Фонарики для машинки. Часть VI. Поворотнички версия 2.0

Jun 15, 2017 00:31

       Предыдущая версия была тут:
Фонарики для машинки. Часть IV. Есть ещё дырки и электроны в переходах!
       и вот тут:
Фонарики для машинки. Часть V. Поворотнички.

Она была недоработанной. В частности в ней не отключался генератор. Т.е. он работал постоянно, разряжая батарейки через базовое сопротивление транзисторного ключа. Оно хоть и 1 кОм, но дней через десять водитель пригонял машину на замену батареек. Кроме того, всё таки микросхема 555ЛА3 требует довольно стабильного напряжения питания 5В±5%. А такое дают только три свежие батарейки. Ну и батарейный блок от китайского фонарика рассчитанный на три батарейки типа ААА завершал картину. В свете вышеизложенного и дабы увеличить межсервисный интервал был сделан вариант 2.0.
   Для начала в Поднебесной среди прочих заказов по электронным компонентам и прочим необходимым для мастерской деталюшкам были заказаны:

- транзисторы C3355 (кучкой, как замена КТ315);
                                         - набор резисторов разного номинала 0,25 Вт;
                                         - набор электролитических конденсаторов на 6,3 В;
                                         - набор подстроечных резисторов различных номиналов;
                                         - боксы для батареек на три типа АА.

Несколько диодов были выпаяны прямо сегодня из компьютерного блока питания, проверены и в пробирке доставлены к месту сборки



Первое. Микросхема 555ЛА3 уступила место микросхеме К561ЛА7, которая не так прихотлива к напряжению питания и спокойно работает в его диапазоне от 3 до 15 В. Как раз то, что нужно. В связи с данной заменой изменилась схема в части номеров выводов микросхемы. Теперь схема генератора выглядит так


В отличие от 555 серии 561 более слаботочная, поэтому для того, чтобы генератор работал стабильно, сопротивление частотнозадающей цепи увеличил до 20 кОм. Для подстройки частоты мигания просто поставил подстроечный резистор на 20 кОм и последовательно ему ещё сопротивление в 10 кОм. Затем подбирая ёмкость конденсатора и сопротивление резисторов получил, что необходимая частота мигания "поворотников" оказывается при паре 25 кОм и 22 мкФ. Подстроечник и дополнительный резистор заменил на один номиналом 25 кОм благо добра теперь этого у меня с бооольшим запасом.

Второе. Вместо ветерана КТ315Б в новой версии поставил С3355, кои применяются по всему Миру. Коэффициент усиления у него около 50... Но для того, чтобы ключ работал уверенно, поставил ему в базу 2кОм.

Третее. Бокс для батареек теперь вмещает три батарейки типа АА, что должно положительно сказаться на времени работы "поворотников/аварийки". Собираем, запускаем. Работает.


Однако всё таки надо сделать так, чтобы генератор отключался от питания вместе с отключением иллюминации. А посему...
  Четвёртое. Вот тут и понадобились пара выпаянных из компьютерного блока питания диодов. Собственно что нам надо? А надо нам сделать так, чтобы один генератор работал то с правыми поворотниками, то с левыми, а когда надо, то и все поворотники аварийкой мигали. Вот для этого мы и ставим пару разделительных диодов. И микросхема теперь получает питание не напрямую с батарейного блока, а через диоды, которые позволяют включать генератор и только одну пару поворотников. Ну а когда необходимо включить аварийку, прежняя двойная кнопка просто включает питание микросхемы сразу через оба разделительных диода и работает всё сразу.

Вот такая полная схема получилась. Простенько и со вкусом :), т.е. она работает. Испытания уже прошла и мелкий водитель отправился спать



Ну а вот как всё это выглядит "под капотом"


Залил небольшое видео работы поворотников: горит-не горит :)

image Click to view



В планах ещё поставить полицейские проблесковые сигналы и сирену. Так что, продолжение следует...

Светодиоды, Мастерим, Машинка

Previous post Next post
Up