во время ремонта в прошлом году были врезаны стрелки в направлении Щукинской, раньше были только в сторону Сокола. Это породило слухи о запуске каких-то новых маршрутов, но и по сей день ничего не произошло. Вероятно, стрелки в сторону Щукинской врезали для того, чтобы удобнее было выводит на маршрут/уводить с маршрута 6-ки в Краснопресненское депо, расположенное ныне (вот такой курьёз) в Строгино.


14. Остановка Покровское-Стрешнево. Дальше начинается самый тихий и приятный отрезок этой линии. Раньше, когда не было светодиодных фонарей над дорожкой слева, здесь было ещё романтичнее и таинственнее. Но что поделать? Безопасность и удобство превыше всего. Возможно, летом, когда на деревьях листва, это не столь бросается в глаза.


15.


16. Взгляд назад.


17. Пару слов об Авиационной улице: участок, где находится улица, был включён в состав Москвы в 1960 году. Улица была сформирована 5 апреля 1965 года из участка Центральной улицы (получила своё название в 1923 году) и улицы 18 августа (существовала с 1938 года, была названа в честь дня побега Николая Баумана с товарищами из Лукьяновской тюрьмы в Киеве в 1902 году) села Щукино. Получила название в связи с расположением неподалёку от бывшего Тушинского аэрополя и Московского авиационного института.


18. Авиационная улица необычна тем, что разделена на две фактически не сообщающиеся между собой части, разделенные трамвайным кругом у станции метро Щукинская и двумя высотными жилыми домами возле неё.


19.


20. Кстати, необычна она также ещё тем, что до недавнего времени она пересекалась в этих краях с несуществующей ныне Виндавской улицей.


21. Вот здесь, у малозаметного перекрёстка с безымянным проездом прямо со стороны парка была Виндавская улица. Она была названа так в начале XX века по проходящей поблизости Виндавской железной дороге (ныне Рижское направление Московской железной дороги), а собственно Виндавой до революции назывался расположенный ныне в Латвии город-порт Вентспилс.


22. Первоначально проходила от ныне упразднённой Чеховской аллеи до Авиационной улицы. Официально упразднена, в реестре московских улиц уже не числится, но на некоторых картах ещё обозначается. Вот как на этой англоязычной карте, изданной аж целым ЦРУ в 1986-м году. Ранее была обозначена на всех Яндекс- и Гугл-картах, но в последние годы её выкинули оттуда.

До 1980-х годов на Виндавской улице было разворотное кольцо трамваев; оно ликвидировано при строительстве госпиталя, ныне Центральный клинический военный госпиталь ФСБ РФ. В это же время остановка трамваев «Виндавская улица» была переименована в «Диспансер». В настоящее время представляет собой безымянную неосвещённую просеку в парке от трамвайной линии у улицы Академика Курчатова до Щукинской улицы. Сохранился также восточный отрезок улицы, внешне очень похожий на западный - в лесополосе левее Волоколамского шоссе восточнее улицы Академика Курчатова.


23. Вот как выглядит эта самая Виндавская улица в настоящее время. Летом кое-где на этой просеке можно даже встретить ископаемые советские ещё обломки асфальта.


24. Но вернёмся на линию. Упоминавшаяся выше остановка Диспансер. При переименовании названа так по бывшему противотуберкулёзному диспансеру с жизнеутверждаюшим № 13 (ныне - Филиал по СЗАО Московского городского научно-практического центра борьбы с туберкулёзом). Старая-добрая Татра 28-го маршрута в аутентичной красно-белой ливрее. Привет из прошлого. Большинство Татр уже перекрасили в фирменные синие цвета Мосгортранса.


25. Взгляд назад. Слева за машинами как раз вход на бывшую Виндавскую улицу.


26. А дальше начинается живописная горка в сторону метро Щукинская.


27. Pesa как раз поднимается в горку.


28. Довольно приличный такой здесь спуск. Всегда нравилось это место.


29. Взгляд назад. Хорошо видно подъём.


30. А снизу так ещё лучше! С детства любил стоять здесь и смотреть, как наверху на горке появляются трамвайчики и медленно съезжают к метро. Вообще моё знакомство с этим замечательным видом транспорта произошло именно здесь, на Щукинской. Тогда ещё не было никакого ТРК Щука (справа на фото), а около метро, где сейчас посадочная площадка на автобусы, был овощной рынок. Со всеми атрибутами 90-х - грязью, криминалом, да и вообще тут была, как модно говорить, "своя атмосфера". Я очень люто ненавидел, когда меня с собой сюда таскали за овощами. Единственным лучиком света в этом восточном (ибо русских продавцов на этом рынке я не помню от слова совсем) "тёмном царстве" 90-х, были как раз весело звенящие трамваи. Я всегда норовил убежать подальше от торговых рядов, чтобы посмотреть на них.


31. Сейчас здесь, конечно, уже ничто не напоминает о тех временах.


32. Ну и завершающий кадр с остановкой Метро Щукинская.


На этом всё. Надеюсь, что было интересно. Спасибо за внимание и до новых встреч!

история, Щукино, фото, прогулки, краеведение, трамвай, Россия, Москва

Previous post Next post
Up