Аргумент о том, что проституция - это работа, отражает точку зрения сутенеров и покупателей секса, а не точку зрения тех, кого проституируют. Для тех, кто находится в проституции, это не работа, а "оплаченное изнасилование".
netovar.org "Так вот, девочки, одно дело часто менять мужчин, делать это по собственному желанию, и совсем другое - когда выбирают тебя"
prostitutka-ket.Проституция - явление многослойное и как часть общественных отношений несет в себе целые пласты экономических, психологических, культурных составляющих незаметных для глаз обывателя, как скрыта от моряка подводная часть айсберга . В рамках скромного объема статьи главным образом рассматривается политэкономическая сторона вопроса, психология поведения и потребления, поздний советский опыт (стадия перехода к капитализму). Задача состоит не столько в критике классического (буржуазного)
аболиционизма как такового, на сегодняшний день напоминающего борьбу с ветряными мельницами, а в предложении двигаться путем ликвидации настоящего врага прогрессивного человечества - против капитала.
Женщины все чаще рассматривают свое тело как актив - отмечает современная пресса. Впрочем, тело как товар это давно не новость. Товарное качество человек приобрел в эпоху классового общества и первых государств. Рабовладельческая формация, судя по всему, и подарила миру проституцию, а когда с разрастанием этого явления стали возникать проблемы, часть общества стала задаваться вопросом - что делать? Примером для тех, кто не понимает отличие продажи тела от рабочей силы, и что представляет собой покупка человека в развитом буржуазном обществе, послужит художественная кинолента "Игрушка" 1976г.
По сюжету фильма влиятельный господин идет на поводу капризов собственного отпрыска и покупает (в фильме покупка осуществляется через принуждение) Франсуа Перрена (Пьер Решар). Аналогия заключается в том, что главный герой оказывается в незавидной роли живой вещи. Однако выбрав путь сопротивления в непростых обстоятельствах, он не позволяет превратить свое Я в ничто, и в результате борьбы сам перевоспитывает избалованное чадо (отражение своих родителей). Можно не сомневаться, найдутся люди готовые стать вещью добровольно (в фильме это тоже прекрасно показано), важен лишь вопрос цены.
Click to view
Проституция - вступление за плату в сексуальные отношения, не основанные на личной симпатии. По мнению автора книги «История Петербургской проституции» И Князькина: «Главной отличительной» чертой при проституции является даже не получение денег, а неизбирательность при выборе клиента. Понимание этого критерия важно, если мы хотим отделить проститутку от содержанки и от просто сексуально гиперактивной женщины». Что же сегодня в нашей стране толкает людей на занятие проституцией? Будем объективны, в основном совсем не угроза голодной смерти толкает человека на уродливый путь отчуждения своего Я, а скрытая для человеческого глаза товарно-денежная сила, обусловленная финансовой выгодой и быстрыми деньгами. Клинический психолог Оксана Митрофанова отмечает: "он (клиент) покупает куклу, с которой может делать то, что захочет. Она - вещь, и она это знает...".В логике рыночной свободы, говоря языком политэкономии, предложение своего Я (не путать с рабочей силой) осуществляется, как отчуждение ненужного продукта для самого продавца, после акта купли-продажи он передает свое тело покупателю, который, пусть и на время, становится его новым хозяином. Другой психолог Р. Гариффуллин замечает: «Проституция становится симулякром, а значит, все меньше и меньше оценивается как негативное явление». Естественно, если рассматривать проституцию как симулякр, прибегая к доминирующей сегодня философии постмодернизма, вполне можно прийти и к подобному выводу: свобода - рабство - счастье.
Масштаб рынка сексуальных услуг постоянно расширяется, представляя собой отражение самовозрастающего капитала. Точных данных по количеству людей занятых в проституции просто нет. Любая статистика будет приблизительной от и до. Соответственно более-менее точное количество женщин* занятых проституцией в современной России - задача крайне трудная. Необходимо также заметить, получить выверенные цифры нигде и никогда не представлялось возможным, потому как кроме зарегистрированных проституток всегда были свободные (теневые), что всегда осложняло подсчет. Кое-какие данные все же существуют в открытых источниках. В 2000 году МВД огласило цифры в 267-400 тыс. человек, а в
2012 году в районе 1 миллиона. Последние данные, уже неофициальные, указывают на цифру в 1.5 млн. человек и больше, однако насколько они могут быть объективны и корректны - вопрос открытый. К примеру, в США насчитывают от 1млн до 2млн., однако и население штатов в два с лишним раза больше. Даже если принять цифру за 1 млн. действующих проституток в России, она не перестает от этого выглядеть менее впечатляющей. В любом случае, только за 20 лет индустрия сексуальных услуг увеличилась минимум в 3 раза.
Многими исследователями вопроса проституции высказываются соображения, что феномен проституции неискореним в принципе, а потому ее надо принять как данность и легализовать. Даже советский "тоталитаризм" не смог ликвидировать опухоль в общественном организме. Особенно нелепо выглядят язвительные заявления И. Князькина, о том, что в 20 -е годы ситуация с проституцией, по сравнению с тем же дореволюционным периодом не поменялась, а далее по тексту и вовсе без ссылок на источники прозрачно намекает на отстрел проституток в 30-е годы: "Как видите, в 1930-е годы социальные проблемы решали очень просто. На улицах есть проститутки? Арестовать и отправить под конвоем на стройки социализма. Кстати, подход этот был совершенно универсальным. Однажды товарища Сталина спросили, что делать с гомосексуалистами. "Расстреливать"- невозмутимо ответил товарищ Сталин." (1) Впрочем, на разных этапах социалистического строительства проституция себя чувствовала по-разному. Упреки в адрес советского времени будут отчасти справедливы.Статистика в СССР не афишировалась не столько в силу наличия проституции, сколько ее относительной немногочисленности, что в любом случае можно считать ошибкой, так как в дальнейшем укрывательство фактов поспособствовало рождению массы мифов. В статье "Факты разгуливают по улице «Семья 1988г №14» приводит данные по Новороссийску: «В начале 60-х там было 28 проституток, сейчас (1988) - несколько сотен». В сравнении с богатыми буржуазными государствами СССР даже образца второй половины 80-х обладал достаточно скромными показателями в области секс-индустрии. В ФРГ с населением 63 млн. человек насчитывалось от 60 до 120тыс проституток, в СССР на 290 млн. зарегистрировано 5 тыс. проституток. Эти данные нельзя считать полными, но даже если цифру увеличить в несколько раз, разница все равно будет огромной. Для сравнения приведем свежие данные за 2020-е: В Германии количество проституток около 400тыс с населением 84 млн., в РФ с населением 147 млн. в районе или более 1 млн.* В Союзе основная масса проституток осуществляла свой промысел в гостиницах, как показано в фильме «Интердевочка». Одна часть ориентировалась на иностранцев (валютные), другая на отечественного потребителя. Это был относительно немногочисленный контингент, который в большинстве своем состоял на учете в милиции. Существовали и в около криминальном мире элементы привлеченные «легкими» деньгами или блатной романтикой, обитавшие рядом с вокзалами, нигде не работавшие, а потому выселялись органами власти по статье «за тунеядство» на так называемый «101 км»*. Стоит ли говорить, носи проституция в советском обществе второй половины 80-х сколь-нибудь распространённый характер, средненький фильм «Интердевочка» вряд ли бы вызвал столь бурную реакцию людей заваливавших письмами редакции газет и журналов. Многими гражданами фильм был воспринят как реклама проституции.
Социалистическое общество не было совершенным и еще сохранялся принцип распределения по труду, поэтому вполне естественно присутствовало имущественное расслоение, а вместе с ним и желание отдельных людей заполучить те или иные блага в короткие сроки, приложив минимум усилий. На определенном этапе строительства произошла деформация потребительских запросов, а стандарты высокого потребления перестали связываться в массовом сознании с размером трудового вклада. Вполне типичный образец позднеперестроечного периода - письмо школьницы конца 80-х: "Сколько же нам врали? В школе одно. Дома - другое... Почему я на панель подалась? Разве я об этом мечтала? Нет, мечтала, как и все, о чепухе и розовой. И только зло брало, что у одноклассницы моей - все от лифчика до побрякушек из-за бугра, а я в нашем ширпотребе щеголяю. А классная руководительница не преминет подарок от богатенькой девочки получить и выделить ее среди нас, среди сереньких и простеньких. Вот, чтобы все было по справедливости, я и по шла по рукам."(3) Из письма прекрасно видно, девушка совсем не бедствует, не ходит разутой или в перелатанном нижнем белье. Акцент ей ставится на зарубежных предметах обихода, на то, что было недоступно массовому покупателю вследствие высокой цены. Она не скрывает, что хочет одеваться как девочка более состоятельных родителей, чувство зависти толкает ее на этот шаг. "Мода на любой конкретный элемент или определенную деталь одежды основана на их полезности в качестве доказательства денежного положения владельца."(2) . Важны ли сами "шмотки" для этой девушки в качестве их непосредственного предназначения? нет. Важен атрибут, фетиш, та магическая нагрузка, которой она наделяет вещи, их принадлежностью к «праздной» прослойке. Ведь с ней в классе учатся другие девочки такие же как она и которых явное большинство. Фетишизм в том и состоит, что предмету, именно во всей его грубой телесности, в его непосредственно воспринимаемой форме, приписываются свойства, которые на самом деле ему не принадлежат. На этом примере, невооруженным взглядом заметна рыночная логика молодой девушки, уже крепко связанная с товарно-денежными отношениями. С помощью механизма демонстративного потребления происходит самоутверждение и самореализация конкретного человека - своего рода повышение социального статуса. Престиж, самоутверждение в глазах некоторых девушек прямо зависят от того, как они внешне выглядят, как себя подают. Проституция - это и следствие противоречий между реальным положением женщин, их притязаниями и возможностями самоутверждения и самореализации(3).
В капиталистическом обществе обывательщина - имманентное свойство ее классовой структуры, чем больше людей узко мыслят и чем больше отдельный индивид зациклен на удовлетворении своих личных потребностей любым способом, тем лучше чувствует себя система производственных отношений основанная на эксплуатации человека человеком. Ф. Энгельс писал: «люди, сознательно или бессознательно черпают свои нравственные воззрения в последнем счете из практических отношений, на которых основано их классовое положение, то есть из экономических отношений». Для советского общества агрессивная обывательщина* представляла опасность, так как социалистическое строительство требовало тогда и потребует в будущем сознательной, планомерной работы в деле созидания новой социально-экономической формации. Качественное наполнение автоматической модели поведения в капиталистической системе и коммунистической отличаются радикально. К примеру, рыночный механизм вырабатывает у потенциального покупателя психологию с заниженной планкой норм этики и поведения, приравнивая отношение к посещению борделя к чашке чая в кафе. Коммунистическое общество несет качественно иную стратегию в отличии от капиталистического, хотя общие приемы могут казаться похожими. А.С. Макаренко писал: "Наша задача - не только воспитывать в себе правильное разумное отношение к вопросам поведения, но еще воспитывать правильные привычки, то есть такие привычки, когда мы поступали бы правильно вовсе не потому, что сели и подумали, а потому что иначе не можем, потому, что мы так привыкли". "О коммунистическом воспитании".(4)
Как показал опыт социалистического строительства в Советском союзе, пока строится социализм (каждому по труду) проституция, как явление, сокращается до минимальных значений, но исчезает только на более развитом этапе общественных отношений. Как только в социалистическом обществе начинает увеличиваться доля товарно-денежных отношений, проституция снова начинает разрастаться. а идеология коммунизма превращается в фикцию. Этот факт можно считать подтверждённым эмпирически. Рассказ молодой проститутки: «…за первую ночь я заработала 30 рублей. Меня охватила жадность к деньгам. Нет, чтобы пожить на эти 30 рублей и не ездить больше туда. Но жадность к деньгам потянула еще и еще раз...» (3). К сожалению, в позднем СССР факт роста численности проституции от года к году был проигнорирован. Хотя уже этот пункт должен был стать одним из сигналов для партийного руководства, что экономические реформы Горбачева ведут к деградации системы, а капиталистические формы хозяйствования пагубно влияют на социальный климат в стране."...динамику эволюции сексуальной жизни прямо определяют социально-экономические факторы, довлеющие в обществе... Из статистики известно, что 82.5 % опрошенных проституток в 20-е годы нашего столетия * (20 век) пошли на панель именно в период нэпа" (3).
Вследствие либерально-рыночных реформ (шоковая терапия) в 90-е рост проституции на постсоветском пространстве приобрел взрывной характер. С переходом на капиталистическую экономику появились бордели, сауны, уличная торговля людьми и все те обязательные атрибуты, без которых нельзя себе представить полноценное классовое общество. Можно ли считать человека свободным, если он находится под гнетом капитала?, и тем более, если человек - его добровольный раб.
Click to view
«Человек же только тем и возвышается над животным миром, что он преследует "интересы вида" (рода человеческого) вполне сознательно, делая своей целью свой собственный род... Поэтому каждый отдельный человек только тогда и только там выступает как Человек, когда и где он сознательно, то есть свободно, совершенствует свой собственный род.» Э. Кант
Сноски:
1.И. Князькин. "История Петербургской проституции" 2003г стр.364
2. Торстейн Веблен "Теория праздного класса" 1923г стр. 75
3. Ю. М. Хотченков "Проституция и преступность" 1991г
4. Б.О. Николаичев "Осознаваемое и неосознаваемое в нравственном поведении личности"1976г
* агрессивная обывательщина - формулировка Э. Ильенкова.
* Женщины представляют основную часть среди проституток. Проституцией занимаются мужчины, втянуты в это сферу дети (несовершеннолетние).
* Практика выселение тунеядцев за черту города применялась не везде. (ред. после замечания в комментариях)