Бетон и танки станции Пресня. Часть 1-я

Mar 11, 2021 21:37

Заглавие для этого рассказа я, честно признаться, позаимствовал из статьи, вышедшей в газете "Гудок" от 10.10.2017, потому что, как мне кажется, трудно придумать лучший заголовок для статьи именно о Пресне. Несмотря на то, что в самой статье больше говорится о современности, на мой взгляд, заглавие автором статьи подобрано на редкость удачно. Оно как нельзя лучше отражает и славное прошлое, и настоящее станции Пресня, о которой я решил сделать большой исторический обзор. Мне давно уже хотелось написать о ней подробный исторический материал, так как из всех станций МОЖД она является для меня самой родной, но никак не мог собраться с силами и покопаться в источниках, чтобы в довесок к своим собственным фото добавить исторических, а также систематизировать фактаж. Но всё же наконец-то руки у меня дошли и я предлагаю на ваш суд первую часть повестования. Отдельно хочу сердечно поблагодарить моего друга Станислава sd3 за предоставленные исторические фото. Исторические фото из других источников будут отмечены ссылками.

1. Начать хотелось бы с фрагмента карты 1968-го года. Несмотря на то, что станция Пресня, как и всё Малое Кольцо МЖД была построена ещё в в 1903-1908 гг., времена своего наивысшего расцвета Пресня переживала, пожалуй, как раз в 60-е - 80-е гг. с огромными объёмами грузовой работы и большим количеством подъездных путей, от которых к настоящему моменту осталось совсем немного.

С самого своего рождения Пресня (к слову, своё название она получила от исторической местности Пресня, а та в свою очередь от текущей ныне в коллекторе одноимённой реки), как и большинство станций МОЖД является узловой. Вместе со станцией от её южной горловины были построены соединительные ветви № 27 Пресня - Брянский пост (ныне Пресня - Москва-Товарная-Смоленская) и № 26 Пресня - Телеграфный пост № 7 (ныне Пресня - Фили), которые соединили Малое Кольцо с Московско-Брестской железной дорогой (ныне Смоленское направление МЖД). К 1915-му году от северной горловины Пресни была построена историческая тупиковая ветвь к станции, сооружённой для обслуживания Николаевских (после революции - Октябрьских) казарм на Ходынском поле. Уже в советское время станция получила название Октябрьские казармы и, несмотря на то, что была расположена не на самом Кольце, являлась полноценной станцией МОЖД, а тупиковая ветвь являлась отдельным перегоном, с некоторым количеством подъездных путей (на всякий случай для лучшего ориентирования приведу ссылку на схему МОЖД со всеми крупными ветвями).

Через эту ветвь, кроме собственно казарм, Пресня обслуживала несколько предприятий, среди которых стоит особо выделить машиностроительный завод "Знамя Труда" (до революции - авиационный завод акционерного общества «Дукс»), где в 1909 году был собран и испытан первый российский самолёт, или, как говорили в те годы, аэроплан. Обслуживание первого в России авиационного завода и казарм, где шло в том числе формирование эшелонов для отправки на фронт, делает Пресню одной из самых "военных" станций кольца. Другим крупным предприятием, обслуживавшимся ветвью, являся и Хладокомбинат № 7, который был снесён относительно недавно. Также ветвь питала различные склады окружающей промзоны. Впрочем, про неё я делал отдельный большой материал в трёх частях, где вы можете прочитать подробности.

Помимо этого, за свою историю Пресня обслуживала также Мельничный комбинат № 4, базу Вторчермета, Краснопресненский завод железобетонных конструкций, Пресненский завод железобетонных конструкций № 355, асфальтобетонный завод № 1, а также Силикатный завод и бетонный завод "Ингеокомпром", который она обслуживает и сейчас. Таким образом, станция в большей степени исторически объединяла в себе как раз военное назначение, а также сильно завязана на окружающие предприятия, специализирующиеся на производстве железобетонных конструкций. Отсюда и заглавие.

Кроме того, с момента постройки и до 1934-го года Пресня, как и другие станции Кольца, являлась также пассажирской станцией. Ныне в её, расширившихся с 2016-го года, границах расположены платформы МЦК Хорошёво, Шелепиха, Деловой центр и Кутузово, но все они расположены довольно далеко от исторического вокзала. Впрочём, обо всём этом я расскажу подробнее ниже, а теперь давайте перейдём к фото.



2. За основу для рассказа я взял свои фото, сделанные ясным морозным вечером в ноябре 2020-го года, которые дополнил многочисленными историческими с тех же или примерно тех же ракурсов. Начинаем поход с 3-й Магистральной улицы. С правой стороны в гаражах притаился исторический пост централизации станции Пресня.


3. Он, как и другие постройки был отреставрирован к запуску движения по МЦК. Построен в 1903-1908 гг. Архитектор А. Н. Померанцев, инженеры Л. Д. Проскуряков, С. Д. Карейша. Объект культурного наследия регионального значения.


4. Ныне станция Пресня располагается рядом с шумной магистралью с развязками, в которую в прошедшее десятилетие превратилась тихая 3-я Магистральная улица. Вид в сторону вокзала из-под эстакады Звенигородского шоссе.


5. А вот как это место выглядело ещё совсем недавно по историческим меркам. Фото мая 2007-го года. 3-я Магистральная представляет из себя тихую зелёную улицу.


6. Жилые пятиэтажки вокруг исторического здания жилого дома станции Пресня были сненесены при строительстве магистрали.


7. Практически провинциальный уют.


8. А так здание жилого дома выглядит в настоящее время. Ныне оно не принадлежит РЖД и находится в частных руках, но тем не менее приведено в общий вид с другими постройками, так как является памятником архитектуры. Построено в 1903-1908 гг. Архитектор А. Н. Померанцев, инженеры Л. Д. Проскуряков, С. Д. Карейша.


9. А было время, когда перед ним перед ним продавали пиво в палатке. Фото Станислава. Апрель 2007.


10. А вот историческое фото дома примерно 1908-1910 гг (Источник). Здесь я считаю нужным процитировать книгу Юрия Егорова о МОЖД, вышедшую в 2016-м году:

"На островке между расходящимися здесь проезжими частями 3-й Магистральной улицы стоит жилой дом 9-го типа (3-я Магистральная улица, дом 26, строение 1), предназначенный для младших станционных служащих. В нём, так же как на остальных станциях Окружной, жили стрелочники, сцепщики, сигналисты, телеграфисты. Каждая семья имела свою комнату с печью, а все удобства располагались на этаже. В отличие от других станций, в описании застройки Пресни не упоминаются квартиры помощников начальника. Однако предусматривалось жильё для смотрителя при пассажирских зданиях, сторожа товарного двора и мостового мастера.

Планировка жилого дома относительно проста. Это симметричное двухэтажное здание с прямоугольными окнами первого этажа и арочными оконными проёмами на втором. Центральная часть фасада отмечена протяжённым ризалитом. Четыре окна расположены равномерно по первому этажу, и шесть неравномерно распределены по второму. Второй этаж в объёме ризалита полностью оштукатурен. Он завершался кокошником с замковым камнем и тремя оконными проёмами, два из которых, крайние, были декоративными.

На Окружной железной дороге построен всего один дом 9-го типа. Однако точно такой же стоит на станции Ховрино Николаевской (ныне Октябрьской) железной дороги. Эта станция относится к радиальному направлению и не входит в состав ансамбля Окружной. Но, если вспомнить историю строительства дороги, всё встаёт на свои места: сооружением Окружной занималось управление Николаевской железной дороги, оно же руководило её работой в первые годы существования. Ховрино является «ответной» станцией Николаевской дороги, связанной системой соединительных ветвей с главной станцией Окружной - Лихоборами. И именно в связи со строительством Окружной станция Ховрино развилась из небольшого полустанка в крупный передаточный узел. Вполне логично, что при расширении станции было решено не разрабатывать новых проектов жилых домов, а использовать те, которые были приняты для строившейся в то время Окружной дороги. Кстати, кроме дома 9-го типа в Ховрино есть и жилой дом 3-го типа. Оба дома стоят между современными платформами Моссельмаш и Ховрино (теперь Грачёвская - прим. моё) Октябрьской железной дороги, по правой стороне при следовании в сторону Петербурга, и хорошо видны из проходящих поездов".


11. Ещё один крупный план, который я снял в мае 2007-го.


12. Как тихо и уютно было...


13. А вот снимок Стаса, сделанный месяцем ранее. Благодаря этому сейчас можно установить, что подготовка для строительства магистрали с вырубкой деревьев началась как раз на рубеже апреля/мая 2007-го года. И палаточка с пивом ушла в небытие тогда же.


14. Здание вокзала станции Пресня.


15.


16. В настоящее время в здании располагается музей Московской окружной железной дороги, однако в тот день он не работал и, чтобы попасть на территорию пришлось попотеть в прямом смысле этого слова.


17. Так выглядело здание вокзала в апреле 2007-го года. Фото Станислава.


18. А так оно выглядит сейчас.


19. К 100-летию Окружной кому-то взбрело в голову выкрасить все постройки МОЖД в вырвиглазный голубой цвет и они оставались таковыми вплоть до запуска МЦК, когда им вернули первоначальный окрас. И, хотя, цвет этот был ужасен, но для истории пусть будет. Август 2014-го года ( Источник).


20. Вид жилого дома сбоку. Как пишут, в настоящее время там расположена общага гастарбайтеров.


21. Апрель 2007-го, фото Станислава.


22. И, наконец, вид с противоположной стороны. Раньше тут был двор. Теперь - всё закатано в асфальт.


23. А теперь переберёмся на территорию собственно станции. Тут я мысленно похвалил себя за то, что не склонен к чревоугодию, благодаря чему мои габариты позволили, хоть и с трудом, но просочиться в узкую дырку, проделанную кем-то в заборе.


24. Если не считать отсутствие труб на крыше и пластиковые окна, то здание сохранилось практически в первозданном виде, как на фото 1908-1910-х гг (Источник). Здесь я хочу ещё раз процитировать замечательную книгу Юрия Егорова о МОЖД 2016-го года:

"Чуть дальше, у подножия насыпи, стоит здание вокзала (3-я Магистральная улица, дом 19), одно из наиболее интересных среди всех построек Окружной. Его внешний вид ассоциируется прежде всего с европейской архитектурой: высокое двухэтажное здание с большим панорамным окном со стороны города, вынесенным в отдельный эркер, «врезанный» в двускатную кровлю как дополнительный объём с закруглённым завершением. Рисунок этого завершения повторяется в кованом металлическом ограждении кровли. Окно разделено на три части двумя резными колоннами с декоративными капителями. Над окном находится панно со вставками из метлахской щитки, под каждой из трёх его частей размещена филёнка с геометрическим рисунком. Здание покрыто высокой двускатной кровлей с «заломами».

Фасад, выходящий на пути, также трёхчастный, состоит из разновеликих выступающих объёмов. Окна второго этажа полуциркульные, на первом же более скромные, прямоугольные. Сохранилась надпись с названием станции в стиле модерн (Только букву "ѣ" в слове Прѣсня изуродовали до вида послереформенной Е, получилось криво - прим. моё).

На первом этаже располагалась квартира начальника станции, имевшая отдельный вход со стороны путей. Здесь же находились батарейное помещение для телеграфа и винтовая лестница, по которой можно было попасть в подвал. В левой части вокзала был вход для пассажиров, оформленный крыльцом с ажурным металлическим навесом на кованых кронштейнах. Отсюда на второй этаж, в зал ожидания, вела широкая лестница, отмеченная на городском фасаде ризалитом с тремя высокими узкими окнами. Для выхода на перрон, находящийся на уровне второго этажа, был сооружён металлический мостик с навесом на чугунных каннелированных колоннах - единственная подобная конструкция на всей Окружной, полностью сохранившаяся до наших дней. Кроме пассажирского зала на втором этаже размещались контора начальника станции и телеграф".


25. И здесь же небольшое продолжение цитируемой книги:

"За вокзалом стоит ещё одно здание, практически лишённое декора в результате многих перестроек, но по своему объёму и расположению очень напоминающее «пакгауз для хранения грузов большой скорости с подъёмником. Пакгауз был двухэтажным, причём нижний его этаж, врезанный в тело насыпи, имел вход только со стороны города. Откосы насыпи поддерживались дугообразными подпорными стенками. Вход был оформлен тройным окном, перекрытым общим полукруглым завершением с замковым камнем. На втором этаже также имелось три окна с наличниками. Углы здания украшали белые штукатурные лопатки. На фасаде со стороны путей окон не было - только широкие двустворчатые двери для грузов. Пакгауз перекрывался четырёхскатной крышей сложной «ломаной» формы и представлял собой весьма любопытный образец служебной железнодорожной архитектуры".

Сейчас, к сожалению, это строение изменилось до неузнаваемости и ничем особенным не выделяется.


26. Удивительно и чудесно, что деревья, растущие вокруг вокзала не спилили вместе с остальными и оставили. Это очень добавляет Пресне уюта.


27. Станция Пресня. Хочу отметить на этом фото одну любопытную деталь. Обратите внимание на зазор между ближайшими двумя путями. Во времена проектирования МЦК на Пресне предполагалось построить остановочный пункт по аналогии с другими, однако ввиду того, что вокруг мало мест притяжения для больших пассажирских потоков, было принято решение отказаться от него и построить Шелепиху. Но задел под перспективное сооружение платформы в будущем был оставлен, его вы и можете лицезреть между I и II главными путями.


28. К Пресне я всегда питал особенные чувства, она привлекала меня своим уютом, и была первой станцией МОЖД, которую я взялся отснять тогда ещё мыльницей, но, к сожалению, по техническим причинам мои фото вокзала лета 2006-го канули в небытие и сохранилось лишь три маленьких, которые я тогда запостил в интернет. Чтобы не забивать пост мелкими фото, приведу здесь просто ссылки на них (откроются в новом окне: раз, два, три).


29. Ласточка следует в сторону Хорошёво, а вокруг Пресни, на месте обслуживавшихся ею промзон продолжают расти человейники. Однако, даже несмотря на это, Пресня наравне с Лефортово и Черкизово, по-прежнему, остаётся открытой по параграфу грузовых операций. Более того, в отличие от Черкизово (ныне грузовая станция 3-го класса) и Лефортово (ныне промежуточная станция 4-го класса), является участковой станцией 2-го класса и выполняет самый большой объём работ на Кольце. Имеет 10 приёмоотправочных путей и 91 стрелочный перевод. С 2016-го года также включает в себя в качестве парка бывшую соседнюю станцию Кутузово, а существующая (но закрытая по параграфам грузовых операций) соседняя станция Серебряный бор находится у Пресни в оперативном подчинении.


30. Пешеходный мостик прекрасен. Помимо него, единственного дожившего до наших дней, в здании станции находится единственный сохранившийся раритетный экземпляр настенных часов «П. Буре», которыми в 1908 году были украшены все станции новой грузовой дороги. Ныне он включён в число экспонатов музея.


31.


32. Вид в сторону путей. Единственное, что лично меня смущает - это отделка верхнего и нижнего перекрытий. Здесь неплохо было бы положить натуральный камень на пол, а потолок отделать не пластиковой рейкой, а деревом.


33. Фото времён реконструкции Окружной. Май 2016-го года. Кстати сказать, тогда потолок был как раз отделан деревом. Сразу как-то аутентичнее смотрится, если закрыть глаза на корпоративные цвета РЖД.


34. А здание тогда было голубым.


35. Фото Стаса апреля 2007-го. Вот в таком виде, без пластика и корпоративных цветов РЖД, пожалуй, было лучше всего.


36. И вновь май 2016-го.


37.


38. И ноябрь 2020-го.


39. Ещё одна важная и нужная историческая станционная постройка - отхожее место с ламповой или попросту уборная станции Пресня. Построена в 1903-1908 гг. Архитектор А. Н. Померанцев, инженеры Л. Д. Проскуряков, С. Д. Карейша. Согласитесь, далеко не каждый туалет может похвастаться статусом объекта культурного наследия регионального значения! За ним виднеется ничем не выдающееся здание современного поста электрической централизации Пресни.


40. Пути для остоя электропоездов во внепиковое время.


41. Они же во время реконструкции в мае 2016-го года. Красивый перекрёстный съезд.


42. И ещё немного деталей вокзала.


43. Уже только один этот мостик делает Пресню прекрасной.


44. Ну, а теперь, преодолев второй раз узкий лаз в заборе, мы вновь оказываемся на 3-й Магистральной и двигаемся дальше. Вид обратно к вокзалу и жилому дому.


45. Это же место в апреле 2007-го. Фото Стаса.


46. Южный пост централизации станции Пресня, расположенный соответственно ближе к южной горловине. Также памятник культуры. Построен в 1903-1908 гг. Архитектор А. Н. Померанцев, инженеры Л. Д. Проскуряков, С. Д. Карейша.


47. Конечно, он дошёл до нас не в первозданном виде, без балкончика в стиле модерн, с заложенными окнами, но хорошо, что хотя бы так. Разумеется, в настоящее время он по назначению не используется, хотя ещё в нулевые можно было увидеть последние оставшиеся рядом с ним телеграфные столбы.


48. В голубом окрасе со стороны путей. Май 2016-го года. Слева среди современных антенн видны изоляторы, оставшиеся от входящих/исходящих телеграфных линий.


49. Здесь чудом сохранилось немного деревьев.


50. Ну, а теперь перейдём непосредственно к путям. Вид станции Пресня на север с Южного путепровода, который был построен на месте исторического при реконструкции МОЖД из-за того, что высоты старого не хватало для устройства контактной сети. К слову, поперечины и опоры контактной сети, конечно, довольно сильно "съедают" обзор. На заднем плане - трубы ТЭЦ-16. Слева на переднем плане виден тупик бывшего подъездного пути который питал асфальтобетонный завод №1, завод железобетонных конструкций № 355 и Краснопресненский завод железобетонных конструкций. Чуть дальше виднеются действующие подъездные пути небольшой базы металлолома и бетонного завода "Ингеокомпром". О них обо всех я расскажу подробнее в следующих выпусках.


51. А теперь посмотрим исторические виды этого места со старого путепровода. Фото Стаса. Май 2006-го.


52. И его же фото апреля 2007-го. Как уютно было с деревьями...


53....и тепловозами.


54. Март 2008-го года. Автор: Илья Семёнов (Источник).


55. С тепловозами ностальгического зелёного окраса. Октябрь 2009-го. Автор: Дмитрий Зю (Источник).


56. И для контраста - ночное фото. Сентябрь 2006-го. Автор: Дмитрий Зю (Источник).


57. Переместимся на противоположную сторону путепровода, вид на южную горловину.


58. Слева направо: соединительная ветвь № 27 к Москве-Товарной-Смоленской, главные пути Окружной и платформа Шелепиха, соединительная ветвь № 26 к станции Фили, два вытяжных тупика и стрелка, оставшаяся от подъездного пути к Мелькомбинату №4, на месте которого теперь гордо возвышается фаллическая конструкция жилого комплекса Headliner.


59. Этот же вид мая 2006-го года. Фото Станислава.


60. Сити ещё только строится, Мелькомбинат на месте... Обо всех этих путях я подробнее раскажу в следующей части.


61. А сегодня в завершение, предлагаю виды в сторону южной горловины со стороны Сити. Январь 2020, вид с путепровода над Шмитовским проездом, платформа Шелепиха.


62. И то же место с ещё старым Южным путепроводом вдали. Апрель 2007-го. Фото Станислава.


На этом я хочу закончить первую часть повествования о Пресне. Надеюсь, что было интересно. Спасибо за внимание, продолжение читайте здесь. И, разумеется, будьте здоровы, живите богато и никогда не старейте душой!

жд, Пресня, история, подъездные пути, МЦК, фото, прогулки, промышленность, краеведение, промзона, Шелепиха, МОЖД, Россия, Москва

Previous post Next post
Up