Бронепоезд Тульский Рабочий продолжение

Mar 02, 2022 17:45

Продолжение. Во время Великой Отечественной войны практически с каждым бронепоездом ходил еще и 2-й состав. Который солдаты называли "белым" или "чистым". Это был обычный состав, тыловой. Не бронированные вагоны и не бронированный паровоз. Этот состав обеспечивал тыл бронепоезда. Так что немного про него и про форму и знаки различия:


В экспозиции представлены 3 вагона.

1. Это вагон-клуб. Да, был и такой. Война войной, а культура быть должна:





Оригинал:



Внутри места немного. Как правила все массовые мероприятия устраивались на улице или на станции, но для клуба есть кое-кто. Конечно патефон и баян, ну куда без музыки:



Библиотека, хоть и не большая:



Ну и самовар всегда к месту будет на массовых мероприятиях:



2. Далее вагон-пекарня. Да, в "белом" составе такие были почти всегда. Часто бронепоезд и его обеспечивающий состав дейстовали в отрыве от остальных сил, маневрировали, меняли пути. А личный состав кормить нужно:





Внутри все для приготовления хлеба. Запас муки, как и других продуктов хранился в вагоне-продуктовом складе:



На фото выше - слева - машина для заведения теста - заводили большие обьемы, так что руками не перемешать, справа - чан, где тесто подходило и далее формовочная машина. В нее закладывали уже подошедшее тесто и она нарезала его на ровные порции, из которых уже и выпекались булки хлеба. Вот формы:



И печь:



Печь топили углем или дровами, по центру топка. А справа закладывались и потом вынимались уже готовые булки, к сожалению блики и видно плохо:



Один из бойцов работников вагона-пекарни:



Грустный такой. И было от чего. В вагоне-пекарне далеко не рай был, чай не вещевой склад. Хлеб готовлили почти круглосуточно, т.к. кормить людей, личный состав, нужно 3 раза в день. В вагоне жерко, печь печет, на ходу работать приходилось, свежий хлеб нужно выдавать строго к определенному времени. Так что не самая легкая работа. Вот нормы питания бойцов Красной Армии на сутки:



3. И вагон-штаб:





Внутри офицеры, командный состав бронепоезда:



Обратите внимание - синие фуражки и малиновые петлицы. НКВД? Да.

Девушка радист:



Один из офицеров в купе для командного состава:



Разумеется бумаги, куда без них, у НКВД все записано:



Но на самом деле вагонов в "белом" составе было больше. Были как правило еще такие:

- вагон продовольтсвенный склад
- вагон вещевой склад
- вагон баня
- вагон радиостанция. Это была не обычная, носимая, а мощная стационарная КВ-станция для связи на сотни километров, как я уже говорил, бронепоезда часто действовали в отрыве от своих сил. Антенну такой станции развертывали только когда поезд стоял
- вагоны для размещения личного состава - теплушки для солдат
- вагон сан часть
- платформы со всем необходимым для ремонта путей, которые регулярно подрывали обе стороны.

Ну и паровоз с тендером конечно.

Могли придаваться и другие вагоны, по ситуации.

А теперь по личному составу. Почему на петлицах танки, а личный состав носит форму НКВД? А потому, что при формировании бронепоезда не было армейских частей под рукой. Осень 1941-го, всех на фронт, нужно было любой ценой задержать наступление немцев. Но был в Туле 115-й полк НКВД, из него большая часть личного состава и была набрана. Плюс немного тульских милиционеров зачислили в личный состав. Паровозные бригады были из паровозного депо Тулы. А танки - бропоезда числились как подвижные бронированные части. Ну танки больше всего подходят. И личный состав бронеплощадок носил танковые комбинезоны и шлемофоны. Там тесно, углов много, а комбез крепкий. Без шлемофона же просто оглохнешь, когда 2 76-мм пушки стреляют буквально в паре метров.

Так что если кто-то еще верит, что всю войну НКВД только и делало, что своим в спины стреляло - так не стоит в это верить. Воевали, еще как. В том числе и в составе бронепоездов. А еще у НКВД были свои мотоброневагоны, Д-2. Т.е. небольшой бронепоезд, состоящий из одного вагона с мотором и вооружением, вот такой:



Насколько я знаю все мотоброневагоны Д-2 погибли.

А вот про боевой путь и формирование экипажа бронепоезда "Тульский рабочий":



Печатная (или телеграфная) и подрывная машинки тех времен рядом:



Небольшая витрина с наградами и предметами амуниции\вооружения тех времен:



Ну и общий вид части "белого" состава:





На этом все.

Previous post Next post
Up