Герхард Рихтер "Пути"
Искусство всегда опосредованно связано с характером производительных сил. Бывает так, что низкий уровень производительных сил оставляет в истории шедевры, а случается и наоборот, общество, достигшее высокого уровня развития, оказывается неспособным для создания высоких образцов искусства.
На заре капитализма, когда производительные силы были значительно менее развиты нежели в состоянии зенита, передовые художники эпохи Возрождения опирались на реальность изображения объектов природы и это была, без сомнения, революция в искусстве. Художники кватроченто прекрасно понимали так называемую технику ташизма или информализма - отказ от геометрической абстракции в пользу произвольных мазков и пятен.
Флорентийскому живописцу позднего кватроченто Сандро Боттичелли принадлежит шутливое высказывание о постижении искусства пейзажа, для которого достаточно бросить губку наполненную различными красками в стену, и она оставит на этой стене пятно, где будет виден красивый пейзаж. Однако сам мастер от применения подобных приемов воздерживался. Вместо хаотичных клякс и пятен Боттичелли создал картину "Покинутая", опередившую свое время в искусстве и открытую словно заново импрессионистами в XIX столетии.
Леонардо Да Винчи рассуждает (Суждения о науке и искусстве): "... кто избегает теней, избегает славы искусства у благородных умов и приобретает её у невежественной черни, которая не хочет от живописи ничего другого, кроме красоты красок, забывая вовсе красоту и чудесность показывать рельефным плоский предмет." Не правда ли, все это очень знакомо, особенно, если обратиться к современному искусству в период позднего капитализма. Начиная с модернизма и его продолжения постмодернизма (теперь ещё и метамодернизм), реальность утрачивает свою актуальность в живописи, а ей на смену приходят своеобразные трактовки, языковые игры автора и критиков. "Жизнь искусства является барометром, который с удивительной точностью показывает прилив общественных сил, детские слабости нового, нарождающегося устройства жизни или, наоборот, неизлечимую болезнь обречённого строя. Свидетельство искусства неподкупно, его ничем не скроешь, и спустя столетия оно с верностью зеркала выдает секреты своих современников. Если бы исчезли исторические документы, рисующие кризис и закат капитализма, достаточно было бы видеть странные символы новейшей западной живописи, чтобы понять состояние буржуазного мира в середине двадцатого века." М. Лифшиц "Кризис безобразия"
Новое в живописи противопоставлялось застою в академизме и таковым можно считать импрессионизм. Однако техника импрессионистов не подразумевала отрицание природы, напротив, считалось необходимым больше рисовать на пленэре. Впрочем, вместо развития последователи реформаторов подведут живопись к упадку. Относительно быстро утверждается живопись "без правил". Так, например, Г. Моро обращается к своему ученику А Матиссу: "Вам предстоит упростить живопись". Её упрощают: сначала руками фовистов, затем кубистов, а далее все большая примитивизация доходит до абстракционизма и абсолютно, в прямом смысле этого слова, пустых картин, очистивших себя от изобразительности. Пикассо как-то скажет: "Всякий хочет понимать искусство. Почему не пробуют понять пение птиц?". В данном выражении сколько эстетства столько же и глупости. Зритель, прежде всего, желает понимать искусство, потому что оно - творение человека, а не природы. Например, абстрактивизму присущ миф о неких разгаданных тайнах бытия и искусства. "Совмещая несовместимое, объединяя в одной картине изображения предметов и явлений из совершенно разных областей, Малевич протестовал: против мещанства, косности ума и буржуазной узколобости современников. ...создало собственную реальность: со своими правилами, законами и смысловыми отношениями. А иногда с их полным отсутствием".
https://vtbrussia.ru/culture/evreyskiy-muzey-i-tsentr-tolerantnosti/filosofiya-russkogo-avangarda При этом авангардисты словно забыли про жанристов и передвижников Перова, Касаткина и др.. Картину последнего "Углекопы" Третьяков бранил словами: пустили "чумазых" в галерею. Никаких мещанских вкусов художники не воспроизводили, напротив, они станут предвестниками нового стиля - соцреализм.
"Сначала модернизм характеризуется отказом от реализма в пользу чувственного восприятия и передачи внутреннего мира живописца. Провозглашалась абсолютная свобода художника в творчестве, которое не должно быть связано рамками реального мира. На смену выверенным веками приемам пришел эксперимент. Живописцы не пропагандировали определенную эстетическую программу, но формально выступали против методов и приемов импрессионистов, что выражалось в примитивизме форм, остроте композиционных решений, стремлении к яркому цвету, пренебрежении линейной перспективой. Ларионов манифестировал: цель живописи - передать образ четвертого измерения с помощью отраженных лучей, которые наполняют форму цветом, а значит - смыслом.
https://veryimportantlot.com/ru/news/blog/modernizm-v-zhivopisi-inoe-prochtenie-realnosti Постмодернисты пришли к выводу, что современный мир невозможно описать в рамках классических подходов в философии, науке, культуре. А следовательно классические методы искусства не подходят для его описания.
https://veryimportantlot.com/ru/news/blog/postmodernizm В стремлении разрушить традиционную структуру искусства, художественная культура переживает грандиозный распад, искусство теряет связь с жизнью и конструирует малопонятную культуру будущего. В частности, реакционный идеалист Бердяев воспринял кубизм положительно, называя его революционным, усмотрев в нем эффект разлагающий всякую органичность. Довольно быстро в буржуазных странах модернизм становится ключевым течением в искусстве и это неслучайно. Абстрактная живопись была малопонятна для восприятия, а отсутствие знаковых проблем и горизонта альтернативного (социалистического) будущего делали её безопасной с социально-политической точки зрения.
С 1917 года в России формируется советская художественная культура, развивающаяся на собственной социальной основе, обретающая свою политическую функцию и стилевую направленность. Одним из основных течений в изобразительном искусстве стал соцреализм, авторы которого ставили перед собой целью воспеть человека - деятеля. Фактически соцреализм вытеснил авангардизм, большевикам понадобилось приложить усилия, чтобы "революционное" искусство не пустило глубокие корни. Некоторые авторы имеют спорное утверждение, что большевики, отказываясь от авангарда в пользу реализма, взяли вправо. На самом деле, осуществлялся последовательный курс - брать от искусства лучшее. Маркс как-то отметил, что только идиот может не понимать значения античной культуры для пролетариата.
Интеллектуальный и физический, индивидуальный и коллективный труд становится центральной темой творчества в советском обществе. "Реализм XIX склоняется к антропоцентрическому истолкованию обобщающих идей и к выражению их в индивидуальном психологическом мире героя. Социальный реализм 20 века больше оперирует сверхличными понятиями, тяготеет к обобщенному представлению о социальных силах, к образам, адекватным крупным мерам и неделимым на отдельные характеры и типы. " "Малая история искусств".
"Импрессионисты поставили во главу угла эстетическое, собственно живописные проблемы. Передвижники - проблемы человеческие, социальные перед которыми вопросы формы отступали на второй план, получали значение служебное по отношению к содержанию, то есть представлялись важными постольку, поскольку могли сделать "мысль" общедоступной. Репин: " Лицо, душа человека, драма жизни, впечатления природы, её жизнь и смысл, дух истории - вот наши души". "Краткая история искусств" Н. А. Дмитриева. Соцреализм как-бы оттолкнулся от жанровой живописи 19 века и передвижников. Художник 20 века Красовский подчеркивал:"... жизнь художника неотделима от жизни народа, страны; какова твоя жизненная позиция, таково и творчество."
Взаимосвязь двух художественных периодов и преемственность поколений хорошо просматривается в работе Красовского Е.Е. "У картины Пукирева" 1956.
Трудно не согласиться с точным замечанием М Лифшица: "Буржуазное искусство окончательно погрузилось в сумерки мистицизма, "черной манеры" бульварной эстетики кошмаров и ужасов." В подтверждение данных слов о доминирующих вкусах буржуазных эстетов лучше привести в пример творческий путь талантливого советского художника Г. Коржева. Вот как в "Коммерсанте" посвящённом Гелию Михайловичу некрологе освещен его поздний творческий этап: "До конца жизни Гелий Коржев оставался убежденным консерватором. Он был предан цеху советского искусства и критиковал перемены в расстановке сил. .... В новую ситуацию он вписался лишь косвенно, когда галерея "Риджина" показала в 1993 году его серию
"Тюрлики". .... Тюрлики пользовались огромным успехом у западных коллекционер и открыли в Коржеве метафизика.... Последние работы художника на библейские темы покажут в декабре этого года в Институте русского реалистического искусства". www.kommersant.ru/doc/2010168
Схожее положение дел можно отметить и в других областях общественной надстройки: политике и гуманитарных науках.
Разрыв между порядком реального и символическим порядком постмодернистской культуры оказывает влияние и на индивидуального субъекта. Индивид оказывается более не способен связывать опыт прошлого и настоящего, поскольку, оказавшись в пространстве знаков, теряет связь с означаемым, то есть с историей. Вслед за Лаканом и Делезом Джеймисон называет это состояние постмодернистского субъекта шизофренией, констатируя таким образом распад классического субъекта. В этой ситуации проблематичным оказывается возникновение и существование в условиях постмодерна сколько-нибудь устойчивого политического субъекта, способного к реальному политическому действию. Алексей Апполонов в книге "Наука о религии и её постмодернистские критики." отмечает: "...имеет место отсутствие должной подготовки и необходимых знаний, компенсируемое, однако, излишней самоуверенностью, которая особенно процветает в общей ситуации постмодерна, когда стандартные научные процедуры и нормы считаются "устаревшими" ( а в худшем - препятствием для демократии). Там же с отсылкой на Жака Брикмона и Алена Сокала: "От разлагающего влияния модной сегодня бессмыслицы страдают прежде всего гуманитарные науки, когда языковые игры изгоняют критический и строгий анализ социальной реальности. В конечном счете обдуманно невразумительные рассуждения и сопутствующая им интеллектуальная беспечность отравляют часть интеллектуальной жизни и усиливают и без того распространённый среди населения примитивный антиинтеллектуализм".
Современное " искусство" стало отражением эпохи позднего капитализма, в котором мир словно находится вне действительности. Если квадраты Альфонса Алле были шуткой здоровой мысли, то в дальнейшем творческие представители буржуазной общественности с полной серьезностью будут искать выход из кризиса в потусторонних, религиозных, фантастичных схемах. Постмодернист Герхард Рихтер оставит своим полотном "Пути" след на свалке истории, как наглядной деконструкции надстройки и внутреннего разложение правящего класса.
В социалистической культуре на смену классическим образам Христа в искусстве, как искупителя грехов человечества, приходит реальный человек труда, созидатель нового, свободного от эксплуатации общества (сравним углекопов Касаткина и
"Рабочий" В. Серова 1960г). Человек труда, как диалектическая противоположность капиталистических отношений, только через слом старой системы обретет свободу для всего человечества.
Триптих "Коммунисты". Г.Коржев"