Ноябрьский поход к закрытой станции Крюково-Грузовое

Feb 20, 2021 19:55

В середине ноября прошедшего года нам со Стасом пришла в голову идея выбраться и погулять по пока ещё существующей в Зеленограде ветке от станции Крюково до закрытой станции Крюково-Грузовое (Крюково-Товарная), которая в 1972-2016 гг. являлась грузовым двором Крюково. Расконсервация этой станции даже в случае возврата грузового движения на Главный ход ОЖД крайне маловероятна, а куда более вероятна застройка оной очередными человейниками, всё же Зеленоград это Москва и надо, так сказать, держать марку, не оставая от остальной столицы.

В этой связи, мы решили не тянуть кота за хвост и погулять там пока всё ещё относительно на месте. День, правда, выбрали не слишком удачный, это было утро после ледяного дождя и было очень скользко, но менять планы не хотелось. К слову, самое забавное, что после того, как мы в целях согрева, приняли по 150 грамм хреновухи, координация при движении по обледеневшим шпалам не только не ухудшилась, но напротив улучшилась и идти стало гораздо легче. Вот такой вышел парадокс. Впрочем, это было лирическое отступление, приступим уже непосредственно к прогулке.

1. Поход мы свой начали от метро «Ховрино», двигаясь через Химкинский лесопарк вдоль путей Главного хода в направлении платформы Левобережная. Раньше здесь был лес, но эту просеку под ЛЭП вырубили в 2014-м году. Старая просека ЛЭП располагалась чуть южнее.



2. Платформа Левобережная (использовалось также название Левобережье). Вид на Москву. Остановочный пункт открыт в 1938-м году по инициативе "бабушки" Крупской, при чьём активном участии был создан Государственный библиотечный институт. В 1936 году институт был переведён из Москвы в новообразованный посёлок Левобережный.


3. Необходимость создания нового остановочного пункта была связана со строительством канала Москва - Волга, отрезавшим посёлок от станции Химки, входные светофоры которой мы видим на переднем плане. За ними - охраняемый Химкинский железнодорожный мост через Канал им. Москвы. Построен он был в 1935 году за девять месяцев по проекту инженера Аполлона Аполлоновича Белоголового. Но сейчас не буду углубляться в детали, ибо мне, когда установились морозы удалось довольно подробно поснимать его со льда, так что это достойно отдельного поста.


4. И вот мы в замкадном Зеленограде. Станция Крюково - крупная железнодорожная станция на Главном ходу Октябрьской железной дороги (Ленинградское направление) в Зеленоградском административном округе города Москвы, главный транспортно-пересадочный узел округа.

Станция входит в Московский центр организации работы железнодорожных станций ДЦС-1 Октябрьской дирекции управления движением. По основному характеру работы является промежуточной, по объёму работы отнесена ко II классу. Открыта в 1851 году вместе с Николаевской железной дорогой Москва - Петербург. Названа по деревне Крюково, располагавшейся северо-восточнее. В последней четверти XIX века на станции были построены две деревянные платформы с вокзалом, водонапорная башня, здание для хранения паровозных машин, возник маленький посёлок из двух жилых казарм для рабочих и служащих железной дороги. Для снабжения паровозов водой в 1861 году к северу от станции на реке Сходня был устроен пруд (ныне - пруд Водокачка, также известный как Школьное озеро).

В 1938 году деревня Крюково, разросшийся посёлок железнодорожников и деревня Скрипицыно были объединены в посёлок Крюково, и станция стала полностью окружена его территорией. Во время Великой Отечественной войны в 1941 году в районе станции шли бои за Крюково. В 1958-1960 годах к северу от станции был основан город Зеленоград. В 1970 году при расширении границ города в его состав вошли территории к северу от станции (ныне это районы Старое Крюково и Силино), а в 1987 году - территории к югу от станции (ныне район Крюково), и станция оказалась полностью на территории города.

В северо-западной части станции расположено моторвагонное депо Крюково (ТЧ-6) Октябрьской железной дороги, открытое 4 июня 2000 года и обслуживающие электропоезда, курсирующие по Лениградскому направлению.


5. Путь на закрытую станцию Крюково-Грузовое ответвляется вправо от главных путей.


6. И начинает медленно опускаться вниз правее насыпи. Индеец Зоркий Глаз Внимательный читатель также найдёт на фото деревянный сортир.


7. Взгляд назад к пассажирским платформам Крюково.


8. Справа за забором расположены гаражи и следственный изолятор № 12 УФСИН по Московской области. Вот такое соседство.


9. Вид обратно. Вот здесь я смачно так навернулся на скользских шпалах.


10. Но одним лишь СИЗО соседство не ограничивается.


11. Путь вправо по стрелке ведёт ни много ни мало на территорию колонии-поселения № 2. В этом чудесном месте мы и решили сделать привал, чтобы принять немного для согрева и, как вспоследствии выяснилось, улучшения координации.


12. Ворота колонии. Хорошо видна характерная вышка вертухая.


13. Взгляд назад. Сигнализация на ветви работает.


14. Да и вообще она, пожалуй, не имеет совсем уж заброшенного вида, несмотря на отсутствие наката.


15. Взгляд назад.


16. Слева от ветви тянется обширный ГСК «Октябрьский».


17. А по ГХ ОЖД тем временем пронёсся "Невский экспресс".


18. Районная тепловая станция (РТС-2) ГУП «Мостеплоэнерго».


19. Стрелка. Путь влево ведёт к тяговой подстанции 110 кВ "Крюково", модернизированной при строительстве III и IV главных путей от Ленинградского вокзала до Крюково. Но мы идём правее.


20. Вид обратно.


21. Ветвь ныряет под Алабушевский путепровод Алабушевской же улицы, который был открыт 1 сентября 2012 года. Ранее здесь был переезд.


22. Мост через реку Сходню.


23. Вид обратно.


24. Сходня здесь из себя представляет вот такой небольшой ручеёк.


25. За мостом начинается самый живописный лесной участок ветви.


26.


27.


28. По бокам уже растут небольшие ёлочки, но всё равно видно, что путь заброшен не сильно давно.


29. Взгляд назад.


30.


31. Ягодки поздней осени.


32. Вдали уже виднеются мачты освещения закрытой станции.


33. Вид обратно.


34. Горловина. Стрелки на станции ручные.


35. Как уже упоминалось, станция является бывшим грузовым парком Крюково, существовавшим в 1972-2016 годах на правом ответвлении главного хода Октябрьской железной дороги в Северной промышленной зоне города Зеленограда, в 4,5 километрах от основной станции. В период своего существования Крюково-Грузовое по Тарифному руководству № 4 имело свой код Единой сетевой разметки и параграфы работы, имея таким образом свойства отдельной станции. В марте 2016 года Крюково-Грузовое было закрыто для выполнения грузовых операций по всем параграфам Тарифного руководства № 4 с исключением из него.


36. Над станцией висела тишина и лишь какие-то работяги что-то жгли.


37. Вид обратно.


38. Здесь, возможно, некогда обитал стрелочник.


39. К слову, работяги сказали, что поездов здесь не было уже очень давно. Правый путь некогда обслуживал ЗАО «Терминал Зеленоград-М», который осуществляет весь комплекс услуг, связанных с таможенным оформлением и хранением легковых и грузовых автомобилей, ввозимых на территорию России генеральными импортерами, в зоне деятельности Центральной Акцизной таможни.


40.


41.


42.


43. Путь справа ведёт на заброшенный грузовой двор, но мы туда почему-то не пошли. Начинало темнеть и к тому же мы малость затупили с картой. Впрочем, наверное, ещё будет возможность вернуться.


44. Ещё один путь вправо когда-то вёл к терминалу обработки насыпных грузов.


45. Сейчас он в основном разобран.


46. Безмолвие.


47. И забытье. Станция потихоньку зарастает молодыми берёзками.


48. Какая-то жизнь тут есть, но она не железнодорожная.


49.


50.


51. Зеленоградский плодоовощной комбинат (ПОК).


52. У него, кстати, есть подъездной путь. Тот, что ниже справа.


53. Если быть точнее, то два пути.


54. Ворота комбината.


55. А вот то, что можно увидеть через щель в них.


56. Вид обратно.


57. И вот мы подошли к тупиковой горловине станции.


58. Можно было бы сказать: "Поезд дальше не идёт", но и поездов-то давно нет уже...


59. На станции продолжали жечь.


60. А мы выбрались со станции на окраину Зеленограда в самом сердце Северной промзоны на проспект Генерала Алексеева. Назван 29 ноября 2011 года в честь Дмитрия Фёдоровича Алексеева (1902-1974), генерал-полковника. Решение о присвоении его имени проспекту было приурочено к 70-летию битвы за Москву. В 1941 году оборону Москвы на Ленинградском шоссе и возле деревни Крюково вела 354-я стрелковая дивизия, которой командовал полковник Алексеев.


61. Далее мы свернули на главную магистраль Зеленограда Панфиловский проспект и потихоньку двинулись в сторону станции Крюково.


62. Районная тепловая станция PTC-1 ОАО "Мостеплоэнерго".


63. Упомянутое в начале рассказа Школьное озеро (оно же пруд Водокачка, оно же Верхний пруд, оно же Крюковский пруд). Изначально было расположено прямо на реке Сходне между 10-м и 11-м микрорайонами, теперь загрязнённая река обходит пруд в подземном коллекторе.

Находится на балансе ГУП "Мосводосток". Используется для околоводного отдыха, прибрежных прогулок, любительского лова рыбы (карась, ротан, реже карп, был окунь, выпускался толстолобик) и купания, которое в последние годы официально запрещено. Создано, как уже говорилось, в 1861 г. при прокладке дороги Москва - Санкт-Петербург для забора воды для паровозов, от чего происходит основное название.

Школьным озером пруд стал называться в последние десятилетия в связи с тем, что рядом находятся две школы. Кроме того, школьники принимают участие в уходе за прудом. Верхним называется по отношению к Большому Городскому пруду. Крюковский пруд фигурировал в справочнике "Улицы Москвы" без каких-либо ссылок. Судя по указанной площади (6,3 га) имелся в виду данный пруд.


64. Довольно живописное место.


65. Рядом со станцией Крюково сохранилось парочку вот таких домиков 50-х годов, т.е. он построены ещё во времена посёлка Крюково, до образования Зеленограда.


66. Гаражи вдоль железки.


67. Таких домиков там всего два, один из них (дальний) полностью заброшен.


68. Ну и напоследок вечерняя платформа Крюково, куда мы вернулись, чтобы в свою очередь вернуться из Зеленограда в Большую Москву.


На этом на сегодня всё. Надеюсь, что вам понравилось. Спасибо за внимание и до скорых новых встреч! Будьте здоровы, живите богато и никогда не старейте душой!

Крюково, жд, Крюково-Грузовое, архитектура, история, подъездные пути, фото, прогулки, промышленность, краеведение, промзона, Зеленоград, Россия, Ленинградское направление, Москва

Previous post Next post
Up