Приветствую вас, дорогие друзья! В эту прекрасную ночь с пятницы на субботу грех не продолжить повествование о станции Пресня,
первую часть которого я вам представил в четверг. В прошлый раз мы остановились в южной горловине Пресни, сегодня с неё и начнём.
1. Южная горловина. Май 2016-го года, период реконструкции Кольца. Если вдруг кто забыл, то напомню. Слева направо: 27-я соединительная ветвь к станции Москва-Товарная-Смоленская (ранее обозначалась как ветвь к Брянскому посту) Смоленского направления, главные пути МОЖД и платформа Шелепиха МЦК, 26-я соединительная ветвь к станции Фили (ранее обозначалась как ветвь к Телеграфному посту № 7) Смоленского же направления, два вытяжных тупика и тогда ещё лежащий на месте подъездной путь к Мелькомбинату № 4.
2. 27-я ветвь, вид в сторону Пресни. Май 2015-го.
3. Вид с путепровода 27-й ветви на 24-ю ветвь.
4. Май 2016-го. Начало 24-й ветви. За спиной Сити и путепровод МОЖД над Смоленским направлением. Эта ветвь "родилась" на свет относительно недавно, ранее она не имела связки с МОЖД, а просто шла параллельно от Москвы-Пассажирской-Киевской до Москвы-Товарной-Смоленской. Тогда она носила название Брянской передаточной ветви и имела собственный мост над Москва-рекой параллельно Кольцу. Соединяла соответственно Киевское и Смоленское направления, но была разобрана в 90-е при строительстве Дорогомиловского моста ТТК.
5. То же место в апреле 2007-го. Фото Станислава
sd3. Здесь будет особенно в тему процитировать его же
пост (во многом речь идёт о станции Кутузово, ныне парке станции Пресня, но это неразрывно связано историей Брянской ветви):
"Станция изначально строилась небольшой - всего 4-5 путей и за годы своего существования только уменьшалась. Являлась по функциям в большей мере узловым постом, в котором сходились: соединительная ветвь №23 к Киевскому направлению и Брянская передаточная ветвь, построенная одновременно с железной дорогой Киевского направления (тогда Брянского направления) в 1900 году - на несколько лет раньше строительства Окружной дороги.
Также от станции Кутузово отходили и подъездные пути: по набережной Шевченко уходил длинный подъездной путь к Московскому заводу пишущих принадлежностей им Сакко и Ванцетти и пивоваренному заводу Бадаева (бывш. Трёхгорный). Этот путь был построен после войны взамен старого, проложенного прямо от путей Пассажирской Киевской по Можайскому валу. Существовали короткие подъездные пути к пакгаузам на берегу реки Москвы слева от Дорогомиловского моста МОЖД.
Ещё задолго до роковой для станции прокладки ТТК, город начал наступать на неё. Местность, в которой она строилась в начале XX века, была уже практически сформирована к тому моменту:
"С востока её зажимали Брянская ветвь, плотная застройка Дорогомиловской слободы и посёлок железнодорожников. С юга - выемка Московско-Киево-Воронежской дороги. С запада подступала слобода Кутузовская. Кроме того, площадку будущей станции пересекало Можайское шоссе, и теснила Москва-река." (журнал «Локотранс», №3/2003)
Когда в 1958 году строили продление Филёвской линии до станции Кутузовская, главные пути станции Кутузово были перенесены чуть западнее, на место боковых путей, а ветка №24 была передвинута на место главных. Всё это было необходимо, чтобы освободить пространство для пассажирских платформ и путей метро под мостом Кутузовского проспекта. Таким образом станция Кутузово лишилась всех путей кроме главных и соединительных.
Позволю себе ещё процитировать воспоминания Д. Родина и А.А. Васильева из журнала «Локотранс», №4/2003:
После строительства ТТК станция утеряла своё значение. Сохранились вокзал и пост №2, технически он теперь с Кутузово не связан, и управляется с Пресни. Пассажирская площадка со временем стала затягиваться слоями земли и зарастать. Буквально до последнего времени, правда, просматривались камни мощёной гужевой площадки за зданием вокзала, у погреба для керосина. Сейчас там не осталось ни одного камня. Автобан проходит впритык к задней стороне вокзала, и весь исторический булыжник, и пакгауз 2-й очереди что называется, «как корова языком слизнула». Ликвидирован и керосиновый погреб. В последнее время вид его был, конечно, ужасный, всё завалено и загажено. Это было удивительно, но до самого последнего момента сохранялись остатки «родных» металлических створок дверей… хотя, конечно, ржавые лохмотья… Строительство «съело» и остатки внешнего (обращённого к станции) устоя «американского» гужевого путепровода (над 24-й ветвью. - прим. моё ). Бетонная стена автобана нависает над 24-й ветвью. Оба деревянных пакгауза с подъездными путями сохранялись вплоть до 98-го года. Правда, один уже заваливался на бок, но вот его собрат, когда его сносили, поразил строителей сухим и прекрасно сохранившимся деревом его стен. Время и люди, однако, не пощадили ни мост, ни насыпь, ни путепровод Брянской ветви. Разорвав путь, строительство ТТК как бы размежевало 24-ю и Брянскую ветви. В пределах площадки Кутузово ветвь №24/Брянского поста восстановлена, но отнесена дальше от метро. Начало «Брянки», если бы можно было так назвать то, что от неё осталось, перенесено за пересечение Окружной дороги с Белорусским направлением. Реализована классическая схема отмыкания. Сразу за путепроводом Окружной параллельно её главным путям ещё сохраняется кусочек насыпи и старой трассы Брянской ветви. Стрелку отмыкания врезали всего в какой-то сотне метров от Шмитовского проезда. Сразу за ней стрелка охранного тупичка, обращённого на юг, к путям Белорусского направления. Съезд между главными путями Окружной располагается у северной горловины Кутузово. Сюда же перенесли и входной сигнал. Старые карликовые светофоры Кутузово и Камушков, выкорчеванные из земляного полотна, были свалены у Брянки в районе её бывшего поста, там, где 2-я Магистральная улица смыкается с 1-й. Грустное зрелище! Новые рельсы и шпалы, а впечатление, увы, уже не то… Хочется, однако, воздать должное создателям Брянского моста: заложенный в нём запас прочности позволил проектировщикам ТТК использовать его правобережную опору как основу опоры моста автомобильного. Примечательно и то, что, вплоть до демонтажа в конце 90-х путепровод «Брянки» сохранял свой первозданный облик."
6. Мост Брянской ветви над Москва-рекой. Примерно 1990-1991 гг (
Источник). Сейчас на этом месте мост ТТК. Ветвь была электрифицированной. Здесь я продолжу цитировать ЖЖ Стаса, потому как, пожалуй, никто ещё не делал в Сети более шикарных обзоров по МОЖД:
"...с внешней стороны МОЖД, существовал до середины 80-х годов Телеграфный пост №6, от которого начиналась соединительная ветвь №25 к Брянскому посту, то есть к Москве Товарной Смоленской. О ветке чуть ниже.
Это место я немного пропускаю, так как мост через реку охраняемый. Да и на той стороне у моста не осталось больше железнодорожных достопримечательностей. Однако раньше, до строительства ТТК, прямо на его нынешней трассе, на другом берегу была станция. Эта станция возникла на Брянской ветке после войны, где-то в 50-х годах. Цитирую журнал «Локотранс», №4/2003:
"На левом берегу Москвы-реки между насыпями Брянки и Окружной долгое время сохранялась искусственная выемка. Сначала для Брянской ветви прямо от моста проложили обгонный путь, расширив её насыпь. Впоследствии число параллельных путей, соединённых стрелочной улицей, расширялось, и достигло пяти. Располагались они «рыбкой», и самый крайний проходил уже практически вблизи Окружной. Сформировался парк, получивший официальное название «парк отстоя пассажирских вагонов «Камушки». У местных железнодорожников, по воспоминаниям А.А.Васильева, бытовало прозвище «Пост Камушки». Это название сохраняло память о существовавших здесь каменоломнях." - на месте которых стоит теперь краса столицы - Сити.
Именно по этому участку Брянской ветви решили проложить ТТК, таким образом, в 1998 году станцию Пост Камушки и два железнодорожных моста Брянской ветки (через Смоленский ход и через Москву-реку) были уничтожены".
7. Как вы уже, наверное, поняли Брянская ветвь была разорвана, а её концы были присоединены к МОЖД. Её "огрызок" у Кутузово получил №24А, а данный №24. На фото вы можете лицезреть её развязку с 27-ю ветвью в мае 2017-го года. Более подробно вы можете почитать о её состоянии на тот момент
здесь. Но на этом мытарства этой ветки не закончились. Её вновь разобрали, чтобы построить над ней (с перспективным восстановлением)
соединительную ветвь Киевского и Смоленского направлений, которая в будущем должна войти в состав D4 МЦД (Апрелевка-Железнодорожный). Эта ветвь, хотя и пройдёт по другой стороне реки и будет упираться не в Киевский вокзал, а имеет направление в сторону области, тем не менее, станет некоей реинкарнацией Брянской ветви и восстановлением исторической справедливости.
8. Ну, а теперь, закончив, с Брянской ветвью, возращаемся к 27-й ветви. Вид в сторону южной горловины Пресни. Май 2017-го года.
9. И в сторону Москвы-Товарной-Смоленской. Раньше здесь была насыпь, но при строительстве автомагистрали был сооружён путепровод.
10. 27-я ветвь от бывшего Брянского поста в сторону Пресни. Май 2017-го. Зелени этой уже, разумеется, нет.
11. Брянский пост. Здесь сходятся ветвь № 24 (бывшая Брянская) и 27-я. Май 2017-го года.
12. Вид обратно. Слева 27-я ветвь, справа - 24-я и местные подъездные пути.
13. Май 2015-го. Брянский пост. Именно в тот вечер мы развиртуалились со Стасом и Юлей и отмечали сие вином в этом замечательном месте. "Чмуха" тащит грузовой на одно из прилегающих предприятий. Но, как я понимаю, их обслуживает всё же не Пресня, а Москва-Товарная-Смоленская. Да и писал я о них уже не раз, но
здесь, пожалуй, наиболее информативно.
14. Возвращаемся на Пресню. Вид от платформы Шелепиха в сторону Сити. Уже растёт эстакада МЦД-4. Июнь 2020.
15. Это же место в апреле 2007-го. Фото Стаса.
16. Переходим к 26-й ветви, которая долгие годы стояла заброшенной и полуразобранной, а теперь воспряла вновь. Обатите внимание, что путепровод над Шмитовским проездом сделан двухпутным. Это неспроста и вновь возращает нас к славной военной историии Пресни. Но, чтобы не изобретать велосипед, я вновь процитирую здесь прекрасный
пост Стаса:
"Примыкание её к Смоленскому ходу существовало до середины 80-х годов у моста Смоленского направления через реку Москву. Там располагался Телеграфный пост №7 (который с 50-х годов стал именоваться Пост 6 км).
Цитирую из журнала «Локотранс», №3/2003:
"Сам пост был расположен у левобережного (восточного) устоя моста Брестской ж.д. через Москву-реку. Он распоряжался стрелкой примыкания и стрелками разъездного пути 26-й ветви (про разъездной см. ниже. - прим. моё). По титулу магистрали эта ветвь получила название «воинской», поскольку предусматривала передачу воинских эшелонов и военных грузов с Пресни на стратегически важное западное направление (Брестскую дорогу)."
17. 26-я ветвь. Фото Стаса апреля 2007-го года. И здесь же продолжу цитировать его пост:
"Как и в случае с другими "узкими" местами у мостов - соединительная ветвь №26 не дошла до станции Фили, а примкнула к Смоленской магистрали на левом берегу".
Далее он сам цитирует журнал «Локотранс», №4/2003:
"Осенью 1941 г. Москва стала прифронтовым городом. Первый рубеж обороны проходил вдоль Окружной, у ст. Кутузово. Укрепления были сооружены по всему Можайскому шоссе, на Б. Дорогомиловской и Новодорогомиловской улицах. Сама насыпь Окружной рассматривалась, как оборонительный вал. Тогда же соединительная ветвь №26 вновь реализовала себя, как воинская, обеспечивая передачи эшелонов с живой силой и техникой с Пресни на фронт. Было принято решение об увеличении её пропускной способности за счёт превращения в двухпутную. Разъездной путь был проложен до южной горловины Пресни, и пост №7 стал обеспечивать движение в двух направлениях."
"К середине 80-х пост был демонтирован, на его месте планировалось строительство базы ОРСа. По каким-то причинам к строительству так и не приступили, и теперь здесь лишь пустырь. Впрочем, геометрия ветви вполне читаема: её былое место определяет кривая, которую описывают в этом месте старые кирпичные гаражи."
18. Его же фото марта 2015-го. Вид в сторону Филей. 26-я ветвь была заброшена и не использовалась.
19. Ныне всё восстановлено и используется. Более того, ветвь электрифицирована, чем могут похвастаться ещё не все ветви МОЖД. Входной светофор станции Пресня. Апрель 2019-го.
20. А вот примерно тот же ракурс марта 2015-го, буквально за год до этого. Фото Стаса.
21. Восстанавливать её начали в 2016-м году. Тогда она выглядела примерно так. Фото
demian99 (
Источник).
22. Теперь перейдём к совсем уж историческим фото. Крайние правые пути южной горловины Пресни с фото № 1. Тот, что левее - это вытяжной тупик, тот что правее вёл на Мелькомбинат № 4, который я тогда не удосужился почему-то отснять. Все ближайшие фото - сентябрь 2013-го, автор - Станислав.
23. Пути Мелькомбината были заброшены ещё тогда.
24. Путепровод над Шмитовским проездом.
25. Ныне на этом месте автомобильная и пешеходная дороги к новому ЖК "Headliner", выросшему на месте одного из самых крупных в Европе мельничных комбинатов. Собянин, это тоже вредное производство было?
26. Мелькомбинат № 4 был основан в 1960 году. Был оснащен первым в Советском Союзе автоматизированным элеватором с централизованным управлением всеми машинами и механизмами. Достижения коллектива отмечены орденом Октябрьской Революции. Вероятнее всего, до сих существуют остатки тоннеля, к Москва-реке, через которые (помимо железной дороги) подавалась/выдавалась сырьё/продукция. Надо будет сходить и посмотреть, что от него осталось.
27. Внутри.
28. И ещё одно фото от августа 2011-го года. Видно, что пути уже тогда не использовались. Автор: Дмитрий Зю (
Источник).
29. Сентябрь 2013-го. Фото Станислава.
30. Он же. Март 2015-го. Уже завалили всё мусором. Подготовка к хреновации.
31. Внутри.
32. А вот уже и начало хреновации сноса Мелькомбината № 4. Май 2016-го.
33. Один из самых крупных в Европе хлебозаводов доживает последние дни.
34. Возвращаемся назад. Южная горловина Пресни. Апрель 2019-го.
35. И это же место на фото Стаса в апреле 2007-го. Хорошо виден старый аутентичный Южный путепровод. Остановка автобуса рядом тогда называлась "Мост Окружной железной дороги". Как сейчас - не знаю. Не ездил там на автобусах уже сто лет.
36.
37. И зачем я в то время больше кутил, чем снимал? В итоге за меня Стас и другие люди всё отсняли. Но спасибо им за это! Без этих фото я бы не смог написать этот пост.
38. Ночное фото Пресни. Октябрь 2006-го. Автор: Дмитрий Зю (
Источник).
39. Станция Пресня. Май 2018. Уже прошла реконструкция, уже МЦК. С тех пор на МОЖД всегда приходится оглядываться не только на предмет поездов, но и на предмет бездельников в жёлтых жилетах, которые могут испортить весь кайф.
40. Станция Пресня с одной из башен "Сити". Июль 2009-го. Можно хорошенько рассмотреть старое путевое развитие, когда она была ещё исключительно тепловозной. Автор: Виктор Борисов (
Источник).
41. А вот фото лета, судя по всему, 2015-го года. Более точно установить не удалось, но здесь уже видно новое путевое развитие и задел под перспективную платформу МЦК между I и II главными путями (
Источник).
42. Возвращаемся в ноябрь 2020-го.
43. Перед вами тупик, который раньше давал начало обширному кусту подъездных путей. Эта ветвь пересекала 1-й Силикатный проезд и обслуживала асфальтобетонный завод № 1, завод желебетонных кострукций № 355, а далее путь, пройдя сквозь территорию последнего, а затем через улицу Шеногина, заходил в ворота Краснопресненского ЖБК, который он также обслуживал.
44. Май 2016-го. Переезд на 1-м Силикатном ещё на месте. А ещё раньше здесь было 2 пути, левее был путь, который вёл непосредственно на асфальтобетонный завод № 1. Его собянинские закрыли и сравняли с землёй первым.
45. Вид обратно. Ноябрь 2020-го.
46. Переезд на 1-м Силикатном проезде. Вид в сторону станции Пресня. Июнь 2006-го года. Фото Станислава.
47. И вновь тот же переезд. И вновь вид в сторону Пресни. Ноябрь 2006. Автор: Дмитрий Зю (
Источник).
48. А теперь вид обратно. Последние месяцы работы этой ветки. Февраль 2015-го. Автор: Дмитрий Зю (
Источник).
49. Фото Стаса марта 2013-го года. Хорошо виден бывший второй путь (слева), который обслуживал асфальтобетонный завод № 1.
50. Въездные ворота завода железобетонных конструкций № 355.
51. А вот, что было на территории тогда. Сейчас там растут человейники.
52. Вновь фото Стаса июня 2006-го года. Тут жив ещё даже подъездной асфальтобетонного завода (слева). Дальше, пройдя насквозь через территорию, пути выходили к улице Шеногина, пересекали её и ныряли на территорию Краснопресненского завода ЖБК. Об этом я расскажу уже в 3-й части.
53. На территории ЖБК № 355. Тогда же.
54. В общем, респект Стасу, что он это отснял, покуда я бухал в студенческие годы.
55. Возвращаемся на Пресню. Ноябрь 2020. Грузовой следует в сторону Серебряного бора.
56.
57. Современная Пресня.
58. Южный пост централизации с путейцами.
59. Начало действующих подъездных путей.
60. Но к ним мы пойдём в следующий раз, а сейчас ещё взглянем на самые дальние от 3-й Магистральной станционные пути Пренси.
61.
62. При приближении вы можете лицезреть высокую платформу. Это высокая грузовая спецплатформа со съездами для гусеничных и колёсных бронемашин. Именно сюда уже долгие годы приходит по железной дороги военная техника, которая впоследствии участвует в парадах 9 мая. Отсюда она своим ходом едет на временную базу на остров Мнёвниковская пойма, где дислоцируется во время репетиций и самого парада, а затем вновь приезжает сюда, грузится и уезжает по железной дороге.
63. Давайте ненадолго переместимся к северной горловине. Фото Станислава сентября 2013-го. Вот отсюда прибывают эшелоны с техникой на Пресню. Справа видно историческое здание Краснопресненской пересыльной тюрьмы.
64. Здесь я вставлю вид на Пресню с путепровода Звенигородского шоссе. Просто для общего обзора. Июль 2009. Автор: Михаил Виноградов (
Источник).
65. Вновь спускаемся вниз. Здесь сосредоточено ещё множество исторических построек МОЖД, но большинство из них недоступны для простых людей. Кроме этого дома коменданта при продовольственном пункте станции Пресня. Построен в 1903-1908 гг. Архитектор А. Н. Померанцев, инженеры Л. Д. Проскуряков, С. Д. Карейша. Является памятником архитектуры и заодно одним из наиболее сохранившихся в первозданном виде строений, относящихся к станции Пресня. Фото Станислава, март 2013-го.
66. Та самая высокая платформа.
67. А вот и момент погрузки военной техники. Фото с ней на Пресне не так уж много в сети. 9 мая 2010-го года. Автор: Островский Кирилл (
Источник).
68. Тогда же. Автор: Островский Кирилл (
Источник).
69. Не знаю, как сейчас (езжу мимо почти каждый день и не видел), а в те времена на Пресне можно было встретить и вагоны для метрополитена. Учитывая, что данное фото сделано 28.04.2010, то можно предположить, что данные вагоны пришли взамен повреждённым во время терактов на станциях «Лубянка» и «Парк культуры» Сокольнической линии 29.03.2010. Автор фото: Дмитрий Зю (
Источник).
70. И напоследок фото сентября 2013-го. Автор: Станислав. Движемся к южной горловине и действующим подъездным путям, с которых в следующий раз и начнём.
А на сегодня всё. Надеюсь, что было интересно. Спасибо за внимание, продолжение читайте в
заключительной 3-й части. И, разумеется, будьте здоровы, живите богато и никогда не старейте душой!