НЕДОРОСЛЬ Д. И. Фонвизина: прекрасные диалоги. Часть 1

Dec 07, 2015 21:15

Невероятно красивое произведение Фонвизина. Школьники проходят его в 9 классе. Очень многие халтурят, читая в сокращении, а сочинения потом переписывая из разных сборников...

Это произведение школьников нужно прямо заставлять читать. Оно доброе, с счастливым концом, очень поучительное. Его и взрослым иногда надо перечитывать. Очень уж содержательные диалоги. Хотим с вами поделиться.

В этом действии (из него изъяты некоторые фрагменты) беседуют два положительных героя разных поколений, события происходят в России конца 18 века.

Стародум. ...Отец мой воспитал меня по-тогдашнему, а я не нашел и нужды себя перевоспитывать. Служил он Петру Великому. Тогда один человек назывался "ты", а не "вы". Тогда не знали еще заражать людей столько, чтоб всякий считал себя за многих. Зато нонче многие не стоят одного. Отец мой у двора Петра Великого…
     Правдин. А я слышал, что он в военной службе…
     Стародум. В тогдашнем веке придворные были воины, да воины не были придворные. Воспитание дано мне было отцом моим по тому веку наилучшее. В то время к научению мало было способов, да и не умели еще чужим умом набивать пустую голову.
     Правдин. Тогдашнее воспитание действительно состояло в нескольких правилах…
     Стародум. В одном. Отец мой непрестанно мне твердил одно и то же: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время. На все прочее мода: на умы мода, на знания мода, как на пряжки, на пуговицы.
     Правдин. Вы говорите истину. Прямое достоинство в человеке есть душа…
     Стародум. Без нее просвещеннейшая умница - жалкая тварь. (С чувством.) Невежда без души - зверь. Самый мелкий подвиг ведет его во всякое преступление.
     Стародум. ...О, если б я ранее умел владеть собою, я имел бы удовольствие служить долее отечеству.
     Правдин. Каким же образом?
     Стародум. ...Вошед в военную службу, познакомился я с молодым графом... Он был по службе меня моложе, воспитан в большом свете и имел особливый случай научиться тому, что в наше воспитание еще и не входило. Я все силы употребил снискать его дружбу, чтоб всегдашним с ним обхождением наградить недостатки моего воспитания. В самое то время, когда взаимная наша дружба утверждалась, услышали мы нечаянно, что объявлена война. Я бросился обнимать его с радостию. «Любезный граф! вот случай нам отличить себя. Пойдем тотчас в армию и сделаемся достойными звания дворянина, которое нам дала порода». Вдруг мой граф сильно наморщился и, обняв меня, сухо: «Счастливый тебе путь, - сказал мне, - а я ласкаюсь, что батюшка не захочет со мною расстаться». Ни с чем нельзя сравнить презрения, которое ощутил я к нему в ту же минуту. Тут увидел я, что между людьми случайными и людьми почтенными бывает иногда неизмеримая разница, что в большом свете водятся премелкие души и что с великим просвещением можно быть великому скареду.
     Правдин. Сущая истина.
     Стародум. Многие случаи имел я отличать себя. Раны мои доказывают, что я их и не пропускал. Доброе мнение обо мне начальников и войска было лестною наградою службы моей, как вдруг получил я известие, что граф, прежний мой знакомец, произведен чином, а обойден я, я, лежавший тогда от ран в тяжкой болезни. Такое неправосудие растерзало мое сердце, и я тотчас взял отставку.
     Правдин. Что ж бы иное и делать надлежало?
     Стародум. Надлежало образумиться. Не умел я остеречься от первых движений раздраженного моего любочестия. Горячность не допустила меня тогда рассудить, что прямо любочестивый человек ревнует к делам, а не к чинам; что чины нередко выпрашиваются, а истинное почтение необходимо заслуживается; что гораздо честнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг пожаловану.
     Правдин. Но разве дворянину не позволяется взять отставки ни в каком уже случае?
     Стародум. В одном только: когда он внутренне удостоверен, что служба его отечеству прямой пользы не приносит! А! тогда поди. Взяв отставку, приехал я в Петербург. Меня взяли ко двору. Первое показалось мне странно, что в этой стороне по большой прямой дороге никто почти не ездит, а все объезжают крюком, надеясь доехать поскорее.
     Правдин. Хоть крюком, да просторна ли дорога?
     Стародум. А такова-то просторна, что двое, встретясь, разойтиться не могут. Один другого сваливает, и тот, кто на ногах, не поднимает уже никогда того, кто на земи.
     Правдин. Так поэтому тут самолюбие…
     Стародум. Тут не самолюбие, а, так называть, себялюбие. Тут себя любят отменно; о себе одном пекутся; об одном настоящем часе суетятся. Ты не поверишь. Я видел тут множество людей, которым во все случаи их жизни ни разу на мысль не приходили ни предки, ни потомки.
     Правдин. Но те достойные люди, которые у двора служат государству…
     Стародум. О! те не оставляют двора для того, что они двору полезны, а прочие для того, что двор им полезен. Я не был в числе первых и не хотел быть в числе последних.
     Правдин. Вас, конечно, у двора не узнали?
     Стародум. Тем для меня лучше. Я успел убраться без хлопот, а то бы выжили ж меня одним из двух манеров.
     Правдин. Каких?
     Стародум. От двора, мой друг, выживают двумя манерами. Либо на тебя рассердятся, либо тебя рассердят. Я не стал дожидаться ни того, ни другого. Рассудил, что лучше вести жизнь у себя дома, нежели в чужой передней.
     Правдин. Итак, вы отошли от двора ни с чем?
     Стародум. Как ни с чем? Табакерке цена пятьсот рублев. Пришли к купцу двое. Один, заплатя деньги, принес домой табакерку. Другой пришел домой без табакерки. И ты думаешь, что другой пришел домой ни с чем? Ошибаешься. Он принес назад свои пятьсот рублев целы. Я отошел от двора без деревень, без ленты, без чинов, да мое принес домой неповрежденно, мою душу, мою честь, мои правилы.
     ...Чтоб оградить ее [Софью, племянницу] жизнь от недостатку в нужном, решился я удалиться на несколько лет в ту землю, где достают деньги, не променивая их на совесть, без подлой выслуги, не грабя отечества; где требуют денег от самой земли, которая поправосуднее людей, лицеприятия не знает, а платит одни труды верно и щедро [поехал в Сибирь].
     Правдин. Вы могли б обогатиться, как я слышал, несравненно больше.
     Стародум. А на что?
     Правдин. Чтоб быть богату, как другие.
     Стародум. Богату! А кто богат? Да ведаешь ли ты, что для прихотей одного человека всей Сибири мало! Друг мой! Все состоит в воображении. Последуй природе, никогда не будешь беден. Последуй людским мнениям, никогда богат не будешь.
     Правдин. ...не лишнее было бы оставить и детям…
     Стародум. Детям? Оставлять богатство детям? В голове нет. Умны будут - без него обойдутся; а глупому сыну не в помощь богатство. Видал я молодцов в золотых кафтанах, да с свинцовой головою. Нет, мой друг! Наличные деньги - не наличные достоинства. Золотой болван - все болван.
     Правдин. Со всем тем мы видим, что деньги нередко ведут к чинам, чины обыкновенно к знатности, а знатным оказывается почтение.
     Стародум. Почтение! Одно почтение должно быть лестно человеку - душевное; а душевного почтения достоин только тот, кто в чинах не по деньгам, а в знати не по чинам.
     Правдин. Заключение ваше неоспоримо.

Денис Иванович Фонвизин (1745-1792)



И это только небольшой фрагмент!!!
Представляете, чем школьников угощают, какая красота. А они, балбеса, читать не хотят...

Предыдущие материалы "Недоросль" Д. И. Фонвизина:
1. ДИАЛОГ О СОВЕСТИ И ЕЕ МЕСТЕ В ЖИЗНИ http://rahmon17.livejournal.com/108729.html
2. ДИАЛОГ О ЛЮБВИ  И СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ http://rahmon17.livejournal.com/110521.html
3. ДИАЛОГ О НЕУСТРАШИМОСТИ http://rahmon17.livejournal.com/140108.html
4. ДИАЛОГ О ГОСУДАРЕ, ЛЬСТЕЦАХ И БЛАГОНРАВИИ http://rahmon17.livejournal.com/140851.html

Previous post Next post
Up