Регрессивная метаморфоза позднего капитализма

Aug 18, 2021 15:32



Герхард Рихтер "Пути"

Искусство всегда опосредованно связано с характером производительных сил. Бывает так, что низкий уровень производительных сил оставляет в истории шедевры, а случается и наоборот, общество, достигшее высокого уровня развития, оказывается неспособным для создания высоких образцов искусства.
На заре капитализма, когда производительные силы были значительно менее развиты нежели в состоянии зенита, передовые художники эпохи Возрождения опирались на реальность изображения объектов природы и это была, без сомнения, революция в искусстве. Художники кватроченто прекрасно понимали так называемую технику ташизма или информализма - отказ от геометрической абстракции в пользу произвольных мазков и пятен. Флорентийскому живописцу позднего кватроченто Сандро Боттичелли принадлежит шутливое высказывание о постижении искусства пейзажа, для которого достаточно бросить губку наполненную различными красками в стену, и она оставит на этой стене пятно, где будет виден красивый пейзаж. Однако сам мастер от применения подобных приемов воздерживался. Вместо хаотичных клякс и пятен Боттичелли создал картину "Покинутая", опередившую свое время в искусстве и открытую словно заново импрессионистами в XIX столетии.

Леонардо Да Винчи рассуждает (Суждения о науке и искусстве): "... кто избегает теней, избегает славы искусства у благородных умов и приобретает её у невежественной черни, которая не хочет от живописи ничего другого, кроме красоты красок, забывая вовсе красоту и чудесность показывать рельефным плоский предмет." Не правда ли, все это очень знакомо, особенно, если обратиться к современному искусству в период позднего капитализма. Начиная с модернизма и его продолжения постмодернизма (теперь ещё и метамодернизм), реальность утрачивает свою актуальность в живописи, а ей на смену приходят своеобразные трактовки, языковые игры автора и критиков. "Жизнь искусства является барометром, который с удивительной точностью показывает прилив общественных сил, детские слабости нового, нарождающегося устройства жизни или, наоборот, неизлечимую болезнь обречённого строя. Свидетельство искусства неподкупно, его ничем не скроешь, и спустя столетия оно с верностью зеркала выдает секреты своих современников. Если бы исчезли исторические документы, рисующие кризис и закат капитализма, достаточно было бы видеть странные символы новейшей западной живописи, чтобы понять состояние буржуазного мира в середине двадцатого века." М. Лифшиц "Кризис безобразия"
Новое в живописи противопоставлялось застою в академизме и таковым можно считать импрессионизм. Однако техника импрессионистов не подразумевала отрицание природы, напротив, считалось необходимым больше рисовать на пленэре. Впрочем, вместо развития последователи реформаторов подведут живопись к упадку. Относительно быстро утверждается живопись "без правил". Так, например, Г. Моро обращается к своему ученику А Матиссу: "Вам предстоит упростить живопись". Её упрощают: сначала руками фовистов, затем кубистов, а далее все большая примитивизация доходит до абстракционизма и абсолютно, в прямом смысле этого слова, пустых картин, очистивших себя от изобразительности. Пикассо как-то скажет: "Всякий хочет понимать искусство. Почему не пробуют понять пение птиц?". В данном выражении сколько эстетства столько же и глупости. Зритель, прежде всего, желает понимать искусство, потому что оно - творение человека, а не природы. Например, абстрактивизму присущ миф о неких разгаданных тайнах бытия и искусства. "Совмещая несовместимое, объединяя в одной картине изображения предметов и явлений из совершенно разных областей, Малевич протестовал: против мещанства, косности ума и буржуазной узколобости современников. ...создало собственную реальность: со своими правилами, законами и смысловыми отношениями. А иногда с их полным отсутствием".
https://vtbrussia.ru/culture/evreyskiy-muzey-i-tsentr-tolerantnosti/filosofiya-russkogo-avangarda
При этом авангардисты словно забыли про жанристов и передвижников Перова, Касаткина и др.. Картину последнего "Углекопы" Третьяков бранил словами: пустили "чумазых" в галерею. Никаких мещанских вкусов художники не воспроизводили, напротив, они станут предвестниками нового стиля - соцреализм.


"Сначала модернизм характеризуется отказом от реализма в пользу чувственного восприятия и передачи внутреннего мира живописца. Провозглашалась абсолютная свобода художника в творчестве, которое не должно быть связано рамками реального мира. На смену выверенным веками приемам пришел эксперимент. Живописцы не пропагандировали определенную эстетическую программу, но формально выступали против методов и приемов импрессионистов, что выражалось в примитивизме форм, остроте композиционных решений, стремлении к яркому цвету, пренебрежении линейной перспективой. Ларионов манифестировал: цель живописи - передать образ четвертого измерения с помощью отраженных лучей, которые наполняют форму цветом, а значит - смыслом. https://veryimportantlot.com/ru/news/blog/modernizm-v-zhivopisi-inoe-prochtenie-realnosti
Постмодернисты пришли к выводу, что современный мир невозможно описать в рамках классических подходов в философии, науке, культуре. А следовательно классические методы искусства не подходят для его описания.
https://veryimportantlot.com/ru/news/blog/postmodernizm
В стремлении разрушить традиционную структуру искусства, художественная культура переживает грандиозный распад, искусство теряет связь с жизнью и конструирует малопонятную культуру будущего. В частности, реакционный идеалист Бердяев воспринял кубизм положительно, называя его революционным, усмотрев в нем эффект разлагающий всякую органичность. Довольно быстро в буржуазных странах модернизм становится ключевым течением в искусстве и это неслучайно. Абстрактная живопись была малопонятна для восприятия, а отсутствие знаковых проблем и горизонта альтернативного (социалистического) будущего делали её безопасной с социально-политической точки зрения.
С 1917 года в России формируется советская художественная культура, развивающаяся на собственной социальной основе, обретающая свою политическую функцию и стилевую направленность. Одним из основных течений в изобразительном искусстве стал соцреализм, авторы которого ставили перед собой целью воспеть человека - деятеля. Фактически соцреализм вытеснил авангардизм, большевикам понадобилось приложить усилия, чтобы "революционное" искусство не пустило глубокие корни. Некоторые авторы имеют спорное утверждение, что большевики, отказываясь от авангарда в пользу реализма, взяли вправо. На самом деле, осуществлялся последовательный курс - брать от искусства лучшее. Маркс как-то отметил, что только идиот может не понимать значения античной культуры для пролетариата.
Интеллектуальный и физический, индивидуальный и коллективный труд становится центральной темой творчества в советском обществе. "Реализм XIX склоняется к антропоцентрическому истолкованию обобщающих идей и к выражению их в индивидуальном психологическом мире героя. Социальный реализм 20 века больше оперирует сверхличными понятиями, тяготеет к обобщенному представлению о социальных силах, к образам, адекватным крупным мерам и неделимым на отдельные характеры и типы. " "Малая история искусств".
"Импрессионисты поставили во главу угла эстетическое, собственно живописные проблемы. Передвижники - проблемы человеческие, социальные перед которыми вопросы формы отступали на второй план, получали значение служебное по отношению к содержанию, то есть представлялись важными постольку, поскольку могли сделать "мысль" общедоступной. Репин: " Лицо, душа человека, драма жизни, впечатления природы, её жизнь и смысл, дух истории - вот наши души". "Краткая история искусств" Н. А. Дмитриева. Соцреализм как-бы оттолкнулся от жанровой живописи 19 века и передвижников. Художник 20 века Красовский подчеркивал:"... жизнь художника неотделима от жизни народа, страны; какова твоя жизненная позиция, таково и творчество."

Взаимосвязь двух художественных периодов и преемственность поколений хорошо просматривается в работе Красовского Е.Е. "У картины Пукирева" 1956.

Трудно не согласиться с точным замечанием М Лифшица: "Буржуазное искусство окончательно погрузилось в сумерки мистицизма, "черной манеры" бульварной эстетики кошмаров и ужасов." В подтверждение данных слов о доминирующих вкусах буржуазных эстетов лучше привести в пример творческий путь талантливого советского художника Г. Коржева. Вот как в "Коммерсанте" посвящённом Гелию Михайловичу некрологе освещен его поздний творческий этап: "До конца жизни Гелий Коржев оставался убежденным консерватором. Он был предан цеху советского искусства и критиковал перемены в расстановке сил. .... В новую ситуацию он вписался лишь косвенно, когда галерея "Риджина" показала в 1993 году его серию "Тюрлики". .... Тюрлики пользовались огромным успехом у западных коллекционер и открыли в Коржеве метафизика.... Последние работы художника на библейские темы покажут в декабре этого года в Институте русского реалистического искусства". www.kommersant.ru/doc/2010168
Схожее положение дел можно отметить и в других областях общественной надстройки: политике и гуманитарных науках. Разрыв между порядком реального и символическим порядком постмодернистской культуры оказывает влияние и на индивидуального субъекта. Индивид оказывается более не способен связывать опыт прошлого и настоящего, поскольку, оказавшись в пространстве знаков, теряет связь с означаемым, то есть с историей. Вслед за Лаканом и Делезом Джеймисон называет это состояние постмодернистского субъекта шизофренией, констатируя таким образом распад классического субъекта. В этой ситуации проблематичным оказывается возникновение и существование в условиях постмодерна сколько-нибудь устойчивого политического субъекта, способного к реальному политическому действию. Алексей Апполонов в книге "Наука о религии и её постмодернистские критики." отмечает: "...имеет место отсутствие должной подготовки и необходимых знаний, компенсируемое, однако, излишней самоуверенностью, которая особенно процветает в общей ситуации постмодерна, когда стандартные научные процедуры и нормы считаются "устаревшими" ( а в худшем - препятствием для демократии). Там же с отсылкой на Жака Брикмона и Алена Сокала: "От разлагающего влияния модной сегодня бессмыслицы страдают прежде всего гуманитарные науки, когда языковые игры изгоняют критический и строгий анализ социальной реальности. В конечном счете обдуманно невразумительные рассуждения и сопутствующая им интеллектуальная беспечность отравляют часть интеллектуальной жизни и усиливают и без того распространённый среди населения примитивный антиинтеллектуализм".

Современное " искусство" стало отражением эпохи позднего капитализма, в котором мир словно находится вне действительности. Если квадраты Альфонса Алле были шуткой здоровой мысли, то в дальнейшем творческие представители буржуазной общественности с полной серьезностью будут искать выход из кризиса в потусторонних, религиозных, фантастичных схемах. Постмодернист Герхард Рихтер оставит своим полотном "Пути" след на свалке истории, как наглядной деконструкции надстройки и внутреннего разложение правящего класса.
В социалистической культуре на смену классическим образам Христа в искусстве, как искупителя грехов человечества, приходит реальный человек труда, созидатель нового, свободного от эксплуатации общества (сравним углекопов Касаткина и "Рабочий" В. Серова 1960г). Человек труда, как диалектическая противоположность капиталистических отношений, только через слом старой системы обретет свободу для всего человечества.


Триптих "Коммунисты". Г.Коржев"

капитализм, искусство, постмодерн, живопись, соцреализм

Previous post Next post
Up