Давно не писал. Пробуем :-)
Про бронепоезда. Изобрели их англичане во время англо-бурской войны. И они тогда назывались блиндированными поездами. Смысл прост - вооружить и защитить хотя бы от стрелкового оружия несколько вагонов и паровоз и на этом защищенном средстве уже пердвигаться по жд дорогам контролируя и защищая их. Но их пример быстро переняли все страны, у которых была более\менее развитая жд сеть, конечно Россия и далее СССР. И пошло. Итак, о бронепоездах:
В Туле на жд вокзале стоит бронепоезд "Тульский рабочий". На самом деле это муляж. Настоящий бронепоезд "Тульский рабочий" или "Туляк" №13 был создан в октябре 1941 года в Туле, в ремонтных или паровозных мастерских. 1941й год, октябрь... Немцы идут на Москву, все плохо. Так что фото этого бронепоезда не сохранилось, вообще ни одного. Он был сделан кустарным способом, из чего под рукой нашлось и на том, что нашлось. Очень возможно, что на нем было довольно много средств ПВО, т.к. под Тулой он прикрывал войска и город как раз от налетов немецкой авиации. В ПВО тогда что было доступно... Счетверенные установки пулеметов Максима, крупнокалиберные пулеметы ДШК и 37-мм зенитные пушки 61-К. Хотя все-таки и по его вооружению нет информации. После того, как Тулу отстояли, бронепоезд №13 пошел воевать далее, в 1942-м году под Воронежем был разбит. Восстановлению не подлежал. А в самое недавнее время, в 2015-м, был создан макет. Т.к. ни одного фото реального бронепоезда №13 нет, то сделали по фото бронепоезда №16, вот его реальные фото как раз есть. Он были сделан чуть позже и уже по типовому более\менее проекту. И вот что получилось:
Что мы видим. 1-я платформа:
Двухосная платформа. На ней стоит как раз 37-мм пушка 61-К, зенитка. Могла ли она быть на "Тульском рабочем"? Да, конечно, они стояли на реальных бронепоездах Великой Отечественной, не мало. Это орудие было создано, доработано и принято на вооружение в 1939 году, сделано по образцу шведской 40-мм зенитки фирмы "Бофорс". Всю войну прошло, очень долго было на вооружении. Последнее применение, если верно помню - 2003-й год, Багдад. Из такой пушки был то ли сбит, то ли поврежден, то ли просто обстрелян американский самолет. Но сейчас конечно уже изделие устарело. Хотя кто знает, ДШК старше, а до сих пор воюют.
Кстати 40-мм "Бофорс", прародитель, до сих пор жив и здоров, в строю. Только к нему прикрутили новые системы наведения - РЛ, ИК, ТВ и + программируемые снаряды. Работает, все отлично.
В 1941-м же году было хорошее оружие. Работало по самолетам на малых и средних высотах. Но могло и по танкам. До появления "Тригров" в августе 1942-го и потом "Пантер" оно вполне успешно работало по немецким танкам - Т-III и Т-IV, броня у них была так себе. Не говоря уже о T-II, пулеметной танкетке. Кстати у немцев на тот момент противотанковые пушки были того же калибра - 37-мм. Были еще и 50-мм, но меньше.
Могла ли такая пушка стоять на такой платформе на бронепоезде? Да, вполне. Так что все в порядке.
Далее идет легкая бронеплощадка ПЛ-37. Это типовое изделие, по стандартным чертежам:
Легкая бронеплощадка - это броневагон. Он оснащен 2-мя башнями с короткоствольными 76-мм пушками Л-11 или Ф-34 и 6 пулеметами. Такие же пушки стояли на танках Т-34. Опять же - до 1942 года, до появления "Тигров" - вполне себе работали по танкам противника. По "Тиграм" уже конечно очень плохо, их броня "Тигра" держала, особенно лобовая. Ну не в упор конечно, но близко к тому.
В центре башенка четырехугольная - это башенка командира броневагона. Он наблюдал за полем боя и руководил экипажем, он же держал связь с командиром бронепоезда.
6 пулеметов - все системы Максима, по 2 по бортам и по одному в каждой башне.
Что же там внутри:
Там тесно, но размещалось довольно много народу, вот так списочно:
Пулеметчики, за качество фото извините, на телефон и все бегом:
Артиллеристы:
Ну тут ошиблись, а времени у меня рассмотреть не было. Гильзы конечно не те. Смотрим на правую и видим калибр и орудие - 122мм и Д-30. Вот рядом слева, ржавая - похоже на 76мм той войны, Д-30-то современее, хоть и из СССР и сейчас отлично почти по всему миру воюет:
Командир бронеплощадки и его перископ. В реальности он мог сидеть и повыше, но тут от модели броневагона зависело:
У него под рукой телефон для связи с другими броневагонами\бронеплощадками\командиром бронепоезда, это оригинал изделия:
Посмотрите на его петлицы. После революции 1917-го года наша армия отошла от знаков различия армии Императороской России. Те носили звания и должности на погонах, советские же солдаты и офицеры - на петлицах. Правда в 1943-м в СССР уже опять вернули погоны, носят до сих пор. И у командира на петлицах танк и ромбик - это младший лейтенат танковых войск:
Хм... Казалось бы... Это же не танк, а бронепозед. Но далее все станет еще путанее :-)
Личное вооружение бойцов бронепоезда составляли либо винтовки Мосина, либо пистолеты-пулеметы ППШ и конечно гранаты:
Далее идет бронепаравоз:
Это обычный паровоз, обвешанный бронелистами. Броня держала пистолетные\винтовочные пули, но не снаряды. Очень часто под бронепаровозы переделывали паровозы серии "О" или "Ов". Их ласково звали "Овечки". Мощности таких паровозов вполне хватало, чтобы тянуть несколько броневагонов и открытых площадок. Но "О" или "Ов" не нашли, сделали из похожего, серии "Л":
Внунтри очень тесно, как там постоянно работали 3 человека?! Машинист, помошник машиниста и кочегар. Фото не получились большей частью, но пара так себе тут. Предупреждение всем машинистам:
И топка, она открыта. Туда кидали уголь, после она конечно закрывалась. Но в кабине паровоза все равно было жарко, а ведь окон уже не было, он был обвешан броней, там только щели:
Экскурсовод у нас был так себе... На вопрос "А где был машинист?" он ответил "в другом месте"... А где может быть машинист, кроме как в кабине паровоза?!?!? Не, ну наверное может рядом бежать, в тендере на угле спать... Вариантов то много.
За паровозом тендер. Это небольшой двухосный вагон (хотя было всяко) с углем. Ну или тем, что может гореть. Дрова, торф, ломанные доски, да хоть бумага в больших количествах - во время войны в топки паровозов шло все. Главное - чтоб горело и ехало:
НО. Тендер - это тоже площадка. Да, там в нем - топливо. А наверху можно что-то полезное разместить. И размещали, очень часто. Фото есть в сети. Часто это была счетверенная зенитная установка из пулеметов системы Максима. Против низколетящих самолетов - вполне себе эффективно. Так же как и на дистанциях до 1-1,5 км - по наземным целям, плотность огня конечно потрясающая:
Виден простейший зенитный прицел сверху, хотя и с ним нужно уметь работать.
Далее идет еще одна бронеплощадка. Она полностью такая же, как первая - броневагон, 2 пушки 76мм и 6 пулеметов:
Бортовой пулемет системы Максима:
И еще одна двухостная платформа далее:
Тут накосялили... Точнее слепили из того, что было. Платформа - это да, тут все верно, такие были в составе бронепоездов той войны. А орудие?! Это же МЛ-20, скорее всего образца 1937-го года, советская пушка-гаубица. Да, по времени подходит, кстати далее ей стали ставить более длинные стволы, так что это раритет. НО. А выдержит ли легкая двухостная платформа хотя бы один раз отдачу от такого орудия? Скорее всего потом придется в пункт приема металла сдавать изделие... Было, ставили на открытые двухостные платформы пушки, защищиали парой-тройкой слоев мешков с песком. Ну никак ни МЛ-20. ЗиС-2, а в 1941-м - скорее всего "сорокопятка" - 45мм противотанковая пушка 1938 года, изделие 53-К - вполне, конечно. Тем более "Тульского рабочего" собирали буквально на коленке из чего могли. Вобщем тут лажа полная.
В составе всех бронепоездов были и еще легкие двухостные "контрольные" платформы. По одной, две или даже три впереди и позади бронепоезда. Они выполняли как раз контрольную роль - а есть ли мины на пути состава. Часто их грузили балластом - мешками с песком, лучше мокрым. Наезжала на мину такая платформа, взрыв, но, применяя экстренное торможение машинист мог остановить состав и не допустить его схода его с рельс. Так же делалось и в бронепоездах всех других стран мира, у кого были.
Второй выпуск будет далее про тот же бронепоезд, его вторую, "белую" часть и про непонятки в знаках различия.